Проект посвящен роли антропометрических исследований в познании личности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_antropometriya.docx | 145.83 КБ |
Творческий проект на тему:
«Роль антропометрических исследований в познании личности»
«Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, - отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого»
Ф.Феллини (итальянский кинорежиссер).
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
МБОУСОШ №1
Тупогуз Алина Владимировна
Руководитель:
преподаватель химии и биологии МБОУСОШ№1
Минина Светлана Николаевна.
г. Азов
2016 год
Содержание.
1.Аннотация……………………………………………………………………………….…2
2.Введение………………………………………………………..………………………...2-3
3.Основная часть………………………………………………..……………………….....4-5
4.Фактический материал………………………………………………..……..………….6-16
5.Заключение…………………………………………..…………………………….........…17
Естественные науки и современность. Номинация (секция) Биология. Медицина.
Роль антропометрических исследований в познании личности.
Тупогуз Алина
МБОУ СОШ№1 9 а класс
Аннотация
Творческий проект посвящен анализу роли антропометрических исследований в познании личности. Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди достаточно сильно отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Характерные отличия скрываются в генетических задатках, проявляются в мировосприятии, особенностях мышления и характера.
Человек – часть природы, развивается в трех сферах: физической, умственной и духовной, что и предполагает гармоничное развитие. Поднимаясь по ступеням новых технологий мы, познавая себя, стремимся к АБСОЛЮТНОМУ ЗДОРОВЬЮ, хотя порой проявляем невежество в вопросах здорового образа жизни.
Работа состоит из введения, в котором рассматривается актуальность указанной темы, цель, задачи, объект проведенных исследований, выдвигается гипотеза. Основная часть включает теоретический компонент, раскрывающий содержание по ключевым терминам ( антропология, антропометрия, конституция, телосложение, познание личности). В практической части описываются проведенные исследования, приведены фактические данные по теме исследования, доказательства гипотезы. Выводы, рекомендации освещены в заключении. Работа включает список использованных источников.
Введение
Тема:
«Роль антропометрических исследований в познании личности».
Актуальность
Тема является актуальной, так как антропометрические данные и описательные характеристики состояния тела используются в различных областях человеческой деятельности:
Отследить некоторые антропометрические характеристики, сопоставить полученные данные с особенностями телосложения, проверить одну из гипотез антропологии о взаимосвязи типа телосложения и особенностях темпераметра, приобщить обучающихся к методам самопознания, самоконтроля.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические источники по теме исследования:
2.Осуществить практическую часть:
3. Сделать вывод об эффективности применяемых методов
Гипотеза
Антропометрические показатели отражают не только тип телосложения человека и некоторые «эстетические» нормы, но являются важными характеристиками, позволяющими адекватно оценивать состояние здоровья и прогнозировать риск развития патологий. Чтобы сохранить здоровую нацию, необходимо формировать стремление к ведению здорового образа жизни с детства, развивать навыки самоконтроля используя антропометрические характеристики.
Объект исследования:
Антропометрические характеристики обучающихся МБОУ СОШ №1 г. Азова.
Естественные науки и современность. Номинация (секция) Биология. Медицина.
Роль антропометрических исследований в познании личности.
Тупогуз Алина
МБОУ СОШ№1 9 а класс
Основная часть
Теоретические воззрения.
Антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека: его происхождение, развитие, существование в окружающей естественной и искусственной среде. Зачатки научных знаний о человеке возникли в античный период. В трудах ученых, таких как, Аристотель, Лукреций Кар, Клавдий Гален содержатся интересные мысли о морфологических особенностях человека, отличающих его от животных, типы телосложения, о влиянии климата и других условий окружающей среды на физические особенности человека. Как самостоятельная наука антропология сформировалась во второй половине XIXвека, когда особо обозначились вопросы происхождения человека и его расселения. Важнейшим этапом в истории антропологии было появление книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» В эти же годы разрабатываются важнейшие методы антропологии - антропометрические. Выдающиеся ученые К.Бэр, основатель отечественной эмбриологии, Н.Н.Миклухо-Маклай, собравший доказательства равноценности человеческих рас, профессор Московского университета А.П.Богданов, инициатор первого в России антропологического общества, внесли весомый вклад в становление антропологии как науки.
Антропометрия — составная часть антропологии, включающей систему измерений человеческого тела и его частей, морфологических (анатомических) и функциональных признаков тела, для того, чтобы выявить различия между отдельными людьми, группами.
Понятие о типах телосложения зародилось в недрах медицины. Великий врач Древней Греции Гиппократ описывал разные типы конституции: сильную, плотную, сухую, влажную, жировую и отмечал, что люди разных типов имеют различную склонность к заболеваниям. Римский врач Клавдий Гален в своих трудах выделил четыре типа темперамента, указал на неравномерное «смещение соков» организма. Их взгляды и сегодня представляют исторический интерес.
Вышеизложенная терминология наполнилась научным содержанием в трудах русского ученого Ивана Петровича Павлова, создавшего учение о типах высшей нервной деятельности. Развитие учения о конституции проходило сложным путем, включая периоды интенсивной разработки отрицания и забвения.
В настоящее время вопрос приобрел особую значимость в свете популяризации здорового образа жизни. Понятие конституция сегодня не тождественно представлениям о пропорциях тела, а более широкое, так как помимо морфологических и физиологических характеристик организма включает его реактивность, сопротивляемость факторам среды, особенности обменных процессов, обусловленных нервно-гуморальными механизмами. Антропометрические исследования успешно применяются
в педиатрии, проводится мониторинг ребенка с первых дней жизни;
спортивном контроле при анализе эффективности физических нагрузок; в клинической практике, выявлении симптомов заболеваний и диагностике. Антропометрические характеристики человека служат основой при нормировании функциональных параметров предметно-пространственной среды, создании её объемно-пространственных структур. Полученная информация при измерении человеческого тела может принять форму антропометрически ориентированных проектных конструкторских норм, соблюдение которых позволит человеку комфортно ощущать себя в интерьерах, где он живет, работает, отдыхает. “Человек есть мера всех вещей”.
Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами. Метод антропометрии – это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека.
Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности.
Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Внешние факторы – социальные условия существования, неправильное внутриутробное развитие, отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек, экологические факторы. Внутренние факторы – наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.
Естественные науки и современность. Номинация (секция) Биология. Медицина.
Роль антропометрических исследований в познании личности.
Тупогуз Алина
МБОУ СОШ№1 9 а класс
Практическая часть.
1.Для проведенных исследований использовали измерительные приборы: ростомер, электронные весы, сантиметровую ленту.
2.Обследование проводили в первой половине дня
3.Испытуемыми были обучающиеся МБОУ СОШ №1.
4.Измерения проводили для учащихся 8, 9 классов
Фактический материал
Проведение вариационно - статистического анализа изменчивости количественных признаков: роста и длины стопы обучающихся 8-9 классов
Результаты обследования. Таблица 1.
№ | ФИО | пол | рост | вес | запястье | стопа |
1 | Алексеенко А-р | м | 157 | 47 | 16 | 23 |
2 | Алексеенко Ан-я | м | 169 | 64 | 15 | 24,5 |
3 | Антонов Никита | ж | 175 | 65 | 15,5 | 26,5 |
4 | Бегишева Ольга | ж | 165 | 48 | 14 | 24 |
5 | Бушев Дмитрий | м | 176 | 52 | 16 | 25 |
6 | Возмищев Артем | м | 185 | 88 | 17 | 25 |
7 | Генералова Алина | ж | 174 | 63 | 15 | 25 |
8 | Гопак Мария | ж | 175 | 68 | 16 | 25 |
9 | Голубева Дарья | ж | 169 | 58 | 16 | 26 |
10 | Дерий Костя | м | 176 | 55 | 16 | 26,5 |
11 | Крамарченко Дарья | ж | 172 | 54 | 16 | 24.5 |
12 | Лифенко Лиза | ж | 169 | 48 | 15 | 24,5 |
13 | Матрос Таня | ж | 160 | 52 | 14 | 23 |
14 | Маценко Кристина | ж | 165 | 59 | 16 | 24 |
15 | Муравская Софья | ж | 155 | 52 | 14 | 22,5 |
16 | Николаенко Мария | ж | 165 | 52 | 15 | 23.5 |
17 | Никифоров Дмитрий | м | 176 | 65 | 17 | 27,5 |
18 | Онилэ Людмила | ж | 175 | 59 | 14 | 25 |
19 | Панферова Луиза | ж | 167 | 51 | 15 | 24 |
20 | Политов Иван | м | 181 | 90 | 19 | 26,5 |
21 | Титаренко Екатерина | ж | 165 | 50 | 14 | 24 |
22 | Тупогуз Алина | ж | 166 | 49 | 15 | 24 |
23 | Матишова Дарина | ж | 170 | 50 | 15,5 | 24,5 |
24 | Лапина Мария | ж | 168 | 50 | 16 | 23,5 |
25 | Стеблий Ал-на | ж | 164 | 45 | 15 | 23,5 |
26 | Рудова Снежана | ж | 161 | 48 | 15 | 23,5 |
27 | Ефимов Артем | м | 166 | 57 | 17 | 28 |
28 | Паниотов Максим | м | 185 | 74 | 17 | 29 |
29 | Нестерова Екатерина | ж | 176 | 62 | 16,5 | 26 |
30 | Ермолаенко Артем | м | 171 | 62 | 16 | 26 |
31 | Ерошенко Владимир | м | 171 | 64 | 16.5 | 26.5 |
32 | Кучук Роман | м | 172 | 55 | 16 | 26 |
Вариационный ряд роста. Таблица 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Варианта (интервал роста в см) L | Среднее значение P роста ( в см) | Частота встречаемости вариант (n) | Произведение (L*P) | Разница среднего значения и варианты (М-L) | Квадрат разницы среднего значения и варианты (M-L)2 |
155-157 | 156 | 2 | 156*2=312 | 170-156=14 | 142= 196 |
158-160 | 159 | 1 | 159*1=159 | 170-159=11 | 121 |
161-163 | 160 | 1 | 160 | 10 | 100 |
164-166 | 165 | 7 | 1155 | 5 | 25 |
167-169 | 168 | 5 | 840 | 2 | 4 |
170-172 | 171 | 5 | 855 | -1 | 1 |
173-175 | 174 | 4 | 696 | -4 | 16 |
176-178 | 175 | 4 | 708 | -5 | 25 |
179-181 | 180 | 1 | 180 | -10 | 100 |
182-184 | 183 | 0 | 0 | -13 | 169 |
185-187 | 186 | 2 | 372 | -16 | 256 |
- | - | Всего 32 | Суммарно 5437 | Суммарно = -7 | Суммарно =1013 |
А) Определила среднее арифметическое значение роста М=5437/ 32= 169,9=170
Б) Определила квадрат отклонения от средней нормы (М-L)2
( в таблице колонка 6)
В) Определила среднеквадратичное отклонение, рассчитав корень квадратный из частного ∂ =√ (M-L)2/n ∂=√1013/32=5,63
среднеквадратическое отклонение позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего
Г) Определила коэффициент вариации в процентах
m= 100 ∂/ М= 5, 63*100/170=3,31 %
Д) Определила ошибку средней арифметической m= ∂/√n
m= ∂/√n =5,63/√32 = 5,63/5,66= 0,995
Построила вариационную кривую роста.
Проанализировала вариационную кривую роста.
Анализ вариационной кривой указывает, что максимальная частота встречаемости отвечает варианте 165 см,
Минимальное значение варианты – 156 (частота встречаемости 2), максимальное значение варианты- 186 (частота встречаемости 1).
Вариационный ряд стопы. Таблица 3.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Варианта (интервал размера стопы в см) L | Среднее значение P стопы ( в см) | Частота встречаемости вариант (n) | Произведение (L*P) | Разница среднего значения и варианты (М-L) | Квадрат разницы среднего значения и варианты (M-L)2 |
22,5-23,5 | 23 | 7 | 23*7=161 | 25-23=2 | 4 |
24-25 | 24,5 | 14 | 24,5*14=343 | 25-24,5=0,5 | 0,25 |
25,5-26,5 | 26 | 8 | 208 | -1 | 1 |
27-28 | 27,5 | 2 | 55 | -2,5 | 6,25 |
28,5-29,5 | 29 | 1 | 29 | -4 | 16 |
Всего 32 | Суммарно 796 | Суммарно = -5 | Суммарно = 27,5 |
А) Определила среднее арифметическое значение размера стопы
М=796/ 32= 169,9=25
Б) Определила квадрат отклонения от средней нормы (М-L)2
( в таблице колонка 6)
В) Определила среднеквадратичное отклонение, рассчитав корень квадратный из частного ∂ = √ (M-L)2/n ∂=√27,5/32=0,927
среднеквадратическое отклонение позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего
Г) Определила коэффициент вариации в процентах
m= 100 ∂/ М= 0,927*100/25=3,71 %
Д) Определила ошибку средней арифметической m= ∂/√n
m= ∂/√n =0,927/√32 = 0,927 /5, 66= 0,11
Построила вариационную кривую стопы.
Проанализировала вариационную кривую.
Анализ вариационной кривой указывает, что максимальная частота встречаемости отвечает варианте 24, 5 см(1)
Минимальное значение варианты – 23 (частота встречаемости 7), максимальное значение варианты- 29 (частота встречаемости 1)
Вычисление коэффициента корреляции.
Коэффициент корреляции - это статистический показатель зависимости двух случайных величин.
Полная положительная корреляция +1,
Полная отрицательная корреляция -1.
Определила коэффициент корреляции между значениями роста и длины стопы по формуле, используя табличные данные (табл1, табл.2)
∑(M-L) рост* (M-L)стопа
R=---------------------------------------
n * ∂ рост* ∂ стопа
∑(M-L) рост* (M-L)стопа (-5)*(-7) 35
R= --------------------------------- = ---------------------------- = ------- =0,21
n * ∂ рост* ∂ стопа 32* 5,63* 0,927 167
Вывод:
В нашем случае корреляция равна 0,21, что позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи данных антропометрии: роста и размера стопы. Это можно объяснить явлением плейотропии, согласно которого под действием одного гена находятся несколько антропометрических данных организма, взаимосвязанных между собой.
Вычисление индекса массы тела (ИМТ) для подростков
Коэффициент "индекс массы тела" (ИМТ) показывает, какой вес в килограммах приходится на 1 метр площади тела. Данное вычисление ИМТ было разработано Адольфом Кетле более 150 лет назад и его пользуют до сих пор.
Благодаря ИМТ определю соотношение роста человека к его весу, чтобы выяснить, является ли масса тела нормальной, недостаточной или чрезмерной. Рост и вес должны соответствовать, в противном случае отклонение может сказаться на здоровье.
Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Таблица 3.
Таблица 4. Результаты измерения ИМТ
№ | ФИО | пол | Рост(м) | вес | Рост2 | ИМТ= масса/ рост2 | Анализ мальчиков | Анализ девочек |
1 | Алексеенко А. | м | 1,57 | 47 | 2,4649 | 19,06 | норма | |
2 | Алексеенко Ан. | ж | 1,69 | 64 | 2,8561 | 22,4 | норма | |
3 | Антонов Никита | м | 1,75 | 65 | 3,0625 | 21,22 | норма | |
4 | Бегишева Ольга | ж | 1,65 | 48 | 2,7525 | 17,4 | недостаток | |
5 | Бушев Дмитрий | м | 1,76 | 52 | 3,0976 | 16,78 | недостаток | |
6 | Возмищев Артем | м | 1,85 | 88 | 3,4225 | 25,71 | избыток | |
7 | Генералова Алина | ж | 1,74 | 63 | 3,0276 | 20,80 | норма | |
8 | Гопак Мария | ж | 1,75 | 68 | 3,0625 | 22,20 | Норма/избыток | |
9 | Голубева Дарья | ж | 1,69 | 58 | 2,8561 | 20,30 | норма | |
10 | Дерий Костя | м | 1,76 | 55 | 3,0976 | 17,75 | недостаток | |
11 | Крамарченко Дарья | ж | 1,72 | 54 | 2,9584 | 18,25 | недостаток норма/ | |
12 | Лифенко Лиза | ж | 1,69 | 48 | 2,8561 | 16,80 | недостаток | |
13 | Матрос Таня | ж | 1,60 | 52 | 2,56 | 20,31 | норма | |
14 | Маценко Кристина | ж | 1,65 | 59 | 2,7525 | 21,43 | норма | |
15 | Муравская Софья | ж | 1,55 | 52 | 2,4025 | 21,44 | норма | |
16 | Николаенко Мария | ж | 165 | 52 | 2,7525 | 18,89 | Недостаток/норма | |
17 | Никифоров Дмитрий | м | 176 | 65 | 3,0976 | 20,98 | норма | |
18 | Онилэ Людмила | ж | 1,75 | 59 | 3,0625 | 19,26 | норма | |
19 | Панферова Луиза | ж | 1,67 | 51 | 2,7889 | 18,28 | Недостаток/норма | |
20 | Политов Иван | м | 1,81 | 90 | 3,2761 | 27,47 | избыток | |
21 | Титаренко Екатерина | ж | 1,65 | 50 | 2,7525 | 18,16 | Недостаток/норма | |
22 | Тупогуз Алина | ж | 1,66 | 49 | 2,7556 | 17,78 | Недостаток/норма | |
23 | Матишова Дарина | ж | 1,70 | 50 | 2,89 | 17,30 | Недостаток/норма | |
24 | Лапина Мария | ж | 1,68 | 50 | 2,8224 | 17,71 | Недостаток/норма | |
25 | Стеблий Ал-на | ж | 1,64 | 45 | 2,6896 | 16,73 | недостаток | |
26 | Рудова Снежана | ж | 1,61 | 48 | 2,5921 | 18,51 | норма | |
27 | Ефимов Артем | м | 1,66 | 57 | 2,7556 | 20,68 | норма | |
28 | Паниотов Максим | м | 1.85 | 74 | 3,4225 | 21,62 | норма | |
29 | Нестерова Екатерина | ж | 1,76 | 62 | 3,0976 | 20,01 | норма | |
30 | Ермолаенко Артем | м | 1,71 | 62 | 2,9241 | 21,20 | норма | |
31 | Ерошенко Владимир | м | 1,71 | 64 | 2,9241 | 21,88 | норма | |
32 | Кучук Роман | м | 1,72 | 55 | 2.9584 | 18,59 | норма |
Анализ результатов измерений.
Юноши - норма 8 , избыточная масса тела-2, недостаточная масса -2.
Девушки- норма 9, избыточная масса тела-0, недостаточная масса -3.
Отметили те случаи, когда испытуемые стоят на грани нижних и верхних пределов, отметив в (таблице 6).
Девушки: Недостаток/норма -7 Норма/избыток-1
Вывод.
Тип телосложения по антропометрическим данным роста и запястья с учетом пола.
В работах американского антрополога У. Шелдона просматривается взаимосвязь типа телосложения и темперамента. Он выделил три компонента темперамента, соответствующие трем компонентам конституции: эктоморфному, эндоморфному, мезоморфному.
На основании взглядов У.Шелдона (учебник «Биология» А.А.Слюсарев,стр.268-270) составили таблицу.
Типы телосложения. Таблица 5.
Типы телосложения | ||
Эктоморф | Мезоморф | Эндоморф |
Астеник - низкое положение диафрагмы, небольшое сердце, удлиненные легкие, артериальное давление имеет тенденцию к понижению | Нормостеник - умеренно упитанный пропорционально развитый тип | Гиперстеник-диафрагма высоко, объемистый желудок, большое сердце, длинные кишки с большой всасывательной способностью |
Телосложение узкокостное | Телосложение нормальное | Телосложение ширококостное |
Худощавый с узкими конечностями и узкими плечами | Широкоплечий с крепкими костями и развитой мускулатурой | Широкие плечи и талия, заметная жировая масса, |
Очень быстрый обмен веществ, интенсивно идут процессы диссимиляции | Метаболизм в норме | Медленный метаболизм приводит к нарастанию жировой массы |
Скованность осанки | Уверенность в движениях и осанке | Природная расслабленность осанки |
Эмоциональная сдержанность, скрытность, большая устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелые моменты жизни | Тяга к действию в тяжелую минуту, алкоголь может приводить к агрессивным проявлениям | Легкость в общении и выражении чувств. Тяга к людям в тяжелые периоды жизни, плавные смены настроения |
Таблица 6. Результаты обследования на определение типа телосложения.
№ | ФИО | Пол | Рост | Запястье | Тип телосложения |
1 | Алексеенко Александр | м | 157 | 16 | эктоморф |
2 | Алексеенко Анастасия | ж | 169 | 15 | эндоморф |
3 | Антонов Никита | м | 175 | 15,5 | эктоморф |
4 | Бегишева Ольга | ж | 165 | 14 | мезоморф |
5 | Бушев Дмитрий | м | 176 | 16 | эктоморф |
6 | Возмищев Артем | м | 185 | 17 | мезоморф |
7 | Генералова Алина | ж | 174 | 15 | эндоморф |
8 | Гопак Мария | ж | 175 | 16 | эндоморф |
9 | Голубева Дарья | ж | 169 | 16 | эндоморф |
10 | Дерий Костя | м | 176 | 16 | эктоморф |
11 | Крамарченко Дарья | ж | 172 | 16 | эндоморф |
12 | Лифенко Лиза | ж | 169 | 15 | эндоморф |
13 | Матрос Таня | ж | 160 | 14 | мезоморф |
14 | Маценко Кристина | ж | 165 | 16 | эндоморф |
15 | Муравская Софья | ж | 155 | 14 | мезоморф |
16 | Николаенко Мария | ж | 165 | 15 | эндоморф |
17 | Никифоров Дмитрий | м | 176 | 17 | мезоморф |
18 | Онилэ Людмила | ж | 175 | 14 | мезоморф |
19 | Панферова Луиза | ж | 167 | 15 | эндоморф |
20 | Политов Иван | м | 181 | 19 | эндоморф |
21 | Титаренко Екатерина | ж | 165 | 14 | мезоморф |
22 | Тупогуз Алина | ж | 166 | 15 | эндоморф |
23 | Матишова Дарина | ж | 170 | 15,5 | эндоморф |
24 | Лапина Мария | ж | 168 | 16 | эндоморф |
25 | Стеблий Ал-на | ж | 164 | 15 | эндоморф |
26 | Рудова Снежана | ж | 161 | 15 | эндоморф |
27 | Ефимов Артем | м | 166 | 17 | мезоморф |
28 | Паниотов Максим | м | 185 | 17 | эктоморф |
29 | Нестерова Екатерина | ж | 176 | 16,5 | эктоморф |
30 | Ермолаенко Артем | м | 171 | 16 | эктоморф |
31 | Ерошенко Владимир | м | 171 | 16.5 | мезоморф |
32 | Кучук Роман | м | 172 | 16 | эктоморф |
Выводы:
Провела антропометрические измерения, определила тип телосложения (данные таблицы ) и ознакомила испытуемых с полученными результатами и рекомендациями образа жизни и питания.
Эктоморфам:
Б20-30%: Ж 20-30%: У 50-60%
Мезоморфам:
Б30-40 %: Ж 10-20%: У 40- 50%
Эндоморфам:
Схема белков: жиров: углеводов
Б40-50 %: Ж 10%: У 30- 40 %
Естественные науки и современность. Номинация (секция) Биология. Медицина.
Роль антропометрических исследований в познании личности.
Тупогуз Алина
МБОУ СОШ№1 9 а класс
Заключение.
Список использованных источников.
1.Биология /А.А.Слюсарев, С.В.Жукова , К,Вища шк.1987,Гл.изд-во
2.Методические рекомендации к практическим занятиям « Рабочася тетрадь для освоения лабораторно-практических навыков по биологии». ГМУ, Ростов-на – Дону,2014
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Антропометрия
5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/2815/Антропометрия
Никто меня не любит
Как нарисовать зайчика
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Зимняя сказка
Рисуем кактусы акварелью