В прошлом году я вместе с мамой побывал в стеклодувной мастерской Санкт - Петербургского Государственного Технологического института , где познакомился с профессией стеклодува. После посещения мне захотелось найти сведения об этой профессии, узнать историю производства стекла в России, рассказать о ней одноклассникам, представить им изготовленный стеклянный предмет.
1. Цель: Информировать одноклассников о профессии стеклодува, побудить их к посещению стеклодувной мастерской Технологического института.
Задачи :
- Найти сведения в литературе , сети Интернет о профессии стеклодува.
-Познакомиться с историей изготовления стекла в России.
-Создать презентацию по материалам темы для рассказа одноклассникам.
-Представить фотоматериалы и изготовленный стеклянный предмет в стеклодувной мастерской.
Вложение | Размер |
---|---|
информационный проект "Профессия стеклодув" | 263.92 КБ |
презентация к проекту "Профессия стеклодув" | 2.11 МБ |
Государственное общеобразовательное учреждение
Начальная общеобразовательная школа № 453
Колпинского района Санкт- Петербурга
Информационный проект:
« Моё знакомство с профессией стеклодува»
Работу выполнил:
ученик 2Б класса школы № 453
Соловьёв Виталий
Руководитель: Смирнова Галина Ивановна
учитель начальных классов
Санкт – Петербург
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Как я попробовал выдуть шар в стеклодувной мастерской.
В прошлом году я побывал в стеклодувной мастерской Санкт - Петербургского Государственного Технологического института , где познакомился с профессией стеклодува. После посещения мне захотелось найти сведения об этой профессии, узнать историю производства стекла в России, рассказать о ней одноклассникам, представить изготовленный стеклянный предмет.
Цель работы: Информировать одноклассников о профессии стеклодува, побудить их к посещению стеклодувной мастерской Технологического института.
Задачи :
Начиная работу по интересующей меня теме, я определил этапы работы и помощников – взрослых.
№ Этапа | Этапы работы | Помощь взрослых |
1. | Поиск и изучение материала о профессии стеклодува и материала об истории производства стекла в России. | Мама Соловьёва Наталья Алексеевна |
2. | Создание презентации для представления одноклассникам собранного материала и изготовленного стеклянного предмета в стеклодувной мастерской Технологического института . | Учитель Смирнова Галина Ивановна |
3. | Оформление проектной работы для участия в Межрайонном гуманитарном форуме «ИЖОРСКИЕ БЕРЕГА» | Учитель Смирнова Галина Ивановна |
2.1. Что я узнал о профессии стеклодува
Стеклодув – это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы с помощью выдувания и других приёмов.
Стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары и пр. Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, гладилка, сошки, металлический косарик. Стекло плавят в стекловаренной печи или с помощью газовой горелки. Стекло становится податливым, когда накалено до 13000С. Кварцевое стекло требует ещё большего нагрева – 20000С.
Стеклодув должен знать свойства стекломассы, понимать технологию производства стекла, устройство выдувной трубки, уметь пользоваться ею и другими инструментами. Он должен владеть способами выдувания, уметь дозировать стекломассу.
Профессия стеклодува немыслима без способности к кропотливому труду. Необходимы глазомер, хорошая координация движений, художественный вкус, креативность и так называемое чувство расплавленного стекла. Также нужна физическая выносливость.
В прошлые годы труд стеклодувов применялся на промышленных предприятиях, например, в фармацевтике, где нужно было запаивать ампулы с лекарством.
Теперь многие промышленные процессы полностью автоматизированы, а стеклодувы в первую очередь нужны там, где делается ставка на нестандартность. 2. Этапы изготовления стекла.
2.2. Этапы изготовления стекла.
Техники выдувания стекла могут применяться разные.
Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку, и формует стекло в деревянных или металлических формах.
Свободное выдувание заключается в свободном формовании изделия. Будущее изделие подправляют деревянными брусками, щипцами. То, что получилось, снимают с трубки и помещают на железный стержень ("понтий") и продолжают обработку. При необходимости мастер раскрывает верх или раскатывают нижнюю часть, вытягивает, гнёт, режет вязкое стекло с помощью специальных инструментов. Нет двух совершенно одинаковых предметов, выполненных таким образом. Для них характерны тонкие стенки и прозрачность.
Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.
Так называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным. Как говорят сами стеклодувы, стекло – это живая субстанция. И только мастерство может сделать его послушным.
Стекло является одним из материалов, применяемых с древнейших времен: чистое стекло в виде отлитого амулета цвета насыщенной лазури встречается приблизительно за 7000 лет до нашей эры. Прозрачное стекло появилось значительно позднее и встречалось сравнительно редко. Стекло шло преимущественно для изготовления всевозможных украшений; трудность изготовления и обработки прозрачного стекла привела к тому, что стоимость изделий из такого стекла мало отличалась от стоимости драгоценных камней. Для изготовления пустотелых сосудов и небольших ваз стекло начало применяться позднее.
Изобретение стеклодувной трубки относится к числу великих открытий человечества. Это открытие превратило стекло из предмета роскоши в предмет широкого потребления и позволило создавать множество различных стеклянных изделий. Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдувания стекла. Это произошло в период между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э. Нововведение приписывается сирийским мастерам, жившим в районе Вавилона. Для выдувания стекла применялась тонкая металлическая трубка, мало изменившаяся с тех пор.
В России стеклоделие также имеет свою историю. Его производили уже в Киевской Руси, о чем говорят найденные на территории Киево-Печерской лавры остатки стекольных мастерских, датируемых примерно XI веком. Стеклянные браслеты и перстни являются распространенными находками в древнерусских городах. Тысячи обломков браслетов и перстней, находимых при раскопках, — свидетельство массового их изготовления. Есть основания предполагать, что эти стеклянные изделия появились в X в. Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. При раскопках городов (особенно южных) в слоях, относящихся к XI—XIII вв., были найдены стеклянные бокалы стандартной формы, эти бокалы были изготовлены дутьем. Производство стеклянных изделий следует считать городским ремеслом, которое получило распространение в некоторых городах Руси. Широкое развитие стекольного производства в древней Руси опиралось на имевшиеся местные богатые запасы сырья, необходимого для изготовления стеклянных изделий различных сортов и цвета. Составные материалы в виде тонкого речного песка, поташа (из золы растений), поваренной соли и извести имелись на Руси в неограниченном количестве. Окрашивание стекла производилось при помощи окиси меди (зеленый цвет), окиси меди с добавкой глины (синевато-зеленый цвет), серы и угля (желтый цвет), окиси железа (дымчато-желтый цвет) и окиси марганца (фиолетовый цвет). Указанными цветами почти полностью исчерпывалась цветовая гамма русских стеклянных изделий X—XIII вв.
Данные о применении стекла в XIV в. имеются в летописи о Мамаевом побоище, где сказано, что когда Дмитрий Донской отправился в поход против Мамая, жена его Евдокия плакала «под стекольчатым окном». Об этом же свидетельствует и приказ Ивана IV (XVI в.), который велел купить в Новгороде «стекол окончатых разных цветов, сколько можно, да те б стекла прислали к нам в Москву».
Но такого расцвета, как в Европе, в средних веках русское стекольное дело не знало. Возрождение этого ремесла в России начинается в 1634 г., когда швед Юлий Койет построил стекольный заводик в местечке Духанино. Поначалу и производство, и сырье, и даже рабочие там были иностранные. Однако вскоре в работе стали использовать кварцевые пески из местных месторождений.
Позднее, в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Особенно большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I (начало XVIII в.), создавшего на Воробьевых горах в Москве образцовый завод-школу. Большой художественный интерес представляют стекла в витринах русских церквей XVI и XVII вв., расписанные огнеупорными, несмывающимися прозрачными красками.
Огромная роль в развитии производства стекла в России принадлежит великому русскому ученому М.В.Ломоносову. Продолжительные теоретические и экспериментальные работы М. В. Ломоносова на специально сооруженном опытном Усть-Рудницком заводе, производившем мозаичную смальту, бисер, стеклярус, а также различные изделия из цветного стекла, наряду с горячей пропагандой М.В.Ломоносова о большом значении стекла в развитии экономики и культуры страны, способствовали поднятию отечественного производства стекла на высокий уровень. М.В.Ломоносов поставил перед собой задачу огромного научного значения: «изыскать составы для стекол и дать соответствующую теорию цветов, ибо она в физике еще весьма недостаточна, а также в целях упражнения в помянутых химических трудах и для Академии художеств, чтобы в ней завести между прочими живописными искусствами и мозаичное художество, которым один Рим славился».
2.4 Роль М.В. Ломоносова в развитии производства стекла в России.
С именем М. В. Ломоносова связан и разработанный впервые в России метод горячей прессовки стекла. Среди дошедших до нас «мозаичных проб» Ломоносова удалось обнаружить четырехгранные бруски, изготовленные на станке великого русского ученого. Исследование этих брусков показало, что М. В. Ломоносов впервые в истории стеклоделия применил метод горячей прессовки стекла, приоритет которого до сих пор приписывался западным ученым
Весьма интересную и патриотическую оценку состояния стекольного производства в России в начале XVIII в. дает русский экономист Иван Тихонов-Посошков (ум. в 1726 г.), который писал: «А как у нас на Руси обретаются вещи, яко стеклянная посуда, зеркала, очки, оконные стекла то всем тем надобно управляться нам своим, а у иностранцев отнюдь ни каких тех вещей и на полцены не покупать».
Есть все данные считать, что именно в этот период Россия экспортировала некоторые виды стеклянных изделий за границу. В 1744 г. русское правительство решило организовать производство фарфора, которое держалось в строгом секрете зарубежными специалистами. Эта трудная задача была поручена соученику М. В. Ломоносова по духовной академии Д.И.Виноградову. Многолетние опыты Д.И.Виноградова по испытанию различных глин, а также помощь М.В.Ломоносова принесли долгожданные плоды: Д.И.Виноградов дал своей стране один из лучших в мире фарфоров.
Во второй половине XVIII в. были выстроены крупные заводы Бахметьева (ныне завод «Красный гигант» в Пензенской области) и заводы Мальцевых (ныне Гусь-Хрустальный во Владимирской области). Эти заводы достигли высокого мастерства и прославились выпуском хрустальных изделий исключительной красоты, а также «золотого рубина» — стекла с примесью золота для окраски.
Широкое развитие стекольного производства в России в XVIII в. позволило значительно расширить область применения стекла и стеклянных изделий. Стекло в виде прекрасных по качеству зеркал, пилястр, люстр, торшеров, бра, жирандолей и др. нашло разнообразное и удачное применение во дворцах Петербурга и его окрестностей. Тогда же появилась мебель, изготовляемая вначале с отдельными элементами из стекла, а позднее целиком из стекла (табуретки и стол во дворце г. Пушкина).
К середине XVIII века в одной Москве работало 7 стекольных производств. В 1880 г. в России работало уже 207 фабрик, на которых трудились 14 тысяч чел. К концу XIX века стекольных фабрик было 283. В основном они были сосредоточены во Владимирской, Новгородской и Тверской губернии, а также в Санкт-Петербурге. В основном изготавливалась посуда и, в меньшей степени - листовое стекло.
Как я попробовал выдуть шар в стеклодувной мастерской.
А теперь я расскажу, что увидел в стеклодувной мастерской Технологического института.
На первом фото можно увидеть рабочее место стеклодува: газовую горелку, стеклянные заготовки, инструменты, которыми пользуется мастер для формирования изделия. Ведь стекло становится податливым, когда накаляется до 1300 градусов.
Фото1.
Фото 2. На следующем фото мастер нагревает стекло
После чего стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло.
Фото 3.
Затем мастер выдувает пузырь.
Фото 4.
После этого мастер начинает формировать его, постоянно вращая трубочку.
Фото 5.
Затем мастер нагревает так, что его можно «разорвать». Как говорят стеклодувы: «Стекло – это живая субстанция».
Фото 6.
Если мастер закрывает глаза в момент работы, то может получиться такая непонятная и смешная фигура.
Фото 7.
Важно отметить, что в конце делается обжиг изделия, чтобы оно не разбилось.
На первый взгляд, может показаться, что работа стеклодува легка. Я сам попробовал выдуть шар и убедился, что это не так.
У меня это получилось не с первого раза, первый раз у меня получилась такая же «абракадабра» как и на предыдущем фото № 7, второй раз шар вышел очень хрупким, и сразу разбился, и только с третьего раза у меня получилось выдуть фигуру.
Посмотрите, как это у меня получилось.
Я убедился, что стеклодуву нужна физическая выносливость, глазомер, художественный вкус, способность к кропотливому труду. Это только со стороны все получается легко и просто, но за этой простотой кроется кропотливый труд многих мастеров.
Я считаю, что цель и задачи проекта выполнены, так как после презентации проекта в классе на занятии факультатива «Учимся создавать проекты» и школьной научной конференции «Моё чудо света», многие ребята заинтересовались возможностью создать стеклянное изделие, побывав в стеклодувной мастерской Технологического института нашего города. Это здорово!
Cвою проектную работу хотелось бы закончить следующим стихотворением В.Шаламова о профессии стеклодува:
СТЕКЛОДУВЫ
Неуспокоенная лава
Текла, как будто солнце жгло,
И был песок вконец расплавлен
И превращен жарой в стекло.
Вся масса стынет постепенно,
Она до дна раскалена,
И ярко вспыхивает пена,
И загорается волна.
И чайка прикоснулась клювом
К зеленой выгнутой волне,
И чайка стала стеклодувом,
Подручной оказалась мне.
В который раз мы верим чуду
И рады выдать за свое
И груды облачной посуды,
И неба синее литье.
Слайд 1
Профессия – стеклодув Работу выполнил: Ученик 2Б класса ГБОУ школы 453 Соловьёв ВиталийСлайд 2
Цель работы: Информировать одноклассников о профессии стеклодува.
Слайд 3
Задачи: Найти сведения в литературе , сети Интернет о профессии стеклодува. Познакомиться с историей изготовления стекла в России. Создать презентацию по материалам темы. Представить изготовленный предмет в стеклодувной мастерской.
Слайд 4
Санкт – Петербургский Государственный Технологический институт
Слайд 8
Ломоносов Михаил Васильевич
Слайд 18
Спасибо за внимание !
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Астрономический календарь. Март, 2019
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Сверчок
Что такое музыка?