Виды работ с текстом.
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 62 КБ |
«ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ»
Публикация Плюсниной Е.Н.
Учителя МОУ «Всеволожский ЦО».
2015-2016г.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Главной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя.
Но сегодня не секрет, что уже учащиеся, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его.
Основным моим приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту в каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Моя цель ,как учителя - работа над содержанием, разбором и усвоением прочитанного с использованием разнообразных форм, методов и видов работы. Стараюсь чаще использовать творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Вот виды работы над текстом, которые можно использовать на уроках литературного чтения.
1. Чтение произведения и определение его жанра.
2. Чтение и пометка непонятных слов.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10. Чтение, деление текста на части.
11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.
14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
16. Чтение по ролям.
17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.
20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
22. Нахождение и чтение сравнений и описаний.
23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «весна».
26. Чтение текста голосом героя.
27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
28. Чтение стихотворения и замена его прозой.
29. Чтение и подбор из текста слов – признаков.
30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.
32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста.
37. Чтение и выполнение тестовой работы.
38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника – Весны.
39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
41. Чтение и пересказ от лица героя произведения.
42. Чтение, представление и описание героя произведения.
43. Чтение сказки и изменение хода событий.
44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
45. Чтение, придумывание продолжения рассказа
46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
49. Чтение, расшифровка обряда.
50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание смысла произведения.
Осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста. А сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.
Показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:
1. Что я чувствую, когда читаю?
2. Почему именно так я чувствую, переживаю?
3. Что дает мне возможность именно так оценить произведение?
Проверку осознанности чтения обычно провожу входе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант не просто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.
Широко использую выборочное чтение и «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем значение трудных непонятных слов.
Помогают и родители. Многие остаются, благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.
Заключение.
На непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.
Список использованной литературы.
1. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
3. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
Лепесток и цветок
Выбери путь
Есть в осени первоначальной...
Рисуем осенние листья
Рисуем подснежники гуашью