Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя «мне медведь на ухо наступил».
Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_sluh_rabota.docx | 42.53 КБ |
prezentatsiya-sluh.ppt | 2.04 МБ |
«Вам случайно не медведь на ухо наступил?» или у всех ли людей есть музыкальный слух?
Оглавление
I. Введение с. 2-3
II. Что такое музыкальный слух? с. 3 - 5
III. Виды музыкального слуха. с. 5 - 8
IV. Анкетирование педагога по вокалу и одноклассников. с. 9 - 10
V. Прослушивание одноклассников. с. 8 - 10
VI. Заключение. с. 10 - 11
VII. Рекомендации по развитию музыкального слуха в домашних условиях. с. 11
VIII. Список литературы и используемых информационных ресурсов
Приложения с.11 - 12
I. Введение. Слайд 1.
Тема нашего исследования: «Вам случайно не медведь на ухо наступил?» или у всех ли людей есть музыкальный слух?
Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя «мне медведь на ухо наступил».
Слайд 2.
Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
С этими вопросами мы и решили разобраться.
Слайд 3.
Проблема: Мы с Полиной часто выступаем на концертах – поём. В сентябре, 2014 года появился дуэт «Веснушки». Многие наши друзья тоже хотели бы петь со сцены. Интересно, что для этого нужно? И почему поют на концертах лишь немногие?
Слайд 3.
Актуальность нашей темы в том, что каждый человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается с музыкой. И нет, наверное, ни одного человека, который бы не пробовал петь. Но про одних говорят, что им «медведь на ухо наступил», про других – что у них хороший слух.
Слайд 4.
Цель работы: разобраться, что такое музыкальный слух, у всех ли он есть и можно ли его развить?
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить научную литературу по данной проблеме:
-узнать, что такое музыкальный слух
-определить, какие виды музыкального слуха существуют
-выявить способы развития слуха
-провести анкетирование педагога по вокалу Павловой А.А. чтобы понять, можно ли научиться петь так же хорошо и по каким критериям создавалась вокальная группа «Веснушки».
-провести прослушивание одноклассников с целью выявления вида музыкального слуха.
-разработать рекомендации по развитию музыкального слуха.
Слайд 5.
- Гипотеза: не все люди обладают музыкальным слухом.
Слайд 6.
Методы исследования:
. работа с книгами;
. поиск информации во всемирной сети Интернет;
. анкетирование
-опрос
Результат исследования: на основе анализа полученных данных разработать рекомендации по развитию музыкального слуха.
Слайд 7.
Объект исследования: музыкальный слух людей
Предмет исследования: степень развитости музыкального слуха
Представляем результаты своей работы.
II. Что такое музыкальный слух? Слайд 8.
Из словаря С.И. Ожегова мы узнали, что
Слух – это способность воспринимать звуки, а музыкальный слух – это способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки.
Из сети Интернет:
Это совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки.
Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди считают, что его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.
Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое.
Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха?
Слайд 9.
Вывод 1:У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.
Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Просто есть различные степени развитости и виды музыкального слуха.
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь.
Слайд 10.
Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха»?
В ходе беседы с нашим педагогом по вокалу Павловой Анной Александровной мы узнали, что у каждого человека есть способность к пению, но профессионально может петь не каждый; этому надо долго учиться и иметь талант к пению.
Чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть голосом. А управлению голосом нужно учиться так же, как рисовать, танцевать или плавать.
И, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете на этот счет не беспокоиться.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.
Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!
III. Виды музыкального слуха
Абсолютный слух
Это способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, т.е. способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т.д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе, звон стекла, пение птиц и т.д.). Именно таким феноменальным слухом обладал Моцарт!
Абсолютный слух - дар природы, который обнаруживается только в результате занятий музыкой - изучения нот и игры на музыкальном инструменте. Ведь если ты не знаешь названий нот и не имеешь нужды сравнить одну ноту с другой, у тебя нет необходимости пользоваться своим феноменальным слухом.
Долгое время считалось, что абсолютный слух не поддается развитию, но в последнее время это мнение опровергается. По последним исследованиям в музыкальной психологии стало известно, что есть целые народы, где у каждого - абсолютный слух, ведь язык, на котором они говорят, имеет интонационные особенности, различимые только с помощью абсолютного слуха.
Целый ряд языков Азии, Африки и Южной Америки используют высоту звука, или тон, в качестве дополнительной смысловой характеристики. Тем самым число гласных в языке как будто увеличивается: во вьетнамском, например, 11 гласных звуков и 6 тонов — с точки зрения «букв» два слова могут выглядеть одинаково, но иметь разные смысловые оттенки, так как один и тот же звук в одном слове будет звучать выше, а в другом ниже. Нам это понять трудно, ведь в знакомых и понятных нам языках тональной системы звуков нет.
Выходит, что люди, говорящие на тональных языках, более музыкальны, ведь в музыке высота тона — одно из главных выразительных средств (это одна из вероятностей, почему ряды классических музыкантов с мировым именем все чаще пополняют представители восточных народов). Связь между музыкой и речью учёным известна давно, однако до сих пор всё внимание было сосредоточено на том, как музыка влияет на речь. Но, как выяснилось, не только музыкальное восприятие влияет на речевые способности, но и характер речи влияет на музыкальный слух.
Когда ученые стали сравнивать, что же происходит в мозгу у людей с развитым абсолютным и обычным слухом, выяснилось, что у "абсолютников" одновременно задействуются область восприятия звука и область памяти.
Вывод 2: Выходит - абсолютный слух это хорошая память высоты звуков! Память, а не чудо-способность!!!
Чтоб развить абсолютный слух, необходимо огромное количество повторения одного и того же звука в разных вариантах, повторение песенок в одной тональности с одинаковым тональным звучанием, ежедневная практика.
Относительный слух
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд. Этот вид слуха развивается в процессе обучения музыке и является первой ступенью к развитию абсолютного слуха.
Те, кто занимался музыкой сам или водил на музыку своих детей, подтвердят, что на занятиях музыкой (сольфеджио) учитель дает высоту первой ноты, а все детки дружно поют, например, гамму до мажор. Со временем это сделать могут абсолютно все. Как? Опять же запоминают! Но пока что нуждаются в небольшой подсказке-звуке, от которой оттолкнуться.
Этот вид слуха встречается на порядок чаще, ведь не требует настолько огромного количества вложенных часов и усилий.
Мелодический слух
Способность слышать и понимать строение мелодии (звук о высотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами. Такой вид слуха тоже развивается в процессе обучения музыке.
Гармонический слух
Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.
Внутренний слух
Внутреннее представление правильного звук о высотного интонирования, без воспроизведения голосом. У этого вида слуха есть 2 уровня.
Внутренний слух, некоординированный с голосом (начальный уровень):
На практике выражается в подборе мелодии по слуху на инструменте или в понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
Внутренний слух, координированный с голосом (профессиональный уровень):
Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента, т.е., читать ноты с листа. Как и остальные виды, этот развивается в процессе обучения музыке.
Предслышание
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах - сначала человек представляет, что он будет делать (играть, петь), а потом исполняет.
IV. Практическая часть.
Наш педагог по вокалу, Анна Александровна, успешно выступает на всех концертах в ДК. Из найденной информации в словаре и Интернете мы сделали вывод, что Анна Александровна обладает абсолютным слухом.
Нас заинтересовало, как проявлялись в детстве её музыкальные способности и как отбираются дети на обучение вокалу.
Из анкеты мы узнали, что Анна Александровна начала петь с 5 лет, в детском саду была запевалой, в школе посещала художественную самодеятельность. А позже – закончила Самарскую Государственную академию культуры и искусства. И имеет высшее образование.
Анна Александровна учит детей петь. Мы выяснили, по каким критериям идёт отбор на занятия вокалом:
- по чистому интонированию
- по голосовым данным
- по артистизму
А на вопрос «Как пришла идея объединить нас в дуэт «Веснушки», она ответила:
«- У девочек очень сливаются голоса и они чисто поют в унисон. А название «Веснушки» придумала по названию самой первой песни этого замечательного дуэта».
И ещё нас интересовал вопрос, какой же вид слуха у нас?
«- Хотелось бы сказать, что абсолютный, но в меру ещё совсем детского возраста конечно относительный. Ещё годик и мы добьёмся с девочками абсолютного слуха. Они бойцы, молодцы и я ими очень горжусь».
Из проделанной работы мы узнали, что существует аж 6 видов музыкального слуха. И определить вид слуха с помощью прослушивания у человека может только профессионал.
Но мы всё же решили провести своё прослушивание одноклассников и определить у них уровень музыкальных способностей.
Для начала мы провели опрос: кто занимается музыкой в музыкальной школе или в ДК. (Полина)
Слайд 17.
И выяснили, что музыкой занимаются из 32 человек - 7.
Играют на инструментах и поют– 4 человека
Только поют 3 чел.
Одноклассникам было предложено повторить хлопками фрагмент мелодии песни «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» и повторить хлопки в ладоши на счёт (3; 2; 5; 2)
Слайд 18.
Из 30 человек, проходивших прослушивание
Мелодию повторили правильно – 7 чел.
Повторили с ошибками - 18 чел.
Не смогли повторить - 5 чел.
Слайд 19.
Хлопки на счёт:
Повторили правильно - 9 чел.
Повторили с ошибками - 12 чел.
Не смогли повторить - 9 чел.
Слайд 20.
Также, мы прослушали 5 одноклассников, которые занимаются музыкой: мелодию повторили все 5 человек, (Слайд 21) хлопки на счёт выполнили так же – все.
Это говорит о том, что занимаясь музыкой, люди улучшают свой музыкальный слух.
Слайд 22.
Вывод из прослушивания:
Начальный уровень музыкальных способностей - 5 чел.
Средний уровень - 18 чел.
Высокий уровень - 7 чел.
VI. Заключение.
В результате выполнения работы, мы сделали выводы:
1.У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух, просто он может быть развит недостаточно хорошо.
2.Если Вы слышите, что поете плохо, то со слухом у Вас точно все в полном порядке!
3.Если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух.
4.Абсолютный слух можно развить, только для этого необходимо огромное количество повторения одного и того же звука в разных вариантах, повторение песенок в одной тональности с одинаковым тональным звучанием, ежедневная практика.
Главный вывод: наша гипотеза не нашла свое подтверждение, у всех слышащих людей есть музыкальный слух и все виды слуха успешно развиваются в специально подобранных регулярных упражнениях!
VII. Рекомендации по развитию музыкального слуха в домашних условиях.
На основании изученных фактов, мы предлагаем рекомендации по развитию музыкального слуха:
VIII. Список литературы и используемых информационных ресурсов
Приложения
Список литературы:
Использованные интернет ресурсы:
Приложение 1.
Анкета
для педагога по вокалу в ДК Павловой Анны Александровны
Слайд 1
«Вам случайно не медведь на ухо наступил?» или у всех ли людей есть музыкальный слух? Авторы: Глушаева Полина и Шадчнева Настя, ученицы 2 класса Руководитель: Ростова Галина Сергеевна, учитель начальных классовСлайд 2
? Музыкальный слух – редкость? Откуда он взялся? Зачем вообще появился?
Слайд 3
Дуэт «Веснушки»
Слайд 4
Проблема: петь хочется многим, а хорошо поют избранные, почему? Актуальность: каждый человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается с музыкой.
Слайд 6
Цель работы : разобраться, что такое музыкальный слух, у всех ли он есть и можно ли его развить?
Слайд 7
задачи: изучить научную литературу по данной проблеме узнать, что такое музыкальный слух определить, какие виды музыкального слуха существуют выявить способы развития слуха провести анкетирование педагога по вокалу Павловой А.А. провести прослушивание одноклассников разработать рекомендации по развитию музыкального слуха
Слайд 8
Гипотеза: не все люди обладают музыкальным слухом . Объект исследования: музыкальный слух людей Предмет исследования: степень развитости музыкального слуха
Слайд 9
СЛОВАРЬ С.И. ОЖЕГОВА: СЛУХ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЗВУКИ, А МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ И ВОСПРОИЗВОДИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ Сеть Интернет: совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки
Слайд 10
Вывод 1: У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха»?
Слайд 11
У каждого человека есть способность к пению, но профессионально может петь не каждый; этому надо долго учиться и иметь талант к пению
Слайд 12
Виды музыкального слуха Абсолютный слух Относительный слух Мелодический слух Гармонический слух Внутренний слух Предслышание
Слайд 13
Вывод 2: абсолютный слух это хорошая память высоты звуков! Память, а не чудо-способность!!!
Слайд 15
Критерии отбора на занятия вокалом по чистому интонированию по голосовым данным по артистизму
Слайд 16
- У девочек очень сливаются голоса и они чисто поют в унисон. А название «Веснушки» придумала по названию самой первой песни этого замечательного дуэта
Слайд 17
Занятия музыкой – 7 человек Играют на инструментах и поют – 4 чел. Только поют – 3 человека
Слайд 18
Прослушивание одноклассников
Слайд 19
Прослушивание одноклассников
Слайд 20
Прослушивание одноклассников, занимающихся музыкой
Слайд 21
Прослушивание одноклассников, занимающихся музыкой
Слайд 22
Вывод из прослушивания
Слайд 23
Выводы У каждого человека есть музыкальный слух, просто он может быть развит недостаточно хорошо. Если Вы слышите, что поете плохо, то со слухом у Вас точно все в полном порядке! Если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух. Абсолютный слух можно развить Занимайтесь музыкой, если хотите развить свой слух
Слайд 24
гипотеза не нашла свое подтверждение. У всех слышащих людей есть музыкальный слух и все виды слуха успешно развиваются в специально подобранных регулярных упражнениях!
Слайд 25
Рекомендации Слушайте разную музыку. Постоянно, как можно чаще прослушивайте любимую песню, и всегда подпевайте. Развивайте память – учите песни и пойте их дома; танцуйте под музыку, запоминая движения. Участвуйте в музыкальных постановках класса. Посещайте концерты и музыкальные спектакли .
Госпожа Метелица
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
"Портрет". Н.В. Гоголь
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Как нарисовать черёмуху