Объектом работы является история российских немцев села Вылкова, Предмет – культура и традиции немцев – переселенцев села Рейнвальд.
Цель работы – исследование истории и культурных традиций жителей села Рейнвальд.Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Так же здесь выделены объект и предмет работы, показана практическая значимость работы и поставлены цель и задачи. Основная часть работы состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматриваются сведения из истории появления немцев на территории Поволжья (в частности с. Рейнвальд), депортация в Сибирь, а во втором- культурные традиции немцев - переселенцев села Вылкова. В заключении подведены результаты и сформулированы выводы по всей работе. В приложении представлены фото- и видео-документы, сценарий классного часа по данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
Немцы с. Рейнвальд. Депортация в Сибирь. Культурные традиции. | 43.62 КБ |
Окружной этапа краевого конкурса
для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая»
Направление: история, краеведение, этнография, археология
«Из Поволжья в Сибирь
(Немцы – переселенцы с. Вылкова)»
Автор:
Макарова Анастасия,
учащаяся МБОУ Вылковская СОШ
Тюменцевского района,
8 класс
Руководитель:
Мерц Татьяна Васильевна,
учитель МБОУ Вылковская СОШ
Тюменцевского района
2016 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….…...3-4
Основная часть
1.1. Из истории возникновения немецких поселений на территории России. Село Рейнвальд………………………………….……………....5-8
1.2. Культурные традиции немцев - переселенцев села Вылкова…….8-14
Заключение………………………………………………………………........14-15
Список использованной литературы………………………….……………….16
Приложение 1………………………………………………………...….………18
Приложение 2……………………………………………………...…………..19-21
Приложение 3………………………………………………………..…………...22
Приложение 4…………………………………..………………..…….............23-24
Приложение 5…………………………………………..……………..……….25-26
Приложение 6…………………………………………………..……………..….27
Приложение 7……………………………………………………………....….28-30
Приложение 8…………………………………………………………………….31
Приложение 9………………………………………………………………….…32
ВВЕДЕНИЕ
В нашем селе проживает более двух тысяч людей и многие с немецкой фамилией. Во мне течёт немецкая кровь (мой дедушка – немец), поэтому мне стало интересно, как в далёкой Сибири, в частности моём селе, появились немцы, как вообще они оказались в России.
Актуальность работы заключается в неисследованности истории переселения и культурных традиций немцев села Рейнвальд (Поволжье).
Объектом работы является история российских немцев села Вылкова, Предмет – культура и традиции немцев – переселенцев села Рейнвальд.
Цель работы – исследование истории и культурных традиций жителей села Рейнвальд.
Задачи:
Основными методами являются: анализ литературных источников, изучение архивных материалов, в том числе и семейных реликвий, интервьюирование жителей села немецкой национальности.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении представлена информация о том, почему мне стала интересна данная тема. Так же здесь выделены объект и предмет работы, показана практическая значимость работы и поставлены цель и задачи. Основная часть работы состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматриваются сведения из истории появления немцев на территории Поволжья (в частности с. Рейнвальд), депортация в Сибирь, а во втором- культурные традиции немцев - переселенцев села Вылкова. В заключении подведены результаты и сформулированы выводы по всей работе. В приложении представлены фото- и видео-документы, сценарий классного часа по данной теме.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Российские немцы или немцы России, в просторечии «русские немцы» — этнические немцы, а также граждане (подданные) германских государств, жившие на территории России либо государств - предшественников, и их прямые потомки.
Из-за постоянных нападений на Русь, наша страна ослабла и не развивалась как другие страны. Во времена правления Ивана Грозного (1533 - 1584) усиленно приглашались различные немецкие учёные, для обучения русских придворных грамоте, искусству, манере одеваться, эстетике. Их было настолько много, что создавались даже маленькие посёлки или деревни, именуемые «Немецкой слободой».
Чтобы усовершенствовать быт и культуру России Петр 1 продолжил то, что начал Иван 4. Тогда уже немецкий народ учил военному делу, владением современным оружием и тактикой, культуре. Также среди иностранцев были специалисты- медики, инженеры и мастера горного дела. Благодаря Петру 1 Россия стала «догонять» Европейские страны. Мужчины перестали носить бороды и длинные кафтаны.
«На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных и незаселённых земель. Победоносные войны с Турцией в конце 18 века значительно расширили территорию России на юге Украины, где население было очень малочисленным. Чтобы освоить эти земли, Екатерина Вторая издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. Важнейшие положения этого Манифеста гласили:
1. "Всем иностранцам дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех Наших Губерниях".
2. "Всем прибывшим в Империю Нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно".
3. " Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию, никаких в казну Нашу податей платить, и никаких обыкновенных служб служить".
Кто селился в необжитых землях, освобождался от налогов на срок до 30 лет, в других областях – на срок от 5 до 1года.
Также немцы сами эмигрировали на территорию России потому что привилегии, обещанные царём, казались людям, жившим в нужде и лишениях, особенно привлекательными. Прежде всего это касалось земли Гессен и юго-западной части Германии. «Основными центрами эмиграции были следующие районы Германии: из Данцига и Западной Пруссии шло переселение меннонитов, вместе с которыми селились также католики и лютеране (1823). В 1815 /1818 годах в Бессарабию переселились колонисты из Польши, ранее мигрировавшие сюда из Пруссии и Вюртемберга.
Из Гессена в 1763 - 1767 годах шла основная волна переселения на Волгу и позднее, вначале 19 века, в Причерноморье. Но наиболее крупными эмиграционными районами были юго-запад и юг Германии: Вюртемберг, Баден, Пфальц, Эльзас, Прирейнские области Гессена и примыкающая к Вюртембергу Баварская Швабия. Несколько иной характер носили природные условия в Приволжье, компактной немецкой колонии» [4 , 45].
Так в России появились жители из Германии.
Они вели самый обычный образ жизни: занимались земледелием, садоводством, выходили замуж, женились, праздновали Рождество и т.д.
Всё было б отлично если б не Первая Мировая и Гражданская Войны. «Несмотря на то, что в царской армии служило около 300000 немцев, ненависть ко всему немецкому достигла нового апогея. В общественных местах нельзя было говорить по-немецки, проповедь на немецком была запрещена, общественные собрания немцев более 3-х человек объявили нелегальными… Особенно закон о ликвидации землевладения и землепользования, которые гласили о принудительном изъятии собственности властями у всех немцев, живущих в полосе шириной 150 км восточнее западной границы России, и насильственного выселения немцев из этой зоны» [4 , 59].. Из-за этого ровно 200000 полностью разорённых волынских немцев отправились в Сибирь. В годы войны на российских немцев обрушился голод, а также болезни. Их численность сократилась с 1 621 000 (1914) до 1 238 000 (1924). Также российских немцев могли арестовать только из-за письма, пришедшего из Германии, США или Канады. Немцев мужчин депортировали на крайний север и в Сибирь, из ссылок возвращались редко.
После установления советской власти в России немецкое национальное меньшинство, несмотря на голод ещё раз переживает подъём. Затем в 1918 году образованна «Трудовая Коммуна Немцев Поволжья» которая в 1924 году возведена в ранг «Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья». Вместе с укреплением роста экономики и народного хозяйства начался и культурный подъём.
28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о "Переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». В нём российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск.
«Депортация – принудительное перемещение, изгнание, высылка …за пределы государства или конкретной территории» [3,95].
Уже в дороге начали умирать, прежде всего старики и маленькие дети. И не только они... У многих не было еды. Во время стоянок из вагонов никого не выпускали. Составы, в которых перевозились голодные, изможденные, больные люди - в основном старики, женщины и дети, охранялись вооруженными солдатами. Люди гибли от голода, болезней, нечеловеческих условий. Умерших не давали хоронить, а выбрасывали из вагонов. По воспоминаниям Панковой (Маркграф) Ирмы Андреевны: «Ехали мы поездом. А из Барнаула везли паромом в Камень-на-Оби. Умерших в дороге выбрасывали за борт»(ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
Всего было депортировано 800.000 немцев, только на территорию Тюменцевского района 1950 человек.
Мужчин если им было от 16 до 60 лет отделили от семей и сослали в Трудармии. «Трудармия» означает в дословном переводе "рабочая армия". В действительности это были лагеря для принудительных работ, окружённые высоким колючим забором с вооружённой охраной. Условия, в которых должны были жить и работать трудармейцы, по жестокости не уступали образу жизни в колонии уголовников.
Женщины работали на лесоповале в тайге, на Севере в шахтах Урала и на угольных разработках за Полярным Кругом, жалкие пайки хлеба в 300 г на день, умирающие от голода дети, жестокие морозы, голод, нищета, абсолютное отсутствие надежды на избавление – всё это было судьбой российских немцев после Второй мировой войны»(ПРИЛОЖЕНИЕ 9). В этих условиях погибла значительная часть этого поколения немцев в России.
С 1945 года существование немцев в Советском Союзе замалчивалось. О них не было информации в печати, не говорилось в выступлениях и радиопередачах.
И только через 23 года(29.08.1964) Президиум Верховного Совета СССР принял решение " Об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28. августа 1941 года "О переселении немцев Поволжья" Это решение снимало с российских немцев позорное пятно измены.
1.2. Культурные традиции немцев - переселенцев села Вылкова
Несмотря ни на что немцы старались поддерживать и сохранять свои культурные традиции.
Практически все немцы – переселенцы, проживающие на территории села Вылкова до войны проживали в селе Рейнвальд. В связи с этим далее в работе мы рассматриваем культурные традиции села Рейнвальд.
«Рейнвальд (Reinwald - немецкая колония Красноярской волости, Новоузенского у., Самарской губ.немецкой национальности. Колония поселена между 1764-66 гг. По указу от 26 февраля 1768 г. о переименованиях немецких колоний получила название Старица. После образования трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья село Рейнвальд - административный центр Рейнвальдского сельского совета Тонкошуровского кантона. С 1922 г., после образования Красноярского кантона, и до ликвидации АССР НП в 1941 г., с. Рейнвальд относилось к Красноярскому кантону республики немцев Поволжья. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 443 домохозяйств с населением - 2316 чел. (1117 муж. п., 1199 жен. п.), в т.ч. немецкое население - 2307 чел. (1109 муж. п., 1198 жен. п.), домохозяйств – 439!» [1] (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Усадьба и село.
В Поволжье строились большие сёла, часто напоминавшие города. Вдоль одной или нескольких длинных (1-3 км) и широких (30-80 м) улиц как по линейке тянулись чистые дома. Уже при первичном замере наделов в центре села выделялся большой участок под будущую школу и церковь. Все усадьбы были одинаковы по величине: 40 м в ширину и 120 м в длину, так что план селения был равномерно расчерченным и напоминал шахматную доску. По воспоминаниям Фишер (Кайзер) М.А.: «Дом у нас был хороший, большой. На краю села стоял. Село было в трех уровнях: на холме и на склоне располагались улицы, у самого озера колхозные поля. Дома садили только картофель, все остальные овощи –в колхозе. Улицы прямые, на 2 километра все видно». По обеим сторонам от проезжей части пролегали пешеходные дорожки, окаймлённые рядом акаций. Жилой дом выходил одной стороной на улицу. На Волге дома делали рубленые или из камня. Постройки были хорошо отделаны и чисто выбелены. Побелка ограды, зачастую и дома, обновлялась ежегодно, чаще всего к Троице. Крышу покрывали в зависимости от места положения камышом, жестью или черепицей. Напротив, на другой стороне подворья, так же примыкая одной стороной к улице, располагалась летняя кухня или дом для младшего поколения. Помещения для скота отделяли переднюю часть двора от задней. Через отверстие в стене конюшни навоз выбрасывали на хозяйственный двор, где скапливалась навозная куча (но ни в коем случае не в переднюю часть двора!). Дома колонистов отличались чистотой и опрятностью. Из воспоминаний Роот Е.П. «…утром бабушка (Роот (Айрих) Мария- Катарина) непременно делала влажную уборку. Ни пылинки, ни соринки, каждая вещь на своем, однажды определенном для нее месте». На стенах обои, печь с большим котлом (появилась именно в Поволжье). Среди кухонной утвари традиционная немецкая скалка с подвижными ручками, деревянные ложки и шприц для изготовления колбасы, форма для сыра и различные вафельницы, маслобойка и др. Мебель делали сами. Мужчины - колонисты такую же мебель изготавливали и в Сибири. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Церковная жизнь
Немцы – переселенцы с. Рейнвальд- лютеране. Во всех семьях семьях очень бережно относятся к религиозным книгам, традициям.
Религиозная жизнь была у поселенцев очень активной. Церкви строили собственными силами. В каждом среднем и большом селе имелась видная церковь со статной колокольней, устремляющейся ввысь над домами селян. Во всех церквях имелись органы, которые чаще всего были изготовлены в Германии. Лютеранская церковь (с. Рейнвальд) - кирха. Фасады кирхи выдержаны в готическом стиле, восходящем к немецким средневековым базиликам. Поскольку все дома были одноэтажными, высокая колокольня церкви доминировала над селением (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Свадебный обряд
Большого внимания заслуживает свадебный обряд с национальным украшением венца (rosencranz) и букетов (strauss). Делается венец так: на основу из проволоки вплетают цветы из цветной гофрированной бумаги, ёлочные украшения, а также капельки из воска на свиной щетинке. Таким же образом делают и букеты. Эти украшения хранятся и после свадьбы. Платье невесты белое, чуть ниже колена с искусственным цветком на груди. Жених в чёрном костюме, белой рубашке. На груди с левой стороны длинная белая лента, завязанная бантом, и цветок. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Из воспоминаний Мерц (Штайнепрайс) М.В.: «Когда прошло сватовство и уже обговорена дата свадьбы и обговорено количество гостей ,человек который был участником сватовства, ему давали трость и он ходил по домам кого приглашали ,приглашенные должны были привязать ленточку к трости. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Похороны
Фишер (Кайзер) М.А говорит, что в Поволжье могилу копали в день смерти, а хоронили на следующий день. У лютеран крест ставят в головах, а не в ногах как у православных. Могила может обноситься оградой. Может быть установлена скамья. Стол не устанавливается.
Кто знал или мог читать молитвенник сопровождали момент погребения песнопением из книги церковных песен( Gesangbuch). Видео погребальное песнопение Фишер (Кайзер)
Всех, кто был на кладбище, приглашали домой на обед. Те женщины, которые оставались дома, успевали уже всё приготовить, накрыть столы. Как правило варили или Nudelsupe (mit selbst gemachten nudeln)- cуп куриный с самодельной лапшой очень тонко нарезанной или же Krautsupe-это очень хорошие наваристые щи из говядины, компот из сухофруктов. на стол водки не полагалось.
Обед был тоже неотъемлемой частью траурной церемонии. Обедом благодарили всех, кто помогал и поддержал в минуты горя.
Музыка.
Основа музыкальной культуры – традиционный фольклор, сложившийся в результате взаимодействия песенных и инструментальных традиций немецких поселений в России с русской, украинской и др. народной музыкой. Среди традиционных музыкальных инструментов - волынка, цимбалы, скрипка, цитра, фисгармония, треугольник. Практически в каждой немецкой семье умели играть на каком-либо инструменте и петь. «Моя мама очень хорошо играла на гитаре и пела» - вспоминает Мерц (Штайнепрайс) М.В. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ).
Образование.
В каждом немецком селе была школа, преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. С этого времени началась русификация народного образования, школа всё чаше переводилась на русский язык.
Школьные здания, выстроенные в своём большинстве на общинные средства, свидетельствуют о стремлениях немецких колонистов к всеобщему школьному образованию. Великолепная архитектура многих школ говорила о зажиточности и высоком самосознании поселенцев. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Безграмотных среди них не было. Вскоре возникла необходимость в учебных заведениях более высокой ступени. Это были центральные школы, готовящие учителей, сельских писарей, коммерсантов.
Вспоминает Фишер М.А.: «Я закончила в Рейнвальде 4 класса. Все предметы велись на немецком языке, один только на русском. В школу одевали ботинки с калошами. Потом калоши снимали и в чистых ботинках по школе ходили».
Одежда поволжских немцев
Традиционная немецкая одежда зародилась в XVI-XVII веках, но в XIX веке уже вышла из употребления.
Немецкая одежда многофункциональна по назначению, скромна и неярка по расцветке. В ней гармонично сочетаются жакеты и жилеты традиционного европейского покроя вместе с чисто русскими платками, шалями и картузами. А яркие детские платьица, вышитые фартучки, кружевные чепцы, крошечные самодельные башмачки - все это резко отличало детскую одежду колонистов от других поволжских народов.
«Внешний вид одежды немок практически не изменился, кроме чепчиков и упразднение длинных полосок материи, свисающих с рукавов (типпетс). Для немцев-крестьянок характерен головной платок, который обматывался вокруг головы и шеи. Хозяйки-немки славились чистотой среди других народностей. Было хорошей традицией демонстрировать свежее выстиранное белье на длинных веревках во весь двор. Каждая хозяйка, проходя мимо, тщательно осматривала бельё, оценивая степень белизны. По чистоте белья определялись качества хозяйки дома. В такую семью, с удовольствием отдавали замуж дочерей или брали в жены. Немка тщательно следила за одеждой своей семьи. Своевременно и очень аккуратно штопались носки (рисунком в клеточку). Хозяйка не могла допустить оторванных пуговиц, нечистого белья, какой-либо неаккуратности, как в одежде, так и в отношении порядка в доме. Чистота и аккуратность, характерные особенности немецких женщин.
Немцы не одобряли женитьбы на русских и украинских девушках. Как правило, мать-немка говорила сыну: будешь ходить в рваных носках на пятках и латаных штанах на коленях.»[2]
Волосы у немок всегда были тщательно убраны и причесаны.
Национальная кухня.
Кулинария – неотъемлемая часть культуры каждого народа. Она отражает его условия жизни, историю, национальный характер. Без нее невозможно понять культуру народа или эпохи. Ведь мы есть то, что едим.
Издревле трапеза занимала исключительно важное место в жизни людей. Даже в будни она являлась ритуалом, освященным традицией: за ней собиралась вся семья, молитва ознаменовывала ее начало и конец. Что касается праздничной трапезы, то приготовление блюд для нее представляло собой не игру фантазии хозяйки, а следование правилам, передаваемым из поколения в поколение.
Кухня российских немцев – это зеркало их истории. Наряду с национальными традициями и песнями, от матери к дочери передавались кулинарные секреты родины предков.
Ревелькухе (Riwwelkuchen)- пирог со штрейзелем или с калиной
Галушки с пасленом (Schwereberekleis).
Рулеты с морковью, картофелем (Wigel)
Домашний сыр из творога.
Стружни (Krebel)
Куриный суп с домашней лапшой. (Nudelsuppe) Уважение к этому блюду у российских немцев было столь велико, что вплоть до недавнего времени во многих семьях, несмотря на обилие макаронных изделий в магазинах, лапша для Nudelsuppe изготовлялась только домашним способом.
Шниттзуппе (Schnittsuppe)
«Десертный суп из сухофруктов с добавлением маленьких клецок.»[5]
(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Заключение
В ходе исследования выяснили, что немцы относятся к большому по численности этносу на территории бывшего СССР. В настоящее время на территории села Вылково проживает 22 человека, депортированных во время ВОв. В советское время численность немцев была гораздо больше. С начала 90 – х годов многие немецкие семьи выехали на жительство на свою историческую родину – в Германию.
Для работы над темой исследования была изучена литература, организовывались встречи с людьми немецкой национальности, изучена родословная семьи Шпиндлер-Макаровы (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Из бесед с немцами Поволжья, приехавшими в наше село, выяснили, что они помнят свои корни, соблюдают традиции и обычаи. Многое они пережили: репрессии, ссылку, голод, унижение, но остались людьми добрыми, трудолюбивыми. Имеют высокие награды за добросовестный труд. Вот лишь некоторые из них…
В ходе исследования и анализа полученного материала сделаны следующие выводы:
1. Несмотря на трудности поволжские немцы в Сибири обрели новую родину, никакой вражды на национальной почве не существует, создаются интернациональные семьи.
2. Немцы в Сибири сохранили свою национальную культуру, обычаи, язык и религию.
В дальнейшем планируется продолжить работу по данной теме, более глубоко исследовать культурные традиции немцев-переселенцев с Рейнвальд, рассмотреть их отличие от других регионов Поволжья.
По теме работы в школе проведен классный час для учащихся 5-11 классов (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Рисуем акварельное мороженое
Простые летающие модели из бумаги
Снежная сказка
Рождественский венок
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью