Исследовательская работа по произведениям А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1011.31 КБ |
![]() | 1.47 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им.А.П.Иванова»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Времена года в творчестве А.С. Пушкина»
Выполнили:
Обучающиеся 7 класса
МОУ «СОШ №3 им.А.П.Иванова»
Волощенко Дарья и
Соловьева Екатерина
Руководитель:
Учитель русского языка
И литературы
Бирюкова Наталья Николаевна
2016
Введение
Русская природа всегда привлекала внимание русских композиторов, художников и поэтов. Русские пейзажи вдохновляли их к творчеству и размышлению о красоте окружающего мира.
Например, известные «Времена года» П.И.Чайковского, картины Исака Ильича Левитана, стихи С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.С.Пушкина передают красоту различных времен года в русской природе.
Имя Александра Сергеевича Пушкина известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Это известный поэт 19 века, лирические произведения которого любимы многими людьми.
Тема проекта: «Времена года в творчестве А.С.Пушкина». У А.С.Пушкина много стихов и прозаических произведений, посвященных теме природы и пейзажным зарисовкам. Много картин природы встречается и в поэмах, романах и в прозаических произведениях этого автора.
Цель проекта: исследовать описание времен года в творчестве А.С.Пушкина.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
Объект исследования: времена года в творчестве А.С.Пушкина;
Предмет исследования: пейзажная лирика А.С.Пушкина, роман «Евгений Онегин», «Медный всадник», проза – «Дубровский», «Барышня крестьянка».
Картины природы, пейзажные зарисовки создают не только фон, но и руководят настроением читателей, помогают проникнуть во внутренний мир персонажей.
Актуальность работы обусловлена тем, что в последнее время повышается интерес к поэзии 19 века и в том числе к лирике А.С.Пушкина. Пейзажные зарисовки создают не только фон, на котором разворачивается действие, но и являются двигателем настроения и чувств героев.
Основная часть
Осень…. Какие образы вызывает это время года? Дожди, слякоть, грязь, умирание природы. Осень – это грустное время года для многих людей. Это угасание природы и подготовка к зимним холодам.
Но А.С.Пушкин очень любил это время года, осень для него – это пора вдохновения. В известном стихотворении поэта «Осень» поэт пишет:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса….
Поэт восхищается красотой осенних пейзажей. Он использует выразительные средства: эпитеты («унылая» пора, «прощальная» краса, «пышное» увядание), метафора « в золото одетые леса»). Эти выразительные средства создают образ красивой осенней природы.
Далее поэт пишет:
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
Этой строфой А.С.Пушкин напоминает читателям о близости зимы и первых морозах. Эпитеты : «свежее» дыхание, «волнистою» мглою, «редкий» луч, метафора «седой зимы» создают образ чего-то нового, свежего, необычного.
Далее автор говорит о том вдохновении, которое возбуждает осень в егосознании:
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Действительно, вдохновляла осенняя пора А.С.Пушкина к творчеству, в сознании поэта строки рождались сами. Не случайно в биографии поэта выделяют две «Болдинских осени».
Первая «Болдинская осень» Пушкина – это, пожалуй, один из тех периодов, когда творчество из великого русского гения текло рекой. Александр Сергеевич как раз готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой, но после помолвки, состоявшейся весной 1830 года, появились некоторые материальные трудности, чтобы их решить, мужчина отправился в Болдино. Поехал в деревню он 31 августа 1830 года и планировал задержаться там не дольше недели, после чего возвратиться обратно к невесте, но судьба распорядилась иначе. Во время пребывания в Болдино началась эпидемия холеры и, из-за установленного карантина, писатель не мог вернуться не то что в Москву, а даже в Петербург.
«Болдинская осень» Пушкина подарила миру очень много интересных и талантливых произведений, как в прозе, так и в стихах. Деревня благотворно повлияла на Александра Сергеевича, ему нравилась уединенность, чистый воздух, красивая природа. К тому же ему никто не мешал, поэтому писатель творил с раннего утра и до ночи, пока муза не покидала его. «Болдинская осень» в жизни Пушкина считается самым ярким периодом его творчества. Именно в деревне он раскрылся во многих жанрах и создал максимальное количество произведений за небольшой отрезок времени (в Болдино он пробыл около 3 месяцев). Именно осенью 1830 года Александр Сергеевич создал свои лучшие лирические шедевры.
«Болдинская осень» Пушкина – это не только самая насыщенная и яркая страница в творчестве великого писателя, но и пример необъяснимого творческого подъема. Александр Сергеевич чуть ли не единственный в мире за такой короткий промежуток времени создал огромное количество гениальных произведений.
Стихотворения А.С. Пушкинапро осень полны чудесных описаний природы. ... Не раз и в прозе и в стихах автор повторял, что осень – его любимая пора. Именно осенью поэт лучше и больше всего писал.Чем же так дорога осень поэту?
Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».
Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.
…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Осень благотворно влияет на самого поэта, даёт ему ощущение бодрости, силы, возвращает молодость и счастье.
И с каждой осень я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод…
На страницах романа «Дубровский» тоже появляются картины осени: «Раз в начале осени Кирилла Петрович собирался в отъезжее поле..». Осенняя природа прощалась с умершим Андреем Гавриловичем Дубровским, оплакивая его последним дуновением осеннего ветерка: «Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев». Кирилла Петрович Троекуров- герой романа «Дубровский отмечал храмовый праздник – 1октября: «Между тем наступило 1 октября – день храмового праздника в селе Троекурова».
Таким образом, резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил и энергии. Осень, как это ни странно, очень благотворно сказывалась на воображении поэта и вдохновляла его к созданию великолепных шедевров.
Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение.
Любил ли А.С.Пушкин это время года? Давайте попробуем разобраться. Есть влирике поэта ряд произведений, которые вдохновенно передают чистоту зимних пейзажей. Что же нравится Пушкину в зиме? Отвечая на этот вопрос, он рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, "зимних праздников блестящие тревоги", катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме.
Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Вот как А.С.Пушкин описывает наступление зимы в романе «Евгений Онегин».
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром. Вот север, тучи нагоняя,
Всё ярко. Всё бело кругом. Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении "Бесы": путник заблудился "в чистом поле" во время метели.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
"Снег летучий" мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, "невидимкою" скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку.
Зима здесь сурова и не снисходительна к человеку. Эпитеты и лексические повторы «мутно» небо, ночь «мутна» предают страх, который постепенно появляется в душе заблудившегося путника. Олицетворения «мчатся» тучи, вьюга «злится», вьюга «плачет» создают впечатление, что природа жива и полна сил . Бесы – это – это и есть сама зимняя метель, которая сбивает путника с дороги.
В стихотворении «Зимний вечер» тоже возникают образы зимней непогоды:
Буря мглою небо кроет,
Вихры снежные крутя,
То как зверь она завет,
То заплачет, как дитя.
Здесь автор использует сравнения, чтобы подчеркнуть неожиданность происходящего, спонтанность зимней метели.
В следующей строфе поэт пишет:
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Автор пытается предать силу и мощь зимней непогоды, ее непредсказуемость и необузданность.
Но в другом стихотворении "Зимнее утро" на смену непогоду приходит тихое великолепное утро после бури.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Если вчера "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась", то сегодня "мороз и солнце; день чудесный", и снег лежит "великолепными коврами". После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь.
В этом стихотворении поэт использует яркие эпитеты, которые создают картину сверкающего морозного и солнечного зимнего утра.
О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: "Зимняя дорога" и "В поле чистом...".
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. ("Зимняя дорога ")
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой. ("В поле чистом...".)
Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: "пробирается луна", "льет печально свет она", "отуманен лунный лик" ("Зимняя дорога") и "светит месяц" ("В поле чистом..."). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении "Зимняя дорога" написано: "тройка борзая бежит", и в тексте "В поле чистом..." - аналогично: "тройка мчится". В стихотворении "В поле чистом..." Пушкин с восхищением описывает "снег волнистый и рябой", который в пятой главе "Евгения Онегина" (I строфа) был назван автором "зимы блистательным ковром".
Еще один мотив, мотив зимних праздников, звучит и в "Евгении Онегине":
«...И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали.
"Мгла крещенских вечеров" (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения "Зима" заметил: "медленно глотаю скуки яд".
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединеньи!
О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении "Зима" и в пятой главе, строфе XLIII "Евгения Онегина". Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить "чашку чая", "возиться со старыми журналами соседа" ("Евгений Онегин") или проверять "расход" ("Зима"), кататься на коньках, сесть "на коня" ("Зима") и "скакать верхом" ("Евгений Онегин") и, наконец, читать.
В стихотворении "Зима" Пушкин дополняет этот список "разговором", "встречами" с приятными людьми. Кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество.
Картины зимы появляются и в сказках А.С.Пушкина. Например, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» повествование начинается с описания зимних пейзажей:
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
А.С.Пушкин , как бы подготавливает читателя к печальным событиям.
Зимние пейзажи появляются и на страницах прозаических произведений А.С.Пушкина. Например, в повести «Капитанская дочка» Петр Гринев, следуя в крепость сбивается с пути в зимнюю непогоду: «Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.»Описание зимы чаще всего связаны у А.С. Пушкина с описанием непогоды. Это неслучайно- метель это фон, который подготавливает читателя к стихийным неожиданным событиям, которые потом происходят с главными героями – например, встреча с Пугачевым в «Капитанской дочке».
В повести «Метель» А.С.Пушкин тоже описывает непогоду, которая застает главного героя – Владимира врасплох: «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он
не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать — и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться».
Беспокойство было неслучайно. Его невесту Марью Гавриловну обвенчали с другим . Метель – это как предупреждение читателю о несчастливых, нехороших событиях.
Таким образом, резюмируя выше изложенное можно сделать вывод, что зима, по мнению А.С.Пушкина бывает иногда красива, но в большей части – это метели и бураны, непогода и страх. Зимой поэту скучно, зима не вдохновляет его к творческим открытиям.
2. Весна в творчестве А.С. Пушкина
Весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но А.С.Пушкину ближе осень и зима.
Пушкин не любил весну и говорил о ней с откровенностью:
... я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь
— весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум
Тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен…
А вдругом стихотворение:
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Как чуждо сердцу наслажденье…
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
Поэт сожалеет о наступлении этого радостного времени года. Хотя это «пора любви» -это все-равно тяжко поэту, ему чуждо появление весны. Вот только одно стихотворение классика о весне, в котором он в манере русско-народной напевной песни пишет о красной весне:
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
В этом стихотворении поэт говорит о ранней весне, о тех реалиях, которые появляются с ее наступлением: ручьи, первые цветочки, первые пчелки, клейкие листочки березы, душистое цветение черемухи. Но поэт не с вдохновенным трепетом говорит об этом, а очень скромно, как бы донося информацию до читателей.
Таким образом, резюмируя выше изложенное можно сделать вывод, что несмотря на то, что весна – это любимое время года многих людей, это пробуждение природы после зимних холодов, это время года не нравилось А.С.Пушкину и не вдохновляло его к творчеству.
4.Картины летней природы на страницах произведений А.С.Пушкина.
Читая стихотворения А.С.Пушкина, я пришла к выводу о том, что поэт не любил лето. Это время года, которое так нравится многим из нас, не приносило Пушкину вдохновенья:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет…
(«Осень», 1833)
Видимо, поэтому в творчестве А.С.Пушкина описаниям этого времени года уделяется гораздо меньше внимания. С летними картинами мы встречаемся в романе «Евгений Онегин».
Поэт признаётся:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
(Глава IV, строфа XL)
Особым лиризмом проникнуты строки, в которых Пушкин описывает красоту летнего вечера.
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий…
(Глава VII, строфа XV)
В драме «Каменный гость» автор так описывает лето:
В июле... ночью. Странную приятность
Я находил в ее печальном взоре
И помертвелых губах. Это странно.
Ты, кажется, ее не находил
Красавицей. И точно, мало было
В ней истинно прекрасного. Глаза,
Одни глаза. Да взгляд... такого взгляда
Уж никогда я не встречал. А голос
У ней был тих и слаб — как у больной —
Муж у нее был негодяй суровый,
Узнал я поздно... Бедная Инеза!..
Природа июня – это фон для описания внешности Инезы. Автор говорит о том, что в девушке мало красоты, но глаза просто чарующи , а жизнь несчастна, так как муж негодяй.
Действие повести «Барышня крестьянка» разворачивается летом, любовь Лизы Муромской и Владимира Берестова возникла неожиданно, внезапно, и тому свидетелями были летние рощи, поля и вся природа в целом. «Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шопотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела».
Таким образом, резюмируя выше изложенное нужно сделать вывод, что А.С.Пушкин не особо любил лето, поэтому картин летней природы мало в лирике поэта. Летние пейзажи появляются как фон в прозе А.С.Пушкина, например, в повести «Барышня крестьянка»
Заключение
Пушкинские произведения интересны и уникальны. А..Пушкин писал не только стихи, но и прозу.
Уникальны произведения А.С.Пушкина тем, что все времена года появляются на страницах книг писателя.
Особо любил поэт осень. Много красивых стихов написано об этом времени года. Осенняя пора также вдохновляла поэта к творчеству. Две Болдинских осени тому свидетельство. В эти периоды поэт создал огромное количество произведений.
Зима – это время метелей и буранов, снежных бурей и вьюг. С одной стороны – эта необузданная снежная стихия, которая становится фоном для разворачивания событий, с другой стороны , зима – это прелесть снежного зимнего утра, спокойного и прекрасного, это крещенские гадания и игры. Нельзя сказать, что поэт не любил зиму. С большой нежностью и трепетом он рисует зимние пейзажи.
Не любил А.С.Пушкин весну, в этом сам откровенно признавался в своих стихах. Это было удивительно, так как весна – это не только пробуждение природы после зимней спячки, но и пробуждение человеческой души.
Лето – тоже не вдохновляло поэта, поэтому очень мало картин летней природы встречается в его произведениях.
Таким образом, пушкинская лирика и проза даёт нам возможность не только насладиться чарующими звуками его творчества, но и совершить незабываемые путешествия в волшебный мир природы, которая оживает в своей пленительной красоте.
Список источников
Слайд 1
ПРОЕКТ «Времена года в творчестве А.С.Пушкина» Выполнили: обучающиеся 7 класса МОУ «СОШ №3 им.А.П.Иванова » Волощенко Дарья и Соловьева Екатерина. Руководитель работы: учитель русского языка и литературы Бирюкова Наталья НиколаевнаСлайд 3
Цель проекта исследовать описание времен года в творчестве А.С.Пушкина. Из поставленной цели вытекает ряд задач: Изучить пейзажную лирику А.С.Пушкина; Найти описания времен года в творчестве поэта, проследить настроения, чувства, которые передает А.С.Пушкин; Проследить употребление выразительных средств для создания пейзажных зарисовок; Выявить, какое время года самое любимое у поэта, привести ряд доказательств.
Слайд 4
Объект исследования времена года в творчестве А.С.Пушкина Предмет исследования пейзажная лирика А.С.Пушкина, роман «Евгений Онегин», «Медный всадник», проза –«Дубровский», « Барышня крестьянка ».
Слайд 5
Актуальность работы обусловлена тем, что в последнее время повышается интерес к поэзии 19 века и в том числе к лирике А.С.Пушкина. Пейзажные зарисовки создают не только фон, на котором разворачивается действие, но и являются двигателем настроения и чувств героев.
Слайд 6
ОСЕНЬ
Слайд 7
А.С.Пушкин видел другую осень: красивую и нарядную
Слайд 8
Осень – любимое время года поэта Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса….
Слайд 9
Выразительные средства эпитеты : «унылая» пора, «прощальная» краса, «пышное» увядание метафора « в золото одетые леса» Эти выразительные средства создают образ красивой осенней природы.
Слайд 10
ДАЛЕЕ ПОЭТ ПИШЕТ: В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса. И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы…
Слайд 11
Выразительные средства эпитеты : «свежее» дыхание, «волнистою» мглою, «редкий» луч метафора « седая зима» Эти выразительные средства создают образ красивой осенней природы.
Слайд 12
Далее поэт пишет о вдохновении, которое рождает в нем осенняя пора И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.
Слайд 13
Болдинская осень – это плодотворный период творчества поэта
Слайд 14
Не раз и в прозе и в стихах автор повторял, что осень – его любимая пора. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой…
Слайд 15
РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Слайд 16
РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». …Настала осень золотая, Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана…
Слайд 17
Осень возвращает поэту молодость и счастье И с каждой осень ю я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод…
Слайд 18
ПРОЗА А.С.ПУШКИНА «Дубровский» «Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев» «Между тем наступило 1 октября – день храмового праздника в селе Троекурова». «Раз в начале осени Кирилла Петрович собирался в отъезжее поле..».
Слайд 19
ВЫВОД Таким образом, резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил и энергии. Осень, как это ни странно, очень благотворно сказывалась на воображении поэта и вдохновляла его к созданию великолепных шедевров.
Слайд 20
ЗИМА
Слайд 21
«Евгений Онегин» В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром.
Слайд 22
«БЕСЫ» Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.
Слайд 23
«Зимний вечер» Буря мглою небо кроет, Вихры снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Слайд 24
«Зимнее утро» Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Слайд 25
«Зимняя дорога» и « в поле чистом» По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. ("Зимняя дорога ") Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой. Месяц ясный светит хладно, Грустен ветра дальний вой. ("В поле чистом...".)
Слайд 26
Мотивы зимних праздников «...И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали.
Слайд 27
Чем можно заняться в зимний вечер?! А мысли далеко... Я книгу закрываю; Беру перо, сижу; насильно вырываю У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет... Теряю все права Над рифмой, над моей прислужницею странной: Стих вяло тянется, холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор, Иду в гостиную; там слышу разговор О близких выборах, о сахарном заводе; Хозяйка хмурится в подобие погоде, Стальными спицами проворно шевеля, Иль про червонного гадает короля. Тоска! Так день за днем идет в уединеньи !
Слайд 28
«сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля
Слайд 29
«капитанская дочка» «Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.»
Слайд 30
«метель» «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел . В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления….»
Слайд 31
вывод Таким образом, резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что зима, по мнению А.С.Пушкина бывает иногда красива, но в большей части – это метели и бураны, непогода и страх. Зимой поэту скучно, зима не вдохновляет его к творческим открытиям.
Слайд 32
весна Весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но А.С.Пушкину ближе осень и зима. Пушкин не любил весну и говорил об этом с откровенностью: ... я не люблю весны; Скучна мне оттепель, вонь, грязь — весной я болен. Кровь бродит; чувства, ум Тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен…
Слайд 33
Поэт сожалеет о наступлении весны Весна, весна, пора любви, Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови… Как чуждо сердцу наслажденье… Всё, что ликует и блестит, Наводит скуку и томленье.
Слайд 34
В стиле народной песни поэт пишет о весне Еще дуют холодные ветры И наносят утренние морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ль луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста.
Слайд 35
вывод Таким образом, резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что несмотря на то, что весна – это любимое время года многих людей, это пробуждение природы после зимних холодов, это время года не нравилось А.С.Пушкину и не вдохновляло его к творчеству
Слайд 36
лето Читая стихотворения А.С.Пушкина, я пришла к выводу о том, что поэт не любил лето. Это время года, которое так нравится многим из нас, не приносило Пушкину вдохновенья: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить да освежить себя – Иной в нас мысли нет…
Слайд 37
Лето в « евгении онегине » Поэт признаётся: Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнёт и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим.
Слайд 38
Летний вечер в « евгении онегине » Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой, дымясь, пылал Огонь рыбачий…
Слайд 39
В июле... ночью. Странную приятность Я находил в ее печальном взоре И помертвелых губах. Это странно. Ты, кажется, ее не находил Красавицей. И точно, мало было В ней истинно прекрасного. Глаза, Одни глаза. Да взгляд... такого взгляда Уж никогда я не встречал. А голос У ней был тих и слаб — как у больной — Муж у нее был негодяй суровый, Узнал я поздно... Бедная Инеза !.. Драма «Каменный гость»
Слайд 40
«Барышня крестьянка» Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шопотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон , вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию ; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела».
Слайд 41
вывод Таким образом, резюмируя выше изложенное нужно сделать вывод, что А.С.Пушкин не особо любил лето, поэтому картин летней природы мало в лирике поэта. Летние пейзажи появляются как фон в прозе А.С.Пушкина, например, в повести «Барышня крестьянка»
Слайд 42
заключение Особо любил поэт осень. Много красивых стихов написано об этом времени года. Осенняя пора также вдохновляла поэта к творчеству. Две Болдинских осени тому свидетельство. В эти периоды поэт создал огромное количество произведений. Зима – это время метелей и буранов, снежных бурей и вьюг. С одной стороны – эта необузданная снежная стихия, которая становится фоном для разворачивания событий, с другой стороны зима – это прелесть снежного зимнего утра, спокойного и прекрасного, это крещенские гадания и игры. Нельзя сказать, что поэт не любил зиму. Не любил А.С.Пушкин весну, в этом сам откровенно признавался в своих стихах. Это было удивительно, так как весна – это не только пробуждение природы после зимней спячки, но и пробуждение человеческой души. Лето – тоже не вдохновляло поэта, поэтому очень мало картин летней природы встречается в его произведениях.
Слайд 43
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
О путнике
Злая мать и добрая тётя
Три орешка для Золушки
Астрономический календарь. Март, 2019
Шелковая горка