Для чего же нужна перепись? Она необходима для изучения численного состава населения, его размещения, для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации.
Вложение | Размер |
---|---|
demograficheskiy_portret.doc | 540.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Среднее общеобразовательная школа №8
с углублённым изучение математике»
Тема исследования:
«Демографический портрет
школы №8»
Область исследования – география.
Выполнила работу: Павлова Анастасия
ученица 8«А» класса МАОУСОШ №8
Руководитель: Демешева
Лариса Евгеньевна,
учитель географии МАОУСОШ №8
Старая Русса
2016год.
Содержание
Перепись населения – Это организация сбора, обработки и опубликации демографических, экономических и социальных данных обо всём населении, проживающем в определённый момент времени в стране. Указом Петра 1 было положено начало государственной форме учёта населения – ревизиям. Первая всеобщая перепись населения была в 1897 году. Инициатором её стал выдающийся русский учёный П.П. Семёнов-Тянб-Шанский. Последняя перепись состоялась в 2010 году.
Следующая перепись населения планируется на 2020 год.
Для чего же нужна перепись? Она необходима для изучения численного состава населения, его размещения, для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации.
Цель моего исследования:
составить демографический портрет МАОУСОШ №8
Задачи:
- познакомиться с историей переписи населения;
- изучить национальный, половой состав школьников;
-узнать чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время: любят ли ходить в школу:
- привлечь внимание учащихся к изучению своей родословной; к выбору профессии.
Актуальность темы:
привлечь внимание школьников к демографическим проблемам в России на примере школьной переписи.
Проблема:
В настоящие время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они.
Гипотеза:
составив демографический портрет школы, учащиеся нашей школы будут привлечены к изучению своей родословной, познакомятся с выбором профессий родителей, узнаю, что их больше интересует.
Объект исследования:
учащиеся МАОУСОШ№8
Методы:
- сравнительный анализ литературы;
- метод анкетирования:
-статистический
3.История переписей населения в России
Без учета населения не может обойтись ни одно государство. Считать людей начали давно. В Китае такие учеты проводились более четырёх тысяч лет назад. В Древнем Риме учеты населения обязаны были скреплять свои ответы клятвой.1
На Руси учет людей начался ещё во времена татарского нашествия. Учёты в то время были похозяйственными; учитывались дома для обложения данью. Позднее, в XYII веке единицей налогового обложения становится двор, а учёты населения стали называться «подворными переписями»
Относительно систематизированный учёт населения начали вести со времен Петра I, когда были введены подушные переписи, называемые «ревизиям». Для определения численности населения, облагаемого подателями, прежде всего крестьян и мещан. Хотя наряду с учетом податного населения вёлся учёт населения, не подлежащего обложению.
Ревизские сказки (списки) с большой условностью можно сравнить с переписями населения, так как они велись лишь с целью определения его численности, причём не обеспечивалась сопоставимость даже этих данных от ревизии, поскольку количество категорий необлагаемого населения в них менялось. Основной недостаток ревизий и главное их отличие от необлагаемого населения состояли в том, что сроки проведения ревизий были не одинаковы и слишком растянуты во времени. Всего в России прошло десять ревизий, последняя – с 1857 по 1860 год. Длились они по несколько лет и были очень неточными, учитывали не фактическое число жителей, а только приписанных» из податных сословий, то есть числящихся в списках для уплаты подати (налога).
_______________________________________________________
Через 35 лет после десятой ревизии царское правительство утвердило Положение о проведение первой всеобщей переписи населения. Она основывалась на тех же принципах, что и современная перепись, и прежде всего на принципе одновременности. Положение о переписи было утверждено в 1895 году, а проводилась она по состоянию на 9-ой февраля (28 января) 1897 года. В ней учитывались три категории населения: наличное, постоянное и приписное. Проведением переписи руководил министр внутренних дел, который был председателем главной переписной комиссии. В губерниях переписью формально руководили губернаторы, а непосредственно переписные комиссии. Счётчики формировались из грамотных запасных солдат, учителей и священников.
Материалы переписи обрабатывались крайне скудно. Тем не менее, она представляет единственный источник сравнительно достоверных данных о численности и составе населения России в коне XIX века.
Первая советская перепись была проведена в августе 1920 года. Готовилась и проходила она в условиях ещё продолжавшейся Гражданской войны. Перепись охватила только 72% населения страны, так как в некоторых районах велись военные действия, и учитывала только наличное население. Руководство переписью осуществляло ЦСУ РСФСР, организованное в 1918 году.
Всё население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. Эта перепись отличалась не только придуманной методикой получения сведения – на каждого жителя составлялся отдельный переписной листок, так же впервые были получены данные о социальном составе населения и семьях. Особенностью программы личного листка был вопрос о народности (вместо национальности), так как преследовалась цель дать более детальную картину этнического состава населения страны. В программе стояли и вопросы о месте рождения и продолжительности постоянного проживания. Однако временное проживание не ограничивалось сроком. Грамотность в переписи 1926 года определялась умением читать хотя бы по слогам и писать свою фамилию. В программе переписи подробно освещался вопрос о занятиях и средствах существованию. Необходимо было указать главное и побочное занятия, должность и специальность. Особо стояли вопросы о безграмотных, о средствах к существованию, о занятиях лиц, на иждивении которых находится опрашиваемый.
Следующая перепись была проведена в январе 1937 года. Однако организация её была признана неудовлетворительной, материалы её – дефектными, так как результаты переписи разошлись с публиковавшиеся ранее сильно преувеличенными оценками численностями населения страны. Данные переписи не были обнародованы.1
Новая перепись была проведена в январе 1939 года. Она была вызвана необходимостью иметь полные и достоверные данные о численности и составе населения. Основная особенность этой переписи по сравнению с предыдущими переписями советского периода состоит в полном и потому более точном учёте населения, так как формировались обе его категории: наличное и постоянное. Перепись 1939 года была проведена на более высоком научном, методологическом и организационном уровне, чем предыдущая. Программа переписи предусматривала ответ всех переписываемых на 16 вопросов переписного листа. Вместо вопроса о народности в этой переписи уже стоял вопрос о национальной принадлежности. 2
Следующая перепись населения состоялась только через двадцать лет. Программа переписи 1959 года в основном напоминает программу переписи 1939 года. Однако из 16 вопросов, ставившихся тогда, некоторые были исключены. Отсутствовал вопрос – постоянного или временно живёт здесь, поскольку последующие записи давали на него ответ.
___________________________________________________________________
Вопрос о грамотности был слит с вопросом об образовании. В связи с этим отпал вопрос: окончил ли среднюю или высшую школу? для тех, кто не имел занятий, являющихся источником дохода, следовало указать другой источник средств к существованию.
Последующие переписи становятся регулярными. Перепись 1970 года проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января. Она стала первой переписью, охватившей сплошным наблюдением всё население и выборочным наблюдением – 25% его. Переписной лист состоял из одиннадцати вопросов сплошной и семи дополнительных вопросов выборочной переписи. Программа сплошной переписи мало отличалась от программы переписи 1959 года. Вопрос о гражданстве был соединён с вопросом о национальности. О национальности спрашивали у советских граждан, а о гражданстве – у иностранцев. Учащимся следовало указать тип учебного заведение вместо полного его названия при переписи 1959 год. Новшеством явилась рекомендация умеющим свободно разговаривать на каком-либо языке народов СССР, кроме родного языка, у казать каким владеет. В выборочной переписи, кроме ответов на вопросы сплошной переписи, следовало ответить дополнительно о месте работы, занятии по этому месту работы, об общественной группе. Кроме того, впервые был включён вопрос об иммиграции населения.
Перепись 1979 года проводилась по состоянию на 17 января. Её организация и обработка материалов существенно отличались от предыдущих. Впервые в практике статистики записи проводились метками и с помощи специальных читающих устройств вводились в ЭВМ и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых вопросов уточнены. Из программы предыдущей переписи были исключены вопросы о причинах миграции, добавлен вопрос к женщинам о числе рождённых ими детей (в выборочной переписи); более подробно рассматривалось брачное состояние; не учитывалась маятниковая миграция. Перепись 1979 года дала обширнее сведения об изменённой численности состава, состава, структуры и размещения населения. 1
Всесоюзная перепись населения 1989 года, как и предыдущие, проводилась путём опроса людей по месту их жительства. Основная её особенность состояла в том, что бы наряду со сведениями о населении были собраны сведения о его жилищных условиях, необходимые для планирования жилищного строительства. При этой переписи впервые были поставлены вопросы: «Период постройки дома, материал наружных стен, кому принадлежит дом, тип жилого помещения, благоустройства жилого помещения, число занимаемых комнат, размер общей и живой площади». Программа переписи отличалась от предыдущей следующими вопросами: выяснилось ли отношение к главе семьи, а отношение к члену семьи, записанному первым; вновь появился вопрос о месте рождения. Как и предыдущие послевоенные переписи, она проводилась восемь дней.
Перепись 2002 года стала первой переписью населения в новой России, которая зафиксировала изменения произошедшего СССР и образованная Российской Федерации. Важным принципом переписи стало самоопределение. Все данные переписного листа заполнялись со слов опрашиваемого, без использования каких либо документов. В переписной анкете отсутствовали вопросы о размерах доходов, религиозной принадлежности. Численность граждан России составила 145,2 млн человек (98 % жителей страны).
Всероссийская перепись населения 2010 года. Проходила с 14 по 25 октября 2010 года. По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011, население России составило 142 905 200 человек. За время, прошедшее с переписи 2002 года, Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в мире.
Перепись населения в Крымском федеральном округе 2014 года
Проходила с 14 по 25 октября 2014 года. В связи с вхождением Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации.1
4. Практическая часть.
Школьная перепись
С января по март 2016 года я проводила анкетирование на примере переписи населения. Составила переписной лист и провела опрос среди учащихся 1 – 11 классов1. (Рис.1)
Численность и половой состав
В нашей школе обучается 664 человека. Из них (55%) мальчик и (45%) девочки. (Рис.2)
Национальный состав
Национальный состав школьников немного разнородный. По данным статистики, 95% учащихся русские, 2% учащихся составляют Цыгане, 1% Аварки и ещё 1% Азербайджанцы. (Рис.3)
Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников учащихся, было выяснено, что среди них преобладают русские(69%), украинцы(14%), белорусы(3%), литовцы(2%), поляки(2%), татары(2%), а так же немцы, цыгане, азербайджанцы, эстонцы, словаки, казахи, евреи и чехи. Так как в родословной учащихся так много разных национальностей, то я считаю, что прививать уважение к чужой культуре нужно с детства. Больше рассказывать об обычаях и традициях народов.
Религиозный состав
Официальной религией в России признано христианство (православие), поэтому это в полнее закономерно, увеличилось количество людей других вероисповеданий. (Рис.4)
Месторождение
Конечно, большинство учащихся нашей школы, родились и выросли в Старой Руссе. Но также есть и ребята, родившиеся в других городах, посёлках и странах: Великий Новгород, Санкт-Петербург, Москва, Израиль, Литва, Буйнакск, Украина, Узбекистан, Вологда, Большие Боры, Самара, Тверь, Мончегорск, Алакуртти, Никель, Дубовицы. (Рис.5)
Мировоззрение будущего
Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?». Оказалось, что ученики хотят овладеть 25 различными профессиями. Саамы популярные: военный, дизайнер, программист, менеджер. Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что большинство школьников следует зову сердца.
Был задан вопрос: «Какой уровень зарплаты Вы считаете для себя достойным?». 50% школьников считают для себя достойным заработок не ниже 50.000 рублей в месяц, 35% считают для себя приемлемой зарплату 30.000 рублей в месяц, 15% согласны на 20.000 рублей в месяц. (Рис.6)
Родители наших учеников заняты в разных сферах: 60% в непроизводственной сфере, 33% в производственной сфере и 7% предприниматели. (Рис.7)
Отдых летом.
Был в анкете и такой вопрос «Где вы отдыхаете летом?», и, рассматривая этот вопрос, мы выяснили, что 40% наших учеников проводит лето дома, 25% за границей, 13% в лагере, 12% в другом городе и даже за границей, и 10% на море. (Рис.8)
Наша школа
Одним из вопросов был: «Почему ученики любят и не любят ходить в школу?» Выяснилось, что большинству наших учащихся, а именно 60% учащихся, любят ходить в школу потому, что можно общаться с друзьями, получать новые знания и весело проводить перемены. 40% учащихся в школу ходить не любят т.к. рано вставать. (Рис.9)
А чем же любят питаться наши ученики в школьной столовой? По данным переписи, из всего ассортимента в меню 29% предпочитают пюре с котлетой, 18% пирожки, 10% любят пить чай, поедать блинчики, 17% учащихся вообще не питаются в столовой. (Рис.10)
У наших учеников, так же есть любимые предметы. Больше всего наши ученики, любят урок «Физкультуру», а именно 31%. 14% учеников нравится География, 13% предпочитают заниматься информатикой, 8% Алгеброй, 7% Русским языком, 5% Историей и 4% Литературой. Так же ученикам нравятся Обществознание, Химия, Биология, Физика, Английский язык и ИЗО. (Рис.11)
В свободное от учёбы время 38% учеников играют в компьютер и мобильный телефон, 19% занимаются спортом, 15% просто гуляют, другие рисуют, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, поют и занимаются танцами. (Рис.12)
Учащихся, проживающих в семьях, где воспитывается один ребёнок 38% 45% проживают в семьях, где воспитывается двое детей. В семьях, где трое детей 14%, с четырьмя и более детьми в семье проживает 3% учащихся.(Рис.13)
Так же мы обратились к медсестре и выяснили, в каком состояние находится здоровье наших учеников. За прошедшие десятилетия доля здоровья снизилась с 66% до 47% одновременно, вдвое увеличился удельный вес детей имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Среди острых заболеваний у школьников наиболее часто встречаются острые вирусные инфекции (ОВИ), грипп, ангина, кишечные заболевания, а также травмы.
Среди хронических заболеваний у детей отмечаются тонзиллит, бронхит, пиелонефрит и т.д. По данным, почти каждый пятый школьник страдает хроническим тонзиллитом. Развитию заболевания также способствуют резкие колебания температуры, недостаточная закаленность детей, вдыхание табачного дыма, переутомление, дефицит витаминов и др.
По медицинским показаниям, с нарушением зрения в школе 167 человек, с нарушением осанки 144, сколиоз у 8 детей, а ожирение у 26.
Основная группа у 324 учеников, подготовительная у 300, и спецгруппа у 40 учеников. (Рис.14)
Заключение
В своей работе я постаралась составить демографический портрет школы №8. Изучив историю переписей населения в России, я расширила свои знания по демографическим проблемам в нашей стране.
С помощью анкетирования и статистического методов пришла к выводам:
Следующим этапом моей работы будет изучение демографических проблем города Старая Русса.
Литература
1.Методические рекомендации по участию общеобразовательных учреждений России в проекте «Детская перепись». – М.,2002.- 48с.
Приложение
Рис.1
Переписной лист
Рис.2
В нашей школе обучается 664 человека,
из них 305 девочки (45%) и 359 мальчиков (55%).
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
Рис.14
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Знакомые следы
Лупленый бочок
Как нарисовать небо акварелью
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей