Статья посвящена изучению нового социокультурного явления современного общества - флешмоба на примере флешмобов города Улан-Удэ, анализируются причины их появления, разновидности, цели участников.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ulzytuevoy_olgi_uchenitsy_11_a.docx | 38.3 КБ |
V Региональный тур
XXII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
Тема: Флешмобы как социокультурный способ самоорганизации в восприятии жителей Бурятии
Автор: Улзытуева Ольга, ученица 11 «А» класса
Научный руководитель: Доржиева Дарима Анатольевна,
учитель истории и обществознания, к.и.н.
Место выполнения работы: ГБОУ «РБНЛИ № 1» г. Улан-Удэ
Улан-Удэ
2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………....……...3
Основная часть…………………………………………………………….........…4
Заключение…………………...……………………………………………..….….9
Список использованной литературы………………..…………......…………...10
Введение
Актуальность темы:
Флешмоб, в силу того, что оповещение и общий сбор на это действие, осуществляется посредством и в основном через виртуальную сеть Интернета, это социокультурное явление довольно новое и почти не изучено, поскольку сам Интернет, как инструмент коммуникации используется сравнительно недавно. Проведенное исследование призвано хотя бы отчасти осветить природу этого явления с точки зрения восприятия этого явления подростками.
На основе данных этого исследования можно выявить основные тенденции развития этого явления в человеческом социуме, что, в свою очередь, позволит определить, какое действие оно оказывает на внутренний мир подростка, его развитие, коммуникабельность, выработки жизненной позиции.
Цель исследования: Выявить основные тенденции развития флешмобов как социокультурного способа самоорганизации
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретические ( анализ информации, по теме, обобщение и систематизация), эмпирические (анкетирование)
Основная часть.
Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob—flash— вспышка; миг, мгновение; mob— толпа; переводится как «мгновенная толпа»; ср. напр. flash flood, «внезапный паводок») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет). Идеология классического флешмоба предполагает отделение от политики, экономики, религиозных проблем.
Высока вероятность зарождения флешмобов в глубокой древности. Свидетельством тому, мы находим в традициях и обрядах разных народов мира. Детальное изучение народных традиций как прообраз современного флешмоба, не является предметом данного исследования. Отметим лишь, что возможно первыми классическими флешмобами, например, русской старины являлись такие традиции, как кулачный бой «стенка на стенку», праздничные гулянья, сопровождающиеся песнями и плясками. У Бурят были такие игры, как Табун (Хурэг адуун). Но принято считать, что флешмоб начал свое существование с события 17 июня 2003 года в городе Нью-Йорк, когда 200 человек, собравшись в мебельном отделе торгового центра Macy`s, обступив ковер, начали рассказывать продавцам историю своей жизни в "пригородной коммуне" на окраине Нью-Йорка и целью их приезда было приобретение "коврика любви".
Началом же отечественного флэшмоб-движения является перфоманс устроенный 15 августа 2003 года, когда заранее собравшаяся толпа немногочисленных участников пыталась дружно аплодировать фонтану в московском торгом центре ГУМ.
Существует множество разновидностей современных флешмобов, но основные и самые популярные из них это:
Монстрации
Действие направленное, чтобы заявить о своем личном мнении по любому вопросу, порой абсурдному. В отличие от демонстрации, участники не имеют определенной реальной задачи чего-то добиться. Иногда действие не имеет какой-то общей темы, происходит шумно и быстро. Участники собираются в условленном месте, и каждый начинает протестовать, при чем объектом протеста может быть все, что угодно.
Фаршинг
Основная цель фаршинга подразумевают преодоление участника самого себя и, достижение раскрепощения. Мобберы, принимающие участие в такой акции должны быть готовы сделать что-то несвойственное им в обычной жизни.
Моб-арт
Данный флешмоб должен иметь художественную ценность. Обычно это танец или постановка, которые ставятся и репетируются в течении нескольких месяцев.
Классический флэшмоб
Цель – привлечь внимание зрителей минимально шумно и недолго, не вызывая каких либо отрицательных или положительных реакций. Главная идея- вызвать недоумение у обычных прохожих.
L-моб
long-mob («долгий флэшмоб»). Он заключается в том, что участники могут выполнять определенные действия на протяжении нескольких дней в любое время и в любом месте.
Моб-хаус
Главная тематика флешмоба заключается в том, что его участники некоторое время будут жить не своей жизнью. Им дается общая направленность сюжета, распределяются роли. Участник просто живет так, как ему кажется, может жить его персонаж.
X-моб
«Х» означает «experimental», или иначе, экспериментальный. Его цель – участники дублируют в спонтанном порядке одно и тоже обыденное действие, вызывая эффект дежавю и чувство давящей атмосферы.
Несмотря на то, что флэшмоб - это явление больших городов, мегаполисов, где толпы людей образуются повседневно и не являются чем-то из ряда вон выходящим, в небольшой Бурятии флешмобы набирают обороты, тем самым привлекая все большее число участников и делая акции все более насыщенными и яркими.
В ходе исследования был проведен анализ флешмобов на примере города Улан-Удэ, как социокультурного явления. Анализ показал, что участники флешмобов Бурятии, принадлежат к разным социальным и возрастным группам, делятся они в соответствии со своими культурными увлечениями и социальным положением. Так же становится очевиден тот факт, что при всем многообразии и кажущейся бессистемности флешмобов, они все же носят системный характер и посвящены определенным темам, которые мы можем поделить на следующие категории:
Первая категория наиболее активных участников флешмобов - это люди разных возрастов, разных этносов , профессий и увлечений, но объединенные одной общей культурной традицией, например, празднование Рождества, этому был посвящен «Рождественский флешмоб» 08.01.2012. В честь Сагаалгана (Празднование Нового Года по Лунному календарю.) был посвящен «Глобальных ёхор» 22.02.2012. Общекультурная традиция-это уважение к женщине, чему и был посвящен «Международный флешмоб женственности» 04.05.2014
Вторая категория, объединённая по интересам, например, любители спорта выбирают такие флешмобы, как «На Лыжне России» 10.02.2013 или «Авто-МотоВело-флэшмоб» 23.10.2010. Те, кто хотели разнообразить свою жизнь танцами, приняли участие в акции «Танцевальный флешмоб в Бурятии» 07.12.2014. А участники флешмоба «Сердце Города» 12.07.2014, желали разнообразить серые будни.
Третья категория, люди, объединённые одной социальной проблемой, например, «акция от клубов любителей японской анимации в поддержку пострадавшей от цунами Японии». 20.03.2011, флешмоб в поддержку чтения 27.05.2014, флешмоб в поддержку озера Байкал на проекте «Россия 10» 06.09.2013, Благотворительный флешмоб для детей-сирот из районов Бурятии 15.12.2014, танцевальный флеш-моб для предупреждения ДТП в Бурятии 24.12.2014, так же люди, обеспокоенные проблемой пробуждения интересов к музеям, приняли участие в акции в честь 90-летия музея истории Бурятии 23.10.2014.
В ходе исследования современного флэшмоба 30 респондентам жителей Бурятии были заданы следующие вопросы с целью определения их отношения к флешмобам:
Да | Нет | |
Участвовали ли вы во флешмобах в реальной жизни? | 10 | 20 |
Участвовали ли вы во флешмобах в виртуальной жизни? | 18 | 12 |
Являлись ли вы зрителем какого-либо флешмоба? | 26 | 4 |
Хотите ли вы принять участие во флешмобе? | 23 | 7 |
Считаете ли вы флешмобы, как способ развития коммуникабельности и индивидуального раскрепощения? | 25 | 5 |
Заключение
Мы изучили особенности флешмобов как социокультурный способ самоорганизации в восприятии жителей Бурятии.
Установили, что большинство жителей Бурятии принимали участие в в реальных флешмобах, нежели виртуальных.
Обнаружили, большинство респондентов считает, что флешмобы- это способ развития коммуникабельности и достижения раскрепощения
Также, флешмобы это коллективное действие, не имеющее протестной природы, но характеризующиеся определенной тематикой, посвященной различным родам человеческой деятельности, в которой участвуют жители Бурятии на примере г. Улан-Удэ.
Так же, важно отметить роль самоорганизации людей во флешмобах, как коллективного действия, которое, расширяет творческое начало участников этого действия, создавая горизонтальные связи в современном обществе.
Список использованной литературы.
http://ournetlife.ru/category/interesnoe/nemnogo_o_fleshmobe_kak_socialnoe_yavlenie.html
https://vk.com/pages?oid=-32422426&p=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B2
Калитка в сад
Хризантема и Луковица
Красочные картины Джастина Геффри
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Новый снимок Юпитера