Прект, посвящённый 70 - летию Великой Отечественной войне
Вложение | Размер |
---|---|
moi_pradedy_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 446.47 КБ |
«Мои прадеды в годы Великой Отечественной войны»
Автор: Семёнов Николай,
учащийся 3а класса
Руководитель:
Тюлюмбаева Батима Жаниспаевна,
учитель начальных классов
Содержание:
1.Введение.--------------------------------------------------------------------с.2
2.Основная часть.-------------------------------------------------------- с.3
2.1. Участник Великой Отечественной войны -
прадедушка Гусев Н.Т. ------------------------------- с 4 -7
2.2. Информация о прадедушках с сайта «Мемориал» -
Семёнове Ф.П. и Смирнове В.П. --------------------с.7 -.9
3. Заключение. --------------------------------------------------------------с.9
3.1. Основные выводы. -------------------------------------с.9 -10
4. Литература. --------------------------------------------------------------с.11
5. Приложение. ---------------------------------------------------------с.12 -19
1.ВВЕДЕНИЕ.
1.1.Актуальность выбранной темы.
Тема моей работы – «Мои прадеды в годы Великой Отечественной войны». Я считаю, что данная тема является актуальной по нескольким причинам.
Во-первых, к сожалению, всё меньше остаётся в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.
Во-вторых, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о прадедушках не только в виде нескольких фотографий и наград, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний.
1.2.Проблема.
У меня очень мало информации о близких, в частности о судьбе прадедов Гусева Николая Тимофеевича, Семенова Федора Павловича, Смирнова Василия Петровича.
1.3.Предмет исследования.
Воспоминания родных, фотографии, архивные документы, электронные документы.
1.4.Цель исследования.
Выяснить, как жило старшее поколение моей семьи во время Великой Отечественной войны, какой вклад оно внесло в приближение Победы. 1.5.Задачи.
1.6.Гипотеза.
Моя исследовательская работа о прадедушках заинтересует моих одноклассников и побудит их к изучению истории своей семьи в Великой Отечественной войне, и тогда память и правда о войне будут сохранены.
1.7.Методы исследования.
Изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушек с историей страны, опрос учащихся, анализ и обобщение собранной информации.
1.8.Научно-практическая значимость работы.
Данная работа пополнит семейный архив и может пополнить информацию о ветеранах в музее при Доме Детства и Юношества, Книгу Памяти Звериноголовского района.
1.9.Сроки реализации проекта: апрель-май – один месяц.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
При сборе информации мне стало интересно узнать, а какое же мнение у одноклассников о Великой Отечественной войне и знают ли они о том, что их родственники были участниками этой войны, мною был проведён опрос класса в форме анкетирования на тему Великой Отечественной войны.
Анкетирование было проведено среди учащихся 3 "А" класса. Ребятам была предложена анкета, состоящая из 5 вопросов.
(Приложение №1).
По результатам опроса можно сказать следующее:
- дату и начало Великой Отечественной войны знают 17 человек из 24 опрошенных;
-3 одноклассника из 24 знают, кто в их родословной были участниками Великой Отечественной войны;
- большинству одноклассников было бы интересно узнать, кто и где сражался за Родину;
- все из опрошенных считают важной победу в этой войне для своей семьи;
- все одноклассники полагают, что настоящим и будущим поколениям нужно помнить об этом событии.
(Приложение №2).
Значит, моё исследование будет способствовать сохранению исторической памяти для будущих поколений.
2.1.Участник Великой Отечественной войны - прадедушка Гусев Н.Т.
Я не видел своего прадеда,
Но перед праздником Победы
Я попросил о нём мне рассказать,
Свою историю ведь каждый должен знать.
Изучение своей родословной – это работа очень длительная.
Кто мы, кто наши предки эти, вопросы рано или поздно встают перед нами.
Ответить на эти вопросы мне помогли родители, семейный архив и старый альбом.
Я хочу рассказать о прадедушке, Гусеве Николае Тимофеевиче, участнике Великой Отечественной войны. Это папа моей бабушки – Усенко Людмилы Николаевны.
Бабушка бережно хранит старые фотографии и документы своего отца. С пожелтевших фотографий смотрит молодой офицер с наградами на кителе.
Мой прадед, Гусев Николай Тимофеевич, родился 1 января 1918 года в селе Плотниково Притобольного района Курганской области. Семья Гусевых переехала в село Звериноголовское, здесь прошли детство и юность Николая. Учился он в школе крестьянской молодежи, любимыми предметами были русский язык и литература. Николай закончил 9 классов.
В 1938 году Николай Гусев был призван в армию.
Бабушка показала мне маленькую зелёную книжечку – военный билет моего прадеда, из которого, я узнал много интересного.
(Приложение №3)
В его военном билете есть отметка: «Военную присягу принял 5 ноября 1938 года». Николай Тимофеевич служил в пехоте. В 1940 году был направлен на курсы младших лейтенантов по должности командира стрелкового взвода.
Война застала прадеда в Средней Азии, откуда его направили под Москву, в город Подольск. Здесь, пройдя краткие курсы в пехотном училище, он получил звание лейтенанта и был отправлен на фронт.
Из записи в военном билете и наградном листе я узнал, что он сражался с фашистами на Южном фронте в районе Донбасса с ноября 1941года по июль 1943 года. С октября 1940 года по март 1942 года он был командиром взвода, затем командиром стрелковой роты.
В апреле 1943 года Гусеву Николаю Тимофеевичу было присвоено звание старшего лейтенанта. (Приложение № 4)
Прадед участвовал в героической обороне Сталинграда, командовал ротой солдат. Все помнят Сталинградскую битву, прадед говорил, что там горело небо и земля. Вот что записано в архивных документах о подвиге старшего
лейтенанта Гусева:
«В июле месяце 1943 года, будучи командиром строевой роты 302 стрелковой дивизии Армии со своей ротой 6 дней отбивал яростные атаки немцев и удерживал деревню Шилово, затем был получен приказ о наступлении наших частей. Моя рота наступала направляющей ротой батальона и имела задачу захватить хутор. В ходе боев рота захватила хутор и прорвалась в глубину обороны противника, выбила его из деревни Николаевка, разгромила при этом Штаб противника и удержала деревню до подхода наших частей».
Почти вся его рота, а в ней в основном были совсем юные бойцы, была разбита. Дед был тяжело ранен и остался жив лишь благодаря простым русским женщинам, которые вынесли его еле живого с поля боя.
(Приложение № 5)
После этого Николай Тимофеевич долго пролежал в госпитале, а фронт продвинулся вперед. В октябре 1943 года он был направлен в г. Шуя Ивановской области на курсы по должности командира стрелкового батальона. Был назначен преподавателем тактики Подольского пехотного училища. Вот строки из характеристики старшего лейтенанта Гусева: «Работая в занимаемой должности с июля 1944 года, показал себя дисциплинированным, энергичным и исполнительным офицером. Требователен к себе и подчиненным. Культурен и вежлив в поведении и повседневной работе. Много работает над повышением своих знаний. Имеет хорошие организаторские способности. Пользуется авторитетом среди курсантского и офицерского состава училища».
После войны с марта по июль 1947 года дед служил офицером разведки, а потом до 1957 года работал в военкомате. В военном билете прадеда записано, что он проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР с 23 сентября 1938 года по 8 января 1957 года.
Николай Тимофеевич был награждён:
двумя орденами «Красной Звезды», медалью «За боевые заслуги»,
«За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другие памятные медали. (Приложение №6)
Выйдя в запас в звании капитана, Николай Тимофеевич Гусев переехал с семьей на свою родину в село Звериноголовское.
На фото. Гусев Н.Т. с женой Ефросиньей Андреевной, сыном Володей и дочерью Люсей. 1953год. п. Думиничи Калужская область.
Началась мирная жизнь. Прадедушка был хорошим плотником. В нашем селе много деревянных ворот, сараев, которые он построил. Свой дом в центре села на улице Карла Маркса он тоже построил своими руками. Все в нашем селе уважали моего прадедушку и звали его Тимофеевичем. Он был трудолюбив, добр, умен и начитан.
В шестидесятых годах Николай Тимофеевич работал наблюдателем на Звериноголовской метеостанции, затем учителем труда в Звериноголовской восьмилетней школе. Много лет он работал внештатным корреспондентом газеты «Притоболье». В семейном архиве хранятся общие тетради, исписанные ровным почерком. Прадедушка оставил свои воспоминания о своих боевых товарищах, земляках, о природе родного Зауралья.
(Приложение №7)
Умер Николай Тимофеевич Гусев 17 сентября 1981 года от сердечного приступа. Видно, дал о себе знать маленький осколок снаряда, который еще с войны носил под сердцем солдат.
2.2. Информация о прадедушках с сайта «Мемориал» - Семёнове Ф.П.
и Смирнове В.П.
Во всемирной сети Интернет создан сайт http://www.obd-memorial.ru. (ОБД Мемориал). Это объединенная база данных по погибшим и пропавшим без вести в период ВОВ Министерства обороны РФ. Создана она по поручению правительства РФ.
Первые же наши поиски дали положительные результаты. Мы выяснили судьбу ещё двух прадедов Семенова Федора Павловича и Смирнова Василия Петровича – это дедушки моего папы Семёнова Валерия Николаевича.
Имя моих прадедушек содержится сразу в нескольких документах:
1) в сводной информации о человеке;
2) в донесениях о безвозвратных потерях.
Благодаря им я узнал следующее:
(Приложение № 8)
Семенов Федор Павлович родился в 1901 году в селе Нерлей Березниковского района Мордовской АССР. В тридцатых годах его семья переехала в село Звериноголовское Курганской области. В семье Федора Павловича и его жены Лукерьи Федоровны было четверо сыновей. Мирную жизнь прервала война. 2 сентября 1941года Федора Павловича призвали в ряды Советской Армии Звериноголовским военкоматом, направили в с. Чебаркуль, а оттуда на фронт. В его анкете записано: «военное звание - красноармеец, занимаемая должность - рядовой, воинский адрес по последнему письму - 29 армия 1239 с.а. формировалась в с. Чебаркуль». Письменная связь с прадедом прекратилась в декабре 1941 года. Из письма товарища узнали, что с 4 по 7 декабря 1941г. они были в боях, а позже Федора Павловича Семенова не видели. Мой прадед пропал без вести, считается выбывшим из рядов Советской Армии в январе 1942г.
Смирнов Василий Петрович дед моего отца по материнской линии. Родился он в с. Звериноголовское в 1911 году. Вместе с женой Ольгой Никифоровной растили двух сыновей и трех дочерей, Василий Петрович работал в Райпотребсоюзе. Его призвали в Советскую Армию 8 июня 1941года. Младший лейтенант Смирнов Василий Петрович командовал взводом 183 стрелкового полка. 12 апреля 1944 г., защищая Украину, в бою получил осколочное ранение. 17 апреля 1944г. умер в 280 отдельном медико-санитарном батальоне, похоронен на Украине в г. Одесса на Старом слободском кладбище воинских частей.
Фотографий моих прадедов, погибших на войне, к сожалению, не сохранилось, но память о них в наших сердцах.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
3.1.Основные выводы.
Наша страна отмечает 70 лет со Дня Победы. Но хотя мы всё дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Прошло много лет... Никого из моих прадедов уже нет в живых, многое из их жизни мы уже никогда не узнаем.
В ходе исследования я собрал разный материал о каждом из прадедов:
- фотографии;
- даты и место призыва, место службы, воинские звания, рода войск;
- названия фронтов, на которых они воевали, географические названия мест;
- где погибли или откуда вернулись с фронта;
- награды, медали;
- небольшой биографический материал.
Но для себя я узнал и понял самое главное: это были замечательные люди, которые до войны учились, трудились в своей родной деревне. С начала войны сразу ушли на фронт: кто-то прошёл через всю страну, через всю войну, а кто-то погиб, пропал без вести. Но все мои прадеды защищали свою землю, своих родных от врага. А те, кто вернулся с войны, продолжали в тяжёлое послевоенное время работать, помогая семьям, односельчанам.
Я узнал, что прадеды были людьми уважаемыми, трудолюбивыми.
Пусть моя исследовательская работа будет Словом Памяти моим близким и родным.
Я убедился, что выдвинутая мною гипотеза, оказалась верной. Мои одноклассники, так же, как и я, очень заинтересовались историями своих семей в военные годы, проявили при этом большое уважение к старшему поколению. По результатам повторного опроса у более половины класса
(84 %) родственники были участниками Великой Отечественной войны. Одноклассники узнали у родственников фамилии, имена и отчества своих прабабушек и прадедушек, которые погибли во время войны или вернулись с Победой домой.
(Приложение № 9)
Мы с одноклассниками убедились, что путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв, на каждой семье это отразилось. И ещё мы поняли важную вещь: последствия войны не прошли бесследно, они живут в семьях и их преданиях, архивах, в памяти старшего поколения, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего народа.
Вывод:
Занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я увидел, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной мою семью. Прадедушки, участники Великой Отечественной войны, отдали за свободу Родины собственную жизнь.
К сожалению, я не смог восстановить более подробные боевые события моих прадедов.
Но я хочу продолжить поиски свидетельств об участии прадедов в Великой Отечественной войне, узнать, где захоронен мой прадед Семенов Федор Павлович, побывать на могиле прадеда Смирнова Василия Петровича.
Самодельный телефон
Знакомимся с плотностью жидкостей
Можно от Солнца уйти...
Музыка космоса
Сверчок