Тема исследования: «Математические знания в профессиях родителей моих одноклассников».
Объект исследования: наука – математика.
Предмет исследования: востребованость математических знаний в профессиональной деятельности родителей 5б класса.
Гипотеза: Если иметь хорошие знания по математике, то эти знания будут востребованы в любой профессиональной деятельности.
Цель работы: исследование востребованности математических знаний в профессиональной деятельности родителей одноклассников.
Задачи:
1) Выяснить роль математики в науке и практике.
2) Провести анкетирование одноклассников на тему: «Нужна ли математика в жизни?»
3) Выявить через опрос сферы профессиональной занятости родителей.
4) Проанализировать востребованность математических знаний в профессиональной деятельности родителей.
Методы исследования: анкетирование (опрос), исследование, анализ, обобщение, интервью.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_utverzhdenie_-_kopiya.docx | 690.56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №12»
НОУ «Интеллектуал»
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ
Исследовательская работа
Выполнила: Печеркина Кристина,
5 б класс
Руководитель: Елена Петровна Коломоец,
учитель математики
.
Ленинск – Кузнецкий
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...…3
Заключение……………………………………………………………………….…16
Литература…………………………………………………………………...…...…18
Введение
Многие часто задаются вопросом, зачем нужна математика? Нередко сам факт того, что эта дисциплина входит в обязательную программу университетов и школ, ставит людей в недоумение. Это недоумение выражается в следующем: для чего мне, человеку чья будущая (или нынешняя) профессия не будет связана с ведением расчетов и применением математических методов, знать математику? Чем мне это может пригодиться в жизни? Таким образом, большое количество людей не видят смысла для себя в освоении этой науки.
Они забываются о том, что нам приходится в жизни считать (например, деньги). Мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяженность, площадь, объём, промежуток времени, скорость и многое другое.
Мои одноклассники, как оказалось тоже относятся к той категории людей, которые задаются этим вопросом: «А так ли уж важно учить математику?»
Актуальность исследования подтверждается еще и тем, что по результатам анкетирования учащихся 5б класса было выяснено, что 77% моих одноклассников не могут объяснить, зачем им в жизни будет нужна математика, хотя 94% уверенны, что математические знания будут нужны в жизни.
Вот так и «родилась» тема исследования.
Тема исследования: «Математические знания в профессиях родителей моих одноклассников».
Объект исследования: наука – математика.
Предмет исследования: востребованость математических знаний в профессиональной деятельности родителей 5б класса.
Гипотеза: Если иметь хорошие знания по математике, то эти знания будут востребованы в любой профессиональной деятельности.
Цель работы: исследование востребованности математических знаний в профессиональной деятельности родителей одноклассников.
Задачи:
Методы исследования: анкетирование (опрос), исследование, анализ, обобщение, интервью.
1.Математика – фундаментальная наука
Сначала мы расскажем, зачем эта дисциплина, как научное знание и метод, нужна вообще и где находится ее место в системе всех естественных наук и как она применяется на практике.
Математика — это фундаментальная наука, методы которой, активно применяются во многих естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Сама по себе, эта область знаний оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями, то есть такими сущностями, которые сами по себе не являются чем-то вещественным.
Но, тем не менее, стоит только математике вступить в область любой науки о мире, она сразу воплощается в описание, моделирование и предсказание вполне себе конкретных и реальных природных процессов. Благодаря применению математики нам не нужно проводить дорогостоящие и опасные для жизни эксперименты, прежде чем реализовать какой-нибудь сложный проект, например, в освоении космоса. Мы можем заранее рассчитать параметры орбиты космического аппарата, запускаемого с земли для доставки космонавтов на орбитальную станцию. Математические расчеты позволят не рисковать жизнью людей, а прикинуть заранее все необходимые для запуска ракеты параметры, обеспечив безопасный полет.
Конечно, модель не может учесть все возможные переменные, поэтому и случаются катастрофы, но все равно она обеспечивает довольно надежные прогнозы.
Воплощение математического расчета вы можете видеть везде: в машине, на которой ездите, в компьютере. Все постройки, здания не разрушаются под собственным весом благодаря тому, что все данные необходимые для постройки рассчитывали заранее по формулам.
Медицина и здравоохранение — тоже существует благодаря математике, которая используется, во-первых при проектировании медицинских приборов, а во-вторых, при анализе данных об эффективности того или иного лечения.
Даже прогноз погоды не обходится без применения математических моделей.
Таким образом, благодаря математике мы имеем все доступные нам сегодня технологии, не подвергаем нашу жизнь бессмысленной опасности, строим города, осваиваем космос и развиваем культуру! Без нее мир был бы совсем иным.
1.2. Высказывания известных людей о математике
Из Интернета и других источников мы узнали, что над вопросом «Зачем нужна математика в жизни?» задумывались многие известные люди (причем не только математики) и выписали понравившиеся нам высказывания, разделив их на две группы:
Высказывания о математике известных людей не связанных с математикой как наукой
Математика – это цепь понятий: выпадет одно звенышко - и не понятно будет дальнейшее. Н.К. Крупская. (Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель).
Как и другие науки, математика возникла из практических нужд людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и их механики. Ф. Энгельс. (Немецкий философ)
В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. И. Кант.(Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии).
Подобно тому, как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. Д.Сантаяна.(Американский философ и писатель испанского происхождения).
Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется. И. Гете.(Немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель).
Инженер, не владеющий математическими методами, - это не инженер, а монтёр… Инженер в полном смысле этого слова немыслим без знания математики. Ничего нельзя сделать без математики: мост построить нельзя, плотину – нельзя, гидростанцию – нельзя. Сокращать объём преподавания математики – преступление! Надо изучать её как можно в большем объёме, а главное – как можно основательнее. И.Г. Александров, (Строитель Днепрогэса, инженер, академик, советский экономист).
Высказывания математиков о математике
Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.Н. И. Лобачевский. (Русский математик).
Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое. М.В. Остроградский.(Российский математик и механик украинского происхождения)
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! Д. Пойа.(Венгерский, швейцарский и американский математик)
Великая книга природы написана математическими символами. Галилей.(Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик).
Математика – это искусство называть разные вещи одним и тем же именем. А. Пуанкаре.(Французский математик, механик, физик, астроном и философ).
Определившись с темой и целью исследования, мы занялись планированием, сформулировали задачи, определились с источниками информации, распределили время. Затем мы начали сбор информации. Для этого было проведено анкетирование среди одноклассников, в ходе которого мы задали им два вопроса и по данным построили диаграммы (см. рис. 12 и 13):
Рис. 12. Результаты опроса
Рис. 13. Результаты опроса
Проанализировав диаграммы, сразу видно, что в основном ребята считают, что математика в жизни нужна, только некоторые из них (к сожалению, большая часть) не знают, зачем или неуверенны в том, что она им пригодится в жизни.
Прежде, чем приступить к опросу родителей, нам стало интересно, а какие же профессии на данный момент востребованы на рынке труда в Кемеровской области. И вот, что мы узнали. По данным службы исследования HeadHunter (российская компания интернет-рекрутмента, развивающая бизнес в России, в Украине, в Белоруссии, Казахстане, Литве, Латвии и Эстонии), самой привлекательной для соискателей была область «Государственная служба»: конкурс на одну вакансию составил 29,5 резюме. Также популярностью пользовалась сфера «Бухгалтерия» с конкурсом в 10,8 резюме.
При этом специалисты портала также составили топ-5 профессиональных сфер, в которых проще всего найти работу. На первом месте расположилась область «Страхование» (0,5 резюме на предложение), на втором – «Наука, образование» (1,0), на третьем – «Маркетинг, реклама, PR». Четвертую и пятую строчку заняли «Рабочий персонал» (1,3) и «Домашний персонал» (1,6).
Далее мы опросили родителей моих одноклассников, в опросе приняли участие 32 человека, первое, что мы сделали, это выяснили профессии родителей и построили диаграмму. Самой распространенной из них была профессия, связанная с угольной промышленностью 41%, и это не удивительно, ведь у нас шахтерский городок и большая часть родителей задействована именно на угольных предприятиях.
Рис. 14. Результаты опроса
Потом мы задали им три вопроса и по данным этого опроса тоже построили диаграммы.
Рис. 15. Результаты опроса
Рис. 16. Результаты опроса
Рис. 17. Результаты опроса
Из диаграмм (рис. 15, 16, 17) видно, что математика в школе нравилась большинству из опрошенных 53%, и 100% опрошенных она пригодилась в жизни. А вот решить задания из учебника по математике 5 класса, без проблем могут только 44% опрошенных.
В ходе исследования было проведено интервью с родителями, на тему: «Какое место занимает математика в вашей профессии?» В результате, которого, мы выяснили, что математика нужна в каждой профессии. Данные мы занесли в таблицу, которая представлена ниже.
Таблица 1.
№ п/п | Профессия | Значимость математических знаний в данной профессии в %, по мнению родителей |
1 | Учитель | 60 |
2 | Шахтер | 50 |
3 | Социальный работник | 50 |
4 | Лаборант | 70 |
5 | Водитель | 60 |
6 | Фельдшер общей практики | 70 |
7 | Продавец | 80 |
8 | Сторож КПП | 40 |
9 | Повар | 80 |
10 | Горнорабочий очистного забоя | 50 |
11 | Инспектор охраны | 60 |
12 | Медицинская сестра | 60 |
13 | Машинист дизельных установок | 50 |
14 | Медицинский регистратор | 60 |
15 | Домохозяйка | 40 |
16 | Подземный электрослесарь | 60 |
В профессии медсестры просто нельзя без математики, ведь ей нужно знать, сколько шприцов ей дали на смену и подсчитать, сколькими она воспользовалась. Ей необходимо представить отчет о том, какие лекарства и в каком количестве она использовала, оценить время, когда пакет для внутривенного вливания опустеет, рассчитать дозу препарата, работать со сложной медицинской техникой, читать различные графики состояния больного.
В работе продавца тоже много математики. Ему приходится пересчитывать несколько раз стоимость товара на калькуляторе илина счетах. Вести внутреннюю документацию и отчетность. Например, сколько товара поступило, сколько продали и сколько осталось. Сколько в месяц приблизительно расходуется тот или другой вид продукции, для того, чтобы правильно заказать его количество. А так же нужно хорошо знать математику, чтобы верно сдать сдачу.
Повару для калькуляции блюда, времени приготовления блюда, расчета калорийности пищи, оформления актов на недостачу веса, боя, брака, некондиционных продуктов, осуществления взвешивания сырья по заданной рецептуре, определения готовности блюд и изделий по контрольно-измерительным приборам также необходима математика. Оказывается, повар должен учесть, что при приготовлении блюда, например из мяса, само мясо значительно уменьшается в весе. Так как при прогревании мышечные волокна сокращаются и выделяют большую часть содержащейся в них воды. Уменьшение мяса зависит от вида мяса и способа его приготовления, а также от вида кулинарной обработки мяса. Сырое мясо берут из расчета на одного человека на раз: мякоти 100-120 г, мясо с костью – 150 г. Вот например свинина при варке большим куском теряет 40% своего веса, при тушении и жарке около 32% и при жарке фарша 27%.
Учитель любого предмета оканчивает педагогический институт. Но для того, чтобы поступить, нужно иметь аттестат о среднем образовании. Но сначала нужно успешно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку. Кроме того, такой предмет, как высшая математика, является обязательным для изучения на любом факультете педагогического ВУЗа. Учитель ставит оценки, определяет качество знаний, высчитывает как среднее арифметическое четвертную оценку, процент успеваемости, процент посещаемости и многое другое.
Водителям тоже без математики не обойтись. Они всегда должны быть в курсе, сколько литров бензина залили, сколько его осталось после работы. Вечером нужно посчитать, сколько километров проехали. А в конце месяца нужно сосчитать, сколько рабочих дней отработано, а самое главное, сколько за эти дни заработано.
Даже домохозяйки используют знания по математике в своей жизни. Например, одна из мам рассказала, что в школе ей очень нравились темы проценты и пропорции, и в жизни они ей очень пригодились, т. к. сейчас очень большое количество гипермаркетов, супермаркетов и магазинов. И в них всегда огромное количество скидок и выгодных предложений, но не всегда цена товара со скидкой выгодна по сравнению с ценой товара без скидки с такими, же характеристиками. В таких случаях она не идет на уловки магазина и покупает товар без скидки.
Как говорилось выше очень большой процент родителей работает шахтерами или связаны с шахтным делом. Один из пап рассказал, что ему очень часто приходиться решать производственные задачи с использованием математических знаний. Вот один из случаев: звено горнорабочих за смену (6 часов) добывает 1500 тысяч тонн угля. В течении суток работает 4 смены. Сколько тысяч тонн угля будет добыто за сутки, если известно, что одна из смен занимается только ремонтом? И это всего лишь малость из того где используются в профессиональной деятельности шахтера математические знания.
Существуют профессии, где, казалось бы, что математические знания, совсем не применяются – это телеведущие, актеры, манекенщицы, певцы, косметологи и т.д. Но это совсем не так. В повседневной жизни, как потребителю, им все равно приходится сталкиваться пусть не со сложными, но с математическими задачами.
Заключение
В ходе исследования мы изучили востребованость математических знаний в профессиональной деятельности родителей 5б класса. Выяснили роль математики в науке и практике, провели анкетирование одноклассников и опрос родителей. Выявили сферы профессиональной занятости родителей, а так же проанализировали востребованность математических знаний в профессиональной деятельности родителей и пришли к выводу, что математику нужно изучать представителям всех профессий.
Наша гипотеза подтвердилась, в будущей жизни математика моим одноклассникам будет нужна, не зависимо от того какую профессиональную деятельность они выберут, так как она развивает у человека логическое мышление, целеустремлённость, воображение, умение находить выход из любых ситуаций. Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать и использовать законы природы и в наше время является могучим двигателем науки и техники. Не каждый может стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому. Все мы хорошо понимаем важность физкультуры для полнокровной жизни каждого человека, важность тренировки тела. Столь же необходима в жизни физкультура мозга, тренировка ума. И все мы знаем, какие неиссякаемые возможности для этого дает математика! А знание математики способствует успешности в любой профессиональной деятельности.
Литература
Сказки пластилинового ослика
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Флейта и Ветер
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Всему свой срок