Практико-ориентированный проект - "Шкатулка" для кабинета биологии. выполнили обучающиеся 5 класса
модели клеток: грибов, дрожжей, растительной, животной;
коллекция моделей грибов;
гербарный материал;
коллекция бабочек;
памятка грибника
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для грибника | 1.03 МБ |
Проект "Шкатулка "для кабинета биологии | 836.67 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НОМИНАЦИЯ «БИОЛОГИЯ»
«ШКАТУЛКА» ДЛЯ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ(ПРИКЛАДНОЙ) ПРОЕКТ
Авторы проекта:
Макар Екатерина
Неклюдова Валерия
Кленина Ксения
Елисеева Саша
Класс 5
Научный руководитель проекта: Иноземцева Валентина Ивановна
МОУ «Полтавская СОШ»
учитель биологии/химии
2015-2016гг.
Содержание
Введение | 2 |
Актуальность темы | 2 |
Цели и задачи | 3 |
Тип проекта | 3 |
Материально-технические ресурсы | 4 |
Время реализации проекта | 4 |
Описание проекта по этапам его реализации | 4 |
Заключение | 6 |
Описание технологии работы(приложения) | 7 |
Литература и информационные ресурсы | 11 |
|
Введение
Само слово «Проект» происходит от латинского «projectus», что означает «брошенный вперёд». В русском языке слово «проект» означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Словосочетание «практико-ориентированный» означает: нацеленный на конкретные практические аспекты деятельности. В нашем случае- создание коллекций: бабочек, муляжей грибов, гербарий растений поселка.
Актуальность темы
Проект соотносится с требованиями стандарта, способствует улучшению условий обучения, увеличивает количество наглядного материала для работы обучающихся и учителя.
Нам «Юным биологам» (Приложение 4), интересно произвести что-то своими руками и показать свои работы. Наши работы яркие и красочные, от них поднимается настроение, легче воспринимается материал. Мы хотим внести свой вклад в развитие и оснащение кабинета биологии.
Данная тема для нас имеет большое практическое значение, т.к способствует повышению качества биологического образования;
- развивает командный дух, «чувство локтя», коммуникабельность;
- способствует повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения: - увидеть себя как способного и компетентного; - развивает у каждого позитивный образ себя и других; - развивает умение истинно оценивать себя.
-обеспечивает механизм развития критического мышления;
- выявляет и развивает исследовательские умения (наблюдать, собирать, обрабатывать, обобщать, анализировать информацию);
- способствует изучению флоры и фауны окрестностей своего поселка;
- формирует портфель индивидуальных достижений – «портфолио»;
- в дальнейшем, осознанный выбор профилирующего направления собственной деятельности, нашей будущей профессии.
Цель
Задачи:
Тип проекта: практико – ориентированный(прикладной ), групповой.
Направлен на получение конечного продукта в виде муляжей грибов, макетов клетки, коллекции растений и насекомых.
При выборе материала для муляжей и моделей мы сравнили затраты на пластилин, соленое тесто и изготовление фарфора. Пришли к выводу, что выгоднее использовать пластилин, цена значительно ниже, чем у фарфора.
Материально-технические ресурсы:
Пластилин, как наиболее экономически выгодный материал.
Картон
Липкая лента
Нитки с иголкой
Клей
Бумага для черчения
Калька
Подготовленные высушенные растения
Подготовленные экземпляры насекомых
Коробки
Энтомологические булавки
Пенопласт или вата
Картон
Клей
Время реализации проекта- среднесрочный, 1-2 месяца.
Описание проекта по этапам его реализации
В сентябре, когда оформился состав группы «Юный биолог», мы собрали флористический гербарный материал в окрестностях поселка Центральный. Подготовили его и смонтировали.
Бабочки ловились в летние месяцы и в сентябре.
Монтирование гербария . Правила сбора растений (Приложение 1)
На листе А4 расположили по одному экземпляру растения
Зафиксировали при помощи клея и нитки с иголкой.
Сверху приклеивается калька, защищающая растения от разрушения.
Хранятся растения в полную величину.
Этикетка гербария заполняется и приклеивается в правом нижнем углу. Общепринятый размер этикетки - 12 х 7 см.
Рис. 1 Образец заполненной гербарной этикетки
Монтирование коллекции бабочек. Правила сбора насекомых (Приложение 3)
Пойманных бабачек мы расправляли используя специальную "расправилку" для крыльев. Бабочку располагают так, чтобы её тельце находилось в желобке на пробке, а крылья лежали на дощечках. На крылья бабочки накладывают куски кальки или целлофана и прикалывают их к дощечкам расправилки при помощи иголочек. Чтобы Калька или целлофан прикрывают всю поверхность крыльев, кроме узкой, шириной около 2-5 мм, полоски у их основания. За счет этого приема внешний вид насекомого сохраняется в хорошем состоянии. Через 5-7 дней сушки насекомые были помещены в коробки и определены.
Рис.2 Подготовка бабочки к сушке
Макеты клеток и модели грибов
Мы выполнили данные наглядные пособия из пластилина.
Некоторые макеты клеток расположили на листе картона, а другие полностью выполнены из пластилина.
Модели грибов потребовали большего количества материала, но было очень увлекательно их создавать. Не у всех участников получилось их создать.
Мы создали модели грибов: белый гриб, подосиновик, мухомор, сыроежки, лисичка, груздь, поганка бледная.
Заключение:
Результатом выполнения проекта : «Шкатулка» для кабинета биологии,
стали: макеты клеток растений, модели грибов, коллекции бабочек поселка Центральный, флористический гербарий поселка Центральный.
Данные наглядные пособия дополнят ресурсы кабинета. Будут способствовать повышению качества обучения и возможно подвигут многих учеников продолжать создание новых наглядных пособий.
Коллекции бабочек нами будет дополняться и систематизироваться по различным признакам. А гербарный материал мы будем дополнять и использовать в 6 классе при изучении соответствующих тем курса.
Наш проект: «Шкатулка» для кабинета биологии получил высокую оценку у обучающихся школы, учителей, родителей и руководителя проекта –Иноземцевой В.И
Описание технологии работы
Приложение 1
Правила сбора растений
Растения собирали в сухую погоду (сентябрь).
Сохраняя все его части (цветок, листья , стебель и корень).
Растения сушили между листами бумаги, предварительно осторожно расправляя их, под прессом . Папка не перевязывается .
Обязательно вкладывается этикетка с данными времени и места сбора растения.
Рис.1 Этикетка для гербария
Где в учебном процессе можно использовать гербарный материал
1. Составление флоры (списка видов) района.
2.Составление списка редких видов района 3. Работа по отдельным видам: а) выяснение экологии вида; б) морфологическая изменчивость вида в зависимости от экологии; в) варианты морфологической изменчивости близких, трудно различимых видов.
4. Оценка состояния местности по внешнему виду растений - сравнительный анализ внешнего облика растений в экологически благоприятных и неблагоприятных местах (как, например, влияет выпас скота, сенокошение, мелиорация, химические реагенты, повреждения паразитами растений и т.д.).
5. Изучение фауны листогрызущих насекомых по повреждениям растений.
6. Изучение болезней растений
Приложение 2
Правила работы с насекомыми
Поймав бабочку, приступают к сушке. Используют специальную "расправилку" для крыльев - приспособление из двух деревянных дощечек, прикреплённых к продолговатой пробке под углом друг к другу на небольшом расстоянии. Бабочку располагают так, чтобы её тельце находилось в желобке на пробке, а крылья лежали на дощечках. На крылья бабочки накладывают куски кальки или целлофана и прикалывают их к дощечкам расправилки. Калька или целлофан прикрывают всю поверхность крыльев, кроме узкой, шириной около 2-5 мм, полоски у их основания. Длительность сушки насекомых колеблется от 5-7 дней до 2 недель у бабочек
Где в учебном процессе можно использовать коллекцию бабочек
1. Составление фауны (списка видов) района.
2.Составление списка редких видов района 3. Работа по отдельным видам: а) выяснение экологии вида; б) морфологическая изменчивость вида в зависимости от экологии; в) варианты морфологической изменчивости близких, трудно различимых видов
Приложение 3
Где в учебном процессе можно использовать коллекцию грибов
Приложение 4
«Юные биологи»
Неклюдова Лера.
Главный «грибодел». У нее самые красивые и достоверные модели грибов.
Макар Катя(слева), Кленина Ксюша
Нам очень понравилось создавать клеточки
Макар Катя, Елисеева Саша (справа)
Работать с гербарием сложно, но увлекательно.
Кленина Ксюша, Макар Катя, Елисеева Саша (справа)
Работа с насекомыми оказалась самой сложной. Но мы получили огромное удовольствие от работы и горды результатами
Приложение № 4
Коллекция бабочек
(окрестности поселка Центральный)
1 | Американская белая бабочка | Hyphantria cunea |
2 | Бархатница русская или Меланаргия русская | (Melanargia russiae) |
3 | Белянка рапсовая | Pontia daplidice L |
4 | Боярышница | Aporia crataegi L |
5 | Брюквенница | Pieris napi L |
6 | Воловий глаз | Maniola jurtina L |
7 | Лжепестрянка обыкновенная или черноусая | Amata nigricornis |
8 | Махаон | Papilio machaon L |
9 | Пестрянка луговая | Zygaena lonicerae L |
10 | Орденская лента подделанная, Орденская неверная) | Catocala adultera L |
11 | Медведица крапивная | Spilosoma urticae |
12 | Медведица Кайя | Arctia caja |
13 | Павлиний глаз | Inachis io L |
14 | Перламутровка | Brenthis ino |
15 | Репница | Pieris rapae L |
Бабочки из Красной книги появились у нас в коллекции случайно.
Павлиний глаз мы нашли лежащей в воде после дождя(август). Махаон с поврежденным крылом находился на траве в саду(июль). Была повреждена нижняя часть правого крыла.
Приложение № 5
Коллекция муляжей грибов
1 | Мухомор |
2 | Лисичка |
3 | Рыжик |
4 | Опята |
5 | Поганка бледная |
6 | Волнушка |
7 | Белый гриб |
8 | Груздь белый |
9 | подосиновик |
10 | подберезовик |
Приложение № 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гербарий
|
Литература и информационные ресурсы
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Снежная сказка
Повезло! Стихи о счастливой семье
Почему Уран и Нептун разного цвета
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью