Данная исследовательская работа посвящена изучению и определению наиболее результативных вариантов запоминания новой лексики.
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_angliyskie_slova_s_umom.docx | 45.92 КБ |
Содержание
страница
Введение_____________________________________________________________________2
1.Теоретическая часть
Заключение__________________________________________________________________9
Список использованных ресурсов______________________________________________10
Приложение I________________________________________________________________I
Приложение II_______________________________________________________________III
Введение
С каждым днем английский язык становится все более популярным и актуальным, интерес к нему растет с высокой скоростью. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Богатый словарный запас является самым главным условием владения языком.Ведь самое сложное в изучении языка –набрать словарную базу. Но, пытаетесь ли вы освоить язык самостоятельно, либо обратились за помощью к специалистам, в любом случае основной проблемой, с которой вы столкнетесь, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов.
Я с удовольствием изучаю английский язык, мне нравится, как он звучит, я люблю слушать стихи и петь песни на английском языке. Но мне иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда говорит нам, что без знания лексики, нельзя заговорить на английском языке.
Способов много, но как найти такие, которые были бы самые эффективные? В своей работе мне бы хотелось изучить и найти для себя и своих друзей наиболее результативные варианты запоминания новой лексики. На самом деле, исследований по данному вопросу было немало, многие психологи, педагоги и даже учащиеся занимались изучением данного вопроса, поэтому мне не составило большого труда найти интересующую меня информацию. Хочу отметить, что, поработав с первоисточниками, я выделила на свой взгляд наиболее необычные формы запоминания английских слов, а проведя анкетирование и эксперимент, я определила наиболее эффективные способы запоминания.
Цель моего исследования: изучить и выявить эффективные способы и приемы запоминания английской лексики и рекомендовать наиболее полезные для себя и своих друзей.
Задачи:1. узнать, как происходит процесс запоминания английской лексики, дать определение термину «память», на какие виды подразделяется память человека; 2. рассмотреть и проанализировать имеющиеся способы запоминания лексики английского языка, с точки зрения среднего школьника; 3. найти наиболее эффективные нетрадиционные методы запоминания слов, сформулировать советы по запоминанию слов для своих друзей.
Предмет исследования: способы запоминания английских слов.
Объект исследования: английская лексика.
Гипотеза: использование эффективных способов и приёмов запоминания слов при изучении английского языка способствуют успешному овладению английским языком.
В своей работе я использовала следующие методы исследования: метод поиска информации, изучение литературы по теме, работа со словарями, систематизация, анализ; методы обработки полученной информации; составление библиографии, конспектирование.
«Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже наполовину.
Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульптуры. У них прекрасная зрительная или слуховая память.
Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.[1]
У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели.
Память можно разделить на 3 вида, обеспечивающих весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью:1) сенсорная память; 2) кратковременная память; 3) долговременная память;
Этапы процесса запоминания информации
Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания: 1. Непреднамеренное; 2. Преднамеренное.
Кроме этого, важно выяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видеозаписи, а визуалу — изучать фото - и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.[8]
В современном мире способов запоминания великое множество. Как только мы задаем соответствующую задачу в поисковике, как сразу всплывает великое множество курсов, репетиторов и даже однажды столкнулась с гипнозом. А как же изучить язык самостоятельно?
Давайте ознакомимся с некоторыми способами запоминания английский слов.[9]
1. Мнемотехника.
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Наука довольно старая. Наши предки еще 2 тысячи лет назад знали о том, что при методе «зубрежки» в памяти остается только 20% информации. В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти». Процитируем известного психолога А.Н.Леонтьева («Лекции по общей психологии» 2001 г): «Трудность заключается в том, что если вы так учите словарные слова (иностранное – русское, иностранное – русское), то языкато вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и иностранные, многозначны. Нет соответствия значений.Например:
- «fist» (кулак), представьте гигантскую фисташку, которую вы разбиваете крепко сжатым кулаком.
- слово «ship» (корабль) легко запомнить, если представить себе корабль, из которого торчат огромные шипы.
В мнемотехнике очень важна также «последовательность запоминания». Под «последовательностью запоминания» имеется в виду последовательность запоминания составляющих английского слова. А из каких составляющих состоит английское слово?
Возьмем, к примеру, wedding ['wedIN] – свадьба
1. wedding – это написание английского слова
2. ['wedIN] – это произношение английского слова
3. свадьба – это перевод английского слова
Итак, английское слово состоит из трех составляющих:
1) написание,
2) произношение,
3) перевод.
И чаще всего, в такой последовательности вы записывали новое английское слово в словарик, и именно в такой последовательности английские слова представлены в многочисленных книгах и словарях.
- С чего вы начинали запоминание?
- Конечно, с написания.
- А что вы делали потом?
- Потом произносил много раз вслух, т.е. «зубрил»: «['wedIN] – свадьба, ['wedIN] – свадьба...»
Получается следующая последовательность запоминания:
написание – произношение – перевод.
Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. Вот почему мы все хорошо читаем и переводим английские тексты. Вот почему мы все, выезжая за границу, понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова, т.е. «воспроизвести» его по памяти. Этот процесс так и называется «воспроизведением» и представляет собой следующую последовательность:перевод - произношение – написание.
Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания, но при использовании определенного метода, о котором мы поговорим ниже.
Но данный способ не всегда можно использовать, так как не всегда на слова находятся ассоциации.
2. Метод «Полиглот».С помощью этого метода вы научитесь запоминать 100 – 200 новых английских слов в день быстро и легко! Метод «Полиглот» представляет собой последовательность мыслительных действий и операций, которые формируют навык запоминания.
Метод «Полиглот» (для самостоятельного запоминания английских слов)
Давайте, с помощью метода «Полиглот» запомним английское слово:борода - beard [bIqd] бИэд
1. «борода» - это перевод2. [bIqd] и бИэд – это произношение слова (второй вариант – «русская транскрипция»)3. beard – это написание английского слова4.«Сфотографировать» английское слово.«Сфотографировать» английское слово - значит, выделить слово со всех сторон желтыми карточками (размер 6 х 7 см) так, чтобы в «окошке» было только слово «beard». А теперь даем себе установку на запоминание графического изображения слова (Запомнить написание!) и читаем слово вслух 2-3 раза.5.«Проверить качество зрительного запоминания» - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось. Например:....d, ...rd, ..ard, .eard, beard
Хороший метод, но только с готовыми словами, т.е. если пособие по данной методике есть возможность приобрести, то результат не заставит себя ждать, но нам хотелось бы найти эффективный способ, не привлекая денежные средства.[9]
3. Метод карточек.Метод карточек – простой и популярный способ запоминания новой лексики. Берете стопку карточек, с одной стороны пишете слово на английском языке, с другой - его перевод. И теперь Вы можете учить слова где угодно. Не секрет, что в течение дня нам приходится постоянно попадать в «пробки времени» - ждать директора в приемной, стоматолога в коридоре поликлиники и так далее. В это время вы можете не нервничать, а использовать с пользой для себя.
Можно еще делить карточки на пачки. После изучения одной приступайте к следующей. Затем через некоторое время возвращайтесь к повторению. Это позволит перевести ваш пассивный словарь в активный, то есть помнить слова и употреблять их в речи.Очень удобный способ, который можно будет использовать в нашем эксперименте.
4. Метод маркировки/бирок.Берется пачка стикеров, на них записываются слова и приклеиваются к соответствующим предметам. Дома можно промаркировать огромное множество вещей. По мере того, как они будут попадаться вам на глаза, вы все их запомните.
«Минус» этого метода в том, что промаркировать мы сможете только те предметы, которые встречаются у Вас в доме, а вот учить слова, которые имеют абстрактное значение, будет довольно сложно. Да и Ваших домашних могут раздражать эти стикеры.
Очень оригинальный способ запоминания, но к сожалению, не может быть использован нами.
5. Метод составления рассказа/устной темы.Возьмите 10 новых слов и составьте с ними связный рассказ на иностранном языке. На самом деле если уж и составлять рассказ, лучше брать тематически связанные лексические единицы и составлять с ними то, что в школе называется «тема». В таком тексте все выглядит разумно и логично. Заодно вы сможете потренироваться в употреблении слов. Правда, собственную тему лучше составлять на основе предварительного изучения нескольких текстов на заданную тему. Как раз для того, чтобы вы смогли понаблюдать за тем, в каких выражениях и в каком контексте используется то или иное слово.
6. Разбиваем слова на части.Если вы уже знаете определенное количество английских слов, то задача запоминания следующих значительно упрощается. В английском языке много слов, которые состоят из нескольких других. Зная значение составных частей, вы легко поймете смысл целого слова. Придумав сюжет, вы быстро его запомните. Например, «crushroom» обозначает фойе. Разбиваем его на части: «crush» - «давить, мять», «room» - «комната». Комната, где происходит давка. Вот вам и готовый сюжет: захожу в фойе, а в комнате столько народу, все друг друга давят, толкают. Или другой пример: «lawsuit» - судебный процесс. Вы уже знаете, что «law» - это закон, а «suit» - это костюм. На судебный процесс, где главное – это закон, вы обязательно приходите в деловом костюме.Данный способ использовать только при изучении сложных слов.
7. Компьютерные программы.В век развития технологий можно привлечь к задаче запоминания специализированные компьютерные программы. Их сейчас великое множество. Назовем лишь несколько - OpenBook, EZ MemoBooster, LM Bomber, MyNewWords, Lingvo, и другие.Данный способ вызывает трудность, так как не у всех учащихся, участвовавших в эксперименте, есть компьютер и доступ в интернет, а для частоты эксперимента нам необходимо 100% участие.
8. Расширение синонимического ряда.Еще один из способов запоминания - через расширение синонимического ряда. Суть его заключается в ведении тетради синонимов, в которую надо постоянно добавлять новые слова, по мере их изучения. Старайтесь как можно чаще подбирать синонимы к услышанным или увиденным где-то словам, и время от времени повторяйте синонимы по тетради. Владение широким синонимическим рядом позволяет более точно выразить свои мысли на иностранном языке, к тому же в результате у вас увеличится и скорость речи.power — force — energy; small- little- tiny; beautiful — handsome — pretty
Очень трудоемкий способ запоминания, который будут использовать лишь единицы.
9. Традиционный.На листе или в тетради выпишите в столбик несколько новых английских слов. Слева - на английском языке, справа – на русском языке. Приступая к работе, дайте себе четкую установку запомнить все слова надолго или навсегда. Успех запоминания во многом зависит от сосредоточения внимания, старания, волевого усилия. Концентрациявнимания играет важнейшую роль. Такое состояние наступает не сразу, а через некоторое время, через так называемый "период врабатывания".Внимательно, вдумчиво прочитайте весь список английских слов и их перевода построчно от начала до конца. Прочитайте список еще раз. Сделайте перерыв на 10 минут, займитесь чем-нибудь другим. Затем, закрыв левый столбик, постарайтесь по переводу восстановить вслух звучание и представить написание слова.
10.Подсознание.Составьте список новых английских слов для запоминания так, как это делается в традиционном способе, числом не более 20. Запоминание через подсознание проводится только перед сном. Максимально сосредоточьтесь на общей задаче запоминания, отключитесь от всего постороннего. Сильно напрягите свою волю и внимание. В этом состоянии несколько раз подряд прочитайте одно английское слово и его перевод, представьте это слово в уме как можно более ярко. В таком же напряжении сразу же повторите слово шепотом, затем еще раз про себя, с закрытыми глазами. После этого расслабьтесь на 15 секунд и переходите к следующему слову.
Таким образом для эксперимента наиболее эффективно будет изучить следующие способы запоминания английских слов:
Заключение
Изучая многочисленную литературу и работая над этой темой, я поняла, насколько актуальна и интересна данная тема. В наши дни значимость обучения английскому языку возрастает, и мы знаем, что многие из нас испытывают трудности при запоминании иноязычной лексики. В современном мире существует огромное количество методик запоминания иностранных слов. В ходе анализа и изучения различной литературы я пришла к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных методов, при помощи которых мои друзья смогут быстро пополнить свой словарный запас.
Интересно было подводить итоги анкетирования. В ходе проведенного мною исследования было выявлено, что наиболее эффективный способ запоминания оказался «Фоновый», большинство моих одноклассников и ребят из параллельного класса наиболее успешно справились с работой при изучении слов именно этой методикой. Но результат опроса, когда мы спрашивали их мнения, немного отличается, так как ребята выбрали и другие подходящие для них методы.После проведения эксперимента большая часть ребят заинтересовалась несколькими методами и в том числе «Фоновым» по результатам исследования методом.
В результате проделанной работы я поняла, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет ему в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого. Универсального метода изучения иностранных слов не существует, многое зависит от способностей обучаемого. Тем не менее, овладеть лексикой может каждый. Для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо учить слова наиболее подходящим способом, который максимально задействует все виды памяти.
Практическая значимость работы: Материал данной работы можно использовать для разучивания английских слов, как на уроке, так и во внеурочное время; предлагаемый мною материал может быть использован всеми, желающими расширить свой словарный запас, теми, кто хочет углублённо изучать английский язык.
В любом случае, надо помнить, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знать, что самый лучший способ правильно учить английские слова – это учить их с удовольствием!
Список использованных ресурсов
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем подснежники гуашью
Калитка в сад
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Хрюк на ёлке