Каждый из нас без труда сможет привести примеры различных геометрических тел, встречающихся в окружающем нас мире: жилой дом, камень, дерево, капля воды и многое другое. А с многими геометрическими понятиями мы уже знакомы: круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем и так далее. И если взглянуть на окружающие нас предметы как на геометрические тела, то можно сказать, например, что дом и кирпич имеют одинаковую форму – форму параллелепипеда и отличаются лишь размерами. При изучении геометрических тел не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся. Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию нас будет интересовать только форма и размеры предметов, их взаимное расположение.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_geom._tela.docx | 934.11 КБ |
Содержание:
1. Тема проекта..................................................................................................2
2. Аннотация проекта .......................................................................................2
3. Проектное предложение ..............................................................................2
-Гипотеза
-Цель
-Задачи
-Методы исследования
-Теоретическая значимость
-Практическая значимость
-Актуальность проекта
-Этапы проекта
4. Основная часть...............................................................................................3
4.1 Геометрия у древних людей........................................................................3
4.2 Примеры геометрических тел.....................................................................4
4.3 Геометрические тела в пространстве, на плоскости, в быту и в
достопримечательностях г. Сургута ................................................................4
4.4 Бумажное моделирование...........................................................................7
5. Заключение.....................................................................................................8
6. Использованные источники..........................................................................8
7. Приложения....................................................................................................9
1. Тема проекта
Геометрические тела в окружающем мире.
2. Аннотация проекта
Было бы неверно утверждать, что до работы над проектом я совсем не занимался геометрией и ничего о ней не знаю. Каждый из нас без труда сможет привести примеры различных геометрических тел, встречающихся в окружающем нас мире: жилой дом, камень, дерево, капля воды и многое другое. А с многими геометрическими понятиями мы уже знакомы: круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем и так далее. И если взглянуть на окружающие нас предметы как на геометрические тела, то можно сказать, например, что дом и кирпич имеют одинаковую форму – форму параллелепипеда и отличаются лишь размерами. При изучении геометрических тел не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся. Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию нас будет интересовать только форма и размеры предметов, их взаимное расположение.
3. Проектное предложение
Гипотеза: Многие окружающие нас предметы, включая городские достопримечательности (или их элементы), имеют форму геометрических тел.
Цель: исследовать какие геометрические тела встречаются вокруг нас.
Задачи:
- познакомиться с основными геометрическими телами
- находить геометрические тела в окружающем нас мире
- научиться изготавливать их из бумаги
Методы исследования:
- изучение литературы по данному вопросу
- наблюдение в повседневной жизни
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что мною были систематизированы теоретические знания по теме проекта из различных информационных источников.
Практическая значимость данного проекта определена тем, что я научился делать развертки и модели различных геометрических тел, которые сегодня представляю вашему вниманию.
Актуальность данного проекта видится мне в том, что любой современный человек в своей жизни не может обойтись без знания математики, а в частности без умений увидеть в окружающем нас мире геометрические тела и объекты.
Этапы проекта:
№ этапа | Этап |
1 | Разработка проектного задания |
1.1 | Выбор темы проекта |
1.2 | Выделение подтем проекта |
1.3 | Определение плана работы над подтемой, подготовка материалов к исследовательской работе. |
1.4 | Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
2 | Разработка проекта |
2.1 | Выполнение теоретической части проекта |
2.2 | Выполнение практической части проекта |
3 | Оформление результатов |
4 | Презентация |
5 | Рефлексия |
Сроки реализации проекта: 2012-2013 учебный год |
4. Основная часть
4.1. Геометрия у древних людей
Научная формулировка гласит, что геометрия - это раздел математики, который изучает пространственные фигуры и формы.
Ещё в эпоху неолита люди составляли на стенах пещер орнаменты из треугольников, ромбов, прямоугольников, кругов. Древние художники тонко чувствовали красоту геометрических форм; наскальные рисунки, выполненные с большой любовью к природе, радовали глаз. Человек отмечал равенство, симметрию, подобие фигур. Со временем он научился использовать свойства фигур в практической жизни. Геометрия - древнейшая наука, а первые геометры производили расчеты свыше тысячи лет назад.
Земледельцы, жившие на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, искусно делили свои земельные участки. Для проведения замеров были выработаны первые правила новой науки - "геометрии", что в переводе с греческого и означает - "землемерие".
Геометрические фигуры интересовали наших предков не только потому, что помогали решать практические задачи, такие как строительство жилища, которое имело формы различных геометрических тел. Некоторые из фигур имели для людей магическое значение. Так, треугольник считался символом жизни, смерти и возрождения; квадрат - символом стабильности. Круг - знаком совершенства.
4. 2. Примеры геометрических тел
шар куб
пирамида цилиндр конус
4.3. Геометрические тела в пространстве, на плоскости, в быту и в достопримечательностях г. Сургута
Шар:
Богиня утренней зари, восседающая на шаре, дала название кинотеатру в Сургуте. В центре сквера перед фасадом кинотеатра "Аврора" живёт бронзовая богиня Аврора, обдуваемая северными ветрами.
Куб:
Сургутский Биг-Бен - почти точная копия знаменитой английской башни с часами, где каждая секция башни имеет форму куба. Сейчас там находится школа иностранных языков. Новое здание школы, созданное по образу английского Биг-Бена, появилось в Сургуте в 2004 году. Внутри сибирского Биг-Бена царит дух старой Англии. Ни в одной стране мира такой копии больше нет. Сами часы почти в три раза меньше английских, в остальном они теперь практически не отличаются. Циферблат с золочеными стрелками, сделанный по заказу у английских мастеров, показывает точное время в Сургуте. Окна Биг-Бена застеклены витражами в готическом стиле, сделанными в Екатеринбурге.
Пирамида:
ОАО Тюменьэнерго — одна из крупнейших энергопоставляющих компаний России.
Офисное здание ОАО «Тюменьэнерго» располагается на пересечении улицы Университетской и проспекта Ленина и является одним из важных объектов, создающих облик города.
Здание ОАО «Тюменьэнерго» отличается оригинальным архитектурным дизайном. Комплекс представляет собой прямоугольник, а крыша – есть пирамида. Офисное здание компании является зрительной доминантой городской панорамы. В дневное время здание выглядит внушительно. Монументальность и строгий стиль сооружения в ночное время можно не только сохранить, но и усилить, используя современные средства и методы архитектурного освещения.
Цилиндр:
Храм Преображения Господня - главный храм города Сургута и один из красивейших храмов Ханты-Мансийского округа. Для строительства храма было отведено живописное место возле реки. Рядом со святой обителью посадили кедры, специально привезенные с Алтая. Очевидно, что основание каждого купола храма имеет цилиндрическую форму.
Конус:
Соборная мечеть в городе Сургуте - первая мечеть в Сургутском районе. К росписи молебенного зала привлекались специалисты творческих мастерских из Уфы и Набережных Челнов. Конусообразный шпиль мечети несомненно является ее украшением. Для завершения строительства проводилась акция по сбору пожертвований на строительство соборной мечети.
4.4 Бумажное моделирование
Мое первое знакомство с бумажным моделированием началось с простых геометрических фигур, таких как кубик и пирамида. Но у меня не получилось склеить кубик с первого раза, и потребовалось несколько дней, чтобы сделать поистине ровный и безупречный куб. Более сложные фигуры цилиндр и конус требуют в несколько раз больше усилий нежели простой кубик. Я научился клеть эти «азы» моделирования по готовым развёрткам. Для начала я вырезал развёртки с листа, по линиям сгиба обязательно проводил иголкой циркуля под железную линейку, чтобы бумага хорошо сгибалась. Затем начинал клеить геометрические модели.
[приложение 1]
5. Заключение
В своей работе исследовал, какие геометрические тела окружают нас, и убедился, сколько самых разнообразных геометрических линий и поверхностей использует человек в своей деятельности. Часто использует не из простой любви к интересным геометрическим телам, а потому, что свойства их геометрических линий и поверхностей позволяют с наибольшей простотой решать разнообразные технические задачи.
Следует отметить до начала работы над темой, не замечал или мало задумывался о геометрии окружающего нас мира, теперь же не только смотрю, но и восхищаюсь творениями человека или природы. Из всего сказанного делаю вывод, что геометрия в нашей жизни на каждом шагу и играет очень большую роль. Сегодня она имеет огромное количество практических применений.
6. Использованные источники:
1.Детская энциклопедия. т.2 - М.: "Педагогика", 1972г.
2.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. - М.: "Просвещение", 1989г.
3.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: учебное пособие для учащихся 5-6 классов. - М.: "Мирос", 1995.
приложение 1
Фигура#2. Конус
Фигура#4. Цилиндр
Фигура#3. Пирамида
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Пейзаж
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Ель
Рисуем "Осенний дождь"