Одна из важных проблем современного российского общества - вовлечение людей с ограниченными возможностями в социальную жизнь.Проблема особенно актуальна , когда речь идет о детях. Создание равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья - одно из важных направлений социальной политики РФ. Ученица 11 класса в своей творческой работе попыталась проследить достижения в области социализации детей с ограниченными возможностями в Саратовской области и г. Балаково. Творческая работа представлена на XXI Международном интеллект - фестивале "Политика вокруг нас", проводимом лицеем гуманитарных наук г. Саратова . Удостоена Диплома за первое место.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 36.11 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИР ОДИН НА ВСЕХ
Работу выполнила:
учащаяся 11 класса А
МАОУ СОШ № 27
Рыжова Валентина
Руководитель:
учитель истории и
обществознания
Варфоломеева
Татьяна Федоровна
Балаково 2016
Содержание
Введение 3-5
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями
здоровья - социальная проблема российского общества 6-8
Глава 2. Достижения в области социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в Саратовской области 9-10
Глава 3.Социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья в городе Балаково 11-14
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
С наступлением третьего тысячелетия общество связывает особые надежды на укрепление гуманных принципов жизни, усиление внимания к человеку, заботой слабых и нуждающихся. Одним из достижений современного общества в последнее время является постепенно меняющееся отношение к людям с ограниченными возможностями. По данным Министерства труда России, в нашей стране насчитывается 13 млн. инвалидов, из них более 2,5 млн. находятся в трудоспособном возрасте, из них только 30% трудоустроены[1].
Одна из главных проблем нашего общества – вовлечение инвалидов в социальную жизнь. Согласно ст. 23 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в НЬЮ – Йорке 20 ноября 1989 года, признается право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества[2], но реально они часто лишены этого.
В последние годы в России произошли коренные изменение в идеологии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны нормы и правила, которые позволяют им свободно передвигаться, посещать кинотеатры, школы, выставки другие учреждения культуры. Проблема людей с ограниченными возможностями особенно актуальна, когда мы говорим о детях. Создание равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одно из важных направлений социальной политики Российской Федерации. Одной из главных проблем РФ является реализация права на образование детей с ОВЗ. В Письме № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами развитие интегрированного образования»[3] говорится о совершенствовании системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и вводится понятие инклюзивное образование. Статья 79Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»посвящена вопросу организации получения образования обучающимися с ОВЗ.
В Приказе Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» указывается, что «в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ОВЗ».
Целью исследования является анализ проблемы интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе и в обществе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Проблемами детей с ограниченными возможностями занимались известные российские ученые П.Н. Блонский, П.Ф. Каптерова. Теории и практике работы детей – инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О. И. Лебединского. В конце 80 – х годов XX века социализацией детей с проблемами развития занималась профессор Н.М. Назарова, которая справедливо предполагала необходимость предоставления для всех людей равных возможностей участия во всех сферах общественной жизни.
В работе над темой использовались различные методы: анализ литературы по поставленной теме, материалы периодической печати, метод обобщения, анализ социологических опросов, видеоматериалов и интервьюирование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья
– социальная проблема российского общества
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска, то есть имеют психофизические нарушения развития. В настоящее время в России более 15 млн. человек с отклонениями в развитии, из них 1 млн. 800 тыс. дети[4].Количество детей с инвалидностью выросло за последние 5 лет на 9,2 %. Только в 2014 г. по сравнению с 2013 рост составил 3,7%.[5]В Саратовской области на ноябрь 2015 года проживало 155,2 тысяч зарегистрированных людей с ограниченными возможностями, из них 6400 дети. При этом среди людей с ограниченными возможностями 55,7 тыс. человек (35,9%)в трудоспособном возрасте. Первично признаны инвалидами 8754 человека, в том числе 636 детей в возрасте до 18 лет[6]. В области проживает 5,4 тысяч семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в 92 семьях воспитывается 2 и более ребенка-инвалида[7].
Общество ранее рассматривало инвалидов как маргиналов. До середины XX века в России была принята концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, в основе которой лежала идея социальной полезности. Специальные школы для детей с ограниченными возможностями стремились дать идентичное с массовой школой образование. Однако это не давало возможности реализовывать не только общие, но и специфические потребности детей с ограниченными возможностями. Поэтому проблема социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями крайне актуальна.
Нетипичность проблемы отражено в трудах российских ученых Л.И. Акатова, В. Леви, Д.А. Леонтьева, И.Б. Кантемировой и др. Среди ученых, разрабатывающих концептуальные основы инклюзивного образования, выделяются С.В. Алехина, Д.В. Зайцев, Е.Н. Кутепова и др. Особенно большую помощь оказало исследование «Социальная работа с инвалидами»Е.Р. Смирновой–Ярской, Э.К. Неберушкиной, в которой авторы рассматриваются вопросы социальной работы с инвалидами и подчеркивают необходимость позитивного мнения об инвалидах с помощью СМИ[8].
Роль субъектов инклюзивного образования отражена в работах Д.А. Леонтьева, Н.Н. Малофеева, А. А. Наумова и др. А технологическая сторона инклюзивного образования частично представлена в исследованиях Л.С. Выготского, И.Ю. Левченко, И.В. Карпенковой, С.И. Кудинова и др.
Часть I. Ст. 7 Конституции РФ гласит:«РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задачами которого является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7). Защита прав человека, в том числе права на образование, гарантируется государством (ст. 45)». В ст. 43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.[9] Таким образом, основной закон нашего государства имеет прямое отношение ко всем гражданам, включая людей с ограниченными возможностями.
В конце XX – началеXXIвека в России стали создаваться специальные классы в общеобразовательных школах и совместное обучение в одном классе для детей с небольшими нарушениями в развитии, что позволяет детям жить полноценной жизнью в семье, общаться со сверстниками, способствует их социальной адаптации и интеграции в общество. Принятие 20 июля 1995 года Государственной Думой Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», разработка проекта Закона «О специальном образовании», создание реабилитационных центров – все это говорит об изменяющейся социальной политике.
В современных условиях отечественные ученые, педагоги образования осуществляют активное внедрение моделей инклюзивного образования. В Федеральном законе от 30. 06. 2007 г. появился термин, который более приемлем в наше время – люди с ограниченными возможностями. С 1 сентября 2011 г. в России введен Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который учитывает как общие для всех нормально развивающихся детей, так и особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование позволяет детям с ОВЗ жить полноценной жизнью, способствует их социальной адаптации и интеграции в общество независимо от состояния здоровья. Принципы инклюзивного образования закреплены в важнейших международных документах о правах человека, в том числе в Конвенции оправах ребенка.
Глава 2. Достижения в области социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в Саратовской области
В Саратовской области уделяется большое внимание вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями. В Саратове действует областной реабилитационный центр детей и подростков с ОВЗ. Он участвует в решении ряда Федеральных и областных целевых программ: «Дети России», «Дети – инвалиды», «Дети Саратовской области». Центр установил связи со специализированными детскими образовательными учреждениями, вузами города, также взаимодействует с зарубежными организациями, занимающимися помощью детям[10].В своем заявлении заместитель Председателя Правительства области Михаил Горемыко обратил внимание на создание в регионе условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ. Первый заместитель министра образования области Наталья Обрежа отметила, что в Саратовской области проживает 6332ребенка – инвалида. С 2009 года в системе общего образования развивается инклюзивное образование, которое предполагает обучение детей – инвалидов со своими сверстниками.
Саратовская область принимает участие в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В 2014 году участие в программе приняли 46 образовательных организаций области, в 2015 году – 42. Кроме того, в области была открыта Вторая переговорная площадка по теме:«Обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», модератором которойбыла Михайлина М. Ю., заведующая кафедрой социологии и психологии Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», кандидат социологических наук.
В 2015 году Коновалова М.Д., доцент кафедры специальной психологии, кандидат психологических наук и Михайлина М.Ю., заведующий кафедрой социальной психологии, кандидат социологических наук, разработали методические рекомендации по созданию базовой образовательной организации инклюзивного образования.
В настоящее время опыт инклюзивного образования имеется в 4 общеобразовательных учреждениях - средних общеобразовательных школах №12 и №24 г.Энгельса, СОШ №93 г.Саратова и гимназии №1 г.Балаково. Кроме того, получило развитие обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Работает 36 центров дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями. В 2013 – 2014 учебном году 91,6% детей обучались дистанционно независимо от места жительства.
Таким образом, все более совершенствуются условия интеграции детей с ограниченными возможностями в обществе. Также изменяется и отношение семьи к проблеме нетипичного ребенка. Главной задачей социальных органов и семьи как социального института является предоставление достойных условий детям с ограниченными возможностями для их интеграции и социализации в современном обществе.
Глава 3. Социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья в г. Балаково
В настоящее время на территории Балаковского муниципального образования (БМО) активно действует сеть специализированных учреждений, одним из важных направлений их деятельности является социализация людей с ограниченными возможностями здоровья. Это управление социальной защиты населения, ГУ «Балаковский центр социального обслуживания населения», центр «Семья», дом – интернат для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и труда, Балаковское городское отделение Всероссийского общества инвалидов.
Первичным звеном в структурной иерархии данных учреждений является управление социальной защиты населения (УСЗН). На территории БМО, по официальной статистике, проживает 420детей с ОВЗ[11]. По линии Министерства здравоохранения и социального развития Саратовской области, дети с ограниченными возможностями обеспечиваются санаторно–курортными и оздоровительными путевками. Управление социальной защиты населения принимает активное участие в проведении общегородских мероприятий, посвященных знаменательным событиям. Например, фестиваль детского творчества «Вместе мы можем больше», спортивно–культурный фестиваль «Снежинка» на базе спорткомплекса «Буревестник». При финансовой поддержке «Северстали» в г. Балаково прошел детский фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу: вместе мы сможем больше». Большую работу проводит Всероссийское общество инвалидов во главе с А.Н. Низовцевым, которое тесно взаимодействует с администрацией города, общественными организациями, предприятиями, спортивными комплексами «Буревестник», «Дельфин», «Форум», «Альбатрос».
Находясь в коллективе, ребенок - инвалид забывает о своем недуге и начинает чувствовать себя таким, как все. Первым каналом (лифтом) социализации ребенка является семья, вторым школа, образование. В нашем городе действуют специализированные детские сады. Большинство детей учатся в школе. С целью реализации Постановления Правительства Российской Федерации №1112 от 29 декабря 2009 года "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов" г.Балаково в числе трех районов вступил в эксперимент. Между родителями детей-инвалидов и общеобразовательным учреждением – МАОУ Гимназия №1 заключены договоры на организацию обучения посредством информационных технологий с применением средств компьютерной техники и связи, и передаче оборудования в безвозмездное временное пользование. С 2010 года МАОУ Гимназия №1 г.Балаково участвует в федеральной программе по созданию дистанционной образовательной среды для детей с ОВЗ. На базе гимназии был открыт муниципальный Центр дистанционного образования «ВекТОР» - Век творческих, одаренных, развитых. Дети с ОВЗ обучаются в гимназии по общеобразовательным программам и имеют возможность получить аттестат государственного образца об окончании основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2014-2015 учебном году в центре инклюзивного образования «ВекТОР» обучалось 24 ребенка с ОВЗ 1-11 классов, которые успешно завершили учебный год: 6 человек на "отлично", 7 человек на "4" и "5". Качество знаний составило 56,5%.
Большую помощь детям с ограниченными возможностями оказывает центр «Семья». В 2009 году на базе центра создана служба социальной поддержки семей с детьми с ОВЗ, которая работает по программе «Детское счастье». Большую помощь в процессе социализации детей с ограниченными возможностями играют музеи города. Большой резонанс вызвал авторский проект директора филиала художественного музея имени А.Н. Радищева Н.А.Шконды «Шаг на встречу». В проекте представлена концепция работы с инвалидами как полноценными, способными создавать замечательные художественные произведения. В музее не просто любят детей с ограниченными возможностями, а помогают им.
В последние годы все больше учащаяся молодежь вовлекается в волонтерское движение по оказанию добровольной помощи людям с ограниченными возможностями. В городе есть клуб молодых инвалидов «Белая ворона». Среди участников есть и художники и поэты, люди, которым творчество помогает преодолевать свои недуги и отчаяние, развивать свои безграничные способности, мужество и волю. Поэтесса Ольга Сафонова, художница Юлия Ершова, как и Геннадий Голобоков, стали для молодых людей с инвалидностью примером великой силы человеческого духа.
Такие люди наглядно показывают нам, что они способны на большее, чем мы ожидаем. С недавнего времени в этом убедились и обучающиеся МАОУ СОШ №27.В 2014 году учащиеся нашего класса, участвуя в муниципальной благотворительной акции “От сердца к сердцу”, познакомились с балаковской художницей, инвалидом 1 группы, Юлией Ершовой. Это знакомство оставило неизгладимый след в наших сердцах. По нашей инициативе в выставочном зале школы № 27 была открыта выставка ее художественных работ, которую посетили учащиеся, педагоги и родители школы, других учебных заведений и воспитанники детских садов. Ещё в детстве Юля стала проявлять интерес к рисованию, а теперь картины Юлии пользуются популярностью. У нее множество работ, выполненных в различных стилях: графика, пейзаж, портрет, натюрморт, дотворк, полиптих. Поначалу она дарила их друзьям и родственникам, а некоторые из них стали украшением выставки в Балаковском филиале музея им. Радищева. Позже балаковская писательница Татьяна Давыдова убедила Юлию создать иллюстрации к ее книгам. В 1998 году к Юле пришел заслуженный успех, она стала дипломантом выставки художественного творчества в областном культурно-спортивном фестивале женщин-инвалидов «Смотри на нас, как на равных». Ершова Юлия является неоднократным победителем различных городских и областных конкурсов и фестивалей, имеет множество грамот и дипломов. В 2013 году Юлия приняла участие в конкурсе красоты женщин-инвалидов, получив приз в номинации «Леди-характер». В августе 2013 года Юлия стала участником Московского фестиваля, посвященного 25-летию творчества инвалидов России.
В настоящее время мы поддерживаем теплые отношения с Юлией Ершовой и ее семьей. 12 сентября 2015 года наш класс поздравил ее с днем рождения, ей исполнилось 45 лет. Она ведет активную творческую и социальную жизнь: два раза в неделю посещает спортзал, пишет картины и занимается вышивкой. Она добра, общительна, энергична и отзывчива. Ее жизненные девизы: «Верить, объединяться и искать!» и «Это даже хорошо, что пока нам плохо!» Мы надеемся, что эта неожиданно завязавшаяся дружба, откроет детские сердца для понимания того, что хотя мы и разные, но в тоже время равные.
В нашей школе обучается 5 детей – инвалидов, из них трое посещают школу, а двое обучаются на дому. Кроме того, в школе есть другая категория детей с ОВЗ (26 человек), которая обучается по индивидуальной программе. В школе создаются все условия для их социализации. С помощью школьного психолога нам удалось побеседовать с некоторыми из них (12 человек). В ходе разговора мы узнали, что многие дети опасаются негативного отношения со стороны окружающих. При этом 49% детей в общении с людьми не чувствуют к себе особого отношения, к ним относятся как равным.35% указали, что с ними часто разговаривают покровительственным тоном, стараются опекать. 30% считают, что их пристально разглядывают в поискепричин их болезни. 28% не чувствуют от окружающих снисходительности и терпимого отношения. Таким образом, нам необходимо еще многое сделать для того, чтобы закрепить доверительные отношения.
Заключение
Сегодня, благодаря российским ученым и людям с активной жизненной позицией, меняется отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Особую значимость приобретает стремление интегрировать нетипичных детей в социум, а не изолировать их от общества. В настоящее время социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями исходит из принципа обеспечения им равных возможностей активного участия в жизни общества. Сегодня активно разрабатываются социальные программы в направлении социальной защиты детей с ОВЗ.
Таким образом, все проводимые мероприятия для детей с ограниченными возможностями, должны иметь особые формы проведения. При этом необходимо сделать акцент на особенностях развития детей, их потенциальных возможностях.
В целом работа над темой показала необходимость объединения усилий в организации процесса социализации нетипичных детей. Вопросы интеграции и социализации детей – инвалидов должны стать приоритетным направлением социальной политики. Это даст возможность России смотреть на проблему инвалидности детей с современной позиции, новой тактики отношения к таким детям, которую давно принимают цивилизованные страны.
Список использованной литературы
[1]http://ortolife3.ucoz.ru/news/o_trudoustrojstve_ljudej_s_invalidnostju_v_rossii_v_2014_2015_
[3]http://ortolife3.ucoz.ru/publ/rabota
[4]Зайцев Д. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика 2003.№1.с.22.
[5]http://www.interfax.ru/russia/43688
[6]http://www.saratov.aif.ru/society/v_saratovskoy_oblasti_prozhivaet_bolee_155_tys_invalidov
[7] http://moyaokruga.ru/balakovonews/Articles.aspx?articleId=33092
[8]Ярская – СмирноваЕ.Р., Неберушина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Санкт- Петербург. 2004 с. 8. Вестник СГТУ Саратов 2006№4, вып.2
[9] Конституция Российской Федерации
[10]Манукян Э. реабилитация :системный подход//Социальное обеспечение.2000.№4.с28,31
[11] http://www.sutynews.ru/news/9512
Девчата
Снег своими руками
Бабочка
Заяц-хваста
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея