Данная работа является учебно-исследовательской. Она представлялась на городской, областной и всероссийской конференциях проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs._invalidy.docx | 49.92 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 75 г. Черноголовка
Областной конкурс научно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся «Юный исследователь»
Секция: социология.
Тема: «Ребенок-инвалид – полноценный член общества»
Автор работы: Вакина Галина Германовна, 12 лет
Научный руководитель: Вакина Светлана Андреевна
Черноголовка
2015
Оглавление
Введение. 2
Основная часть. 5
Заключение. 9
Список литературы и использованных источников. 10
Приложение. 11
Введение
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем.
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.
(С. Ольгин «Сильные»)
С инвалидностью сегодня живут сотни миллионов людей во всем мире. В настоящее время количество людей с инвалидностью составляет около 10% населения Земли (примерно 650 миллионов человек). В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Основная задача, провозглашенная Конвенцией ООН, — это обеспечение инвалидам равных прав со всеми гражданами, в том числе и на образование.
Я считаю, что инвалиды такие же люди, как и мы, а проблемы со здоровьем не должны быть помехой в реализации их прав. Но, к сожалению, в жизни дела обстоят не так хорошо.
Тема моей работы - «Ребенок-инвалид - полноценный член общества». На сегодняшний день в России более 64 000 детей - инвалиды. Одни учатся в интернате, другие – в обычной школе. В ноябре 2014 года по Первому каналу центрального телевидения показали сюжет о юноше-инвалиде, который учится в Москве на вечернем отделении института иностранных языков. Зовут его Глеб Кузнецов, ему 17 лет. Он не может сам передвигаться, почти не видит, но очень хочет получить образование. Один из преподавателей отказался спускаться к нему для занятий на первый этаж. Студенты и мама в течение двух месяцев по субботам вынуждены были поднимать инвалида на коляске на второй этаж и спускать обратно. Разве это не ужасно? Юноше было стыдно просить помощь. Но он оказался в безвыходном положении, столкнулся еще с одним испытанием в своей жизни. Сколько их у инвалидов, этих испытаний, конечно, никто не считал. Но все понимают, что много. Поэтому с детства они учатся их стойко преодолевать. Эпиграф к моей работе как раз о таких, как он, детях-инвалидах.
Цель исследовательской работы: выяснить отношение моих сверстников в школе № 75 г. Черноголовка к детям инвалидам; доказать, что все дети имеют одинаковые права и являются полноценными членами общества.
Задачи:
Предмет исследования – отношение учащихся 5-6 классов к детям-инвалидам.
Объект исследования – дети-инвалиды.
Актуальность. Подростковый период делится на два этапа, а учащиеся 5-6 классов относятся к группе младший подросток, именно на этом этапе начинаются не только серьезные физиологические изменения, но и происходит пересмотр отношения к окружающим, к миру, идет поиск своего места в нем.
А так как мы, здоровые дети, почти ничего не знаем о проблемах наших сверстников-инвалидов, даже если они учатся вместе с нами, об их правах, то это может приводить к жестокости по отношению к ним, насмешкам, страху, отказу от общения с ними, отношению к ним, как к неполноценным.
Перспективы исследовательской работы: привлечь внимание учащихся к проблемам детей-инвалидов, выступая на классных часах; обратить внимание классных руководителей 5-6 классов на отношение их учащихся к детям с ограниченными возможностями, чтобы в работе с классом успешнее формировать нравственные ценности и моральные качества именно в этом возрасте.
Методы исследования: исследование печатных источников, изучение документов, проведение опроса.
Обзор и анализ литературных источников по теме исследования.
По теме исследования литературы мало. В основном это документы и статистические данные, которые можно получить на сайте Федеральной службы статистики.
Основная часть
Кого же в нашем обществе считают инвалидом? Если верить толковому словарю, то это — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных или психических отклонений. Мне стало очень интересно, в каких документах закреплены их права. Я стала выяснять. Оказывается, принято огромное количество международных документов, в которых провозглашаются и защищаются права инвалидов. Например: Декларация о правах инвалидов (1975 г., ООН), Конвенция о правах инвалидов (2006 г., ООН), Конвенция о правах ребенка (1989 г., ООН), План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006—2015 гг. и т.д. В Российской Федерации права инвалидов закреплены в Конституции, Федеральном законе об образовании, Семейном кодексе Российской Федерации и многих других документах. Значит, государство заботится об инвалидах. Мне бы очень хотелось, чтобы все законы соблюдались и выполнялись. 5 мая Международный день борьбы за права инвалидов, а 3 декабря Международный день инвалидов. Значит, об этих праздниках должны знать и в нашей стране. Ведь мы отмечаем, к примеру, Международный женский день, Новый год. Я спросила у своих одноклассников, слышали ли они об этих праздниках. Все 25 человек в моем 6 классе ответили «Нет». Так же ответили и пятиклассники. Ведь ни в школе, ни дома нам ничего об этом не говорят. Но о праздниках, я уверена, знают дети с ограниченными возможностями. Хочется, чтобы хотя бы в эти дни о них вспомнили государственные социальные службы, а все мы становились отзывчивее и добрее. Ведь неважно инвалид ты или нет. Мы дети! На любой праздник ждем подарков, хотим услышать хорошие слова. Надо быть добрыми и внимательными друг к другу и к окружающим, ведь какими будут люди, таким будет и наше общество. Пренебрежение, предрассудки, непонимание и страх – факторы, которые являются препятствием для развития способностей детей-инвалидов и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе или в лучшем случае, в кругу людей таких же, как они сами.
Из беседы с социальным педагогом я узнала, в Черноголовке 52 ребенка-инвалида. В нашей школе обучается 6 детей-инвалидов. Из них 2 человека в 5 классах и 1 в 6 классе. Пообщаться с ними не удалось. Все они отказываются говорить о себе. Предпочитают скрывать свои проблемы, боясь насмешек.
Количество детей-инвалидов, обучающиеся в школе № 75 г. Черноголовка
Всего | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 8 класс |
6 учащихся | 1 учащийся | 2 учащихся | 1 учащийся | 2 учащихся |
В моем 6 классе нет учащихся с ограниченными возможностями, а в 5 классе, в котором я проводила опрос (Приложение 1), есть такой ученик. Поэтому, когда мы задавали вопрос, есть ли среди твоих друзей инвалиды, «да» ответило в этом классе больше ребят, чем в 6.
КЛАССЫ | ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ |
5 | 7 | 13 | 5 |
6 | 2 | 20 | 3 |
Но все же у большинства, друзей среди инвалидов нет. А некоторые, даже не знают, с кем они дружат. Возможно, чем старше мы становимся, тем серьезнее мы относимся к выбору друзей. Так же я выяснила, что мои сверстники, если понадобится, готовы помочь ребятам с ограниченными возможностями.
Если понадобится, ты готов помочь ребенку-инвалиду?
КЛАССЫ | ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ |
5 | 16 | 0 | 9 |
6 | 22 | 0 | 3 |
Причем, чем старше мы становимся, тем желающих становится больше. Значит, такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, милосердие, отзывчивость, ответственность за свои поступки в большей степени проявляются с возрастом. На вопрос «Дети-инвалиды полноценные члены общества?» большинство моих сверстников ответили положительно.
КЛАССЫ | ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ |
5 | 20 | 0 | 5 |
6 | 18 | 0 | 7 |
Но треть шестиклассников не смогла определиться. А ведь знаний об обществе и жизненного опыта должно быть больше. Зато они определились с чувствами по отношению к детям-инвалидам.
У пятиклассников и у шестиклассников преобладает сочувствие. На втором месте жалость. Некоторые пятиклассники испытывают и страх. Но этого чувства нет у шестиклассников. Мои сверстники, конечно, понимают, что у инвалидов могут быть разные заболевания. Одни - мешают передвижению, другие – общению, третьи – учебе…. Но, на мой взгляд, самое страшное – это непонимание. Детям-инвалидам в нашем обществе действительно тяжело. Им постоянно надо работать над собой, чтобы доказать окружающим их людям, что они могут быть таким как все, а может быть сильнее многих. Они не просят у нас помощи. Ее им оказываю социальные службы, государство, неравнодушные люди.
В соответствии с федеральным законом « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по всей стране открываются реабилитационные центры, создаются общества. Из средств массовой информации я узнала, что в городе Черноголовка тоже существует такое общество, называется оно «Милосердие-Радость». В нем 31 человек, возраст – от 14 до 40 лет. Я считаю, что если бы в нашем городе открылся реабилитационный центр, было бы еще лучше.
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что наше государство и мировое сообщество делает все возможное, чтобы инвалиды разного возраста не чувствовали себя изгоями. Нас не делят на инвалидов и не инвалидов. Значит, все мы полноценные члены общества. По закону все граждане Российской Федерации имеют одинаковые права. Проведя опрос и проанализировав его результаты, мы убедились, что с этим согласны и мои сверстники. Они понимают, что у детей-инвалидов много проблем, что они нуждаются в помощи, поддержке, понимании, общении. Так же мы выяснили, что в младшей подростковой группе в школе № 75 отсутствует агрессия, отрицательное отношение к детям с ограниченными возможностями, но сами ребята-инвалиды стараются скрыть информацию о своих проблемах, т.к. пока не доверяют нам и боятся быть отверженными.
Мне очень хочется, чтобы все люди были здоровы. Но у меня нет волшебного цветика-семицветика, как у Жени в рассказе В. Катаева. Ей захотелось помочь Вите, мальчику с ограниченными возможностями, почувствовать себя здоровым, таким, как все. Это было самое обдуманное и правильное желание. У учителей в нашей школе есть не только такое желание, но и реальные, не сказочные возможности его реализовывать. Приведу один пример. Накануне 2015 г. в нашей школе ставили Новогоднюю сказку. Все, кто хотел из 5 – 11 классов, могли принять в ней участие. Среди актеров и ребенок, как мы называем, с ограниченными возможностями. Фрагмент сказки мы вам представляем.
В своем исследовании мы доказали, что дети-инвалиды – полноценные члены общества.
Список литературы и использованных источников
- Конституция Российской Федерации. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010
- РФ. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов-на-Дону: Легион, 2013
- Черноголовская газета № 50 от 11.12.2014
http://ygenepatriot.livejournal.com/99897.html
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcar: http://www.pravmir.ru/deti-invalidy-socialnye-problemy-i-neozhidannye-otkrytiya/#ixzz3QiXNHLHbe/#(Федеральная служба государственной статистики)
Приложение 1
Анкета
Как напиться обезьяне?
Ворона
Кто грамотней?
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Мороз Иванович