Вложение | Размер |
---|---|
архаизмы | 42.94 КБ |
МАОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
Кафедра учителей русского языка и литературы
Научно-исследовательская работа на тему
«Архаизмы в стихотворениях А.А. Блока»
Работу выполнила
обучающаяся 11 «А» класса
Мамедова Мария
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
Меднова Лариса Анатольевна
Домодедово
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение стр. 3-5
2. Архаизмы и их роль в стихотворениях А.Блока
2.1 Архаизмы и их классификация стр. 6
2.2 Собственно лексические архаизмы стр. 7-9
2.3 Архаизмы лексико-фонетические стр.10-12
2.4 Грамматические архаизмы стр. 13-14
2.5 Лексико-словообразовательные архаизмы стр. 15
3. Заключение стр. 16
4. Библиография стр. 17
5. Приложение 1 стр. 18
Приложение 2 стр. 19
Александр Александрович Блок является первым по значению и художественной силе лириком первых десятилетий ХХ века. Поэт для нас неотделим от представления о высоком достоинстве, гражданственности, нравственном мужестве русского поэта. Стихи его всегда вызывали интерес читающей публики. Их ждали с нетерпением, читали и перечитывали, потому что в них прослеживалась душа поэта на фоне трагических событий времени. Расцветая на почве страшных событий эпохи, поэзия А.А. Блока явилась воплощением катастрофы личности и общества.
К творчеству А. Блока обращались многие литературоведы. Проанализировав литературу, рассматривающую творчество Блока, мы пришли к выводу о том, что особое внимание исследователи уделяют тематике стихотворений поэта, центральным образам, рассматривают его творчество в контексте символизма, но языковому анализу стихотворений А.А. Блока, в частности, роли архаизмов в его поэзии не уделяется должного внимания. Литература по данной теме, которую нам удалось найти, довольно немногочисленна. Тема данной работы является актуальной прежде всего потому, что творчество А. Блока мало затронуто с точки зрения лингвистического анализа, тогда как оно представляет для этого богатейший материал. Тема актуальна ещё и тем, что сегодня мы изучаем в школе произведения, написанные в 20 столетии. В этих произведениях очень много слов, которые устарели уже к началу 20 века, ко времени, в которое жил А. Блок. Зачем к ним обращался поэт и какую роль они выполняют в его стихотворениях? Этот вопрос мне показался очень интересным.
Целью исследования является анализ архаизмов в лирических произведениях Александра Блока, исследование их стилистических функций и роли в создании особого стиля поэта.
Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
Гипотеза: в своих стихотворениях А.А. Блок использует слова-архаизмы с целью воссоздания колорита исторической эпохи, стилизации народного языка, придания речи возвышенного звучания.
Методы проведенного исследования:
- накопление материала,
- аналитический,
- сравнительный,
- обобщение анализа литературы по теме работы.
Методом сплошной выборки было исследовано 146 лирических произведения, объём выборки составил 71 словоупотребление.
Основные результаты исследования: составлен словарь архаизмов, используемых в стихотворениях Александра Блока, проведена их классификация по видам, определены функции архаизмов и их роль в поэзии А.А. Блока как инструмента воссоздания речевого колорита эпохи, стилизации народного языка, поэтичности и возвышенности речи.
Предметом исследования являются архаические элементы, объектом исследования- стихотворения А. Блока.
Новизна работы заключается в том, что для исследования мы выбрали тему, не рассматривающуюся ранее на примере творчества данного поэта.
Данная работа, на наш взгляд, имеет практическую значимость: материал исследования может быть использован на уроках литературы при изучении лирики поэта-символиста А. Блока, на занятиях элективных курсов, факультативов. Во время работы над темой было проведено исследование в старших классах, которое дало следующие результаты. Из 90 опрошенных обучающихся 9-11 классов только 21 % знают, что такое архаизмы, 12 % имеют представление, для чего архаизмы используются в поэзии. Ничего не ответили 67%. Следовательно, к этой теме можно обратиться с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся, так как архаизмы изучаются в школе на уроках русского языка в рамках темы «Лексика», а как показал опрос, знания по этой теме оказались непрочными.
2. АРХАИЗМЫ И ИХ РОЛЬ В ЛИРИКЕ А.А. БЛОКА
2.1 АРХАИЗМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Для того чтобы начать анализ архаизмов в поэзии А. Блока, обратимся к понятию «архаизм». Возникновение этого термина датируют 1751 годом («Словарь русского языка века»). Большинство исследователей рассматривает архаизмы или как разновидность возвышенной лексики, которая используется в поэтических произведениях, публицистике, ораторской речи или как средство создания исторической стилизации в исторических романах и повестях. Выделяют и такую стилистическую функцию, как характеристика отрицательных явлений через представление их в комическом (ироническом, сатирическом) виде. Мы будет пользоваться определением, которое дает О.С. Ахманова в «Словаре лингвистических терминов»1:
Архаизм – это:
Во втором пункте словарной статьи указывается функция архаической лексики в художественном тексте. Анализируя лексику стихотворений А.А. Блока, приходим к выводу о том, что поэт достаточно часто использовал её в своей лирике.
Для нашего исследования обратимся к классификации архаизмов. Существует несколько классификаций архаизмов, таких авторов, как П.Н. Денисов, Р.А. Попов, О.С. Ахманова и др. Общепринятой считается классификация одного их крупнейших специалистов в области истории русского языка Н.М. Шанского7.
Архаизмы могут отличаться от современного слова-синонима разными чертами: иным грамматическим оформлением, иным значением, совершенно иным морфемным составом и т.д. В зависимости от того, какая именно черта различает устаревшее слово и его современный синоним, Н.М. Шанский выделяет следующие группы архаизмов:
- лексико – фонетические;
- лексико – словообразовательные;
- собственно лексические;
- грамматические.
Во всех классификациях самой многочисленной по количеству входящих в неё единиц является группа собственно лексических архаизмов.
Собственно-лексические архаизмы – самая значительная по количественному составу группа архаизмов в языке поэзии А. Блока, их насчитывается 20 в исследуемых нами текстах. Самыми частотными являются слова «очи» и «уста» и их формы:
«И вечность сама загляделась в погасшие очи»
«Но уж в очах горят надежды»
«Опустись, занавеска линялая
На больные герани мои.
Сгинь, цыганская жизнь небывалая,
Погаси, сомкни очи твои!»
«Дай мне тревожно созерцать
Очами жадными моими»
«Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затреплят случайным весельем
Сонливые очи твои»
«Отвращенье скривило уста…»
«Ты прильнешь ко мне, ласкаясь,
С жаркой страстью на устах»
Кроме архаизмов очи и уста, уже устаревших к началу 20 века, мы встретили ещё и другие собственно лексические архаизмы. Например, в следующих строках:
«Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых.
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..»
«Сонмы лютые чудовищ
Налетели на меня»
«Что день проснется, вскроет вежды»
Данные архаизмы служат для создания высокого, торжественного пафоса стихотворений.
Рассмотрим еще один пример лексического архаизма из стихотворения «Русь», в котором описывается лишь то, что подвластно воображению поэта, «далекое» от реально окружающей его жизни. Ключевым словом стихотворения является слово «издалека», находящееся в одном лексическом ряду со словами «намек», «где-то», «в сумерках».
«Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь»
Через архаизм «почивает» автор хочет показать, что Русь находится «во сне», ее необъятные дали не сулят счастья. Ключевой глагол «отошла» в стихотворении вместе с другими словами высокого стиля («прильну», «исторгни» и др.) создает атмосферу иллюзорности того, чем поэт жил до этого.
«Я царь еще в жизни, - твоих багряниц
Не страшен ни звон мне, ни свет:
Воспряну в отчизне, поверженный ниц!
Исторгну последний ответ»
Архаичная и церковнославянская лексика («Да святится имя Твое», «устами», «мольбы» и др.) с одной стороны, ставит «Держащую море и сушу» на недосягаемую высоту, но с другой стороны, позволяет почувствовать, что герой уже никогда не может быть с Ней, он остается в другом мире. Трудно расставаться с мечтой, хотя еще есть вера в то, что «Лишь к Твоей золотой свирели / В черный день устами прильну», но «Ты пройдешь в золотой порфире - / Уж не мне глаза разомкнуть».
Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении «Новая Америка». Поначалу перед читателем все та же «убогая» Русь, с ее «страшным простором» и «непонятной ширью». Однако постепенно лицо России меняется: «Нет, не старческий лик и не постный /Под московским платочком цветным». «Новый лик» связан с появлением на российских просторах фабричных труб, корпусов заводов, «городов из рабочих лачуг».
Итак, за счет использования архаических элементов контекст приобретает большую выразительность и поэтичность. Из данных примеров видно, что архаизмы используются в стихотворениях А.А. Блока не только для воссоздания колорита эпохи, но и для придания им высокого, торжественного пафоса.
2.3 АРХАИЗМЫ ЛЕКСИКО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ
Без сомнения, архаическая лексика осознается А. Блоком как одно из средств стилистической выразительности. Это положение подтверждается весьма частотным употреблением рассматриваемых лексем, в частности, лексико-фонетических архаизмов.
К этой подгруппе лексических архаизмов относятся слова, у которых устарело и претерпело изменения фонетическое оформление. Ведущее место занимают здесь неполногласные слова, являющиеся представителями генетических славянизмов. Имеет смысл дать определение полногласию и неполногласию. Для этого мы обратимся к понятию Г.О. Винокура3. Полногласием он называет явление, когда в русском языке в соответствии с церковнославянским сочетанием -ра- между согласными имеется сочетание –оро-, в соответствии с церковнославянским -ла-, -ле- между согласными -оло- (но после шипящих -ело-).
С функциональной точки зрения самым ярким и показательным является, на наш взгляд, употребление слов с устаревшим фонетическим оформлением для поэтизации речи и придания ей высокой экспрессии. Обратимся к конкретным примерам. В анализируемых нами стихах встретилось 12 употреблений слов с корнем -хлад-. Употребление неполногласия -хлад- в стихотворениях служит созданию выразительности и поэтизации речи. В ткани стихотворения всегда присутствует печать субъективного мировосприятия, характерная особенность стиля поэта. Это стремление и способность и о простом, и о сложном говорить всегда сложно, то есть высоко, как это делает А. Блок, используя слова с неполногласием:
«Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног…»
«Ты хладно жмешь к моим губам
Свои серебряные кольцы…»
«Порою в воздухе, согретом
Воспоминаньем и тобой,
Необычайно хладным светом
Горит прозрачный камень твой»
«Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума»
«И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи…»
В контексте стихотворения "Когда-то гордый и надменный..." лексико-фонетический архаизм «злато» участвует в создании выразительности и одновременно оттенка лёгкой иронии. Слово «злато» органично входит в ткань стихотворения, в целом имеющего ярко выраженную фольклорную направленность.
«О, как я был богат когда-то,
Да все - не стоит пятака:
Вражда, любовь, молва и злато,
А пуще - смертная тоска»
Эту же функцию выполняет и архаизм «сребристый»
«Вон счастие мое – на тройке
В сребристый дым унесено…»
Приведённые в качестве примеров лексемы выполняют также функцию поэтизации речи.
Цикл стихотворений под общим названием «Родина» открывается стихотворением «Ты отошла, и я в пустыне», в котором есть слово с неполногласием, придающее строке возвышенное звучание.
«Сын человеческий не знает,
Где приклонить ему главу»
Интересны и следующие примеры:
«Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам»
«Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…»
Перечисленные выше стихотворения можно отнести к произведениям гражданско-патриотической тематики, поэтому в них А. Блок традиционно обращается к устаревшей высокой лексике.
Таким образом, контекст приобретает большую поэтичность, так как неполногласный вариант в данных примерах выразительнее, несёт смысловую эмоциональную нагрузку, а также способствует созданию ритмичности строки.
2.4 ГРАММАТИЧЕСКИЕ АРХАИЗМЫ
Грамматические архаизмы – это устарелые формы слов. Весьма многочисленную группу в стихотворениях А.А. Блока составляют грамматические архаизмы-существительные. В свою очередь, в количественном отношении, в них выделяется лексема «крыла» (7 случаев). Эти формы, частые в литературе XIX века и отчасти XX, сохраняются наряду с обычными в литературном языке формами на –ья. Форма множественного числа крыла в поэзии XIX и XX веков является традиционным поэтизмом. Эта форма как поэтическая употреблялась и в прямом значении (крылья птицы) и в переносном (символ поэтического дара и вдохновения). Выполняя стилеобразующую функцию и функцию поэтизации речи, форма крыла задействована поэтом в прямом значении «крылья птицы» и в значении «ангельские крылья».
«Слышу трепет крыл…
Бьет в меня светящими очами
Ангел бури – Азраил!»
«Стерегите, злые звери,
Чтобы ангелам самим
Не поднять меня крылами,
Не вскружить меня хвалами…»
«Я укрыт до времени в приделе,
Но растут великие крыла»
Интересен пример грамматической формы прилагательного из стихотворения «Россия» «Как слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». В 18 веке форма на – ыя представлялась нормальным средством литературного языка, хотя литературный язык 18 века знал обе формы как на –ыя, так и на –ой. Поэты 18-19 веков пользовались этим дуплетом в своих интересах. С течением времени форма на –ой стала более привычной для литературного языка и начала господствовать также и в стихотворной речи. В начале 20 века форма на –ыя становится поэтической вольностью и получает стилистическую мотивировку или «высокого», или, наоборот, «низкого, народного» стиля. В стихотворении «Россия» окончание –ыя усиливает ощущение трепетности отношения к родному краю, в нем и счастье, и горе; поэт подчеркнул, что любовь к Родине является первой и самой главной для каждого русского человека. Особенностью в отражении А. Блоком темы России является чрезвычайно расширенное художественное время : прошедшее, настоящее и будущее времена совмещаются. Этим поэту удается передать свою полную сопричастность судьбе Родины, как будто он существовал вместе с ней все это время, всю ее историю.
Ещё один пример – грамматический архаизм «боле» будет прокомментирован ниже, так как встречается в одном из стихотворений А. Блока вместе с лексико-словообразовательным архаизмом.
Лексико-словообразовательные архаизмы отличаются от современного слова каким-либо словообразовательным аффиксом. Эта группа архаизмов представлена немногочисленными примерами, но всё-таки встречается в стихотворениях А.А. Блока. Обратимся к данным архаизмам. Рассмотрим пример из стихотворения «Ветер принес издалека»:
«Вот счастие мое – на тройке
В сребристый дым унесено»
В мотиве этого стихотворения чувствуется и щемящая тоска по утраченному «счастию», скрывшемуся в запорошенной дали, и нарастание протеста, безудержное стремление к обновлению, к движению навстречу чему-то еще неизвестному. Судьба лирического героя оказывается в нашем восприятии навеки связанной с судьбой родной страны, у них одна доля и одно счастье. Временной план стихотворения «Ветер принес издалека…» отражает слияние в мироощущения лирического героя мечты и реальности.
В стихотворении «Россия» встречается два примера архаизмов разных видов: плат и боле.
«Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…»
Для чего понадобилось поэту обращаться к этим устаревшим словам? Фольклорные мотивы: «плат узорный до бровей» рядом с метонимическими образами леса и поля символизируют для нас Россию в ее колоритной красоте. Архаизмы лексико-словообразовательный «плат», отличающийся от современного варианта суффиксом и грамматический «боле» сочетаются с разговорной лексикой («ну что ж», «шумней»). Это отражает противоречивость русского национального характера, в котором порой сочетаются несочетаемые вещи.
Мы провели анализ архаизмов в лирических произведениях А. Блока, исследовали стилистические функции лексических и грамматических архаизмов, проанализировали их роль в создании особого стиля поэта, также мы познакомились с литературой, рассматривающей виды архаизмов, дали им классификацию, проанализировали частность употребления архаизмов в стихотворениях А.А. Блока.
Выполняя данную работу, мы пришли к следующему выводу: А.А. Блок обращается к архаизмам не только как к средству воссоздания колорита исторической эпохи и стилизации народного языка, но прежде всего как к выразительному средству художественной речи. Поэт находит в архаической лексике источник возвышенного, поэтического звучания, выбирает слова, которые отвечают ритмическому строю речи. То есть выдвитутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась.
Как видим, устаревшие слова в языке художественной литературы прошлого представляют собой факты весьма сложного и многообразного лексического явления. Их нельзя не учитывать не только при специальном научном изучении языка и слога писателя, но и при анализе языка художественных произведений в школе.
Библиография:
ПРИЛОЖЕНИЕ1 Классификация архаизмов Н.М. Шанского.
Лексико - фонетические архаизмы - слова, имеющие в своем фонетическом облике несвойственный современному произношению звук или сочетание звуков: галстух (галстук), гишпанский (испанский), зерцало (зеркало), в пещи (в печи), прожект (проект), снурок (шнурок), феоретический (теоретический) и т.п. Сюда же относится произношение е на месте современного ё: изреченный ("Мысль изреченная есть ложь"– Тютч.); отдаленный, смятенный и т.п.
Лексико - словообразовательные архаизмы - отличающиеся от современного эквивалента каким-либо словообразовательным аффиксом (чаще всего суффиксом): азиатцы(азиаты), дружество(дружба), идиотический(идиотский), кофей(кофе), ресторация(ресторан), рыбарь (рыбак), содейство(содействие), счастие(счастье) и т.п.
Собственно – лексические архаизмы – слова, устаревшие целиком: дабы(чтобы), кров(крыша). "На кровы ближнего селенья нисходит вечер, день погас". (Борат.),
Пагуба(гибель, вред), парадиз(рай), уповать(надеяться и твердо верить), хлябь(бездна, неизмеримая глубина) и т.п.
Грамматические архаизмы – это устарелые формы слов, не существующие в современном языке. Например, формы звательного падежа имен существительных: отче! царю! человече! дево!(седьмого в системе падежей древнерусского языка), а также такие грамматические формы, которые в современном языке образуются по-иному: на бале(а не 'на балу'), даждь(а не 'дай'), исполнити(а не 'исполнить'), равною(а не 'равной'), русскаго(а не 'русского') и пр. Например, "Само собой разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать" (П.).
Семантические архаизмы – это устаревшие значения тех слов, которые существуют в современном русском языке, но называют другое явление, другой предмет. Семантический архаизм, иначе говоря, представляет собой устаревшее значение какого-либо слова, в иных значениях являющегося обычным словом современного русского литературного языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Словарь архаизмов, используемых в стихотворениях А. Блока
Собственно лексические архаизмы: Очи Уста Лик Сонмы Исторгну Вежды Почивать Взор Отринь Бремя Око Одр Смежил Межи Молва Вещает Зрит Рать Далече Стан Отрок Хула Опочил Лобзание Чело Ложе | Грамматические архаизмы: Крыл (мн. ч.) Боле (сравнит. степень прил.) Первыя (форма род.п.) Лексико-фонетические архаизмы: Хлад Злато Сребристый Глава Младой Младость Глас Чуждая Враты Лексико-словообразовательные: Плат Счастие |
Крутильный маятник своими руками
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ребята и утята
Самый богатый воробей на свете
Снежная книга