Вложение | Размер |
---|---|
epoha_v_biografiyah_lyudey.pptx | 1.78 МБ |
epoha_v_biografiyah_lyudey.docx | 41.07 КБ |
Слайд 1
СЭПО: Эпоха в биографиях людей Выполнила: Студентка II курса ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» Группа №22 Караваева Ксения Руководитель: Преподаватель истории Витулева Валентина ИвановнаСлайд 2
Исследовательская работа о предприятии СЭПО и рабочих объединения. Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний момент получение рабочей профессии является отличным стартом для карьерного роста и работа на ОАО "СЭПО" дает эту возможность. Целью работы является изучение истории создания предприятия и героический труд рабочих и служащих, их вклад в победу над врагом. Исходя из цели, ставятся следующие задачи , которые заключаются в том, чтобы: 1) Познакомиться с историей объединения. 2) Собрать информацию о людях предприятия и его традициях.
Слайд 3
Урок-практикум в слесарной мастерской. Преподаватель Федоров А.Б.
Слайд 4
Административное здание СЭПО
Слайд 5
Панорама СЭПО. 1939 год. Художник Маркин Б.В.
Слайд 6
Панорама жилого поселка СЭПО
Слайд 7
Магнето типа БСМ Магне́то — магнитоэлектрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. В настоящее время иногда применяется в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания. В телефонии машину аналогичного назначения принято называть индуктором .
Слайд 8
Самолет ЯК-3
Слайд 9
Самолет Су-24
Слайд 10
16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден боевым орденом Красной звезды.
Слайд 11
Февраль 1952 года - начало производства домашних холодильников Холодильник «Саратов», 1952 год Холодильник «Саратов» с морозильной камерой
Слайд 12
Телевизор «Сокол», 1980
Слайд 13
Товарный знак с 1972г Автор Злобин А.А.
Слайд 14
Ими гордится объединение Носов Иван Николаевич – Герой Социалистического труда Плеханов Андрей Филиппович – Герой Советского Союза
Слайд 15
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны
Слайд 16
Куликова Лидия Владимировна – награждена орденом Славы III степени, почетный ветеран СЭПО
Слайд 17
Мамонычева (Дмитрова) Раиса Васильевна – ветеран СЭПО
Слайд 18
Резник Евгений Петрович – Генеральный директор ОАО «СЭПО»
Слайд 19
Корпус № 3 (бывший Цех СЭПО)
Слайд 20
Спасибо за внимание!
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ВИВАТ, НАУКА! 2016»
Секция «Региональное краеведение»
Тема «Эпоха в биографиях людей»
Выполнила:
студентка II курса
группы №22
ГАПОУ СО "СПК"
Караваева К.П.
Научный руководитель:
преподаватель истории
Витулева В.И.
Саратов 2016
Оглавление
Введение………………………………………………………..... с.3
Глава 1. История создания "СЭПО» ................…………....…....с.5
1.1. Завод в годы войны.
1.2. СЭПО в послевоенный период.
Глава 2. Ими гордится объединение..................…………....….с.10
Заключение…………………………………………………........с.14
Список литературы……………………………………….....…..с.15
Введение
Два года назад я поступила в ГАПОУ СО "Саратовский политехнический колледж" по профессии «Контролер станочных и слесарных работ». Почему я выбрала эту профессию? Выбор рабочей профессии сегодня чаще воспринимается как отсутствие выбора. А на самом деле это удачный старт для профессионального и карьерного роста. Кто-то хочет весь свой профессиональный путь пройти на одном предприятии или заводе, на родном рабочем месте.
Теоретические занятия проходят в третьем корпусе колледжа, бывшем цехе СЭПО. В 1968 году здесь был открыт Городское профессионально-техническое училище №49 по подготовке специалистов для работы на заводе. За эти годы название училища несколько раз менялось, но продолжал осуществлять подготовку квалифицированных специалистов для предприятий Саратова.
На уроке истории преподаватель Витулева Валентина Ивановна рассказала о развитии промышленности города Саратова в предвоенные годы, в том числе упомянула завод СЭПО. Мы посетили музей боевой и трудовой славы объединения. Сюда приходят будущие рабочие. Это необходимо: они должны с первых шагов соприкоснуться с живой душой предприятия, его людьми, его историей. Экспонаты музея как бы говорят: запомни, это сделано людьми старшего поколения, оставленные ими тебе, тебе продолжать лучшие традиции коллектива.
Еще не было случая, чтобы посещение музея оставило кого-нибудь равнодушным. И в этом большая заслуга его директора Маркина Бориса Валентиновича. Взволнованно, увлеченно, интересно рассказал о истории СЭПО, о людях объединения, традициях.
Я решила провести исследовательскую работу о предприятии СЭПО и рабочих объединения.
Почему мной выбрана данная тема: во-первых, в Саратовской области реализуется программа обеспечения предприятий рабочими кадрами.
Во-вторых, история – один из самых интересных предметов. И когда изучаешь не только историю страны, мира, но и историю предприятия на котором планируешь работать, то открываешь для себя много интересного и познавательного.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний момент получение рабочей профессии является отличным стартом для карьерного роста и работа на ОАО "СЭПО" дает эту возможность.
Целью моей работы является изучение истории создания предприятия и героический труд рабочих и служащих, их вклад в победу над врагом.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи, которые заключаются в том, чтобы:
1) Познакомиться с историей объединения.
2) Собрать информацию о людях предприятия и его традициях.
При написании исследовательской работы я использовала статьи Большой Саратовской энциклопедии, материалы музея Боевой и трудовой Славы, материалы статьи заводской многотиражной газеты "Авангард", материалы книги из серии "СЭПО: история в лицах", материалы Саратовского областного краеведческого музея, воспоминания ветеранов предприятия, ресурсы сети Интернет.
Глава 1. История создания СЭПО.
Завод расположен на территории Ленинского района. Ленинский район - крупнейший и самый молодой район Саратова.
В дореволюционные годы территория современного Ленинского района находилась достаточно далеко за чертой Саратова. Так, посёлки Елшанка, Поливановка и Разбойщина (Жасминный) на окраине входили в Курдюмскую волость Саратовского уезда. В XX веке один за другим возникали дачные посёлки: современные 2-я – 10-я Дачные, которые были соединены с городом железной дорогой и трамваем. Все эти названия сегодня хорошо всем известны как имена микрорайонов, посёлков и транспортных остановок Ленинского района. Официально сформирован он был вскоре после окончания Второй мировой войны 2 октября 1945 года. С самого начала район создавался как промышленный. Во время войны в Елшанке был разработано газовое месторождение и построен газопровод на Москву (сдан в эксплуатацию 11 июля 1946 года). На тот момент в районе насчитывалось 32 тысячи жителей и шесть предприятий.
Сегодня в промышленный сектор района входят 68 крупных и средних предприятий, наиболее прибыльными из которых являются Саратовстройстекло, Жировой комбинат, СЭПО-ЗЭМ, завод "Контакт" и ООО "Газпром-трансгаз Саратов".
1.1.Завод в годы войны.
22 июня 1941 года... Мирный труд саратовцев, как и всех советских людей был прерван войной...
Решено было немедленно приступить к организации нового завода №306 по выпуску военной продукции на территории строившегося с 1938 года предприятия автотракторного электрооборудования. Трудно представить себе то чувство, которое испытывали люди, впервые ступив на территорию завода. Безрадостная картина открылась их взору: невысокие стены недостроенных корпусов, груды строительного мусора, ямы, траншеи, штабеля досок...
Назначенный директор Данилов Григорий Семенович, еще не существующего завода №106, совместно с утвержденным главным конструктором ОКБ, прибыли из Москвы в ночь с 15 на 16 июля 1941 года с первым эшелоном, доставившим в Саратов часть оборудования одного из эвакуированных заводов.
История Саратовского электроагрегатного производственного объединения берет начало 14 мая 1939 года. Именно тогда правительством СССР было принято решение о выводе строящегося агрегатного завода из состава Наркомтяжпрома и передаче его в состав Народного комиссариата авиационной промышленности. В условиях надвигающейся военной опасности предстояло вывести отечественную авиацию на уровень современных требований.
Предприятие вместило заводы, эвакуированные из Ленинграда, Полтавы и Ржева, которые доставлялись эшелонами вагонов и поездов. Ведь Полтава и Ржев - это рабочие руки, а Москва и Ленинград – это мозги промышленности. Рядом с территорией завода по железной дороге грохотали тяжелые составы. Казалось люди забыли о времени, почти без отдыха разгружая вагоны.
Уже в 20-х числах июля 41 года удалось разместить первый механический цех в корпусе, который лишь частично был покрыт крышей. Временно над станками натягивали брезент. Но каждый установленный и подключенный станок вызывал подлинную радость усталых, хмурых, но уверенных в своей силе людей. Установив очередное оборудование, сразу же пускали его в работу, а после смены рабочие помогали строителям. Рано начавшаяся осень сильно затруднила работу. Каждый день завершался пуском нового участка. Рабочие не унывали, вера в победу их воодушевляла! Буквально через 20-30 дней после прибытия последних эшелонов завод начал выпускать требуемые агрегаты.
Постепенно росли темпы производства. Завод еще в строительных лесах набирал силу. Не уменьшались только трудности. Однако один за другим начинали выпускать продукцию новые цехи. Одной из важнейших была в работа в электроцехе, где рабочие с сентября 1941 года по февраль 1942 года перешли на казарменное положение. Завод как можно скорее надо было пускать в ход - главное подключить станки.
Коллективу молодого предприятия поставили задачу огромного государственного значения: за месяц освоить серийный выпуск первого отечественного авиационного магнето и других изделий, и узлов оборонного назначения. И коллектив нашел в себе силы организоваться и в крайне жесткие сроки решить поставленную задачу. Кроме продукции оборонного назначения завод выпускал металлические печи-времянки, дымовые трубы для населения.
29 июля 1941 года вошла в историю предприятия как дата рождения заводской партийной организации.
В декабре 1941 года партийным бюро во главе с парторгом ЦК партии Георгием Ильичом Кишеком и директором завода Иваном Сергеевичем Доценко было принято решение о выпуске многотиражной газеты с названием «Авангард». Первым редактором газеты стал Александр Матвеевич Золотайко, редактировавший ранее газету на Полтавском заводе. Первый номер «Авангарда» вышел 13 января 1942 года с лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». Газета рассказывала о трудовых рекордах заводчан, о лучших людях завода. Сейчас листая подшивки «Авангарда», мы видим всю жизнь, всю летопись завода. Каждый номер газеты фиксировал все события заводчан становясь энциклопедией их жизни.
Уже в 1942 году завод добился чести быть в числе передовых предприятий страны. Каждый цех, каждый рабочий завода готовили подарки бойцам на фронт. Рабочие 5 цеха любовно сделали тарелочки с надписью "Гвардейцу - защитнику Родины" и отправили их к октябрьским праздникам в гвардейскую часть. Помимо тарелок защитникам Сталинграда было послано 600 конвертов с бумагой, 300 ложек, 300 блокнотов, 200 носовых платков, мыло, зубной порошок, шоколад. Эти подарки на фронт повезла делегация завода, возглавляемая начальником цеха товарищем Королевым. В это время на заводе в цехе токарей-инструментальщиков создали фронтовую бригаду под девизом "Меньшим количеством людей давать больше продукции фронту".
В 1943-44 годах завод перешел на конвейер. Освоение производства первых отечественных магнето типа БСМ по праву можно считать патриотическим подвигом коллектива, за который 16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден орденом Красной звезды.
Весть о капитуляции фашистской Германии разнеслась по всем цехам. С мая 1945 года началась мирная жизнь. Большие и ответственные задачи стояли перед коллективом завода. Нужно было, не снижая темпов, перейти в течение очень короткого времени на производство мирной продукции. Завод становится единственным в стране предприятием по производству таких сельскохозяйственных изделий, как магнето для тракторов и комбайнов. Из отходов производства было организовано изготовление радиодинамиков, керосинок, керогазов, резиновых сапог, дамских ботинок, галош, детских игрушек. Значительная часть этой продукции распределялась среди работников предприятия.
1.2. СЭПО в послевоенный период.
В 1951 году по решению Правительства СССР коллективу саратовского завода поручилось осваивать новое производство домашних холодильников. И уже через год с конвейера сошли первые модели холодильника "Саратов". Главное их достоинство - надежность - предмет особой гордости предприятия.
В 1950-1960 годы на предприятии выпускали электротехнические изделия, блоки автоматики, автопилоты для боевых и пассажирских самолётов КБ Ильюшина, Туполева, Микояна. В 1965 году начался выпуск первой системы управления двигателем РРД-15 новейшего самолёта МИГ-25.
70-80 годы ознаменовались работой над освоением выпуска изделий для самолётов МиГ-29, Су-27, МиГ-31, ТУ-160, ТУ-22М, вертолётов МИ-8, МИ-24, АН-124, АН-225, пассажирских ЯК-40, ЯК-42, ИЛ-86, что позволило заводу стать одним из ведущих в отрасли.
В 70-е годы также в ходе коренной реконструкции без остановки производства были введены десятки поточных и конвейерных линий, освоены видоизмененные и новые технологические процессы по выпуску модернизированных холодильников "Саратов".
Продукцию завода узнают по товарному знаку - четырехконечная звездочка с начальными буквами слов названия предприятия - появился в 1972 году. Автор этого знака - Злобин Ахмет Абдулхамидович (1933 - 1973гг.) - конструктор первой категории. Работал в отделе №39 и в Конструкторском бюро эстетики. Рисунок товарного знака прошел проверки на чистоту в патентных ведомствах республиканского, союзного и мирового масштаба. Саратовский завод электроагрегатного машиностроения (СЗЭМ) - так предприятие называлось до 1979 года. А когда было преобразовано в производственное объединение (СЭПО), руководство приняло решение не менять форму рисунка знака предприятия, изменить лишь аббревиатуру.
1980-1990 годы охарактеризованы ростом производства и освоением новых изделий: выпуском систем для новейших самолётов ТУ-204, ТУ-214, ИЛ-96, освоением систем регулирования автомобильным двигателем, расширением экспорта авиационной техники, а также созданием гибридных микросборок. Прошла реконструкция почти всех цехов завода. Без внимания не остались товары народного потребления. Осваивались стенды очистки гидросмесей, приборы контроля чистоты гидросмесей и воздуха, автоматизированные проходные, выпускались деревообрабатывающие станки, перфораторы, три вида сварочных аппаратов, телевизоры «Сокол», мониторы МЦ-31и МЦ-51 и др.
Грянувшая перестройка внесла свои коррективы в структуру производства. На базе трёх основных производств была создана новая структура - производство № 123. 1 марта 1995 года производство № 123 преобразовано в ООО «СЭПО-ЗЭМ» и в настоящее время это ведущее предприятие холдинга.
Глава 2. Ими гордится объединение.
Богатая история объединения, боевые и трудовые традиции коллектива, сегодняшние его достижения – во всем этом большой труд тех, кто строил завод, кто работал в трудные военные и послевоенные года, кто вносит достойный вклад в дальнейшее совершенствование производства.
У центральной проходной завода СЭПО установлены мемориальные доски в память о бывших работниках объединения: Герое Советского Союза Андрее Филипповиче Плеханове и Герое Социалистического Труда Иване Николаевиче Носове.
Иван Николаевич Носов пришел на завод после окончания ФЗО в 1941 году в литейно-кузнечный цех. Проработал непрерывно слесарем-инструментальщиком около 50 лет . Постоянно совершенствовал свое слесарное мастерство и делился им с молодыми рабочими. Более 40 человек получили его наставления и практические советы в работе и в жизни стали уважаемыми специалистами в литейном производстве. За добросовестный труд, огромный вклад в развитие предприятия, в воспитание рабочей смены И.Н. Носов был удостоен высоких наград-орденов: Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта», многих медалей и, как вершина трудового отличия –звание Героя Социалистического Труда. Он был почётным гражданином города Саратова. Иван Николаевич был всегда примером во всём: на производстве и в быту. Это подтверждают все, кто соприкасался с ним по жизни. За житейскую мудрость, за отзывчивость, доброту, верность своему коллективу и работе он стал легендой предприятия.
Юность Андрея Филипповича Плеханова прошла в сражениях с фашистскими захватчиками с декабря 1941 года и до самой Победы. Как военный летчик он испытал все трудности военного лихолетья. Храбро сражался в небе с врагом. На его счету 596 успешных боевых вылетов, 16 лично сбитых и 8 подбитых самолетов противника - такова доблесть и мужество гвардии капитана, заместителя командира эскадрильи.
Андрей Филиппович за свои ратные подвиги в воздушных боях удостоен звания Героя Советского Союза награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I-й степени, медалями: "За взятие Будапешта" и другими.
В СЭПО А.Ф.Плеханов работал с 1969 года и недолго, подорванное войной здоровье не позволило пожить. Но и то короткое время оставило о нем память, как о добросовестном труженике, ответственно относящимся к своим обязанностям. Много внимания уделял допризывной молодежи, воспитывал у них любовь к своей Отчизне. В Парке Победы на Соколовой горе на граните мемориала его фамилия вписана золотыми буквами.
Имена героев –И.Н.Носова и А.Ф. Плеханова, их трудовые и ратные подвиги навсегда вписаны золотыми страницами в историю СЭПО и нашего города Саратова. Они навечно в памяти сэповчан.
2 сентября 1972 года состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной плиты на месте закладки памятника работникам завода, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
62 фамилии заводчан, не пришедших с войны, выбиты на памятнике-обелиске.
Не стареют душой ветераны, они, как прежде, на переднем фланге – и в производственной, и в общественной работе. Среди них – сверловщица Куликова Лидия Владимировна, кавалер ордена Трудовой Славы III степени.
Лидия Владимировна пришла работать на завод в январе 1949 года. В отделе кадров ей предложили работать в механическом цехе. Не отказалась, хотя и не знала, что ей предстоит там делать. Вошла в цех – не испугалась, наоборот, так хотелось работать на всех станках. Первое наставление мастера, первые винты для обработки надолго остались в памяти. Быстро освоила профессию фрезеровщицы. За 45 лет работы на заводе из нее вышел квалифицированный рабочий, как говорят мастер на все руки. Сбылась ее мечта – на всех станках поработала. Она и фрезеровщица, и заточница, и шлифвщица, и сверловщица. Все оказалось посильно ее рукам. В 1979 году возглавляла бригаду сверловщиц в 1 цехе.
Имея за плечами большой опыт, Лидия Владимировна охотно, по-матерински передавала свои знания молодежи. Более 20 молодым работникам помогла она освоить профессии, найти свое место в жизни. Ей присвоено звание «Лучший наставник молодежи». Честный и добросовестный труд простой женщины – труженицы отмечен по заслугам. Она ударник коммунистического труда, лучшая по профессии, награждена орденом Трудовой Славы III степени, знаком «Ударник 9-й пятилетки». А в честь 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне занесена на доску Почета объединения. В 1992 году тяжело заболел муж Александр Федорович, пришлось уволиться с завода и устроиться уборщицей в Профессионально-техническое училище № 49, где проработала до 2013 года. В этом году Лидии Владимировне исполняется 85 лет, но она по-прежнему приходит к нам в колледж и рассказывает о работе на заводе, передавая свой опыт молодежи.
В колледж приходят учиться дети и внуки рабочих СЭПО. Одним из них является Павлов Борис, который учился по профессии «Станочник (металлообработка)».
Его прабабушка Мамонычева (Дмитрова) Раиса Васильевна (8 июля 1923 года рождения) с 1941 года работала на Саратовском заводе №306, ныне СЭПО. Днём в конструкторском бюро чертёжницей, а ночью в цехе №4. В этом цехе производили вручную мелкие детали для самолётов. "Бывало, по неделям не выходили с территории завода – норму делали", - говорит Раиса Васильевна – "спали по очереди в бомбоубежище, по 3-4 часа, когда поручались особо срочные и сложные заказы. Уставали страшно. Выходных не было, так как работали по 12-14 часов в сутки. Обедали в заводской столовой - плошка воды с пшенной крупой, ложка гороховой каши да кусочек верблюжатины величиной со спичечный коробок. По продовольственной карточке получали 400 гр – хлеба, 1кг – рыбы, 600 гр – крупы, 0,5 л – масла подсолнечного. Только с 1944 года, когда отогнали фашистов ближе к границе, стали отпускать с работы домой".
За перевыполнение плана Раисе Васильевне вручили премию: отрез чёрного кашемира и туфли. На фотографии 1944 года она снята в туфлях и праздничном платье сшитого из этого материала.
За свою работу на заводе была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
После окончания колледжа ребята становятся молодыми специалистами предприятия. Среди них - слесаря Кухтий Сергей, Никитин Сергей, станочник -Перельштейн Максим и др.
Сегодня руководителем СЭПО является Евгений Петрович Резник. В 1999 году Евгений Петрович возглавил ОАО "СЭПО". Он прошел на предприятии все ступени служебного роста: технолог, начальник КБ, заместитель начальника и начальник цеха, заместитель генерального директора, директор ООО "СЭПО-ЗЭМ". Русский географический институт назвал Е.П.Резника лауреатом национальной премии "Человек года-2013" в номинации "Авиастроение, машиностроение" за вклад и развитие военно-промышленного комплекса страны и реализацию социальных программ на территории Саратовской области.
Заключение.
В результате проведенного мною исследования были сделаны следующие выводы:
ОАО «СЭПО» – динамично развивающееся предприятие, занимающее заметное место среди лучших предприятий военно-промышленного комплекса страны, производящее более 200 наименований продукции для нужд российской авиации, а также товары народного потребления.
На сегодняшний день трудовой коллектив насчитывает более 6000 рабочих и служащих. Ежегодно коллектив объединения пополняется молодыми рабочими, в том числе и выпускниками нашего колледжа. Надеюсь, что и я свяжу свою трудовую деятельность с предприятием СЭПО.
Я поняла как важно получение рабочей специальности в наше время. Ведь никакой инновационный прорыв невозможен без квалифицированных рабочих рук. Квалифицированные рабочие кадры - это фундамент любых инноваций.
Литература:
1.Ланцберг Е.В. Летопись трудовых свершений. Саратов, 1981
2. Статьи газеты "Аванград", №39 (2942), 22.05.1981
3. Статьи газеты "Авангард", №1 (4628), 13.01.2007
4. Статьи газеты "Авангард", "17-18 (4738-4739), 14.05.2009
5. Серия "СЭПО: история в лицах" в 5 томах. Исторический очерк: Саратов, 2009
6. "Их помнит мир спасенный..."/ под общ. ред. Е.П.Резника. - Саратов: ОАО СЭПО, 2010
Ресурсы сети Интернет:
1. http://www.sepo.ru/about/history/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Упрямый зяблик
Тупое - острое
Сказка об осеннем ветре
Пустой колос голову кверху носит
Ёжикина Радость