Исследовательский проект, продукт - фотоальбом.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 486.82 КБ |
Районная учебно–практическая конференция
младших школьников «Юный исследователь»
Направление: окружающий мир
Исследовательский проект
Выполнил ученик 2 класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Строевская средняя общеобразовательная
школа» Устьянского района
Волов Иван
Научный руководитель –
учитель муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Строевская средняя общеобразовательная
школа» Устьянского района
Кузнецова Маргарита Павловна,
п. Октябрьский, 2016 г.
Паспорт проекта | ||||
Образовательная организация | МБОУ «Строевская СОШ» | |||
Руководитель проекта | Кузнецова Маргарита Павловна | |||
Класс | 2 | |||
Автор проекта | Волов Иван | |||
Название проекта | Следы на снегу | |||
Сроки начала и окончания проекта. | Ноябрь 2015 г.- март 2016 г. | |||
Деятельность по разработке и реализации Проекта | ||||
Актуальность проекта, постановка проблемы | Однажды во время лыжной прогулки в лес я заметил на снегу множество непонятных знаков, точек, черточек, запятых. Папа сказал, что это следы различных зверей и птиц. Видимо, здесь были лесные жители – ходили , прыгали и что-то делали. Мне захотелось разобраться в этих непонятных знаках, таинственных буквах, узнать, кто это так наследил. Я решил заняться их исследованием, сфотографировать свои наблюдения, научиться «читать» эти записи. Я думаю, тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для него полностью закрыта замечательная «белая книга». | |||
Цель проекта | Сделать фотографии следов животных на снегу и оформить фотоальбом. | |||
Задачи проекта: | Шаги (действия по решению задач): | Необходимые ресурсы и источники их получения | ||
Найти сведения о следах животных в различных источниках информации. | 1.В школьной и сельской библиотеке взял книги по теме. 2.Беседа с папой. 3.Знакомство с фотоработами жителя д.Будрино Усачёва Ф.Н. | 1. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник – определитель. М. Вече. 2008. Ласуков Р. Звери и их следы. М. , Лесная страна, 2009. Ошмарин П. Гю, Пикунов Д.Г. Следы в природе. М .,Наука , 1990. 2.Рассказ папы. 3.Фотоработы Усачёва Ф.Н. | ||
Сделать фотографии следов. | Пешие прогулки с родителями в лес по дороге, прогулки на лыжах. Наблюдения за птицами и зверями (собаками) возле своего дома. | Фотоаппарат, лыжи. | ||
Сделать фотоальбом | Отобрать фотографии для альбома, подобрать небольшие рассказы и стихи по данной теме, выбрать дизайн страниц фотоальбома. | Компьютер, принтер, фотобумага. Совместная работа с родителями. | ||
Краткое описание выполненного проекта, полученные результаты, знания и умения, полученные во время проекта, где их можно применить? | Я научился распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, стал знать о них гораздо больше. Иногда могу по следам узнать чем занимались животные. Я стал лучше ориентироваться в зимнем лесу. И если во время прогулки по лесу или по полю замечу волчий след, поворачиваю обратно домой, дальше не иду.Читая белый страницы можно много узнать о жизни живлтных. А это так интересно! | |||
Продукт проекта | Фотоальбом «Следы на снегу» | |||
Оценка эффективности работы над проектом руководителем проекта | Сильные стороны | Слабые стороны | ||
Много фоторабот, фотографии сопровождаются небольшими текстами, комментариями. Ваня познакомился с программой Мicrosoft Publisher и совместно со взрослыми создал фотоальбом в данной программе. | Не всегда высокое качество фотографий | |||
Перспективы развития проекта | Продолжить фотографировать следы животных в разные времена года. Узнать о жизни животных. Познакомить ребят со своим проектом. Фотоальбом можно использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира, на факультативе «Морянка». |
Отчёт о работе
Однажды мы всей семьей ходили на прогулку в лес на лыжах. И я впервые заметил, что на снегу множество непонятных знаков, точек, черточек, запятых. Папа сказал, что это следы различных зверей и птиц. Видимо, здесь были лесные жители – ходили , прыгали и что-то делали. Мне захотелось разобраться в этих непонятных знаках, таинственных буквах, и я решил заняться их исследованием. Ведь тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для него полностью закрыта замечательная «белая книга».
Из книг по теме проекта я узнал много интересного. Следы животных, т. е. оставленные ими отпечатки на снегу имеют большое значение для людей: по следам животных отыскивают (выслеживают), узнают о среде их обитания, распознают число их, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже насколько сильно ранено.
Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу. Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения.
Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения. Например, утром обнаружен след лося, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера. Свежесть следа не вызывает сомнения — он ночной. Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе в сухом снегу свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет». Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток. [1]
Белка
Следы белки очень характерны. Задние конечности у нее, как и у зайца, длиннее передних. Пятипалые отпечатки задних, широко расставленных лап расположены впереди четырехпалых передних. Медленно шла белка или быстро, можно различить только по длине прыжка. Если белка передвигается по мелкому влажному снегу, она оставляет хорошо заметные отпечатки длинных растопыренных пальцев с четкими черточками от когтей. При глубоком и рыхлом снеге отпечатки всех четырех лап сливаются в одну общую ямку. На ходу белка часто останавливается, копается в снегу или в опавшей листве. Выходя на кормежку, зверек оставляет неровный, зигзагообразный наслед с большим количеством покопок. Отпечатки задних лап почти параллельны друг другу или чуть-чуть раскинуты в стороны. Длина прыжка от 20 до 40 см. Сытая белка, идущая с жировки в гайно, ставит задние лапки вразброс, "елочкой", а расстояние между прыжками не превышает 20 см.
Основной корм белки - семена хвойных деревьев, которые она выбирает из шишек. Белка добывает семена из шишки, скусывая чешуйки у самого основания, и от шишки остается голый стержень с 4-6 чешуйками на вершине. Если она шелушит шишку высоко на дереве, чешуйки и особенно крылатки семян широко разлетаются, а стержень падает. Прошлогоднюю, "кислую", шишку, найденную на земле, белка шелушит, сидя на пеньке, стволе упавшего дерева или прямо на снегу, если он достаточно плотен. В этом случае чешуйки и стержень шишки остаются в одной аккуратной кучке. [3]
Заяц
Заяц максимально активен в сумеречное время вечером и перед рассветом. В сумерки и ночью у него кормежка. В лесной зоне зимой во время сильных морозов заяц делает себе нору (50 – 150 см в длину), уплотняя снег. Там он может быть целый день и выскочить только в момент опасности. В тундре беляки делают очень длинные норы (до 8 метров), которые становятся их постоянным убежищем. От места лежки беляки добираются до места кормежки одним и тем же путем. Зимой, таким образом, они натаптывают довольно плотные тропы. Когда заяц идет на лежку, он передвигается вперед длинными прыжками, запутывает следы, возвращаясь назад, делает большие скачки в сторону. Запутывание следов и хорошо развитый слух дают зайцу возможность вовремя услышать опасность и покинуть лежку.[3]
Волк
След волка можно отличить от следа собаки благодаря необычному строению его лап: два средних пальца у волка находятся впереди других, след волка напоминает комок, пальцы плотно прижаты к ступне. У собаки отпечаток имеет разброску. След волка заметно больше собачьего.
Как двигаются волки? В зависимости от обстоятельств, подобно другим животным, волки могут передвигаться по-разному – шагом, рысью, быстрым бегом. По таким следам можно определить и настроение волка, и то обедал он или нет – так, сытые волки обычно ходят шагом, и если они идут стаей, то длина их шага составляет 75 сантиметров, а вот встревоженный волк будет двигаться рысью, тогда как чувствуя опасность волк может перейти на галоп и длина его прыжков будет достигать 150 сантиметров.
Это след волка, он лежал на дороге и ждал добычу. К сожалению, ему повезло.
Собаки
След собаки отличается более округлой формой и сближенными передними и задними пальцами. [4] У волка и лисы следы отображаются как ровная цепочка, они прямолинейны и однообразны, расстояние между следами одинаковое. Собака оставляет неровные следы с рыскающим узором, расстояние между ними не одинаковое. [1]
Лиса
След лисы овальный, два средних пальца выдвинуты вперед, так что между их отпечатками и отпечатками двух крайних пальцев можно положить спичку [2]. Зимой подушечки лап зарастают шерстью. Длина шага 20-30 см. Следы лисицы расположены по прямой линии, в отличие от собачьих, которые расположены зигзагом (по ломаной линии).[4]
Охота на лису зимой сильно облегчает охотникам поиски животного. Лиса оставляет следы на снегу, но поймать ее не так — то просто. Даже знающий охотник с собаками на 100% не может разгадать запутанные следы лисички. Сначала, кажется, что лисица оставила полную информацию о своих передвижениях, но тут раз и след пропал. Как так?
Охота на лисицу похожа на игру в угадай-ку или разгадку сложного ребуса. Кажется, что лисьи следы повсюду, но они никуда не ведут. Лисья хитрость – известный факт. Лиса зимой не так уж уязвима, как думают многие.[3]
Синица
Большая синица, называемая в некоторых краях – синица-кузнечик или зинзивер, самая известная и крупная из синиц, она с черной головой, белыми щеками и черной полоской, разделяющей лимонного цвета грудку вертикально. Если вы видите на снегу попарно идущие маленькие птичьи следы, на которых три боковых пальца находятся довольно близко друг от друга, это, скорее всего, скакал либо воробей, либо синица. Размер отпечатков лапок воробья примерно 3х1,5 см, синицы – 3х0,7 см. У синицы пальцы плотнее прижаты друг к другу, поскольку она не только прыгает, но и лазает по веткам деревьев.[1]
Сорока
Следы вороны довольно крупные, размер – примерно 8х4 см. Следы сороки похожи на вороньи, но мельче – примерно 6х3 см. Если смотреть внимательно, кроме следов лапок на снегу можно различить и полоску – отпечаток длинного сорочьего хвоста.[1]
В книгах на рисунках следы животных видны хорошо. В природе же, особенно когда снег рыхлый, я сначала плохо различал, где, чей след. Мой папа охотник и очень наблюдательный человек. Он научил меня распознавать следы, я уже могу отличить след собаки от следов волка и лисы. Следы зайца оказалось легче всего запомнить.
Заключение
В ходе исследования я сделал много фотографий следов разных животных. К сожалению, в лес мы могли ходить лишь в выходные дни и только в хорошую погоду.
В деревне Будрино живёт Усачёв Фёдор Николаевич. Он очень хороший фотограф и часто фотографирует природу. Свои работы он выставляет в ВКонтакте и мама иногда их смотрит. Мы спросили у него разрешения использовать несколько фотографий в своей работе. Дядя Федя нам разрешил.Спасибо ему за помощь!
Сначала мы с мамой хотели просто распечатать фотографии и наклеить в альбом подписав где чей след. Учитель Маргарита Павловна посоветовала нам сделать его в программе Мicrosoft Publisher. Мама научилась сначала сама работать в ней, а потом научился и я. Совместно с мамой мы создали фотоальбом в данной программе. Когда я стал оформлять альбом, мне захотелось поместить в него кроме фотографий небольшие стихи и рассказы о следах на снегу:
В.Бианки «Книга зимы»
Н.Сладков «Заяц загадывает загадки».
Е.Шаламонова «Зайчик и снежок».
В.Бианки «Кто как читает».
С.Муллабаев «Следы на снегу».
Н.Сладков «Белые страницы».
Благодаря этому фотоальбом получился интересней.
В ходе выполнения проекта я научился распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, стал знать о них гораздо больше. Иногда могу по следам узнать чем занимались животные. Я стал лучше ориентироваться в зимнем лесу. И если во время прогулки по лесу или по полю замечу волчий след, поворачиваю обратно домой, дальше не иду.Читая белые страницы можно много узнать о жизни животных. А это так интересно!
Снежная книга
Снег как белая страница
Что написано на ней?
Вышла из лесу лисица…
Рядом виден след саней.
На снегу оставив знаки,
Пробежали две собаки.
Вот свалился кто-то с лыж.
Вот зерно искала мышь.
Прочитаем дальше строки:
Здесь скакали две сороки,
Следом прыгал воробей…
Почерк мельче и слабей.
На сосне сидела белка
И бросала шишки в снег…
Сказки этой книги белой
Я читал бы целый век.
Только свет небесный тает.
Вьюга снежный том листает…
Не беда. Мы завтра днем
Книгу новую прочтем!
(Андрей Усачев) [2]
Теперь меня дома называют «Следопыт», а мне это очень приятно. На этом мои исследования не закончатся. Летом я обязательно займусь следами животных, оставленными на земле.
А вы можете угадать чей это след?
Список использованной литературы и информационных ресурсов.
1.Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник – определитель. М. Вече. 2008.
2.Ежемесячный журнал для детей «Мурзилка» №1 2016г.
3.Ласуков Р. Звери и их следы. М. , Лесная страна, 2009.
4.Ошмарин П. Гю, Пикунов Д.Г. Следы в природе. М .,Наука , 1990
5.Фото из личного архива – фотографии следов.
6.http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=770 – фотографии зверей.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Мальчик и колокольчики ландышей
Юрий Визбор. Милая моя
Снег своими руками
Кто чем богат, тот тем и делится!