Исследование процесса появления российского герба в XV-XVI веках. В итоге показано взаимовлияние культур разных народов на изображение двуглавого орла.
Вложение | Размер |
---|---|
исследование по истории появления российского герба в XV-XVI веках | 34.59 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
Донская Академия Наук Юных Исследователей.
Секция: «История»
Исследовательская работа
"Российский герб в XV-XVIвеках"
Автор работы:Олейникова Анастасия Эдуардовна
Ученица 10 класса МБОУ гимназии № 2 г. Сальска
Руководитель: Блинкова Ольга Васильевна
Преподаватель истории МБОУ гимназии № 2 г. Сальска
г. Ростов-на-Дону
2015 г.
Оглавление.
I.Введение.
II.Основная часть. «Российский герб в XV-XVI веках».
2.1.Знакомство с понятием "герб".
2.1.1.Что такое герб?
2.2. История символов - история многих народов.
2.3.Споры о происхождении двуглавого орла.
2.2. Всадник-дракоборец-Георгий-змееборец-Георгий Победоносец.
3.История Российского герба.
3.1.1497г. Печать Ивана III
3.2.Василий III. Укрепление символов- укрепление власти- укрепление государства.
3.3.Печать 1577г. Символы Ивана IV
III.Заключение.
IV.Список литературы.
V. Приложение.
Вопрос о происхождении государственных символов сегодня очень актуальный. Ведь в XXI веке Российский герб вернул свой первоначальный образ.
При изучении данного вопроса я столкнулась с очень занимательной проблемой - в исторической литературе нет единого мнения о происхождении Российского герба. Изучив исторические источники, я выдвигаю гипотезу, что история символов есть история многих народов и двуглавый орел, появившийся на нашей земле, не сразу стал гербом государства.
Объектом исследования стала история России в XV – XVI веках. Предметом исследования являются
история Российского герба, появление печати Ивана III, укрепление символов, власти, государства при Василии III, символы Ивана IV.
Целью работы является исследование процесса появление государственного герба, его изменений в XV–XVIвеках.
Исходя из данной цели, я сформулировал следующие задачи:
В период работы над данным исследованием я использовала методы наблюдения; изучение научной литературы и исторических документов; выдвижение гипотезы; интервью, анкетирование.
II. Основная часть. Российский герб в XV – XVI веках.
У каждой страны есть свои знаки отличия, знаки,по которым эту страну можно отличить от других государств. Все мы испытывали гордость, когда во время Олимпийских игр или других состязаний наши спортсмены одерживают победу, и во время награждения звучит гимн и поднимается наш флаг – триколор. Но, кроме флага и гимна, третьим символом нашего государства является герб. В словарях и справочниках можно найти несколько определений этого слова. Герб государственный (от польского herby – наследство) – символический опознавательный знак государства, составленный и утвержденный по определенным правилам. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага. Еще несколько определений герба
2.1.2Что такое герб.
Обратимся к истории Государственного герба России. Энциклопедия «Отечественная история», изданная в 1994 году, так определяет понятие «Герб государственный»: «Законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания».
Иное, более широкое и многостороннее, определение понятия «Герб государственный» дает такое авторитетное издание, как «Советская историческая энциклопедия» 1963 года издания: «Знак государства, изображаемый на печатях, бланках, монетах, денежных знаках, фасадах зданий важнейших государственных учреждений, посольств и т. д. Иногда Герб государственный является составной частью государственного флага. Цель Герба государственного – дать в условном и доступном зрительному восприятию символе представление о стране, ее народе и общественном строе. Рисунок Герба государственного устанавливается конституциями и официальными законами». И, наконец, «Большая Советская энциклопедия» в своем последнем, 3-м издании (1971 г.) в статье «Герб» ставит Герб государственный на первое место, а следом за ним упоминает еще три основных группы гербов. Это – Герб земельный (городов, областей, губерний, провинций и других территорий, входящих в состав государства); Герб корпоративный (средневековых цехов); Герб родовой (дворянских и буржуазных родов).
2.2.История символов - история многих народов.
Обратившись к историческим книгам, я поняла, насколько сложная геральдическая связь между народами. Оказывается, двуглавый орел как символ, как божество был известен у древних шумеров, хеттов, у народов Передней Азии. Орел – одна из наиболее распространенных древних эмблем победы в Древней Персии и в Древнем Риме. Этот знак использовали в качестве орнамента народы Балканского полуострова, т.е. южные славяне.
Есть предположение,что двуглавый орел получил геральдическое значение в Сербии и вошел в историю как символ сербской государственности. Встречается этот символ в гербе Болгарии и Албании. Удивительным для меня явилось то, что двуглавый орел встречается в орнаментах у арабов и турок - сельджуков.
Таким образом, видно, что этот знак был известен многим народам. Но наиболее распространенным он оказался в Византийской империи, Священной Римской империи и в Московском государстве.
Две головы у орла объяснялись разными причинами, например, правление двух императоров: «в Византии в 1325 г. совместно правили Андроник II и Андроник III».* Или как символ объединения двух государств: при объединении Священной Римской империи и Чехии, при объединении Византии и Мореи.
2.3.Споры о происхождении двуглавого орла.
В материалах Интернета можно найти следующие сведения по поводу появления герба на Руси:Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла.Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад.В книге Н.А. Соболевой, А.Н. Казакевича «Символы и святыни Российской державы» авторы объясняют, откуда произошла эта версия: Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» принял версию Василия Татищева о заимствовании Иваном III византийского орла в 1497 году. Карамзинская интерпретация версии В.Н.Татищева о происхождении Российского Государственного герба оказалась принятой русским обществом настолько, что превратилась в политическую доктрину. В 1897 году отмечалось 400-летие герба, а спустя сто лет, в 1997 году, уже в новой России, - его 500-летие.
Однако есть и другая версия: император Максимилиан II не дал Софье своего Императорского орла, и орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский, а только цесарский венец.
В книге "Государственная символика России»я нашла материал в котором говорилось, что еще в начале XXв. замечательный ученый Н.П.Лихачев, знаток византийских и русских печатей, настаивал на другой версии - Москва не могла взять из Византии того, что та не имела.
А именно- государственной печати с двуглавым орлом.
В книге «Символы России» указано еще одно мнение историка XVIIв. Юрия Крижанича. Он относил двуглавого орла не к римским (византийским) эмблемам, а к немецким–«…царь Иван принял в печать орла двуглавого, знак немецкий, как будто бы не было знака равноценного по значению немецкому». Но сами авторы книги «Символы России» Н.А.Соболева и В.А.Артамонов считают,что в XIXв. сложилась верное понимание появления эмблемы печати,которая дошла и до наших дней. Герб России образовался в результате брака Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога, соединились два герба- Московского государства (всадник) и Византии (двуглавого орел).
Таким образом, можно сделать вывод: образ двуглавого орла был известен у многих народов и государств. У древних народов это был, скорее всего, орнамент, украшение, символ божества, победы. А в средние века он стал символом государственной власти.
До сих пор нет однозначного мнения: чей двуглавый орел стал символом русского государства? Есть доказательства и в пользу византийского орла и в пользу европейского.Есть и третья версия появления двуглавого орла в русских землях- это южнославянская. О ней написано в книге «Символы России». Известно, что нечто подобное двуглавому существу, с первого взгляда похожему на орла, встречается на русских монетах XIV в.Можно предположить, что появление двуглавого орла на русских монетах XIV - XV вв. - один из результатов влияния культуры южных славян, прослеживающегося в это время в русской литературе, иконописи, миниатюре, в других областях культурной и общественной жизни.
Таким образом, я считаю, что двуглавый орел, появившись на русской земле, не сразу стал символом государства. Он играл такую же роль, как и другие символы: лев, грифон, медведь, лошадь, бык, орел одноглавый и др.
А гербом он стал, потому что укрепилась власть правителя московского, и нужен был символ государственной власти. А так как двуглавый орел был знаком и близок многим народам, он мог повысить авторитет Руси, поэтому он и был выбран русскими правителями в качестве символа.
Я хочу сказать, что Русь не копировала символы, а сама выбирала те из них, которые ей были выгоднее, удобнее.
2.4.Всадник–дракоборец – Георгий–змееборец – Георгий-Победоносец.
На современном гербе нашей страны, кроме двуглавого орла, изображен красный щит, на нем всадник с копьем, уничтожающий дракона. Это герб Москвы – столицы нашей Родины. Но, оказывается, и он менялся с течением времени. Я решила выяснить, когда впервые появилось это изображение, что оно означало в русском государстве XV – XVI вв.
Еще в XIV веке на русских монетах и печатях появился вооруженный всадник с направленным вниз копьем. Его нельзя считать святым, потому что нет главного признака святого – нимба. На некоторых монетах еще подписываются буквы «К-Н», что может означать слово «князь». Становится понятно, почему в конце XIV - вначале XVвеков этот знак становится очень распространенным, особенно после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле.
Н. А. Соболева считает, что «значительное распространение подобный сюжет получает на деньгах великого московского князя Василия III, переходя затем на монеты его сына Ивана III. Иван III использует изображение всадника, поражающего дракона, буквально с первых лет правления не только на монетах, но и на печатях, наградных деньгах».
Но есть один момент: на одних монетах всадник поражает дракона, на других – змею. И змея, и дракон на Руси представляли образ врага. Но к XIV веку укрепилась православная церковь, все больше стали вытесняться языческие верования. Постепенно дракон (змея) превратился в образ иноверцев (язычников). Появилось новое объяснение: князь-христианин поражает дракона-иноверца, вероотступника. Очень кстати оказалась история об одном из наиболее популярных христианских святых – Георгии – Змееборце. Образ защитника православия как нельзя лучше увязывался с образом этого святого. На иконе XV века Георгий появляется с нимбом – главный элемент святости.
«Популярность культа Святого Георгия как заступника и защитника объясняет, почему именно его московские князья избрали в качестве покровителя, а также для поддержания собственного авторитета. Они не только переносили на себя деяния святого воина, но и изображались, как он, на коне и с копьем.А традиция прочно связывала образ Георгия-воина с основателем города Москвы- Юрием Долгоруким". Таким образом, имя Георгий-змееборец превращается в Георгия-Победоносца.
Московские князья одерживали победу за победой: Куликовская битва, присоединение русских земель к Москве, стояние на реке Угре. И во всех случаях на помощь звали Святого Георгия. «Имеются и косвенные данные, свидетельствующие об особом внимании Ивана III к этому святому: он призывает его быть помощником «во бранях»; украшает скульптурой конного Георгия главные (Фроловские) ворота Кремля, собираясь в поход на Новгород».
Делая вывод,я могу объяснить,почему именно святой Георгий Победоносец стал очень популярным у московских князей:
1) его имя связывали с именем основателя Москвы -князя – Юрия Долгорукого;
2) с его именем связывали победы московских князей в XIV – XV вв.
3) с его именем связывалась борьба с иноверцами, а это значит, что церковь будет поддерживать московских князей.
Таким образом,речь идет об укреплении власти княжеской и превращении ее в царскую.А такой сильный покровитель, как Георгий Победоносец,в этом помогал.
3.История Российского герба.
3.1.1. 1497г. Печать Ивана III.
Своеобразным переходом к новой печати можно считать серебряную позолоченную буллу Ивана III (1462 – 1505) с всадником, колющим копьем дракона, на одной стороне, и надписью, титулующей великого князя Ивана Васильевича, на другой. Она скрепляла жалованную грамоту, данную «на Москве» Соловецкому монастырю. Произошло это в 1497 году.
Основатель единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал печать, эмблемы которой составили основу Российского государственного герба.Все последующие русские государи использовали подобные печати в своем делопроизводстве вплоть до конца XVIIвека, в модифицированном виде эмблемы располагались на разнообразных государственных печатях Российской империи.
Печать является замечательным памятником русской средневековой сфрагистики. От всех предшествующих она отличается цветом материала.оттиск сделан на красном воске, исключительно высоким качеством изготовления матрицы, которой оттиснуты ее лицевая и оборотная стороны, круговой легендой, содержащей полный титул великого московского князя. Главное же отличие – изобразительные части печати. На лицевой стороне печати – двуглавый орел с распростертыми, опущенными вниз крыльями и коронами на головах. Его так же окружает надпись: «И великий княз. влад. и мос. и нов.ипск. и твс. и уго. и вят. и пер. и бол». ( И великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский, и болгарский)
Но если с внешним видом печати все понятно, то вопрос о дате и значении печати,оказывается, остается открытым. Замечательными являются слова Николая Михайловича Карамзина: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года». Во-первых, здесь упоминается дата,которая на сегодняшний день считается официальной; во-вторых, показано значение данной печати как герба, как символа Русского государства. Однако,по мнению другого исследователя - Н.И.Лихачева, печать с двуглавым орлом появилась в 1489 году, т.е. на 8 лет раньше официальной даты.
И второй вывод: данную печать нельзя признать государственной печатью в том смысле, как мы понимаем это в настоящее время. На ней не было никакой отличительной государственной эмблемы. Это была печать монарха, не монархии.
Подводя итоги, можно сказать следующееотносительно даты появления печати: этот вопрос может быть пересмотрен, если будут найдены прямые или косвенные доказательства существования такой печати (или ее фрагментов). А что касается значения - может быть печать 1497 года и нельзя назвать гербом в полном значении слова, но уже видно, что Иван III понимает как важно сильному, могущественному государству иметь чисто внешние атрибуты, которые подтверждают его власть. Важным, на мой взгляд, является наличие на головах орла царских корон.
Тем самым Иван III ставит себя на один уровень с европейскими монархами. А это большой шаг в формировании государственной символики.
3.2.Василий III. Укрепление символов- укрепление власти- укрепление государства.
Изучая данный вопрос, я обратила внимание на тот факт, что о роли Василия III в укрепление символов, власти мало говорится в книгах. Основной материал я взяла из книги Соболевой Н. А., Казакевича А. Н. «Символы и святыни Российской державы». После смерти в 1505 году Ивана III на троне воцарился его сын – Василий Иванович III (1505 – 1533). Он не носил официального титула «царь», однако был таким же «ревнителем» самодержавства, как его отец.
В книге современника Василия III австрийского правителя Сигизмунда Геберштейна «Записки о Московии» русский царь изображен под «цитатой», раскрывающей его представление о собственной власти: «Аз есмь царь и господин по праву отцовской крови, державных титулов ни у кого не просил, не купил; нет закона, я был бы чьим-либо подданным. Но веруя только в Христа, отвергаю права (выпрошенные) у других». Василия III называли «царем» и зарубежные деятели, а он, в свою очередь, «внедрял» в сознание первых монархов Европы идею равенства с ними, посему скреплял отсылаемые за рубеж грамоты золотой печатью (буллой) «по образу и подобию» отцовской печати 1497 года.
В правление Василия Ивановича появился ряд публицистических трудов,отражающих самоутверждение правящей династии Русив глазах Европы. По заказу,по видимому,Вассиана Потрикеева, занимавшего видное положение при дворе Василия III, просвещенный писатель, известный как Спиридон - Савва,широко образованный человек, которого интересовала не только церковная, но и современная ему историческая и политическая литература, написал произведение, фигурирующее под названием «Послание о Мономаховом венце». В нем получила оформление литературная легенда о том,как Владимир Мономах получил царский венец от Византийского императора. Василия III не менял символов и печатей своего отца,а это говорит о том,что печать Ивана III становится печатью Русского государства, т.е. гербом.
Своей политикой Василий III старался укрепить свою власть, поднять авторитет русского монарха на международном уровне. Он создавал теорию русской государственной власти, а это было очень важно на рубеже XV-XVI вв. Необходимо было убедить Европу в наследственности от Византии.
3.3.Печать 1577г. Символы Ивана IV
Внук Ивана III, Иван Васильевич Грозный, пользовался для скрепления государственных актов и писем разнообразными печатями. Композиция всадник-двуглавый орел иногда им нарушалась: всадника заменял единорог, помещенный на оборотнойстороне печати. Единорога многие исследователи считают личным гербом Ивана Грозного.Единорога также изображали в британских и шотландских гербах.
Печать с единорогом использовалась и после смерти Ивана IV. Татищев рассматривал единорога как христианский символ, а не как герб.
В XVI в. продолжается «воссоединение» двуглавого орла и всадника. Они не только располагаются на обеих сторонах печатей, но и соединяются в одной эмблеме: всадник помещается на груди двуглавого орла. Также вместо всадника на груди орла может изображаться единорог. Или же с одной стороны – двуглавый орел, на груди которого всадник копьем поражает дракона, с другой стороны – двуглавый орел с единорогом на груди. О создании такой печати записано даже в летописи, где сообщается, что 3 февраля 1561 г. «учинена» новая государственная печать «орел двоеглавной, середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инрог».
Мне кажется, очень важным является роль матери Ивана IV-Елены Глинской. Может,она-то и показала сыну пример того,что символы можно менять в свою пользу.Еще во времена Монетной реформы 1535-1538 гг., во время правления Елены Васильевны Глинской, в России появилась копейка. Так назывались серебряные монеты, на которых изображался «князь велики на коне, а имея копье в руце. И оттоле прозвалися деньги копейные». На обороте, в строчной надписи, сообщалось, что это князь великий; затем, когда Иван IV принял титул царя (1547 г.), надпись на копейке, изменившись, сообщала: «царь и государь всея Руси».
Композиция, представленная на копейке, очень напоминает изображение «Чуда Георгия о змие», только под копытами коня нет дракона. Корона на всаднике говорит о том, что изображен государь. Ту же корону с пятью зубцами можно видеть и на всаднике на груди двуглавого орла.
С точки зрения государственной символики еще одна печать представляет особый интерес. На ней кроме обычных для печатей отца и деда Ивана IV эмблем – двуглавого орла и всадника, а также единорога, комплекс новых, ранее не встречавшихся на монетах и печатях изображения. Вероятная дата создания печати - 1577год.
А дальше я наблюдаю интересный факт: почти во всех книгах о печати 1577 года больше ничего не говорится. Упоминается только дата изготовления печати и тот факт,что сама печать «привлекает внимание отечественных и зарубежных историков».
И только в книгах Н.А.Соболевой «Российская государственная символика» и «Символы России » я вижу подробное описание внешнего вида этой печати и ее значение. Она скрепляла документы международного характера: договоры,официальные письма иностранным государям, грамоты, подтверждающие полномочия русских послов.
Печать отличается от всех существовавших до нее сфрагистических памятников сложностью композиции и необычностью изображения: 24 эмблемы (по 12 с каждой стороны) окружают двуглавого орла с драконоборцем (на другой стороне – единорогом) на груди. Окружающие орла эмблемы в литературе обычно называются гербами городов, а печать характеризуется как первый отечественный памятник городской геральдики. Однако современники относились к этим изображениям иначе,о чем свидетельствует сопровождающая каждую эмблему надпись.Согласно надписи, все «клейма» - это «печати» земель, областей, княжеств, царств, наименования которых входили в государев титул. Не только гербы, но и печати всех названных территорий в реальности не существовали. Тем не менее, сочетание общегосударственной эмблемы и территориальных «клейм» символично: вся композиция выражает единство земель, объединенных под властью московского государя. Это же показывает, как я считаю, и появление одной общей короны вместо двух.
Я сделала следующие выводы.Во-первых,Иван IV смело «экспериментировал» с символами, которые достались ему от отца и деда, менял одни символы на другие (всадник, единорог, олень, лиса, лев, рыба и др.), менял отдельные элементы печати (меч заменил на саблю, нимб на корону и т. д.), переносил отдельные элементы с одного места на другое. Во-вторых, Иван IV пытался найти такую композицию, в которой бы подчеркивалось единство государства, ведущая роль Москвы.Очень важно было найти такой символ, который бы олицетворял Россию XVI века.
В результате проделанной работы я выяснила историю происхождения Российского герба и его изменения в XV – XVI вв. Познакомившись с исследовательской литературой, я поняла, что не на все вопросы дают точные ответы. На одни и те же вопросы существуют противоречивые мнения, а некоторые из них даются только предположения.
Отвечая на поставленные в своей работе задачи, я выяснила следующее:
1. Символами русского государства стал именно двуглавый орел, так как он был известен на Руси и в других странах, был очень популярен и призван был укрепить власть и авторитет русских князей. А образ Георгия Победоносца связывал государство с православием.
2. Я выяснила, что герб мог появиться на русской земле из разных государств: Германии, Византии или от южных славян.
3. Я проследила, какие изменения претерпел герб в XV – XVI вв. Если Иван III изображал двуглавого орла и Георгия Победоносца по разные стороны одной печати, то Иван IV поместил их с одной стороны, расположив Георгия на груди двуглавого орла.
Тема показалась настолько интересной и объемной, что я решила в дальнейшем продолжить исследование и выяснить, как менялся герб в последующие века.
Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый впереди
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
(М. Шереметьев)
1. Соболева Н. А. Российская государственная символика. История и современность. М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Соболева Н. А., Казакевич А. Н. Символы и святыни Российской державы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
3. Соболева Н. А., Артамонова В. А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М.: Панорама, 1993.
4. Можейко И. В., Сивова Н. А., Соболева Н. А. Государственная символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003
5.Энциклопедия для детей. Т.5, часть 1. Аванта+.6. Школьная энциклопедия. История России IX – XVII вв. Руссика.
7. Компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия.2007
Приложение 1.
Новогодние гирлянды
Хитрый коврик
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Юрий Визбор. Милая моя
Швейня