Как не восхищаться красотой родной земли, где жили мои деды и прадеды, где мне суждено прожить жизнь, повторить себя в своих детях, состариться и уйти в землю, родившую меня!
У каждой местности есть свои места, которые не обделены всеобщим вниманием и любовью, к которым тянутся люди. В нашем хуторе таким местом является Корнеев родник, к которому стремится и млад, и стар, и местный житель, и чужестранец. У каждого своя причина, но ясно одно - родник является интересным природным объектом во всех отношениях.
И поэтому у меня возникла интересная идея – на основе детального анализа краеведческой составляющей памятника природы и изучения основных экологических параметров питьевой воды Корнеева родника составить эколого-краеведческий маршрут «Корнеев родник», который будет подробным маршрутом и для местных жителей, и для гостей.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-kraevedcheskiy_marshrut_korneev_rodnik.doc | 91.5 КБ |
Муниципальный этап конкурса исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
«Эколого-краеведческий маршрут «Корнеев родник»
(Номинация «Экология»)
Работу выполнила:
учащаяся 9 класса
МОУ Николо-Берёзовская
СОШ
Кравцова Елена
Руководитель:
Адамова Светлана
Алексеевна
учитель экологии,
руководитель кружка
«Эколог-практик».
адрес: индекс 347123
Ростовская область
Милютинский район
х. Николовка
пер. Школьный 2
тел.: 8219 451 22
х. Николовка
2009 г.
Содержание:
Аннотация
Введение стр. 4-5
I. Основная часть стр.6-10
1.1.Топонимика родника стр. 6
1.2.История хутора Николовка стр. 7
1.3. Чудесный секрет качества воды Корнеева родника стр. 7-9
1.4.Природопользование и экологический статус Корнеева родника стр. 10
II. Выводы стр. 11
2.1. Распространение результатов стр. 11
Список литературы
Приложения
Аннотация
Цели работы:
Задачи работы:
1. Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, общественности, направленных на благоустройство родника.
2. Воспитание у обучающихся бережного отношения к богатствам родного края, развития навыков рационального водопользования.
3. Пропаганда природоохранных мероприятий в решении муниципальных проблем питьевой воды.
Методы проекта:
Оборудование: мини-экспресс лаборатория «НКВ» и «Пчёлка-У».
Результаты и выводы проекта:
результаты анализа краеведческой составляющей памятника природы и основных экологических параметров питьевой воды Корнеева родника дают полную и развёрнутую информацию туристам-путешественникам, которая позволяет совершить приятное путешествие по местности с получением полезной информации, используя эколого-краеведческий маршрут данной территории;
Практическое значение проекта:
1. Создание эколого-краеведческого маршрута «Корнеев родник».
2. Придание роднику статуса «Особо охраняемый экологический объект».
3. Разработка этикетки «Чистая родниковая питьевая вода».
ВВЕДЕНИЕ
Родная, родная, земля ты донская!
Чем дольше живу, тем сильнее люблю
От неба до речки, от края до края.
Я снова и снова тебе повторю…
Родная земля – это всё! Это наше начало.
Всем сердцем мы с детства привязаны
к ней.
Земля – колыбель у родного причала,
Чем дольше живу, тем люблю всё
сильней!
Строки из стихотворения Раисы Верич «Земля – это наше начало».
Как не восхищаться красотой родной земли, где жили мои деды и прадеды, где мне суждено прожить жизнь, повторить себя в своих детях, состариться и уйти в землю, родившую меня!
У каждой местности есть свои места, которые не обделены всеобщим вниманием и любовью, к которым тянутся люди. В нашем хуторе таким местом является Корнеев родник, к которому стремится и млад, и стар, и местный житель, и чужестранец. У каждого своя причина, но ясно одно - родник является интересным природным объектом во всех отношениях.
И поэтому у меня возникла интересная идея – на основе детального анализа краеведческой составляющей памятника природы и изучения основных экологических параметров питьевой воды Корнеева родника составить эколого-краеведческий маршрут «Корнеев родник», который будет подробным маршрутом и для местных жителей, и для гостей. Тем более что эта тема мне близка, так как она тесно связано с историей моей семьи (приложение № 1).
При составлении эколого-краеведческого маршрута использовались исследования о хуторе Николовка, материалы экологических исследований Николо-Берёзовской школы. Маршрут проходит по населённому пункту, прилежащей территории и даёт представление обо всех сторонах жизни «малой родины», в том числе сохранении природного наследия.
Информация достоверна, помогает осмыслить прошлое и настоящее нашей «малой родины», раскрывает традиции бережного отношения к окружающему миру и передаче их из поколения в поколение. Работа содержит в себе текстовый, фото и картографический материал, представлена в виде познавательного путешествия, позволяющая, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Существование Корнеева родника имеет давнюю историю. Откуда пошло это название?
Ещё в начале 20 века недалеко от этого места был основан хутор Ершовка, который населяли немногочисленные жители. Среди них была семья Корнеевых, переехавшие сюда из Рязанской области в 1928 году. Начали обживаться на месте, слепили хату, посадили сад, разбили огород.
Сыну Корнеевых Фёдору в то время было 8 лет. Здесь прошло его детство, отсюда в 1938 году ушёл служить в армию.
Когда ему оставалось дослужить 2 месяца, началась Великая Отечественная война. Как миллионы советских мужчин, Фёдор пошёл защищать Родину.
Прошёл всю войну, был связистом на передовой. С войны вернулся в конце 1945 года с тремя ранениями и контузиями, имел много наград.
Вернувшись с войны, Фёдор Иванович остался жить в хуторе Ершовка (приложение № 2 - рис. № 1). В 1948 году у Фёдора Ивановича родилась дочка – моя бабушка – Чучукова (Кравцова) Александра Фёдоровна. Но так сложилась жизнь, отношения с матерью дочери (моей прабабушкой) не сложились, он прожил сам.
Неподалёку от хутора под бугром текли ручейки в зарослях тёрна. Он заметил их, положил камень, сделал деревянный лоток, по которому стекала вода, чтобы удобнее было набирать родниковую воду (приложение № 2 - рис. № 2). Он ухаживал за родником всю свою жизнь – подкапывая родник, улаживал камни, следил за чистотой.
9 декабря 1993 года Корнеев Фёдор Иванович умер. Но память о нём осталась в памяти людей, потому что с тех пор все называют это место – Корнеев родник.
1.2. ИСТОРИЯ ХУТОРА НИКОЛОВКА
По пути следования из станицы Милютинской мы въезжаем в хутор Николовка. На центральной усадьбе СПК «Грековский» воздвигнут монумент в память односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны
(приложение № 2 - рис. № 3). Открытие его состоялось в 1967 году. На памятнике высечены фамилии воинов (216 человек), отдавших жизнь за освобождение Родины.
В центре хутора Николовка стоит красивое здание Николо-Берёзовской средней школы (приложение № 2 - рис. № 4). Оно была построено в 1975 году.
Далее степная дорога ведёт вдоль течения реки Берёзовой в живописнейшее место. Река манит тихими заводями омутов, дарит удачную поклёвку, радует свежим журчанием (приложение № 2 - рис. № 5).
Мы останавливаемся в изумлении перед чистым зеркальцем родника
(приложение № 2 - рис. № 6).
1.3. ЧУДЕСНЫЙ СЕКРЕТ КАЧЕСТВА ВОДЫ КОРНЕЕВА РОДНИКА
Корнеев родник - это не только красивейшее место для отдыха в любое время года, но один из главных источников водоснабжения хутора Николовка и соседних хуторов. Каково качество этой воды? Самое простое определение того, что можно назвать чистой полноценной питьевой водой, звучит так: это прозрачная вода без запаха и цвета, которую мы употребляем с удовольствием. В чём же состоит чудесный секрет, которым владеет Природа, заключающийся в том, что только одна она способна дарить нам идеальную по качеству воду из Корнеева родника?
Учащимися Николо-Берёзовской школы была исследована проба воды из Корнеева родника на базе школьной экологической лаборатории, с использованием мини-экспресс лабораторий «НКВ» и «Пчёлка –У».
При анализе научной литературы и результатов исследований по данной теме мы выяснили, что при гидрохимическом анализе качества воды 65 % определений заключается в оценке их органолептических свойств, 21 % составляет определение общих показателей (жёсткость, солесодержание, неорганические вещества), 4 % - определение сухого остатка.
Нормативы качества воды различных источников – предельно допустимые концентрации (далее ПДК), ориентировочные допустимые уровни
(приложение 3) и ориентировочно-безопасные уровни воздействия – содержаться в нормативно-технической литературе, составляющей водно-санитарное законодательство.
Органолептическая оценка (с использованием таблиц, шкал, различных критериев сопоставления) приносит много прямой и косвенной информации о составе воды. Прежде всего, это характеристика цвета, мутности (прозрачности), запаха, вкуса и привкуса, пенистости (приложение 4).
При определении общих показателей исследуем температуру и водородный показатель. Ряд показателей качества воды связан с определением концентрации и наличия в воде различных минеральных веществ.
Протокол исследования качества воды
Наименование источника: родник (Корнеев)
Место взятия пробы: родник
Кем взята проба: учащиеся школы (члены кружка «Эколог-практик»)
Дата взятия пробы: 27.10 2009, 14.10 ч.
Условия хранения пробы: проба воды отобрана в чистую пластиковую бутылку (1,5 л.) заполняя полностью (оставляя 5-10 мл воздуха); анализ был сделан в течение 60 минут.
Дата и время проведения анализа: 27.10 2009, 14.30.
Определяемые показатели и результаты анализов
Наименование показателя | Используемый метод | Результат | Норматив качества и ПДК (для питьевой воды) |
Мутность воды | Органолептический | Мутность отсутствует | - |
Цветность воды | Визуальный, качественно | Полная прозрачность | - |
Запах воды | Органолептический | Отсутствует | Не более 2 баллов |
Вкус и привкус воды | Органолептический | Отсутствует | Не более 2 баллов |
Температура воды | Термометрический | +18 | - |
Водородный показатель воды (рН) | Визуально-колориметрический | 6.5 | 6.5-8.0 ед. рН |
Общая жёсткость воды | Визуально- колориметрический | Мягкая (общая жёсткость до 4 ммоль/л) | 10 мг/л |
Наличие хлорид-ионов в пробах воды. | Визуально-колориметрический | Незначительное помутнение раствора | 350 мг/л |
Концентрацию сульфат-аниона | турбидиметрический | концентрация 34 мг/л | 500 мг/л |
Заключение: подозрений на загрязнения нет.
Результаты работы показали, что проба воды по нормативам качества (приложение 5) СанПиН 2.1.4.559-96, ГОСТ 17.1.3.03. (для питьевой воды) относится к категории «очень чистая» питьевая вода. То есть родниковая вода имеет очень высокие экологические показатели.
1.4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧСЕКИЙ СТАТУС КОРНЕЕВА РОДНИКА
Одним из необходимых и важных условий оценки значимости родника - проведение социологического опроса жителей:
Анализ социологического опроса показал, что большинство местного населения (75 % из общего количества опрошенных людей) используют родниковую воду как один из источников водоснабжения. Все опрошенные люди (100 %) знают историю этого экологического объекта, качество воды оценивают, как очень высокое (по вкусовым качествам). Большинство людей (92 %) высказывают мнение об охране Корнеева родника, как ценного природного объекта и придания ему статуса особо охраняемого экологического объекта.
Предупредительные знаки, размещённые на территории Корнеева родника, напоминают гостям и туристам, что природа требует особого отношения к себе. Важно соблюдать некоторые правила поведения на маршруте:
II. ВЫВОДЫ
2.1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Эта работа носит исследовательский характер, цель этой работы состоит в том, чтобы донести до населения результат нашей деятельности и поэтому я предлагаю ряд мероприятий по распространению своих исследований и выводов:
1. Создание зоны «Корнеев родник» и придания ему статуса - особо охраняемого экологического объекта, разработка эскиза этикетки «Чистая родниковая питьевая вода» (приложение № 6 – рис. № 1), который является отличительным знаком Корнеева родника хутора Николовка Милютинского района Ростовской области.
2. Разработка и изготовление предупреждающих знаков «Внимание! Водоохранная зона!» (приложение № 6 - рис. № 2).
3. Использование знаков на экологическом объекте (приложение № 6 - рис. № 3).
4. Распространение материалов эколого-краеведческого маршрута среди местного населения (приложение № 7).
…Кто хочет напиться студёной воды
И чудо увидеть воочию
Идите до деда Корнея, в сады,
Родник там журчит днём и ночь.
Журчит он зимою и летом журчит,
При людях журчит и в безлюдье.
Не знает никто – сколько лет он журчит,
И сколько журчать ещё будет.
И я к роднику приклонился на миг,
Лежу так спокойно и тихо,
Бормочет о чём этот древний старик,
Хочу уловить чутким ухом…
Строки из стихотворения П.И. Лопина «Корнеев родник»
Список литературы:
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Галка в чужих перьях
Рисуем крокусы акварелью
Рыжие листья
Рисуем осенние листья