Точки соприкосновения математики и литературы. Ученые математики - поэты, писатели, поэты - математики
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_literature.docx | 45.82 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Научно – практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Исследовательская работа по математике
на тему:
МАТЕМАТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ
Автор :Тумашова Мария, 7б класс
Руководитель:
Ухинова С.Б.– учитель математики
первой квалификационной категории
Баргузин
2016
Содержание
стр.
1. Введение …………………...…..…………………………………………………2
2. Числа в литературе …...………………………………………………………….3
3. Выдающиеся личности ,,,……………………………………………………… 8
4. Заключение………………………………..………………………………… ….10
5. Список используемой литературы…………………………………………… 11
Введение
«Нельзя быть настоящим математиком,
не будучи немного поэтом.»
Карл Вейерштрасс
Математика в жизни человека занимает особое место. С нее начинается все. Первые цифры в моей жизни звучали сразу после рождения: рост, вес. Математикой начала заниматься в игре, решая небольшие задачи по подсчету кубиков, игрушек. Мои родители, готовя мне пищу, использовали математику, ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды надо приготовить для малыша, учитывая его вес.
Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику. Математика нужна в истории, в жизни, физике, химии и даже в русском языке. А в литературе?
Поэтому я решила провести мини- исследование на тему «Числа в литературе»
Предмет исследования: числа в произведении писателей и поэтов.
Целью исследования стал изучение произведений школьного курса «Литература», поиск математиков – поэтов и поэтов - математиков.
Гипотеза 1- числа используются в произведениях писателей и поэтов; 2- наличие математиков - поэтов и поэтов-математиков.
. План исследования:
Изучить различную литературу по данной теме;
Найти биографии математиков – поэтов и поэтов - математиков;
1. Числа в литературе
Я обнаружила, что наиболее часто встречаются числа в сказках и былинах. Приведу пример из сказки А.С.Пушкина.
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3.
Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.
Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Так, в написанной в Болдине осенью 1830 года «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у балды такой огромный кулак.
Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет « погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым раз: в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
Первые два задания чертёнок придумал:
«кто скорее из нас обежит около моря».
«кто далее палку бросит».
А третье задание сам Балда задал:
«Кобылу подыми-ка ты,
Да неси её полверсты».
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.
Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.
С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа. С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».
Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.
Так в городе появилась чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.»
Тридцать три богатыря на берегу очутились. Цифра 33 содержит в себе значение множества:
«И очутятся на берегу,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор».
И лебедь стала царевной , у которой:
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама то величава
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит –
Словно реченька журчит».
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.
Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:
«А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят».
Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.
Осень 1833 стала кульминационной для сказок Пушкина. В это время были написаны «Сказка о семи богатырях и о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое. Так, известно, что жрецы Вавилона поклонялись семи богам. Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка.
В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.
Известно, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.
Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе: «Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».
Так же, как и в предыдущей сказке, утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.
Три раза старик кидал в море свой невод:
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой.
В 1834 году поэт написал «Сказку о золотом петушке».
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
Традиционный мотив – бой с врагом.
Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.
Цифра «8» является чётной. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.
В сказках используются и другие числа. Но именно данные числа являются судьбоносными. Я перечитывая эти сказки задумалась о том, что в литературе и в математике числа несут в себе тайный смысл.
Таким образом:
1. Числа находят свое применение как в математике, так и в литературе.
2. Выдающиеся личности.
Поэты – математики:
Редко кто из русских поэтов был хорошо знаком с точными науками. Среди немногих - Михаил Юрьевич Лермонтов. Для него математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях. Лермонтов, находясь в высшем московском обществе, нередко пользовался «математикой»:показывал «математические фокусы», решал задачи, занимался логикой и магией цифр.Таким же фанатом математики был другой поэт – В.Я. Брюсов, который хотел даже поступить на математический факультет Московского университета.
Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури — иранский поэт, философ, математик, астроном, астролог.
Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «Рубаи».
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
ни былой, ни грядущей минуте не верь,
верь минуте текущей - будь счастлив теперь!
В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.
Куби́ческое уравне́ние — алгебраическое уравнение третьей степени, общий вид которого следующий:
В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календарь, который официально используется с XI века.
Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави).
Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Памятник Омару Хаяму в Бухаресте.
Математики - поэты
Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов
Михаил (Михайло) Васильевич Ломоносов (8 ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).
М. В. Ломоносов
Филон Византийский
Филон Византийский — древнегреческий инженер, математик и поэт еврейского происхождения. Известен своими сочинениями по прикладной механике, сохранившимися до наших дней. Ему принадлежит также одно из решений задачи об удвоении куба, описанное Евтокием в комментарии к трактату Архимеда “О сфере и цилиндре”.
Заключение.
В результате проведенного мной мини - исследования было установлено:
1. Числа используются в таких литературных произведениях как сказка, былина.
2. Есть знаменитые математики, которые имеют литературные сочинения, и есть писатели, поэты, внесшие определенный вклад в развитие математики.
Вывод:
В ходе проведенного мной мини-исследования гипотеза о том, что 1- числа используются в произведениях писателей и поэтов; 2- наличие математиков - поэтов и поэтов-математиков, нашла свое подтверждение.
Список используемой литературы:
1. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1993.
2. Пушкин А.С. Сказки. М.: Художественная литература; 1985
3. Энциклопедический словарь русского языка для школьников. М.: Славянский дом книги, 2000.
4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. М.: «Аванта +», 2010.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубическое_уравнение
6. haiam.ru/
Результаты опроса среди учащихся 7 «б» класса.
Что значат числа в твоей жизни?
Знаешь ли поэтов - математиков?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Нарисуем попугая цветными карандашами
Сказка об одной Тайне
Золотой циркуль
Весёлые польки для детей