Данная работа была признана победителем на районной конференции
Вложение | Размер |
---|---|
godunov_vlad.docx | 305.59 КБ |
prilozhenie_11buklet.doc | 586.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа.
Исследовательская работа по теме:
Тимофей Фёдорович Осиповский – гордость земли Владимирской
(научно-практическая конференция,
посвященная 250-летию со дня рождения русского
математика Т.Ф. Осиповского)
Выполнил: Годунов Владислав Алексеевич
ученик 11 класса
МБОУ Уршельская СОШ
Руководитель: Круглова Ольга Николаевна
учитель математики и информатики
МБОУ Уршельская СОШ
2016 год
Содержание.
Введение.
Все в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца.
Проходят столетья, не зная конца.
Фирдоуси
Актуальность.
Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.
Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память о выдающихся деятелях прошлого священна. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях, открытиях. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.
В этом году отмечается дата – 250 лет со дня рождения русского математика Т.Ф. Осиповсого (Приложение 1). Тимофей Федорович Осиповский – первый русский математик, получивший специальное педагогическое образование. Кроме того, он – механик, физик, астроном, оригинальный философ-рационалист, крупный организатор образования, неутомимый переводчик передовой западной мысли на русский язык.
Многие авторы, посвящали свои труды Тимофею Федоровичу. И почти в любом таком труде мы можем прочитать, что в конце 18 в начале 19 века Осиповский был одним из лучших педагогов, благодаря которому многие постигли тайны таких наук, как оптика, механика, чистая математика, астрономия, арифметика, физика, архитектура и т.д.
Но, к сожалению, в настоящее время память об этом великом человеке угасает, по стечению многих обстоятельств имя Т.Ф. Осиповского полузабыто. Уже многие не знают, кто такой Т.Ф. Осиповский и что он сделал для науки и образования, каким он был блестящим преподавателем.
Поэтому цель данной работы – Через описание жизни и деятельности Т.Ф.Осиповского показать заслуги несправедливо забытого ученого в отечественной науке и внести определенный вклад в дело восстановления исторической и гражданской справедливости к человеку.
Гипотеза: если проанализируем жизнедеятельность Тимофея Федоровича Осиповского, то извлечем выводы о его уникальной роли в становлении отечественной науки и отечественного образования.
Задачи:
Объект исследования: жизнедеятельность Тимофея Федоровича Осиповского.
Предмет исследования: разнообразная деятельность Тимофея Федоровича Осиповского.
Исследовательская часть.
Социологический опрос.
Я провел социологический опрос среди учащихся 8-11 классов:
1)Кто такой Т.Ф. Осиповский?
2)Что вы знаете о его деятельности?
3)Какой вклад в отечественную науку он сделал?
В опросе участвовали 98 человек. И только 19 учащихся сказали, что Осиповский - это какой то математик. Так как, слышали от учителей математики о конференции, посвященной Т.Ф. Осиповскому. Ни о его деятельности, ни тем более о его вкладе в науку ребята не знали ничего!
Я решил задать эти вопросы учителям нашей школы, но никакой информации также не получил!
Я попросил учителя математики рассказать мне о Т.Ф. Осиповском, но Круглова О.Н. ответила: «Мне очень стыдно, но я знаю только, что Осиповский был математиком из Владимирской области». И предложила мне помочь ей собрать информацию о Т.Ф. Осиповском и провести математический вечер.
Разработка сайта и буклета.
Я занялся поиском информации и понял, что в сети интернет её не так уж много и она вся размещена на различных сайтах, иногда дублируется, иногда написана непонятным для читателей языком, а в школьной библиотеке о нём ничего не было. Я решил создать ресурс, на котором будет размещена вся информация, которая связана с Тимофеем Фёдоровичем Осиповским.
Так появился сайт «Осиповский Тимофей Фёдорович» (приложение 10): http://vladostype.wix.com/osipovskiy Пока в нём только первые начальные сведения (биография, сведения педагогического и научного пути), но я задумал собрать всю информацию, которая связана с именем человека, подарившего нам «Курс математики» и другие научные открытия.
Собранная информация размещена также и на сайте школы (приложение 10): http://urshschool.ucoz.ru/index/raboty_nashikh_uchenikov/0-58
Также в поисках информации я зашел на сайт школы села Осипово и узнал, что в этом году исполняется 156 лет школе, которая носит имя Осиповского. В учреждении создан школьный виртуальный музей «О Земле Ковровской». На протяжении ряда лет участники краеведческого кружка собирали материал об ученом-математике, земляке Т.Ф. Осиповском. Одна из страничек музея посвящена ему. Ежегодно в рамках Недели математики проводятся вечера памяти ученого, математические турниры, интеллектуально – творческие марафоны, математические игры.
В этой школе, конечно же, все знают о Осиповском. И я решил, что и в моей школе все должны знать о таком великом человеке. Я издал информационный буклет «Т.Ф. Осиповский – гордость земли Владимирской» (приложение 11) и распространил его по школе.
Теоретическая часть.
Биография
Тимофей Федорович Осиповский родился в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника Фёдора Ивановича 2 февраля в 1766 году. Учился во Владимирской семинарии.
В 1783 году он должен был окончить курс по классу риторики, но незаурядные способности юного семинариста обратили на себя внимание его воспитателей. Поэтому в числе 150 лучших студентов философского и богословского классов духовных семинарий России Тимофей Осиповский попал в первый набор первой в России учительской семинарии в Петербурге, основанной на базе Главного народного училища для приготовления к учительским должностям в расширяющейся сети народных училищ. В Петербурге Т.Ф. Осиповский учился без каникул с ноября 1783 года по август 1786 года, специализируясь в физико-математических науках и «как отличнейший студент по сей части – с половины курса был сделан репетитором для своих товарищей». Следует заметить, что репетитором в то время назывался младший преподаватель. По-видимому, репетиторство предполагало некоторое небольшое официальное вознаграждение. После окончания курса Т.Ф. Осиповский был назначен преподавателем физико-математических наук и русской словесности в главном народном училище в Москве. Плодотворная работа Осиповского в этом училище продолжалась 14 лет. В марте 1800 г. Осиповский возвращается в Петербургскую учительскую гимназию уже как профессор физики и математики на кафедру физико-математических наук. В это время Академия наук предложила ему вступить в число ее членов со званием адъюнкта математики. По правилам тех лет Т.Ф. Осиповский должен был подать прошение на отставку с занимаемой должности, что было противно его независимому характеру. Прошение он не подал.
В конце 1802г. Т.Ф. Осиповскому было предложено место профессора математики в открываемом Харьковском университете. «По чрезвычайному обременению делами, – пишет Осиповский, – от коего я даже сделался болен, подумав несколько недель, решился я принять сие предложение, но с тем, чтобы мне не проситься у начальства, а чтобы попечитель сам просил меня у начальства». К чтению лекций Осиповский приступил в феврале 1805г. Осиповский читал различные курсы: так называемую чистую математику, прикладную математику, механику, оптику и астрономию. Этим, однако, не исчерпывается деятельность Осиповского на пользу университета. Еще в апреле 1804г. Осиповский назначается членом Комитета для ускорения дел по открытию университета, а затем он – непременный заседатель Правления; ему поручается присмотр за кассой университета; он – член училищного комитета и комитета по испытанию чиновников гражданского ведомства. Сам Осиповский никогда не стремился к занятию административных должностей. Это видно из того, что он дважды (в 1808 и 1810 гг.) отказывался от ректорского звания, хотя был избран в Совете большинством голосов. С отстранением от должности в 1813году ректора Стойковича, скомпрометированного коммерческими операциями, Осиповский избирается проректором, а затем и ректором, и переизбирается на следующие трехлетия в 1816 и 1819 годах. В результате интриг, враждебных настоящей науке, после семи лет ректорства, в 1820 году Осиповский вынужден был оставить своё детище – Харьковский университет.
Будучи профессором, Осиповский уделял время улучшению школьного дела. Он два раза “визитировал” школы Харьковского учебного округа, и его доклады по этому поводу содержат ценный материал для характеристик положения училищ того времени, их светлых и темных сторон, их потребностей и недостатков.
Осиповский в некоторых разделах алгебры опередил зарубежных математиков на целые десятилетия. В частности, способ, известный в алгебре под именем "способа Горнера", был открыт Осиповским за 17 лет до Горнера. Сам Горнер сообщает о нем в 1819 году, тогда как Осиповский опубликовал свое сообщение в 1802 году.
После своего увольнения Осиповский переехал на постоянное жительство в Москву, где предался исключительно ученым занятиям. Он окончил начатый им в 1802 г. перевод первых четырех томов «Небесной механики» Лапласа. В Москве Осиповский напечатал, в виде отдельных изданий, два своих сочинения по астрономии и оптике.
Умер Осиповский 12 июня 1832 года.
Осиповский как математик.
«Курс математики» Осиповского стал наряду с учебником академика Гурьева первым фундаментальным изложением высших разделов современной ему математики на русском языке (Приложение 2). Глубокое содержание, строгая научная последовательность, новизна в освещении многих вопросов обеспечили этому курсу заслуженную репутацию одного из лучших руководств того времени по дифференциальному и интегральному исчислению.
«По свидетельству академика Остроградского, – пишет М.И. Сухомлинов, – математические сочинения Осиповского обратили на себя внимание французской академии наук, признавшей их достойными помещения в своем периодическом издании; они не были помещены там единственно потому, что уже прежде напечатаны по-русски, а в изданиях французской академии не допускаются сочинения, изданные уже в свет на каком бы то ни было языке». [5]
Осиповский читал курс математики, по свидетельству профессора Харьковского университета А. Рославского-Петровского, «частью по запискам, а частью по изданному им курсу, который в свое время был одним из лучших математических руководств не только в русской литературе, но и в иностранной» [6].
В двадцатых годах вышло 3-е издание этого труда, причем появился и третий том, содержащий теорию аналитических функций (571 стр.). Этот том был составлен Осиповским еще в 1810г. и тогда же представлен в Главное управление училищ. В официальном документе 1810г. в Министерство народного просвещения читаем: «Ординарный профессор Харьковского университета, коллежский советник Осиповский в службе состоит 24 года. Он сочинил в двух томах курс чистой математики. Сочинение это признано классическим и, будучи издано бывшей комиссией о народных училищах, употребляется не только в училищах, подведомственных Министерству народного просвещения, но и во многих других учебных заведениях... Ныне представил он в Главное правление училищ сочиненный им 3-ий том математики в двух частях – о дифференциальных, интегральных и вариационных вычислениях. Это последнее сочинение, по поручению правления училищ, рассматривал член его, действительный статский советник академик Фусс, и донес, что оно заключает в себе отвлеченные исследования, весьма превышающие тот курс чистой математики, который преподается в университетах, а потому не только полезно, но даже необходимо для всех тех, кои избрали математику главным предметом своего учения, в особенности же для тех, кто не знает иностранного языка, ибо, сколько известно, нет еще на русском языке такого сочинения, в котором бы так пространно, как тут, рассуждалось бы о приложении теории функций к кривым линиям и поверхностям».
Академик Н.И. Фусс писал и о четвёртом, неизданном, томе «Курса математики»: «Сие сочинение, в коем рассуждается о приложении теории аналитических функций к кривым линиям и поверхностям, заключает в себе отвлеченные исследования, весьма превышающие даже и тот курс чистой математики, который преподается в университетах. Итак можно его обратить к тому только малому числу учеников, которые математику во всей ее обширности избрали главным предметом своего учения. Оным сие сочинение можно почесть полезным и даже необходимым… Сколько мне известно нет еще на российском языке такого сочинения, в котором бы о приложении теории функций к кривым линиям и поверхностям было так пространно рассуждаемо, как у профессора Осиповского. Труд г-на Осиповского одобрителен и автор достоин поощрения» [7].
Высшая школа России конца XVIII в. пользовалась «Курсом математики» Этьена Безу в пяти томах, полный перевод которых был напечатан в 1804-1806 гг. А.К. Сушкевич, подробно исследовав эти учебники и «Курс математики» Осиповского, пришел к следующему выводу: «Учебники Осиповского были гораздо полнее, чем рассмотренные выше учебники Фусса и Безу. Это был первый русский учебник алгебры, материал которого в значительной своей части относился к высшей алгебре» [8].
Влияние Осиповского на развитие математической мысли было весьма велико. В некоторых западноевропейских странах были сделаны переводы «Курса математики» Т.Ф.Осиповского. [4].
Осиповский как естествоиспытатель.
Осиповский интересовался механикой, физикой, астрономией. Большое теоретическое значение имели труды Осиповского по механике – «Теория движения тел, бросаемых на поверхность земли» и «О действии сил на гибкие тела и о происходящем от того равновесии». В 1817 г. он представил «Обществу наук при Харьковском университете» работу «О разделении электричества в разобщенных отводах при держании перед ними в некотором удалении наэлектризованного тела». Осиповский во всех областях стремился сказать новое, передовое слово. Он, в частности, обратил внимание на необходимость реформы календаря. В статье «О календаре» («Украинский вестник», май 1816г.), Осиповский показал отставание астрономического года от старого календаря, и предложил, начиная с 1817 г. подряд на протяжении 48 лет не отмечать високосных годов, т.е. считать в каждом году 365 дней, пока отставание календаря не будет компенсировано. Другие оригинальные астрономические труды Осиповского – «Исследование светлых явлений, видимых иногда на небе в определенном положении, в рассуждении солнца или луны», «О вычислении аберрации» и «Об астрономических преломлениях».
Осиповский как философ. (Приложение 6)
Осиповский внимательно следил за современной ему французской и немецкой философией. По его опубликованным философским работам можно без колебаний заключить, что он являлся продолжателем того способа философствования, который на российскую почву был перенесён из Германии Ломоносовым. Как известно, Ломоносов был учеником Вольфа, который сам, в свою очередь, был учеником великого Лейбница. Принцип достаточного основания Лейбница, выглядящий для философских виртуозов слишком тривиальным, как нельзя лучше пришёлся для энергических устремлений первых русских учёных (к сожалению, этот принцип не успел, как следует, пропитать российскую почву из-за Французской революции, остроумного беллетриста Вольтера и т.п.). Здесь уместно напомнить, что у науки, в том числе у философии, нет национальных границ. Поэтому Осиповский, разумеется, использовал свой опыт перевода «Логики» Кондильяка в применении принципа достаточного основания Лейбница для дискуссии со своими оппонентами в Харьковском университете. Приверженность к этому принципу привела Осиповского к отрицанию учения Канта об априорном и субъективном характере наших представлений о пространстве и времени. Осиповский и его сторонники встретили упорное сопротивление со стороны мистически настроенных профессоров, имевших могучую поддержку в лице попечителя Карнеева и министра просвещения Голицына. О научной квалификации Карнеева говорит следующее свидетельство. «Посещая иногда лекции профессоров, Карнеев по поводу читанного ими делал замечания в своем курсе; так, например, профессору физики Комлешинскому он заметил, что молния падает, имея в своем конце треугольник, который изображает собой святую Троицу» [9].
Философские взгляды Т.Ф.Осиповского ярко выражены в его актовых речах. В первые десятилетия существования университета актовые речи занимали видное место в научно-литературной деятельности профессоров. В речи «О пространстве и времени», произнесенной 30 августа 1807 года «в торжественном собрании университета», Осиповский, кратко изложив взгляды новейших философов Германии, и в особенности Канта, на пространство и время, подвергает его идеи критическому разбору и формулирует свое собственное мнение: «...Мое суждение о пространстве таково: понятие о нем производится по впечатлениям, происходящим от него посредством наружных наших чувств на наши внутренние чувства. Впечатление же и тот предмет, который оное производит, не суть одно и то же, но чрезвычайно разнятся между собою, подобно, как цветы, солнцем производимые, разнятся от самого солнца. Может даже статься, и вероятно, что сие впечатление в разных людях, по различному образованию чувств для принятия его устроенных, бывает различно, или по крайней мере имеет чувствительные оттенки. По сему, что такое есть пространство в своей сущности, нам неизвестно, и мы не имеем способа узнать его сущность; но оно находится в самой природе, и сущность его имеет постоянное отношение к тому впечатлению, которое оно в наших чувствах производит; а потому сравнение впечатлений частями пространства производимых выходит таково же, как и сравнение самых сих частей пространства» [10].
Последняя фраза вновь напрямую согласована с принципом достаточного основания и, кроме того, заставляет нас вспомнить о более поздней философии концептуализма Пуанкаре.
«Что же касается до времени, то я понимаю его не так, как нечто существующее в природе само по себе, но как необходимое произведение последовательного бытия вещей, бытия, которое представить не в последовательном виде не положено в нашей способности. ...понятие о времени приобретаем мы посредством чувствования бытия нас самих, и относим оное к прочим вещам по понятию их сопребывания с нами» [10].
Вторая речь Осиповского «О динамической системе Канта» (1813г.) посвящена опровержению идей Канта, высказанных им в его сочинении о метафизических основах естественной науки. «Позвольте мне, почтеннейшие слушатели, сделать при сем краткое обращение к юным питомцам сего святилища наук, для коих единственно избрал я сию сухую и никакого витийства не допускающую, а по сему и незанимательную материю. Ежели вы слышите или читаете, что философ природы постановляет a priori какой-либо закон ея, то буде он не доказывает его с математической строгостью, не полагайтесь на слова сего философа с искреннею к нему достоверностью, как бы сей закон ни обворожал воображение, но испытайте прежде его на оселке строгости математической и тогда только считайте его вероятным, когда он выдержит сию пробу» [11].
Вновь мы видим неявное употребление принципа достаточного основания Лейбница.
По поводу этой последней речи проф. К.А. Андреев говорит следующее: «В то время как математические произведения Осиповского, не смотря на свою высокую цену для современников, теперь должны считаться устаревшими, его воззрения философские сохранили свою свежесть до сих пор. Можно сказать, что в этих воззрениях он опередил своих сотоварищей по науке лет на пятьдесят. Это можно объяснить самым складом его ума. Сильный и искусный в построении ряда логических построений, он хорошо видел, что все эти заключения теряют всякую цену, если основания, из которых они исходят, не достаточно прочны. Опираясь поэтому на немногие, но верные данные наблюдательных наук, он прозревал в глубь будущих успехов знания гораздо далее тех мыслителей, которые прельщаясь смелыми гипотезами, строили философские воззрения на зыбкой почве этих гипотез… В речи – «Рассуждение о динамической системе Канта» Осиповский выступил решительным противником метафизических систем, как основания для познания внешнего для человека мира» [3].
Еще большее нерасположение к представителям отвлечённой философии высказывает Осиповский в рецензии на логику Шада; он говорит: «Каждый из философов немецких, как будто для хвастовства, отличался от прочих большим или меньшим количеством странностей в мыслях, но каждый отличался своими странностями, а наш философ, приняв под свой покров странности всех, прибавил к ним еще столько же своих».
В итоге приведённого краткого анализа философских воззрений Осиповского нужно подвергнуть сомнению оценку Осиповского как вульгарного материалиста [12].
Осиповский как педагог.
Главное народное училище в Москве
Закончившие курс учительской семинарии назначались учителями указанных училищ. Осиповскому было предоставлено право выбрать по собственному усмотрению место работы Санкт-Петербург или Москву, так как он был одним из лучших учеников. Тимофей Федорович был нездоров, и по совету лечившего его тогда доктора Фрезы выбрал Москву, как более близкую к его родине. Так закончились студенческие годы Осиповского, и началась его самостоятельная трудовая жизнь и деятельность.
С сентября 1876 года Тимофей Федорович начал работать в Москве, в главном народном училище учителем физико-математических наук и русской словесности. Репутация Осиповского как "отличнейшего из учителей" и как математика была настолько велика, что комиссия по народным училищам неоднократно присылала ему на просмотр и рецензии издаваемые ею математические сочинения. Плодотворная работа Осиповского в московском главном народном училище продолжалась 14 лет (с 1786 г. по 1800 г.).
В Московском главном народном училище Осиповский преподавал латинский язык и математические предметы, в том числе арифметику, геометрию, механику, физику и архитектуру во всех классах, а русскую грамматику в 3 и 4 классах. Всего в неделю у него было 28 уроков. Осиповский принимал активное участие в подготовке учителей для малых народных училищ. Эта подготовка состояла, во-первых, в том, что кандидаты знакомились с новым методом преподавания, присутствуя на уроках для того чтобы усвоить педагогические приемы, и, во-вторых, в повторении курса арифметики, так как присланные из духовных семинарий для приготовления к учительской должности риторы и философы оказались плохими математиками.
Тимофей Федорович, обладая незаурядными педагогическими способностями и отличным общим физико-математическим образованием, обратил на себя внимание московского общества. Московский университет предложил занять кафедру математики, и одновременно то же самое сделало и медико-хирургическое училище в Петербурге. Так как Осиповскому было предоставлено самому ходатайствовать об увольнении из ведомства комиссии об учреждении училищ, а он постоянно держался правила о себе никогда не просить, то ни одно из указанных приглашений он не принял.
Петербургская учительская семинария (Приложение 3)
Осенью в 1799 году комиссия по учреждению училищ предложила Осиповскому занять кафедру физико-математических наук петербургской учительской гимназии со званием профессора физики и математики. Это предложение Осиповский принял и в марте 1800 года. Он переехал в Петербург, начав энергичную педагогическую деятельность. Тимофей Федорович стал преподавать в той же гимназии, в которой когда-то сам учился. Эта гимназия впоследствии была переименована в Петербургский университет.
Годы деятельности Т.Ф. Осиповского в петербургской учительской гимназии были годами напряженной работы. Ему было назначено обучать по 12 часов в неделю. Учебных пособий по математике на русском языке тогда еще не было, и Осиповский вынужден был пользоваться только своими собственными сочинениями, написанными им для учащихся московского главного народного училища. Здесь же Осиповский написал новый " Курс математики", который полнее, чем какое-либо другое руководство, освещал математические знания того времени, начиная от элементарных, начальных сведений по арифметике и заканчивая вариационным исчислением. Так же на профессора было возложена репетиция по 6 часов в неделю, так как репетитор, которого назначили для лекций Осиповского, не мог их объяснить студентам.
Всей этой работой Т.Ф. Осиповский был настолько загружен, что, по его словам, не имел времени даже выйти из дому. Несмотря на все это, его труд не обеспечивал ему даже минимально сносных условий жизни. Будучи уже известным профессором математики и автором выдающихся учебников, Осиповский вынужден был жить в весьма тяжелых материальных условиях. Правящие круги феодального дворянства меньше всего заботились о материальном обеспечении деятелей науки.
Харьковский университет
В конце 1802 г. основатель Харьковского университета В.Н. Каразин предложил Осиповскому занять место профессора математики в открываемом Харьковском университете. Осиповский принял это предложение. Он прибыл в Харьков задолго до открытия университета и горячо принялся за подготовку университетского математического курса.
В марте 1804 года Осиповский вошел в состав комитета правления университета, целью которого была забота о скорейшем открытии учебного заведения в Харькове. Как член комитета он отдал много сил организации университета. Открытие состоялось 17 января 1805 года.
С первых дней открытия Харьковского университета Т.Ф. Осиповский снискал к себе глубокое уважение и любовь студентов. Его лекции слушались с захватывающим интересом. Свыше 50 лет спустя после своего обучения в университете бывший студент Розальон-Рошальский писал: «Профессоры русской словесности И.С. Рижский (первый ректор университета), юриспруденции – И.Ф. Тимковский и высшей математики Тимофей Федорович Осиповский – пользовались глубочайшим уважением студентов и всего общества, как преподаватели и как люди… Мягкий и добрый, Осиповский, весь проникнутый любовью к своему предмету и к своей обязанности, умел для слушателей своих, в том числе и для меня, поэтизировать даже дифференциальное и интегральное исчисление. По своим нравственным качествам, это был совершенство, насколько человек может достигать его» .
В самом начале своей педагогической деятельности в Харькове Тимофей Федорович встретился с большими затруднениями, из-за очень слабой подготовки слушателей. Найти молодых людей, достаточно подготовленных к поступлению в университет, было очень трудно, поэтому сам университет взялся за подготовку слушателей. При Харьковском университете по инициативе Т.Ф. Осиповского был учрежден подготовительный класс.
С 1805 по 1808 год Осиповский излагал студентам физико-математического факультета “чистую математику” частью по запискам, частью по изданному им “Курсу математики” в таком объеме: геометрия и тригонометрия (плоская и сферическая), дифференциальное, интегральное и вариационное исчисления, приложение аналитических функций и высшей геометрии.
В 1808 году на него возложено было, кроме “чистой математики”, чтение оптики и механики .В 1813 г. чтение механики Осиповский передал своему ученику Н. М. Архангельскому, а курс оптики оставил за собой. С этого же года Тимофей Федорович Н. М. Архангельскому стал читать лекции по астрономии. Все эти науки Осиповский излагал, придерживаясь сочинений Лакайля, Франкера и Био.
Таким образом, в течении первых 8-10 лет существования Харьковского университета все математические науки в нем преподавал Осиповский, который считался тогда “первоклассным ученым” и которому в декабре 1807 года совет университета присвоил ученую степень доктора философии.
Осиповский был центральной фигурой Харьковского университета и пользовался всеобщим уважением профессорской корпорации. Об этом убедительно говорит семикратное избрание его ректором университета, должность которого он исполнял непрерывно с 1813 по 1820 год.
В этой должности Осиповский развернул энергичную деятельность и показал себя тактичным и опытным администратором. Он проявил большую заботу об улучшении материального положения профессоров в связи с увеличением дороговизны, вызванной войной 1812 года.
Осиповский был человек прямой и резкий и последовательно выступал против любых форм мистицизма и философского идеализма и критиковал действия, вступившего в должность попечителя Харьковского учебного округа, З.Я. Карнеева; в результате, 1 ноября 1820 года Т. Ф. Осиповский был отправлен в отставку и Харьковский университет лишился лучшего из своих профессоров.
Ученики Тимофея Федоровича Осиповского.
Многие студенты, которые имели возможность обучаться у Т.Ф. Осиповского в будущем, стали успешными людьми, которые так же как и сам Тимофей Федорович стали великими учеными и профессорами. Среди таких учеников были: М.В. Остроградский, А.Ф. Павловский и Байков М.А.
Михаил Васильевич Остроградский (Приложение 4).
Родился 12 сентября 1801 года в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. С 1816 года вольнослушатель Харьковского университета, с 1817 года — студент физико-математического факультета. Учился на «отлично».
В 1820 г. сдал кандидатские экзамены. Однако реакционная часть харьковской профессуры добилась лишения юноши аттестата кандидата наук и диплома об окончании университета. Мотивировалось это его «вольнодумством» и непосещением лекций по богословию. Он так и не получил российскую учёную степень.
В 1822 г. Михаил Васильевич, желая продолжить занятия математикой, вынужден уехать в Париж, где в Сорбонне и Коллеж де Франс продолжал изучать математику, посещал лекции знаменитых французских учёных — Лапласа, Фурье, Ампера, Пуассона и Коши.
В 1823 г. приглашён в качестве профессора в коллеж Генриха IV.
В 1826 г. первые научные успехи. Остроградский представил Парижской Академии наук мемуар «О распространении волн в цилиндрическом бассейне».
В 1828 г. возвратился на родину с французским дипломом и с заслуженной репутацией талантливого учёного. Сначала он преподавал в Главном Инженерном училище Российской империи и Институте Корпуса инженеров путей сообщения. В 1830 г. избран экстраординарным академиком Петербургской Академии наук. Позже, благодаря выдающимся научным заслугам, М. В. Остроградский был избран членом-корреспондентом Парижской Академии наук, членом Американской, Римской и других академий и научных обществ.
Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул в Петербурге большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений. Много лет он работал в качестве главного наблюдателя за преподаванием математики в военных школах.
Андрей Фёдорович Павловский (Приложение 5).
Родился в слободе Тарановка Змиевского уезда Слободско-Украинской губернии в семье небогатого помещика Ф. К. Павловского. Начальное образование получил в Валковском народном училище. В 1799 году поступил в Харьковский коллегиум, который закончил в 1806 году и поступил в только что открывшийся тогда Харьковский университет, в число казеннокоштных студентов физико-математического факультета, где своими выдающимися способностями обратил на себя внимание Т. Ф. Осиповского. Уже в 1810 году начал преподавать студентам алгебру, геометрию, тригонометрию и конические сечения; также преподавал арифметику и геометрию гражданским чиновникам. В Харьковском университете, где преобладающую роль в то время играли преподаватели-иностранцы, Павловский стал одним из первых русских учёных. В 1813 году он получил степень магистра, с 1815 года — адъюнкт по кафедре чистой математики. В 1819 году А. Ф. Павловский был утверждён в звании экстраординарного профессора, а в 1826 году стал ординарным профессором.
В 1837 году Павловский был назначен ректором Харьковского университета; но в следующим году получил разрешение оставить эту должность. Университет заботился о распространении в крае училищ и с этой целью Павловский неоднократно выезжал в разные места учебного округа; в 1826 году он 8 месяцев пробыл в Донской области. Вышел в отставку в 1849 году. А в 1850 году Совет университета избрал А. Ф. Павловского своим почётным членом.
Матвей Андреевич Байков.
Родился 7 августа в 1800 году. В 1819 г. он закончил курс Харьковского университета со степенью кандидата по физико-математическому факультету, в 1820 г. был определен преподавателем математических наук в Харьковском институте благородных девиц, в 1822 г. получил степень магистра и назначен адъюнктом по кафедре чистой математики, в 1826 г. — экстраординарным, а с 19-го сентября 1829 г. — ординарным профессором сельского хозяйстве в Харьковском университете. В 1832 г. был вызван в С.-Петербург для устройства по выборгской дороге образцовой фермы сельского хозяйства для удельных крестьян; при этой ферме было основано Удельное земледельческое училище, директором которого и состоял Байков до самого конца своей жизни. Училище это, благодаря энергии и трудам его основателя, славилось образцовым порядком и обращало внимание даже иностранцев.
Заключение.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что среди русских просветителей конца 18 и начала 19 века видное и почетное место занимает Тимофей Федорович Осиповский. Человек, который отдал свою жизнь науке, не только как ученый, но и как выдающийся педагог. Отличное знание своего предмета, любовь к нему, умение донести до слушающих даже самые сложные вещи, помогали, с первых минут, Тимофею Федоровичу заинтересовать своих студентов и заслужить их уважение. Через его “руки” прошло много людей, которые в будущем стали учеными, профессорами и педагогами.
Я попробовал сравнить вклад в отечественную науку Т.Ф. Осиповского и известных людей –М.В. Ломоносова и Н.И. Лобачевского. Результаты я оформил в виде таблицы.
Вклад ученых в отечественную науку. Таблица 1.
Ломоносов М.В. | Осиповский Т.Ф. | Лобачевский Н.И. | |
О науке | «Ода, в которой её Величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Сарском селе августа 27 дня 1750 года» (мысль этой оды – союз власти и наук) | Речь «Рассуждение о пользе наук» (1795г.) | Речь «О важнейших предметах воспитания» (1828 г.) |
Педагогическая деятельность | Московский университет (логика, метафизика, химия, астрономия, география, филология) | -Московское главное народное училище (1786-1800г.г.) -Петербургская учительская семинария (1800-1802г.г.) -Харьковский университет (1802-1820г.г.) | Казанский университет (математика, физика, астрономия) |
Ректорство | Ректор Академического университета(1758-1765г.г.) | Ректор Харьковского университета (1813-1820г.г.) | Ректор Казанского университета (1827 – 1846 г.г.) |
Учебные пособия | -Российская грамматика(1755г.) -Краткое руководство к красноречию -Краткий Российский летописец с родословием(1760г.) | -Курс математики (1810г.) -способ, известный в алгебре под именем "способа Горнера", был открыт Осиповским за 17 лет до Горнера. Сам Горнер сообщает о нем в 1819 году, тогда как Осиповский опубликовал свое сообщение в 1802 году. | -Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных» (1826г.) -О началах геометрии (1830г.) -Алгебра или вычисление конечных(1834г.) -Воображаемая геометрия (1835г.) -Новое начало геометрии с полной теорией параллельных линий" (1835-1838г.г.) -Пангеометрия (1885г.) |
Естественные науки | -работа «О слоях земных»(об эволюции растительного и животного мира) 1763г. -Закон сохранения вещества и движения. 1748г. -О пользе химии. 1751г. -О тяжести тел и об извечности первичного движения. | -«Теория движения тел, бросаемых на поверхность земли» (1817г.) -«О действии сил на гибкие тела и о происходящем от того равновесии». -«О разделении электричества в разобщенных отводах при держании перед ними в некотором удалении наэлектризованного тела»(1817г.) -«О календаре» (1816г.) -«Исследование светлых явлений, видимых иногда на небе в определенном положении, в рассуждении солнца или луны»(1827г.) -«О вычислении аберрации» -«Об астрономических преломлениях»(1817г.) | -теория эллиптического движения небесных тел. 1811г. |
Философские взгляды | Является основателем светского философского образования в России. Свои взгляды высказывал в разных трудах | Философские взгляды Осиповского ярко выражены в его актовых речах: -«О пространстве и времени» (1807 год) - «О динамической системе Канта» (1813 год) | Философские взгляды о пространстве и времени, о кривизне пространства высказывал в 1835 году в работе «Воображаемая геометрия» |
Знаменитые ученики | Н.Н.Поповский А.А.Барсов Ф.Яремский А.Константинов | М.В.Остроградский А.Ф.Павловский М.А.Байков Н.М.Архангельский | А.Ф.Попов Н.Пикторов А.Токарев Н.Юферов Н.Д.Брашмап М.Мельников |
Т.Ф. Осиповский, наряду с Ломоносовым и Лобачевским занимал активную жизненную позицию. Все они были патриотами, заботились о славе России, причем не на словах, а на деле. Все они стремились постичь природу, великую правду Мироздания, совершили множество открытий и сделали огромный вклад в отечественную науку. Осиповский обеспечил в отечественной науке и образовании непрерывную связь между многогранной деятельностью М.В. Ломоносова (1711-1765) и новаторской геометрией Н.И. Лобачевского (1792-1856). И пусть он менее известен, но его заслуги перед Отечеством не менее значимы.
Т.Ф.Осиповский похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Надгробная надпись, согласно [2], гласит (Приложение 7):
Осиповский Тимофей Федорович, первый знаменитый русский математик,
ректор Харьковского университета, заслуженный профессор высшей математики и астрономии.
"Жизнь коротка, но слава может быть вечной", - сказал Цицерон. Ещё говорят, что человек жив, пока о нём помнят. ... В любом случае помните нашего земляка - Тимофея Федоровича Осиповского.
В некоторых уголках России есть места, которые напоминают людям о выдающемся ученом и мыслителе Т.Ф. Осиповском. Например, Осиповская школа в Ковровском районе носит имя Осиповского, улица в Киеве также носит его имя. Герб Осиповских мы можем наблюдать на здании городской усадьбы Шаховских — Краузе — Осиповских, ныне это улица Воздвиженка д.№18 (изначально усадьба, возведенная в 1783 году, принадлежала князю Я.П. Шаховскому). Международная олимпиада по программированию, которую проводит ФГБОУ ВПО "Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева", тоже носит имя Т.Ф. Осиповского "OSIPOVSKY CUP». (Приложение 8,9).
Я тоже внес свой небольшой вклад в дело восстановления исторической и гражданской справедливости к Т.Ф.Осиповскому, сделал всё, что мог, чтобы его не забывали, чтобы о нем помнили – издал буклет о жизнедеятельности Осиповского, который распространил в своей школе, а также разработал сайт с информацией о Осиповском. Собранную информацию я также опубликовал и на школьном сайте. Материалы данной работы я представил на районной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения русского математика Т.Ф. Осиповского.
Своей цели я достиг – теперь в моей школе знают о Т.Ф. Осиповском и о его уникальной роли в становлении отечественной науки и отечественного образования. Надеюсь, что информация, размещенная на созданном мной сайте и на школьном сайте заинтересовала кого – то и за пределами моей школы.
Итак, моя гипотеза подтвердилась: даже краткий очерк деятельности Осиповского свидетельствует о его уникальной роли в становлении отечественной науки и отечественного образования. Ну, а так как он родился и получил основу своих знаний во Владимирской области, то я твердо и уверенно могу заявить:
«Тимофей Федорович Осиповский – гордость земли Владимирской!»
Список используемой литературы.
Умер Осиповский 12 июня 1832 года. Т.Ф.Осиповский похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Надгробная надпись гласит: «Осиповский Тимофей Федорович первый знаменитый русский математик ректор Харьковского университета заслуженный профессор высшей математики и астрономии». Биография. Тимофей Федорович Осиповский родился в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника Фёдора Ивановича 2 февраля в 1766 году. Учился во Владимирской семинарии. В 1783 году в числе 150 лучших студентов философского и богословского классов духовных семинарий России Тимофей Осиповский попал в первый набор первой в России учительской семинарии в Петербурге, которая готовила к учительским должностям. Там он занимался физико-математическими науками даже был сделан репетитором. После окончания курса Т.Ф. Осиповский был назначен преподавателем физико-математических наук и русской словесности в главном народном училище в Москве. Работал там 14 лет. В марте 1800 г. Осиповский возвращается в Петербургскую учительскую гимназию уже как профессор физики и математики на кафедру физико-математических наук. В конце 1802г. Т.Ф. Осиповскому было предложено место профессора математики в открываемом Харьковском университете. Осиповский читал различные курсы: так называемую чистую математику, прикладную математику, механику, оптику и астрономию. Сам Осиповский никогда не стремился к занятию административных должностей. Это видно из того, что он дважды (в 1808 и 1810 гг.) отказывался от ректорского звания, хотя в 1813году избирается проректором, а затем и ректором.В результате интриг, враждебных настоящей науке, после семи лет ректорства, в 1820 году Осиповский вынужден был оставить своё детище – Харьковский университет. После своего увольнения Осиповский переехал на постоянное жительство в Москву, где предался исключительно ученым занятиям. Умер Осиповский 12 июня 1832 года.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уршельская средняя общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района Владимирской области
Работу выполнил: Годунов Владислав (11 класс) Научный руководитель: Круглова Ольга Николаевна учитель математики и информатики
2016 год Осиповский как математик. Осиповский в некоторых разделах алгебры опередил зарубежных математиков на целые десятилетия. В частности, способ, известный в алгебре под именем "способа Горнера", был открыт Осиповским за 17 лет до Горнера. Сам Горнер сообщает о нем в 1819 году, тогда как Осиповский опубликовал свое сообщение в 1802 году. «Курс математики» Осиповского стал наряду с учебником академика Гурьева первым фундаментальным изложением высших разделов современной ему математики на русском языке. Глубокое содержание, строгая научная последовательность, новизна в освещении многих вопросов обеспечили этому курсу заслуженную репутацию одного из лучших руководств того времени по дифференциальному и интегральному исчислению. Осиповский как естествоиспытатель. Т.Ф.Осиповский интересовался механикой, физикой, астрономией. Его труды:
| Научно-практическая конференция посвященная 250-летию со дня рождения русского математика Т.Ф. Осиповского. «Тимофей Федорович Осиповский – гордость земли Владимирской» «Все в мире покроется пылью забвенья, Осиповский как философ. Философские взгляды Осиповского ярко выражены в его актовых речах:
подвергает идеи философов Германии критическому разбору и формулирует свое собственное мнение. Осиповский как педагог.
(с 1786 г. по 1800 г.)
(с 1800г. по 1802г.)
Бывший студент Розальон-Рошальский писал: «Мягкий и добрый, Осиповский, весь проникнутый любовью к своему предмету и к своей обязанности, умел для слушателей своих, в том числе и для меня, поэтизировать даже дифференциальное и интегральное исчисление. По своим нравственным качествам, это был совершенство, насколько человек может достигать его» . Известные ученики Осиповского. Остроградский М.В. Павловский А.Ф. |
Голубая лягушка
Ласточка
Кто грамотней?
Красочные картины Джастина Геффри
Лиса Лариска и белка Ленка