В презентации содержится справочный материал с практическим заданием. Используется при подготовке к ЕГЭ: задание №8. Возможно использование на этапах изучения, закрепления, повторения темы.
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_zadanie_no8_baroyan_lilya.pptx | 1.66 МБ |
Слайд 1
Чередующиеся гласные в корне ЕГЭ, задание № 8 Автор: Бароян Лиля, 11 класс МБОУ СОШ № 7 им. П.Д.Стерняевой город-курорт Геленджик Руководитель: Маркитанова Наталья НиколаевнаСлайд 2
Справочный материал Правописание корней Правописание гласных в корне
Слайд 3
В русском языке в частях речи имеются корни , в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными:
Слайд 5
1. В корне гар - – гор- под ударением пишется а , без ударения – о : загáр – загорéлый , угорéть . Исключения: выгарки, úзгарь , прúгарь (специальные и диалектные слова). 2. В корне зар - – зор - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зáрево , зóрька – зарнúца , озарять . Исключения: зорянка , зоревáть . 3. В корне кас - – кос- пишется о , если дальше следует согласная н , в остальных случаях – а : касаться, касательная – коснуться, прикосновение .
Слайд 6
4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о : клáняться , поклóн – поклонúться , поклонéние . 5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а , перед ж – о : предлагáть , прилагáтельное – предложúть , обложéние . Исключение: пóлог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).
Слайд 7
6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила . Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное . Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ . 7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плáвать , плавýчесть , поплавóк . Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха ; корень плыв - – в слове плывуны .
Слайд 8
8. Корень равн - имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн - – в словах со значением « ровный, прямой, гладкий »: заровнять, ровесник, сровнять, уровень . 9. В корне рас- – рос- пишется а , если дальше следует согласная т ( также перед щ ); в остальных случаях пишется о : расти, наращение – выросший, заросль, поросль . Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др.
Слайд 9
10. В безударном корне скак- – скоч - перед к пишется а , перед ч – о: подскакáть – подскочúть . Исключения: скачóк , скачý . 11. В корне твар - – твор - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о : твáрь , твóрчество – творить, творец. Исключение: ýтварь (семантически уже не связывается с корнем твар - – твор -).
Слайд 10
12. В корнях бер - – бир -, дер- – дир -, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест - – блист -, жег- – жиг-, стел- – стил -, чет- – чит - пишется и , если дальше следует суффикс -а- : собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в остальных случаях пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.
Слайд 11
13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин , если дальше следует суффикс -а -: сжать – сжимать, прижать – прижимать, разнять – разнимать, поднять – поднимать, подмять – подминать, пожать – пожимать, понять – понимать, начать – начинать.
Слайд 15
Проверь себя
Слайд 16
1 вариант: г_реть , м_кать в сметану р_внять грядки заг_релый , непром_каемый плащ ур_вень заг_р , вым_кнуть под дождем р_весник г_релый , обм_кнуть кисть пор_вну уг_реть , обувь пром_кает подр_внять волосы разг_раться , ур_внять условия подг_рать , ср_внение ; дог_реть , ср_внить числа уг_рный газ , р_вносторонний заг_реть , все р_вно выг_реть , р_вняйтесь перег_реть , р_внина наг_р Задание: вставьте пропущенные буквы
Слайд 17
2 вариант Отл_жить , сл_гаемые , недор_сль пол_жить , пол_г , подр_сти прил_жить , предпол_жить ; возр_ст предпол_гать , выр_сли , подр_стать изл_гать , зар_стать , р_стения распол_житься , , зар_сло , р_стущий вл_дение , р_сток , выр_щенный , отр_сль , Р_стов , водор_сли ; зап_рать , зам_реть , соб_рать , расст_латься , выт_реть , бл_снуть , прид_раться ,;
Слайд 18
1 вариант гореть, макать в сметану равнина загорелый, непромокаемый плащ ровнять грядки загар вымокнуть под дождем горелый обмакнуть кисть уровень угореть, обувь промокает, ровесник разгораться, сравнить числа, поровну подгорать равносторонний, подровнять волосы угарный газ , все равно, уровнять условия загореть , равняйтесь, сравнение ; выгореть, перегореть, нагар; Ответы:
Слайд 19
Ответы: 2 вариант Отложить, положить, приложить, предполагать, излагать, расположиться , владение, слагаемые, полог, предположить; выросли, зарастать, заросло , росток, недоросль, подрасти, возраст, подрастать, растения , растущий, выращенный, отрасль, Ростов , водоросли; запирать , замереть, собирать, расстилаться, вытереть , блеснуть, придираться ,
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Сторож
10 осенних мастер-классов для детей
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Рисуем домики зимой
Несчастный Андрей