В данной работе студентка показала как можно применить информационные технологии и математику в профессиональной деятельности
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_studenta.docx | 332.82 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Техникум строительства и городского хозяйства»
Тема исследовательской работы:
Использование табличного процессора MS Excel и математического моделирования для решения профессиональных задач специалистами сервиса домашнего и коммунального хозяйства
Автор: Рябухина Анна,
студентка гр.СДиКХ-14
Руководители: Амшеева М.Р.,
преподаватель математики
Петрова Л.Ф.,
преподаватель информатики и ИКТ
Улан-Удэ, 2015
Содержание
Введение
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются высококвалифицированные специалисты, которые смогут решать стоящие перед ними профессиональные задачи на достаточно высоком уровне, применяя при этом достижения мировой науки и технического прогресса.
Уровень профессионализма будущих специалистов определяется не только совокупностью профессиональных знаний, умений применять стандартные и типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, но и способностью организовывать собственную деятельность, выбирая при этом наиболее рациональные методы и способы решения профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Применение ИКТ и математических знаний в профессиональной деятельности позволит будущему специалисту в области домашнего и коммунального хозяйства решать профессиональные задачи на более высоком уровне.
Одной из профессиональной задач, стоящих перед специалистами ЖКХ, является планирование, организация и обеспечение контроля объемов, качества и сроков выполнения ремонтных работ домовладений и жилищного фонда.
Специалист сервиса домашнего и коммунального хозяйства должен уметь составить смету расходов по текущему и капитальному ремонту домовладений и жилищного фонда.
Но если будущий специалист научится использовать табличный процессор MS Excel и математическое моделирование, то он сможет оптимизировать выполнение своих профессиональных задач.
Цель работы: разработка компьютерной модели, позволяющей рассчитывать расход материала в зависимости от размеров помещения и стоимость материалов на данный момент времени.
Задачи исследования:
Объект исследования: математическое моделирование в среде Excel.
Предмет исследования: разработка компьютерной модели, позволяющей решать производственные задачи.
Ожидаемые результаты:
Методы исследования:
Эмпирического уровня
Теоретического уровня
Экспериментально-теоретического уровня
План работы над темой исследования
Моделирование и его основные этапы
Microsoft Excel — одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность ее состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.
С середины XX века в самых различных областях человеческой деятельности стали широко применять математические методы и ЭВМ. Возникли такие новые дисциплины, как «математическая экономика», «математическая химия», «математическая лингвистика» и т.д., изучающие математические модели соответствующих объектов и явлений, а также методы исследования этих моделей.
Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) понимают такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты. Процесс построения и использования модели, называется моделированием.
Процесс разработки моделей и их исследование на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования, параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает.
На втором этапе создается формализованная модель, т.е. описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и т.д. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т.е. выразить ее на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:
построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
построение компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и т.д.).
Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и получить результаты.
Если компьютерная модель исследуется в приложении, например, в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график и т.д.
Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. В случае различия результатов, полученных при исследовании информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов, можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.
Постановка задачи | |||
План создания модели | |||
Построение математической модели | |||
Создание модели | |||
Компьютерная реализация модели | |||
Проверка адекватности модели | |||
Решение задачи и интерпретация результата | Проведение вычислительного эксперимента и интерпретация результата | ||
Схема. Основные этапы моделирования
Был проведен опрос среди работников ЖКХ. В опросе участвовали 10 человек, им были предложены следующие вопросы:
Результаты опроса:
Вопрос № 1:
Вопрос № 2:
Вопрос № 3:
Вопрос № 4:
Вывод:
Математическое моделирование
Для того чтобы составить формализованную модель расчета площади ремонтируемой поверхности:
1) представим комнату в виде прямоугольного параллелепипеда, который является ее геометрической моделью;
2) для того чтобы рассчитать площадь стен и потолка комнаты, используем формулу нахождения площади боковой поверхности и площади основания прямоугольного параллелепипеда: S = Pосн Н + Sосн = (2а + 2b)Н + аb, где Pосн – периметр основания (комнаты), Н – высота параллелепипеда (высота комнаты)
S = 2а Н+ 2bН + аb
где а – длина основания (комнаты), b – ширина основания (комнаты);
3) из формулы исключим площадь площадь окон и дверей:
S = 2а Н+ 2bН + аb – n Sок – Sдв = 2а Н+ 2bН + аb – n сd – к r,
S = 2а Н+ 2bН + аb – n сd – к r
где n – количество окон, с,d – размеры окна, к, r – размеры двери
Виды ремонта:
1) шпатлевка потолка и стен;
2) покраска потолка и стен;
3) покрытие пола ламинатом.
Необходимые расчетные данные:
Составим математическую модель расчетов количества и стоимости материалов для шпатлевания:
(2а Н+ 2bН + аb – n ×сd – к r)×1,2×m, где m – стоимость 1 кг шпатлевки
Математическую модель расчетов количества и стоимости материалов для окрашивания водоэмульсионной краской:
(2а Н+ 2bН + аb – n×сd – к ×r)×0,2×t, где t – стоимость 1 кг в/э краски
Математическую модель расчетов количества и стоимости материалов для покрытия ламинатом:
аb⋅р, где р – стоимость 1 м2 ламината
Математическую модель расчетов количества и стоимости материалов для ремонта комнаты:
(2а Н+ 2bН + аb – n ×сd – к ×r)×1,2 ×m + (2а Н+ 2bН + аb – n×сd – к ×r)×0,2×t + аb×р
Компьютерное моделирование в табличном процессоре Excel
Объединяем ячейки А1-Н1 и вводим текст: Расчет ремонта комнаты (шпатлевка и покраска потолка и стен, настил ламината). Объединяем ячейки А3-Е3 и вводим текст: Исходные данные.
Вводим исходные данные: в ячейки В5-В7 – длину, ширину, высоту соответственно. В ячейки В9-В11 – длину, ширину и количество окон, а в ячейки В13- В14 – длину, ширину двери. В ячейку Е5 вводим расход шпатлевки на 1 м2 в кг, в ячейку Е6 вводим стоимость 1 кг шпатлевки в руб., в ячейку Е7 вводим расход водоэмульсионной краски на 1 м2 в кг, в ячейку Е8 вводим стоимость 1 кг в/э краски в руб, а в ячейку Е9 вводим стоимость 1 м2 ламината.
Находим промежуточные результаты: В ячейке В17 вычисляем площадь потолка по формуле: В5*В6 (длину умножаем на ширину). В ячейке В18 вычисляем площадь стен по формуле: 2*(B5*B7+B6*B7) (длину умножаем на высоту, ширину умножаем на высоту, все это складываем и умножаем на 2). В ячейке В19 вычисляем площадь окон по формуле: В9*В10*В11 (длину умножаем на ширину и умножаем на количество окон). В ячейке В20 вычисляем площадь двери: В13*В14. В ячейке В21 вычисляем ремонтируемую площадь по формуле: B17+B18-B19-B20 (площадь потолка плюс площадь стен минус площадь окон и минус площадь двери). В ячейке В22 вычисляем площадь пола: В5*В6.
Далее вычисляем расход материалов: В ячейке Е17 получаем расход шпатлевки по формуле: B21*E5 (ремонтируемую площадь умножаем на расход шпатлевки на 1 м2). В ячейке Е18 находим расход водоэмульсионной краски по формуле: B21*E7 (ремонтируемую площадь умножаем на расход водоэмульсионной краски на 1 м2). В ячейке Е19 вводим площадь пола.
Вычисляем стоимость материалов:
Общую стоимость материалов вычисляем с помощью функции: СУММ(G17:G19), т.е. суммируем стоимость шпатлевки, в/краски и ламината.
Заключение
В настоящее время получило всеобщее признание то, что успех развития многих областей науки и техники существенно зависит от развития многих направлений математики, информатики. Математика и информатика становятся средством решения проблем организации производства, поисков оптимальных решений.
Программа Microsoft Excel – одна из наиболее практически значимых, востребованных. Электронные таблицы не только позволяют автоматизировать расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно проследить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее подходящий.
При выполнении работы я научилась решать конкретную практическую задачу математическими методами, планировать ее решение, проводить исследовательскую работу.
В ходе работы над темой я научилась создавать формализованную модель расчета площади ремонтируемой поверхности, применяя знания из геометрии. Для создания математической модели расчетов количества и стоимости материалов для ремонта комнаты я определилась с видами ремонта, которые я хотела произвести и, соответственно, с необходимыми расчетными данными, и включила их в расчетную формулу. Выполняя данную работу, я, в очередной раз, убедилась в необходимости математических знаний в нашей жизни.
При составлении компьютерной модели расчета расходов и стоимости материалов освоила методы моделирования в среде Excel. В этой модели я смогу выполнять необходимые расчеты для ремонта, в зависимости от размеров помещения, стоимости материалов, видов ремонта.
Теперь я смогу смоделировать решение других профессиональных задач и планировать свою индивидуальную деятельность.
Литература
Госпожа Метелица
Заповеди детства и юности
Юрий Алексеевич Гагарин
Рисуют дети водопад
Лупленый бочок