Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_post.doc | 743.5 КБ |
Великий пост – время, когда можно изменить себя
Обычно даже невоцерковленные люди знают, когда у православных христиан наступает самый строгий и продолжительный из постов – Великий. Но о подлинном смысле поста многие даже не догадываются. Хотя кто-то охотно приобщается к временному воздержанию в пище, полагая, что таким образом он уже выполняет свой христианский долг. Но так ли это на самом деле?
– Великий пост – это особый период в жизни Церкви, который предваряет праздник Светлого Христова Воскресения. Это время, когда меняется богослужебная жизнь, и вслед за ней меняется и наполнение повседневной жизни христиан – людей, для которых Церковь является частью их бытия. Главным наполнением жизни становится покаяние. Для христианина это слово имеет совершенно особый смысл. В греческом языке «покаяние» означает «перемену ума». Под этим подразумевается перемена всего человека – образа его жизни, действий, слов, мыслей. Человек должен осознать собственную неправду перед Богом и перед людьми.
Если одним словом описать современного человека, то можно сказать, что это самоуверенный человек. Он считает, что может справиться почти с любой задачей. А христианин – это человек, который понимает, что его собственные силы ограничены, что из-за своих грехов и несовершенства он погибает, иногда в буквальном смысле слова. Но главное – гибнет его душа, которая, приземляясь, общается только с материальным, земным и теряет связь с Богом. Это ощущение собственной погибели приводит человека к очень простой мысли: если я гибну, значит, я нуждаюсь в спасении, а спасти меня может только Господь. И если человек ощутит нужду в Спасителе, он начнет искать Бога. А Бог, прежде всего, ищется в молитве. Молитва помогает узнавать Бога. И наивысшая точка этого познания концентрируется в факте Христова Воскресения, когда Бог открывает нам новую перспективу жизни, в которой нет смерти.
– Но неужели о покаянии, связи с Богом нужно вспоминать только во время поста?
– Нет, христиане должны думать об этом все время. Но, опять же, мы возвращаемся к проблеме человеческой немощи. Человек не может постоянно находиться в состоянии напряжения воли и всех своих сил, физических и духовных. Нас всегда тянет расслабиться: успокоить свои нервы, плоть, полежать, посидеть, покурить, пообщаться в баре с друзьями. Но когда приходит время подумать о том, что что-то в своей жизни надо исправить, человек начинает напрягаться. Он находится в таком состоянии минуту, час, день, неделю, месяц, а потом силы снова кончаются. Учитывая нашу человеческую немощь, Церковь и выделила особое время, когда человек может достигнуть каких-то духовных высот. А потом какое-то время – жить воспоминаниями о том, как он приблизился к Богу и как ему было в это время хорошо. У христиан, для которых Великий пост уже не первый в жизни, так и получается.
– Многие люди убеждены в том, что, ограничив себя в привычных продуктах на определенный период времени, они уже тем самым очищают свою душу и начинают жить по законам Церкви. Но ведь это заблуждение?
– На самом деле трагедия нашей церковной жизни – и даже не столько церковной, сколько общественной, в том, что для абсолютного большинства людей пост заключается исключительно в ограничении пищи, ее качества и количества. Это стереотип, с которым справиться трудно. Очень часто даже можно услышать, как Церковь упрекают в том, что она заставляет людей поститься. Но никто никого не заставляет. Более того, в течение вот уже многих лет священники в один голос твердят, что пост кулинарный ни в коем случае не является целью, он всего лишь средство. А цель – это пост чувств, душевных переживаний человека. Если ты не кушаешь мяса, но без меры смотришь телевизор, что является праздным времяпрепровождением, то твое воздержание в пище бессмысленно.
Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу. Он ходит в храм, молится, внимательно следит за самим собою, своей внутренней жизнью, удаляется от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения, творит добрые дела. Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает, у него появляются силы. Мы все жалуемся на нехватку времени. Но, если мы удаляемся от тех занятий, которые нам, в общем-то, не нужны, у нас высвобождается огромное количество времени. Я всем советую: перед началом Великого поста на листочке бумаги написать, от чего в вашей жизни вы могли бы безболезненно избавиться. Великий пост – это то время, когда можно поупражняться над самим собой.
– Какие продуктовые запреты накладывает Великий пост?
– Есть такое понятие как церковный устав. Церковь, как любящая мать, устанавливает своим чадам определенные правила. Они придуманы людьми боговдохновенными, гораздо более умными и опытными, чем мы. Эти правила просты. Что касается кулинарного поста, то это ограничение в мясной, молочной пище и любой пище животного происхождения. Отчасти это связано с древним преданием о том, что первоначально в Эдемском саду Адам питался только растительной пищей.
– А как быть тем, кому питание исключительно постной пищей не подходит по состоянию здоровья?
– Еще раз скажу о том, что Церковь – Мать для своих верующих. А мать никогда не сделает больно своему чаду. Если чадо немощное, слабое, тогда мать создает ему особые условия. Если у человека больной желудок, если он находится в состоянии немощи, а беременность, например, – это тоже немощь, то такому человеку кулинарный пост не нужен: его плоть и без того утеснена.
– Наверное, строгим не должен быть пост и для тех, кто приступает к нему впервые?
– Поскольку пост выходит из недр Церкви, самостоятельно впервые начать поститься человеку будет весьма сложно. Если кто-то решил придерживаться поста впервые, ему надо прийти в храм и сказать священнику: «Отче, я решил в первый раз попоститься, благословите меня, подскажите, как мне это сделать».
– Но это не значит, что соблюдать другие аспекты поста этим людям будет не по силам?
– Безусловно. Потому что о других аспектах поста можно сказать словами апостола Павла: человек старается «отгребаться от всего злого». Это в силах делать любой человек. Уметь отсечь от себя грех – это то, к чему нас призывает Церковь, особенно в течение поста.
– А обязательно ли в эти дни менять рацион питания ребенка?
– Считается, что до семи лет к посту кулинарному дети никакого отношения не имеют. Их организм растет, а жизнь еще не так связана с грехом, как у взрослых, поэтому в телесном подвиге они не нуждаются. После семи лет человек уже способен дать себе отчет за свои поступки. Родители, глядя на свое чадо, сами решают, в какой степени ему нужно приобщиться к самоограничению. Может быть, для начала ребенку следует предложить отказаться от тех же конфет. Обычно дети охотно на это соглашаются, им всегда интересны какие-то перемены.
Клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Великий пост в наше время
Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Длится Великий пост. В наше страшное время этот святейший период церковного года имеет особое значение.
Для чего установлен Великий пост? Чтобы очистить воздержанием и молитвой человеческую душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху в большей степени, чем во все прочие праздники.
Что мешает человеку принимать эту радость? Загрязненность души грехами, порабощенность земными попечениями и всевозможная ее искривленность. Вот от этого-то пост и излечивает.
Всегда во все времена нужен был пост. Во все времена диавольская сила порабощала себе человека, угождая его плоти и воюя на дух. Но никогда еще диавольской силе не удавалось такое полное овладение человеком, как в наши времена.
Еще никогда не был человек так силен в материальном мире, как теперь, своими знаниями, своим гордым техническим разумом, своими механическими достижениями, никогда еще природа и весь внешний мир с его стихиями не повиновались так полно и всесторонне человеку, как теперь. И никогда еще человек не был так мизерно слаб, так внутренне опустошен, как теперь.
Где причина этого? Причин много, но одной из главных причин является неверная иерархия ценностей, перестановка сил в самом человеке, происшедшая уже давно в передовой части человечества, но дающая окончательные свои зловещие плоды только теперь.
Эта гибельная перестановка ценностей заключается в том, что люди стали вместо служения духу служить плоти и похотям. А служение похотям тела явилось источником того умножения беззаконий, из-за которого, как предсказывал Христос, охладела любовь в людях. Люди катастрофически перестали уметь любить. Вспомним, например, известные нам из истории примеры любви и преданности людей своим вождям и друг другу в древности и сравним с атомической рассыпанностью людских отношений теперь. Потерявши способность к любви и преданности, люди потеряли внутреннюю силу, творческий внутренний цемент и стимул и стали игрушкой своих страстей и всевозможных злых сил. Не имея отпора, злые силы вошли в человечество и овладели им.
Самой страшной, самой огненной злой силой является сила, которая под прикрытием проповеди материализма и служения только телу покоряет и телесные и душевные силы людей, оказавшихся ею порабощенными, и бросает их на борьбу против Бога и всего доброго в мире. В этой силе сатанинский лик уже ничем не прикрыт.
Но, быть может, еще более грозным признаком крайности разложения современного человеческого духа является то, что в мире, не порабощенном непосредственно этой сатанинской силой, она во многих возбуждает не ужас и отвращение, а сочувствие и вольное ей подчинение.
Продавши свое первородство телу и тем растлившийся, человеческий дух не может долго оставаться в таком неопределенном положении и быстро сменяет свою подчиненность плоти на порабощение духу зла. На наших глазах по всему миру происходит страшный процесс сатанизации людей.
Что можем противопоставить этому ужасу, грядущему на Вселенную, мы — крохотное стадо Христово, люди, желающие быть с Христом до конца? Гигантскому всплеску силы зла мы можем противопоставить только силу Христову. Но чтобы ее сделать действенной в нас, надо нам во всем, и в большом и в малом, быть до конца верными Ему.
Вот для проверки нашей верности Господу очень ценен институт поста. Благодаря ему теоретическое исповедание своей принадлежности к Церкви Христовой проходит в самую толщу повседневной жизни. У себя дома, за своим обеденным столом исповедует человек свою принадлежность к Православной Церкви, если он не по предписаниям врача, не по соображениям экономии, а по предписаниям Церкви воздерживается от того, что вожделенно его телу, но что воспрещает ему его дух, сохраняющий свое царственное положение в отношении тела и подчиняющийся велениям Церкви.
Постом же мы боремся с сатанинской силой, стремящейся завладеть человеческой душой в том самом пункте, откуда всегда начиналось соблазнение людей сатаной. И в раю первый отвлек он людей и современное человечество от Бога приманкой угождения плоти. И недаром Христос Спаситель сказал, что бесовская сила побеждается только молитвою и постом.
Постом очищается человеческий дух, пробуждается, восстанавливает свою царственную власть над телом и приготовляется к встрече сияющей радости Пасхи. А на Пасху имеет христианин возможность проверить, насколько исцелился его дух, насколько стал он способным принимать небесную радость, насколько не чужд он Божиего Царства.
Причастность Божиему Царству есть источник непобедимой силы и душевного здоровья, которого не смогут лишить приобретших его никакие злые силы мира. Дух человека сотворен Творцом не для служения телу и внешнему миру, а для наследования вечного Царства, того самого, которое в малом отблеске приоткрывается в пасхальной радости, а к принятию ее и готовит нас Великий пост. Архиепископ Нафанаил (Львов)
О посте
В русском языке слово «пост» имеет несколько значений. Это и предписанное религией воздержание от еды, питья и развлечений; это же и некое важное занимаемое место. «Он занимает ответственный пост», говорим мы о важной «шишке». Если речь идет о военном быте, о котором говорится «пост сдал – пост принял», то этот пост бывает «охраняемый». На этом посту стоит часовой, чье внутренне состояние наводит на мысль о посте религиозном. Религиозный пост требует от человека внутренней собранности, и в этом его схожесть с заступлением на пост вооруженного военнослужащего. «Не зевать, не расслабляться, руководствоваться уставом, быть начеку», - таковы вкратце требования к часовому, выраженные несколько эмоциональным языком. Точно так же звучит часть требований и к человеку, соблюдающему религиозный пост.. Военный пост «сдают» и «принимают», церковный – «держат» и «соблюдают», но тот и другой – «хранят». Человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче. В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать – чрезвычайной – важности.
В посту нужно молиться. Сам по себе пост без усиленных молитв ниспадает до некоторой диеты, достоинство которой уже потому невелико, что соблюдается диета ради себя, а пост, как жертва, приносится Богу. Вся наша цивилизация это ярмарка подмен, где исповедь заменена визитом к психоаналитику, а крестный ход – митингом. Посту также угрожает «светский двойник» в лице различных голодовок и воздержаний.
Итак, нужно исключить нечто из рациона, но нужно нечто и в рацион добавить. Нужно добавить чтение псалмов и Нового Завета, земные поклоны (для тех, кто может их класть по состоянию здоровья), и молитву в храме. Нужно и обнаружить врагов молитвы. Во-первых, это лень. Во-вторых, суетность ума. А в- третьих, памятозлобие, обиды, и все прочее, что вырастает из эгоизма и противно любви к людям. Распознаем этих врагов, потому что вред от них больше, чем вред от полевых вредителей сельскому хозяйству. При этом поля чем-то регулярно посыпают и поливают, обрабатывают, а духовные враги тем удобнее действуют, чем меньше мы помним об их существовании.
Лень всем известна. Она, «матушка, раньше нас родилась». Она не зря и рифмуется со словом «тень», так как тенью буквально ходит за каждым человеком. Если поддаться ее усыпляющему действию, душа погрузится в уныние, тяжелее которого вряд ли что-то есть. Что до суетности ума, то это увеличивающийся недуг. Его увеличению много способствует информационная эпоха, внутри которой мы живем. То, что в области массовой информации представляется развлечением и собственно информированием, является на львиную долю замусориванием общественного сознания или даже зомбированием (одно другому не мешает). Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю» Эффект будет непременно и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трепа. Земле нужно походить под паром, вьючному животному нужно отдыхать от поклажи. Только бедная людская голова осуждена повседневностью на то, чтобы быть мусорником. Я не согласен. Я выключаю средства связи и прячу пульты. И делаю это ради малых крошек внутренней чистоты. Только по неумению додумывать мысли до конца человечество переживает о чистоте окружающей среды, но не небрежет о чистоте внутреннего мира. Ведь грязь в экологии это только перст, указующий на грязь в мыслях и намерениях человека.
Еще замечено, что постящиеся более раздражительны. Весенняя усталость и духовный труд дадут о себе знать. Но мы должны будем сдерживать себя, чтобы ссорами и раздражительностью не губить плод поста. И кроме названных трех врагов у молитвы есть и иные враги. Вы сами сможете со временем их обнаружить. Но для этого нужна сама молитва. Она – огонь, все остальное – лампадное масло.
Нужно повторять без устали, что пост это не только и не столько явление пищевое, сколько всеобъемлющее, изменяющее всего человека. Пост относится к уму больше, чем к чреву. И гастрономия под пост подстроится при желании - в ресторанах уже не первый год можно найти постное меню. Десять перемен блюд и надпись на прейскуранте «Поститесь на здоровье». А вот телевизор под пост не подстраивается, и его вредно смотреть без меры, что в пост, что вне поста. То же касается контента радиостанций, печатной продукции. Все эти фабрики новостей и развлечений либо в принципе не способны даже внешне настроиться на постовую волну, либо это будет очень тяжелым для них трудом. Поэтому и стоит напоминать, что экология ума и чистота информационной пищи и важнее всего для христианина, и это ему, соответственно, тяжелее всего дается.
При углубленном подходе к явлению пост это некое «малое умирание». Человек насильственно исторгает свой ум из круга обычных явлений и переключается на совершенно иные мысли. Он мыслит о Суде, о воздаянии грешным и праведным, о своем предстоянии Христу. Он думает о том, что уже сделано, а где еще «конь не валялся». Он думает о том, сколько ему осталось, и как этот остаток правильно прожить. Таким образом, человек словно умирает, или хотя бы замирает для привычных мыслей и дел. Это и есть та «малая смерть» для мира, которая выбирается добровольно ради оживления души для Христа.
Так и происходит в Божием мире: открываются одни двери не раньше, нежели закрылись другие. Не родившийся еще ребенок внутри материнского организма имеет закрытыми глаза, рот, нос. Остатки пищи тоже не выходят из него так, как это будет потом. Для питания и дыхания у него открыто отверстие, которое потом закроется – пупок (!). А пока он живет удивительно: вниз головой, в воде, и в тихом мраке. Потом – после родов - откроется то, что было закрыто, и закроется то, что было открыто. Таков закон. Следовательно, и в духовной жизни мы должны учиться оглохнуть для одних разговоров, чтобы открылось слышание иных речей. (Не зря Матерь Божия называется собеседницей молчальников). Должны освободить ум от одних мыслей, чтобы в сознание смогли войти другие. (Не зря некто из отцов сказал, что ухо безмолвника услышит дивное) Умирание для жизни призрачной ради оживления для жизни подлинной, вот – пост.
Когда одни люди постятся, а другие нет, то не исключено, что между ними может возникнуть взаимное напряжение. Постящиеся люди склонны осуждать людей не постящихся. Вот, мол, «грешники и чревоугодники». Ну, а у оппонентов тоже готовы под рукой свои аргументы. «Бог у меня в душе», «оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст». И так далее. К тому же всем известен малоприятный тип религиозного ханжи, на которого не хочется быть похожим. Вот многие и думают, что лучше «я не буду особо рьяно исполнять обряды и предписания, зато буду простым и искренним человеком». Разрубать этот узел или развязывать, в любом случае придется попотеть.
Обратимся к Писанию, и первой словесной жемчужиной пусть будет следующая: «Пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое» (1 Кор. 6:13). Эти слова обращены к тем, кто чрезмерно внимателен к еде, в ущерб прочим не менее важным сторонам жизни. Еда едой, а молитва молитвой, и любовь любовью. Воспретим себе осуждать тех, кто почему-то не соблюдает пост, помня о том, что «чрево всякого человека Бог уничтожит». По-славянски это выражение читается «упразднит», т.е. сделает неважным. Речь идет о той перемене, которая ожидает всякую плоть, когда после воскресения люди изменятся невообразимо. Сыны Царства, по слову Христа, будут подобны Ангелам Божиим, будучи сынами воскресения. И само Царство есть не пища и питие, но радость и мир во Святом Духе. И еще выслушаем нечто: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3) Как видим, апостол тревожился о том, чтобы аскетизм или его отсутствие не превращались в фактор распрей между христианами. И нас в первую очередь должно волновать не столько отношение маловерных к тем, кто постится, сколько наоборот. Хочется, чтобы постящиеся люи не задирали нос и не осуждали тех, кто ест колбасу и смотрит в посту телевизор. С нас, христиан, больший спрос. От нас ожидается теплота понимания и неосуждения. К себе – строгость, к ближнему – милость, Богу – поклонение в духе. Вот христианство.
Пост – явление универсальное. Вы не найдете в истории человечества ни одной серьезной культуры, где ради высших целей лучшие люди не брали бы на себя труд воздержания, временного или постоянного. Вы не найдете такой культуры, где восхвалялось бы обжорство, лень, праздность, и при этом совершались бы великие открытия и свершения в области духа. Мир уже мультикультурален. Не выезжая за пределы страны и города можно познакомиться с учениями востока, с разными аскетическими практиками, зайти в «Чайна Таун» и выйти из него, записаться на курсы йоги и проч. Наши люди так и делают. Плохо это или хорошо – отдельная тема, но это уже сбывшийся факт, и о чакрах или медитациях славянин может знать задолго до того, как узнает о грехах и страстях, мучающих человека.
Люди бродят не только из стороны в сторону и не только мигрируют из страны в страну. Люди также бродят от учения к учению, ищут истину и стремятся к самореализации. Так вот нигде эти люди не встретят призывы к вседозволенности, если предметом поиска будет чистота ума и спокойствие души. Люди объявляют личный пост, если дают обеты и вымаливают у Бога что-то важное. Они объявляют коллективный пост, если «враг у ворот» и народу грозит нешуточная опасность. Способность к воздержанию в сложных ситуациях есть мера серьезности души и ее мужественности. И только общество потребления свистит нам в оба уха: «Потребляй. Наслаждайся. Расслабляйся. Отрывайся по полной». Именно этот дух вседозволенности, зацикленности на себя, крайнего эгоизма и стремления к беспрестанной смене удовольствий и есть разлагающий дух мира сего. Предполагаю, что это есть разновидность духа Антихристова. Постясь, мы в некую меру выходим из-под власти этого духа. Можем выйти, во всяком случае. Поэтому дух поста есть дух воинский и благородный, а дух греховной расслабленности есть дух плебейский и рабский. Воздержный человек свободен, а обжора – раб. И блудник – раб. И лентяй – раб. Свобода это не только политическое или социальное явление. Свобода это подарок Бога сознательной и разумной личности. Христианство помнит об этом. Жаль только, что настоящих христиан среди нас очень и очень мало.
Заповеди детства и юности
Как нарисовать черёмуху
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Л. Нечаев. Яма
Тупое - острое