Презентация о памятнике культуры и археологии X века - Сентинском храме, выполненная ученицей 6 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
sentinskiy_hram.pptx | 1.98 МБ |
Слайд 1
Выполнила Иванова Олеся, ученица 6 «А» класса МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова г. Геленджика Руководитель - Грось Ю.В., учитель музыки, кубановедения , ОПК Сентинский ХрамСлайд 2
Сентинский храм ( карач .- балк . Сынты клиса ) — христианский храм, возведённый в первой половине X века на территории современной Карачаево-Черкесии. Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты , карач .- балк . Сынты ), в 18 км южнее города Карачаевска. Здание сложено из блоков песчаника на известковом растворе. На стенах сохранились следы фресок XI века. Длина здания без апсиды составляет 8 м и равна его ширине, высота от пола до пяты купола — 10 м. Во второй половине XIX века возле храма был построен православный женский Спасско -Преображенский монастырь, разрушенный в годы советской власти. Насельницы монастыря реконструировали храм, исказив его первоначальную форму. Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов — уникальная для Северного Кавказа постройка.
Слайд 3
На вершину хребта ведет прекрасная дорога, в теплое время года проходимая для автомобиля любой конструкции. Зимой нижняя часть тракта превращается в лёд, и кроме вездехода подняться наверх можно только конному и пешему. На теневых участках сохраняется снежный покров. Там, где солнце гость не редкий, снег практически отсутствует. Обращенные на юг стены святыни сливаются с бурой палитрой вытаявших склонов. Взрывные работы ничуть не испортили рельеф, а придали скалам некий элемент выразительности. Особенно это бросается в глаза на «перевале», с которого в сторону Сентинского отрога уводит хорошо набитая тропа. Сентинский храм
Слайд 4
Строение храма Древний храм великолепно соразмерен, его архитектурные формы безупречны. Кладка отличается чистотой и тщательной подгонкой плит и блоков. Мастерство кладки и скальное основание, на котором покоится фундамент, объясняют отличную сохранность сооружения – в нем нет даже трещин. Несомненно, строил его большой мастер. Здание относится к довольно редкому типу храмов, в плане представляющих так называемый чистый (не осложненный пристройками) крест. На средокрестии покоится глава – цилиндрический барабан с восемью окнами и низкий полусферический купол, некогда увенчанный металлическим крестом. Единственная полуциркульная апсида прорезана тремя окнами; она опирается на открытый снаружи многоступенчатый цоколь. Внутрь храма ведут три входа со световыми люнетами. Помещение в интерьере очень небольшое, длина здания без апсиды 8 м (апсида от др.-греч. свод, абсида (лат. absis ) – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом ( конхой ) или сомкнутым полусводом ) и равна его ширине.
Слайд 5
Внутри Сентинского храма
Слайд 6
Рядом с храмом стоит мавзолей, построенный в первой половине – середине Х в. архитектором из Константинополя или его округи для успокоения представителей местной социальной элиты – светской или духовной. Юго-восточный угол мавзолея стоит поверх хорошо, но частично прослеживаемой апсиды более ранней капеллы – часовни. Следовательно, часовню снесли, а на уже освященном месте поставили мавзолей. Что касается хронологического соотношения мавзолея и Сентинского храма, какое из этих сооружений построено первым и какова их иерархия, сейчас решить не представляется возможным. Жаль только, что в конце XIX в. монахини возникшего в долине Теберды Спасско -Преображенского прихода несколько исказили первоначальный облик собора. Они подремонтировали кровли, а щипцовые завершения западного, северного и южного фасадов переложили и вместо двускатных сделали округлыми; расширили площадь храма, восстановив с тех же трех сторон притворы, время строительства которых неизвестно. Мавзолей возле Сентинского храма
Слайд 7
По периметру Сентинской горы идет подпорная стена. Складывается впечатление, что строители стремились искусственно выровнять и снивелировать поверхность горы, чего и достигли. Но в какую эпоху? Видимо, все же в древности, хотя в XIX веке монахи внесли свою лепту в благоустройство. Они поставили на подпорную стену невысокий парапет (сейчас он разрушен), а северо-восточнее храма устроили бетонную цистерну для воды .
Груз обид
Лиса-охотница
Сказка об одной Тайне
Рисуют дети водопад
Как нарисовать портрет?