Статья посвящена изучению истории и культового значения Мистерии Цам - древнего буддийского театрализованного обряда богослужения на основе анализа воспоминаний ее участников и очевидцев.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_angaevoy_narany.docx | 37.2 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ «Бурятская гимназия № 29»
Секция: культурология
«Мистерия Цам в воспоминаниях участников и очевидцев»
Автор: Ангаева Нарана, ученица 10 «с-г» класса
Научный руководитель: Доржиева Дарима Анатольевна, учитель истории и обществознания, к.и.н.
Место выполнения работы: ГБОУ «РБНЛИ № 1» г. Улан-Удэ
г. Улан-Удэ
2016 год
Оглавление
Введение
Глава I. История Мистерии Цам на основе воспоминаний ее участников и очевидцев
1.1. Из истории Цама
1.2. Воспоминания старожилов о проведении Цама в Бурятии
Глава II. Возрождение Цама
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования:
Годы советской власти, отмеченные гонениями и притеснениями всех религий, разрушением храмов, духовных учебных заведений, утратой многих культурных религиозных традиций и практик нанесли непоправимый урон культуре народа. В настоящее время процесс восстановления буддийской религиозно-философской мысли, реконструкции ряда традиций, утраченных в течение десятилетий гонения на буддизм и буддистов, только начался. Буддизм, как написал в свое время академик Н.И. Конрад, это не только религия, но и искусство. В этом плане чрезвычайно важными являются проблемы изучения и освоения забытых форм культовой практики, к которым относится буддийская мистерия Цам, исполнявшаяся при дацанах во время особых обрядов богослужения.
В Бурятии спустя 83 года после последнего проведения Мистерия Цам впервые состоялась в июле 2011 года в Дуйнхор дацане. В этом году мне посчастливилось присутствовать в дацане на Верхней Березовке на церемонии Мистерии Цам, проходившей по всем древнейшим канонам. Этот театрализованный и красочный обряд богослужения произвел неизгладимое впечатление, что побудило меня обратиться к изучению данной древнейшей религиозной традиции. В условиях воссоздания отчасти утраченных и забытых религиозных практик и обрядов особую актуальность приобретает внедрение в научный оборот воспоминаний участников и очевидцев Мистерии Цам, являющихся ценными документами и обладающих значительным информационным потенциалом, потому что самые яркие, надежные, правдивые, проверенные временем сведения – это те, которые хранятся в памяти народной, в памяти участников исторического события. Устные рассказы, воспоминания, письма – это живая память. Первоочередная задача исторического исследования – не просто реконструировать исторические события, но и передать чувства, ощущения их участников и очевидцев.
Цель исследования: Изучение истории и культового значения Мистерии Цам на основе воспоминаний ее участников и очевидцев.
Задачи исследования:
В данной работе используются следующие методы исследования: краеведческий поиск, анализ печатных источников и научной литературы, историческая реконструкция, источниковедческий и сравнительно-исторический анализ, метод включенного наблюдения, метод теоретического анализа и обобщения.
Глава I. История Мистерии Цам на основе воспоминаний ее участников и очевидцев
Из истории Цама
Ламаизм, северный тибетский буддизм, пришел в Бурятию в конце XVII века. Вместе с ним в забайкальских степях получили распространение тибетская и старомонгольская письменность, традиции восточной философии, профессиональное искусство. Появляется ламаистское духовенство с его сложной иерархией, возводятся храмовые, монастырские комплексы - дацаны, дуганы; устраиваются пышные религиозные процессии и богослужения, привлекающие массу верующих.
Одним из наиболее театрализованных и красочных обрядов богослужения был Цам-хурал. Цам (тиб. "чам" - танец) - буддийская мистерия, представляющая собой священные танцы и пантомиму в масках.
Первоначально Цам возник в Тибете и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев в масках богов Падма Самбхаве при сооружении монастыря Самьяй в VIII веке. Предполагается происхождение этих танцев из Индии, где "в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей."
В Монголии секта Гелуг-па постепенно вводила в своих монастырях разные виды священных танцев и пантомимы в масках и без масок и даже с диалогами (цам Милорайбы). В востоковедческий литературе встречаются подробные описания исполнения в Тибете и Монголии Жагхар цама или Эрлик цама, по имени главного божества этой мистерии - Эрлик Номун хана, короля закона и владыки ада. И именно этот вид цама был введен в Бурятии во второй половине XIX века. В Бурятии Жагхар цам чаще назывался цамом докшитов, ибо главные действующие лица в нем были докшиты (санскрит дхарма-пала) - гении-хранители буддийской веры в их гневном воплощении.
Известно, что в дацанах хранились специальные руководства на тибетском языке по обряду священных танцев и были ламы-тантрины высокого посвящения, руководившие всей церемонией богослужения и постановкой собственно танцев и пантомимы. Они строго, неукоснительно придерживались существующего канона. При крупных монастырях имелись художники, владевшие иконописным мастерством (изображали богов на ткани - танка), они же могли изготовлять маски богов, людей, животных, птиц для Цама. Там же трудились мастера по пошиву разнообразных и сложных костюмов для персонажей мистерии и мастеровые по изготовлению реквизита, бутафории.
Воспоминания старожилов о проведении Цама в Бурятии
Из воспоминаний Норбоева Жимбэ Ванчиновича
Представления «цам» проводились только в шести дацанах из 33-х имеющихся в Бурятии. Возле Гусиного Озера был дацан Хамбы, были дацаны в Юроо, Санаге, Дырестуе. В этих и ещё Сартуул-Булагском, Сартуул-Гэгэтуйском дацанах проводились в летнее время цамы. Хотя Сартуул-Булагский дацан находился недалеко, я там ни разу не был. Пока собирался его посетить, его закрыли. А вот цамы в Сартуул-Гэгэтуйском дацане не только видел, но и сам исполнял пляску, надев маску.
Большой цам проходил в середине лета, 9 числа по лунному календарю. Несколько лет назад у меня спрашивали, возможно ли возродить празднование цам. «Трудновато,- ответил я. –Ведь сейчас не осталось людей, хорошо знающих этот обряд, чтобы провести его по всем правилам. Да и одежду, маски, где соберёшь?»
Незадолго до разрушения дацана я участвовал в празднике цам. И ламы высокого ранга, и мы, хувараки, изображали разных богов, надев маски. В представлении (мистерии) участвовало более ста человек, а число зрителей даже трудно назвать. Народу собиралось много: за несколько дней до цама проводились большие молебны, прихожане приезжали а дацан с расчётом на несколько дней.
Некоторые маски были очень страшны, некоторые, особенно маленькие дети, даже пугались. В начале цама выходили два исполнителя, наряженные скелетами (хохимой). Они исполняли пляску под звуки литавр, барабанов, ударяя полосатыми посохами по земле. Затем выходили Цагаан Убгэн(Белый старец), Хухэ Убгэн (Фиолетовый старец), Хашан Хаан с одиннадцатью сыновьями, много других божеств. И если «скелеты» наводили страх, то выступления Старцев вызывали смех.
Мы вчетвером (Гульгын Самбуу из Верхнего Ичётуя, Сандак, Цындо и я) выходили в коричневой, зелёной, синей и красной одеждах. На нас одевали маски, в которых не было отверстий для глаз, и смотреть мы могли только вниз, под ноги. Нас под руки выводили на крыльцо, а движения мы совершали по звукам музыкального сопровождения. Карнавальные костюмы, тяжёлые маски в летнюю жару носить было тяжело, мы задыхались, пот лил градом. Выдерживали только потому, что при подготовке проходили большую тренировку. А у лам, изображающих богов высших рангов, костюмы были ещё тяжелее, у них ещё были дорогие украшения.
Костюмы для цама шились из очень дорого материала, после представления мы очень тщательно осматривали одежду, чтобы не потерялись различные атрибуты костюма.
Из воспоминаний старожилов о цаме
О празднике цам сейчас в народе забыто. Только люди моего поколения, когда посещали хуралы в дацанах, успели посмотреть это красочное зрелище. Эти праздники были не только религиозные – в старину – они были воистину всенародным праздником для буддистов.
Распространители буддизма многие элементы народных праздников приспособили к буддийской религии. Сейчас молодёжь вправе спросить: «А что собой представляет праздник цам?» Говоря современным языком, я ответил бы так: это был спектакль с танцами, элементами балета. Праздник проходил после молебна, проводимого в середине лета. После этого хурала присутствующие лицезрели исполнителей в масках разных божеств. В каждом дацане было много хувараков (послушников), и большинство из них были ребята подвижные, пластичные, способные исполнять танцы. Они много месяцев тренировались, репетировали, готовясь к этому празднику. Эта подготовка, кажется, называлась «дэг». Каждому исполнителю выпадало исполнять роль какого-либо божества. В каждом дацане был большой оркестр с медными ударными инструментами наподобие тарелок, колокольчиками, барабанами, духовыми инструментами из морских раковин (буре,ячил). Были также огромные буре длиной в два-три метра.
В ночь перед цамом проводился специальный молебен под названием «Цамы хангал». С рассветом начинали звучать ударные инструменты, буре, и в помещении снаружи, танцуя, появлялся бурхан Дальчидба. Он считался грозным, наводящим ужас бурханом, и маска его имела устрашающий вид, и начинался так называемый внутренний цам.
После этого продолжался цам внутри дацанской ограды. Большинство зрителей прибывали на хурал главным образом для того, чтобы посмотреть цам. Из помещения дацана на одной ноге выскакивали друг за другом, стуча, щелкая челюстями «артисты», изображающие скелеты, в масках, изображающих с красными глазами черепа, в чёрных одеяниях, расписанных белой краской, словно рёбра скелета. Они изображали тоже грозных существ, кое на кого наводя жуть. Двухметровыми полосатыми палками в определённом месте под звуки инструментов стучали по земле. В обязанности «скелетов» входило также наблюдение за порядком.
После них появлялись четыре мифических существа – азары (два коричневых, два зелёных) с короткими полосатыми палками в руках. Стиснутые зубы, грозный взгляд, одеты в банзал (часть ламской одежды, напоминающая юбку). Они стремительно выбегали из здания дацана, в два-три прыжка преодолевали высокое крыльцо дацана, зорко осматривая четыре стороны света. После них появлялись мифическая птица Гаруди, ворона, Цагаан Убгэн (Белый старец) и Ногоон Убгэн(Зелёный старец), Хашан Хаан (хашан-медлительный, неповоротливый, ленивый) с детьми, все с музыкальными инструментами. Белый Старец выклянчивает у присутствующих милостыню, сам угощает табаком из табакерки. Белый Старец – весёлый персонаж, его действия вызывают улыбки, смех, и денег он собирает много. А вот ворона, Гаруди делают попытки стащить сладости из блюда с угощением, но сильно боятся «скелетов», азаров.
На самом большом цаме появлялся десяток сахюусанов (гениев-хранителей) во главе с Жамсаран сахюусаном с двумя учениками, восемью подростками, маленькими мальчиками (их было 21). После них появлялись сахюусаны Лхама, Гомбо, Заманди, Чойжол, Гонгор, Намсарай. Более медлительными были выступления Гонгора и Намсарая. После сахюусанов стремительно выбегали Изюбр и Бык, исполнив свои танцы, забегали снова в дацан.
Завершающий цам исполнял 21 шанага бурханов (шанага-ковш). На головы у них были надеты латунные ковши. У них было много украшений (бус), маленьких колокольчиков. Их исполняли молодые ламы в одежде красочных материалов, в том числе парчи.
Во время цама также возле деревьев усаживались исполнители в масках, изображающих хозяев (духов) местных священных гор. Когда божества заканчивали свои выступления и удалялись в дацан, снова раздавались звуки буре, бэшхууров, и персонажи цама снова выходили и делали совместные выступления. Поначалу танцы исполнялись медленно, затем убыстрялись, становились всё стремительнее, руки-ноги мелькали так, что было трудно уследить. Позже всех выходил Белый Старец, неловкими падениями и другими трюками веселил всех.Во время танца персонажи Цама в такт музыке громко поют тексты заклинаний – тарни, мантры, в них есть нечто энергетическое, целостное, завершенное, это что-то вроде динамичной медитации.
По трудности содержания, большей частью заклинания остаются непереведенными, недоступными простым людям, имеют мистическое содержание. Тибетологи продолжают изучать их сокровенный смысл.
Глава II. Возрождение Цама
В настоящие время нам мало что известно о положении культовой практики в Тибете, есть информация о том, что мистерия проводится в ряде монастырей Тибета. В конце 90-х гг. была попытка реконструировать мистерию Цам в Монголии, однако из-за прерывания традиции передачи сакрального «сценария» мистерии от высших лам своим ученикам и т.д. мистерию Цам в настоящие время достаточно сложно восстановить. Причиной тому является также отсутствие лам высшего посвящения, знающих религиозно-философские основы мистерии, ее разновидности (связанные с содержанием), обладающих секретами логических практик, имеющих опыт занятий практикой медитации.
Аналогичные проблемы стоят перед буддистами Бурятии, Тывы, Калмыкии. Только по мере возрождения и восстановления буддизма, его основных структур, появления нового поколения образованных лам высших рангов, в целом упрочения буддизма как религиозного мировоззрения возможно будет говорить о возобновлении и реконструкции мистерии Цам. Цам не проводился в Бурятии с 1929 года.
С благословления XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева Мистерия Цам при поддержке выдающегося тибетского Мастера Тантры Калачакры Агван Чжамцо Багши была восстановлена ламами Дуйнхор дацана спустя 83 года после ее последнего проведения на территории Бурятии. 3 июля 2011 года на территории дацана «Хамбын Хурэ» состоялся первый цам, ставший выдающимся событием в истории традиционного буддизма России. Через неделю 10 июля Мистерия состоялась на территории Тамчинского дацана, на том же самом историческом месте, где она проходила в последний раз.
«Изначально Цам предназначался для того, чтобы дать верующим возможность более глубоко понять религиозные тексты, — рассказал Рыгзен-лама Ешиев. — Если в древности ламы могли, прочитав текст, представить все, о чем говорят учителя или написано в книге, то простым неграмотным людям было трудно вообразить все это. Что представляет из себя то или иное божество, что оно делает, как выглядит, двигается и другие детали. Для них религиозные тексты переводились на язык мистерии, представления с разными персонажами. Так они становились ближе и понятнее. В те далекие времена у людей не было радио или телевидения. Все персонажи Цама были легко узнаваемыми, их знал каждый верующий. Эту мистерию правильнее называть Чам, но, к сожалению, у нас закрепилось немного измененное название. Персонажи Цама должны походить на их описание в книгах вплоть до деталей. В религиозных книгах имеется много подробных описаний. Например, сахюсаны — стражи, защитники веры. Нужно отобразить, в какой обуви они ходят, во что одеты, что держат в руках, какие у него четки, где они живут, какие чертами характера обладает. Какие у сахюсана глаза, какая у него корона, чем украшена. Или злые персонажи — когда люди читали книги, многим было трудно понять всю их кошмарность. А тут они видели их наяву, с трепетом и благоговением смотрели, как с ними борются. Это производило неизгладимое впечатление. Цам проводился обычно в теплое время года. Он всегда проводился только после больших молебнов, придавая им еще большее значение. В Тибете он проводится по окончании молебнов, связанных с наступлением Нового года по лунному календарю.
Заключение
Сакральный смысл этой древнейшей буддийской религиозной традиции заключается в даровании всем живым существам очищения и благословения на лучший путь в этой жизни, устранение всех препятствий - внутренних и внешних, а для ушедших дарование освобождения от пребывания в плохих участях, получения рождения в благих уделах. К Мистерии важно относится с верой могущества происходящего. Цам - это танец Божеств, в котором уничтожается весь негатив окружающего пространства. Там, где присутствуют Божества, нет места плохим мыслям, плохим деяниям и плохой речи. Мистерия дарует великое благо каждому, кому посчастливилось присутствовать.
Ламы говорят, что увидев хотя бы однажды мистерию Цам, человек нарабатывает благие деяния, которые помогут ему обрести лучшее перерождение в следующей жизни. Теперь у жителей Бурятии возможностей улучшить карму будет больше, чем у представителей других российских регионов: предполагается, что мистерия Цам станет ежегодным обрядом. Это должно стать еще одним этапом в долгом процессе возрождения забайкальского буддизма. Хотя когда-то он был одним из самых впечатляющих религиозных действ, по своей культурной значимости для жителей Бурятии, сравнимый с древнегреческим или японским театром. Посмотреть представление, разыгрываемое священнослужителями, всегда собиралось множество мирян. Верующие смогли вновь, как в начале двадцатого века, воочию увидеть вечную борьбу добра и зла.
В заключении хочется сказать о том, что Цам- это великолепная, впечатляющая мистерия. Она имеет огромное влияние на верующих. Это не только красочное зрелище, Цам имеет глубокий внутренний смысл. Увидев своими глазами это действо, люди еще больше укрепляются в вере, глубже проникаются в идеи буддизма, получают стимул для дальнейшего изучения священных писаний, продвижения религии.
Библиография:
Какая бывает зима
Сочные помидорки
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Учимся ткать миленький коврик
В поисках капитана Гранта