"Любовь к своему краю, гордость за него связаны с восприятием красоты природы. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Мы думаем, что красота природы где- то далеко. Думаем, что для восприятия красоты нужно путешествовать в далекие страны. А красота – рядом с нами, в нашем окружении. Вот только жаль, что мы зачастую это воспринимаем, как данность, не ценим, не бережем.
Республика Тыва-это уникальный уголок в центре Азии. Природа горной республики неповторима. Здесь в экологическом равновесии существуют почти все природно-климатические зоны Северного полушария – от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда и разнообразие природных источников, озер, издревле использующих местным населением в лечебных целях.
Познание природы благотворно влияет на сердце и ум человека. Природа дарует тому, кто стремится познакомиться с ней поближе, высокие наслаждения, совершенно недоступное тем, чьи уши и глаза закрыты для ее голосов и красот. Мы же стараемся замечать то прекрасное, что нас окружает. Увидеть красоту нашей республики, узнать историю, уходящую своими корнями вглубь веков можно и в нашем Улуг-Хемском районе, только в непосредственном контакте с природой. А этот контакт может устроить туристический маршрут «Девять достопримечательностей Улуг-Хема».
Министерство образования и науки РТ
Исследовательская работа на тему:
« 9 драгоценностей Улуг-Хемского кожууна»
Выполнили: Ондар Аялга,
ученица 11 класса и Ыдамчык
Кежикмаа, ученица 9 класса
МБОУ СОШ №2 г. Шагонар
Руководитель: Бавун-оол С.Д
Шагонар 2016г
Введение.
Любовь к своему краю, гордость за него связаны с восприятием красоты природы. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Мы думаем, что красота природы где- то далеко. Думаем, что для восприятия красоты нужно путешествовать в далекие страны. А красота – рядом с нами, в нашем окружении. Вот только жаль, что мы зачастую это воспринимаем, как данность, не ценим, не бережем.
Республика Тыва-это уникальный уголок в центре Азии. Природа горной республики неповторима. Здесь в экологическом равновесии существуют почти все природно-климатические зоны Северного полушария – от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда и разнообразие природных источников, озер, издревле использующих местным населением в лечебных целях.
Познание природы благотворно влияет на сердце и ум человека. Природа дарует тому, кто стремится познакомиться с ней поближе, высокие наслаждения, совершенно недоступное тем, чьи уши и глаза закрыты для ее голосов и красот. Мы же стараемся замечать то прекрасное, что нас окружает. Увидеть красоту нашей республики, узнать историю, уходящую своими корнями вглубь веков можно и в нашем Улуг-Хемском районе, только в непосредственном контакте с природой. А этот контакт может устроить туристический маршрут «Девять достопримечательностей Улуг-Хема». До настоящего времени Тува представляет собой весьма обособленный географический и культурный мир. Тувинцы в целом избежали заимствования чужих идей и культурных традиций. В конечном итоге это позволило сохранить культурное самосознание, высокий уровень духовной близости. Тувинцы не восприимчивы к посторонним влияниям, чему в немалой степени способствуют географическая изолированность и языковой барьер. Улуг-Хемская котловина, расположена в центрально-западной части Республики Тыва на дельте реки Енисей, поэтому наибольшая часть исторических событий кочевых племен, населявших территорию современной Тувы, происходила именно в Улуг-Хемской долине. 1923 году постановлением ЦК Танну-Тувинской народной партии образован Улуг-Хемский кожуун, в состав которого входили 16 сумонов, 4 арбана Даа кожууна. Указом президиума Верховного Совета РСФСР 7 августа 1945 года города Шагаан-Арыг стал центром Улуг-Хемского кожууна. В число административно-территориальных единиц входят 10 населенных пунктов. Кожуун занимает территорию 489344 га или 9,7 кв.метров. На территории кожууна расположена Саяно-Шушенская ГЭС – глубоководное водохранилище. В зоне затопления, которой распложены многочисленные памятники, характеризующие основные эпохи истории народов Центральной Азии. Для изучения памятников древней культуры, здесь в 1965 году работала Саяно-Шушенская археологическая экспедиция академии наук СССР. В зоне водохранилища обнаружено 500 курганов и 7 водохранилищ. Впервые в Центральной Азии были обнаружены стоянки человека эпохи бронзы.
На правом и левом берегах Енисея раскопаны многочисленные курганы скифского времени (II-III вв до нашей эры). В погребениях найдено много ценных предметов: гребень из рога ювелирной работы, бирюзовые бусы, зеркала, ножи, бронзовые изображения диких животных, тяжелые боевые чеканки и др. предметы
На территории водохранилища зафиксированы отдельные памятники наскального искусства. Самый крупный из них – рельефное изображение Будды – расположено вблизи поселка Урбун на скале. На одной из каменных плит удалось расшифровать имя знатного воина Кыргыза князя Бег-Эльчи, жившего тысячу лет тому назад.
Актуальность темы исследований
История края представляет собой довольно сложный объект краеведческой деятельности, который отличается необычайной емкостью содержания историко-краеведческого материала с его хронологическим размахом.
В Улуг-Хемском кожууне много исторических памятников, но наиболее ценная из-них, как древние городища Шагонара ушла под Саяно-Шушенское водохранилище.
Поэтому исторические памятные места должна быть взята под охрану, ей необходимо придать статус заповедуемой территории.
Целью данной работы является исследование, изучение памятников, описание и развитие индустрии туризма и отдыха в Улуг-Хемском районе на основе пропаганды ведения здорового образа жизни.
Объект – памятники Улуг-Хемского кожууна
Предмет – история Тувы
Задачи:
- Выявить 9 природных, исторических достопримечательностей в Улуг-Хемском районе
- Составить паспорт каждого природного и исторического объекта, - - Создать карту-схему, атлас и буклеты
- Создать туристический маршрут,проходящий по девяти достопримечательностям района
- Создать туристическую базу
- определить значение памятников для истории Улуг-Хемского кожууна; г. Хайыракан, г.Буура, г.Сыын-Чурээ, аржаан Сенек, аржаан Торгалыг, м. Кызыл-Эл, Оваа Онкум, Памятник в м. Даг-Ужу, Саяно-Шушенское водохранилище
В основу исследований были вложены работы таких ученых-историков как М.Х. Маннай-оол, С.Н. Астахов, М.А.Дэвлет, Л.Р. Кызласова исследовавших и изучивших археологию и памятники долины Улуг-Хемского кожууна.
Ценность памятников истории заключается в том, что помимо информации, в силу наглядности они погружают нас в атмосферу времени. Улуг-Хемский кожуун богат историческими событиями, которые материализовались в такие памятники как: Уйгуры – один из древних тюркоязычных народов Центральной Азии с середины VIII в. До середины IX в. Тува находилась под властью уйгуров. На территории региона обнаружено около 20 уйгурских городищ (городища Эльдег-Кежиг на р. Барлык, Бажын-Алаак на р. Чадаана, Шагонарские городища и др.)
Именно в Уйгурское время в Туве впервые появляются монументальные архитектурные сооружения: обнесенные крепостными стенами, городища (по тувински «Чер бажын» ) и замки. В настоящее время известны 17 городищ и 1 опорный наблюдательный пункт, сооруженные уйгурами.
Все городища представляют собой четырехугольники из стен, превратившихся ныне в валы из сырцового и глинобитного кирпича. Стены достаточно мощны и даже некоторые сохранились.
В районе Шагонара находится группа из 4-х городищ. Наибольшее из них 1-ое Шагонарское находится на реке Шагонарчик и имеет длинную дополнительную стену со рвом, пресекающую всю долину до берега Улуг-Хема. 3 других городища расположены компактной группой в пойме Чааты у г. Бай-Даг, в 6 км. к юго-востоку от 1-го городища (2,3,4 городища). Они расположены в направлении с севера на юг в 260 и 500 м. один от другого. Причем наиболее интересно среднее из них -3 Шагонарское городище.
Хорошая сохранность позволила создать реконструкцию первоначального вида замка. Это был первоначально хорошо укрепленный замок (126х119м), который отличался от городища наличием внутренней квадратной цитадели (47х45м). Валы городища представляют собой оплывшие остатки мощностей, сложенных из глины и сырцового кирпича. Поэтому валы хорошо сохранились и имеют хорошо очерченные остатки 10-ти башен и с въездами с двух сторон. Эти городища были центрами земледелия, ремесла и вероятно торговли, так же они на случай военной опасности служили убежищем для окрестного кочевого населения, жившего в юртах.
Во II в. до н.э. в условиях гуннской экспансии на территорию Тувы вторглись новые скотоводческие племена, а основной массе существенно отличавшиеся от местного населения скифского времени как антропологическими признаками, так и культурой.
Наиболее ярким памятником Тувы гуннского времени является могильник Сыын-Чурээ.
Актуальность работы заключается в том, что Республика Тыва в плане развития активного отдыха имеет неоспоримое превосходство перед многими другими регионами России и даже зарубежными странами. Уникальный ландшафт имеет и наш Улуг-Хемский район. Он богат флорой и фауной, различными минеральными, сырьевыми и водными ресурсами , историческими и природными памятниками, зонами отдыха и туризма, располагает прекрасными зонами ресурсов. История края представляет собой довольно сложный объект краеведческой деятельности, который отличается необычайной емкостью содержания историко-краеведческого материала с его хронологическим размахом.
В Улуг-Хемском кожууне много исторических памятников, но наиболее ценная из-них, как древние городища Шагонара ушла под Саяно-Шушенское водохранилище.
У подножья Сыын-Чурээ имеются курганы различных эпох и остатки древних стоянок. Поэтому гора должна быть взята под охрану, ей необходимо придать статус заповедуемой территории.
В основу исследований были вложены работы таких ученых-историков как М.Х.Маннай-оол, С.Н.Астахов, М.А.Дэвлет, Л.Р.Кызласова исследовавших и изучивших археологию и памятники долины Улуг-Хемского кожууна.
Ценность памятников истории заключается в том, что помимо информации, в силу наглядности они погружают нас в атмосферу времени. Улуг-Хемский кожуун богат историческими событиями, которые материализовались в такие памятники как:
Рекрационные ресурсы- это ресурсы отдыха и туризма, которые обладают такими свойствами , как уникальность, историческая и художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость. Вышеперечисленными свойствами обладают исторические и природные достопримечательности Улуг-Хема. К ним можно отнести:
Изучение этих объектов начато еще в 2000 году, членами туристического кружка нашей школы. Поэтому у нас имеются достаточный материал, знания, исследования, опыт, чтобы создать туристический маршрут «Девять драгоценностей Улуг-Хема». Их мы разделили по характеру использования на 4 типа:
Составили краткую характеристику каждого объекта, опираясь на поисково-исследовательский метод. Чтобы изучить и исследовать маршрут мы его разделили на 4 стадии:
Маршрут можно пройти по разным вариантам
Результатами этой работы является:
5.У тувинского этноса с древних времен существовали священные земли.
Под священной землей подразумевалась территория священной горы (весь комплекс с подножьем) или территория отдельной акватории (озера), которая по тем или иным причинам считается священной.
6.Каждый год перед началом лета (первая половина июня) освящали священную гору – «Оваа дагыыр»
Изучая эту тему, я пришла к выводу, что 9 драгоценностей Улуг-Хема способствуют познать мир, природу, свой край родной, ее красоту. Индустрия туризма может повлиять на развитие экономики нашего района. Можно привлечь туристов из разных уголков России, из разных стран мира, при этом увеличится доход нашего района. Появятся дополнительные рабочие места для безработных. Работа еще не закончена, требует продолжения. Продолжением является создание туристической базы вблизи каньона Кызыл-Эл. Она находится на стадии разработки совместно с кожуунной администрацией, после чего большое развитие получит активный туризм. После походов и экскурсий по достопримечательностям нашего района любой человек узнает, поймет и полюбит, что существует на земле уникальный, неповторимый уголок в сердце Азии, который называется – Улуг-Хем.
Аржаан Сенек.
Минеральный источник Сенек используется населением в лечебных целях с 80-х годов 20 века. Недалеко от этого аржаана есть еще три выхода воды с повышенной минерализацией и родственным химическим составом. Вода используется, как лечебно-питьевая и лечебно-столовая при болезнях органов пищеварения, мочеполовой системы, при заболеваниях эндокринной системы и нарушении обмена веществ.Температура воды всех выходов практически одинакова - 6-7градусов С. Аржаан Сенек до 1993 года был заброшен, лишь в 2004 году он был востановлен - Манзырыкчы В.Т., Шарап С.О.,Домур-оол Ч.О.сделали каптированные деревянные желобы. Летом 2004 года шаман Канчыр-оол Сайлык-оол провел освещение источника, ритуал ухода за ним и разбудил духа аржаана. В целях сохранения чистоты аржаана там регулярно проводятся акции по очистке его территории местными жителями.
г.Сыын-Чурээ
На горе еще были найдены росписи древних людей. Сыын – Чурээ было место особого почитания. На выходах скальных плоскостей этой горы выбиты многочисленные рисунки, которые по техническим приемам их населения и сюжетам могут быть датированы хуннским временем. В руках у изображенных всадников копья были опущены наперевес, подобные найденным в расположенных здесь же могилах. У одного из всадников ноги изображены висящими, так как в то время стремена не были еще распространены. Среди рисунков имеется изображение выполняющего магические действия шаманов. На скалах южного склона, начиная с каменного века, древние люди наносили свои писанины: изображая различных животных, силуэты людей – охотящихся, молящихся и т.д.
Гора находится в северном направлении от села Иштии-Хем Улуг-Хемского кожууна, недалеко от шоссейной дороги Кызыл – Тээли. Имеет вид пирамиды или конуса с восточной стороны. Гора Сыын-Чурээ является природным и историческим объектом. На ее скальных участках рисунки древних людей – петроглифы, изображены животные, различные фигурки. Также в рисунках отражены конфликты, возможно, между племенами. На юго-восточной части, на равнинной местности виднеются круги, древние захоронения – курганы. Насчитано шесть кругов и измерены их диаметры. Некоторые круги диаметром около 3 м, четко сложены и окаймлены камнями.
Г.Хайыракан
Гора Хайыракан - это одно из самых святых и почитаемых мест в Туве. В 1992 году она была выбрана как энергетически сильное место и освящена Далай Ламой XIV. Как минимум раз в год местные шаманы приезжают сюда, чтобы зарядиться энергией, укрепить и очистить дух
О седом Хайыракане ходят в народе легенды. Вот одна из них.
Много лет назад эта гора была одета тайгой. Жил у ее подножья молодой охотник со своей старой дряхлой матерью. Старуха умела колдовать. Однажды ее сын отправился на охоту. В тайге он выследил марала, подкрался к нему и прицелился. В это время на него напал медведь, разорвал и утащил в свою берлогу. Обеспокоенная мать ждала сына два дня, а на третий не вытерпела, стала колдовать и узнала страшную правду. Разгневанная старуха напустила на гору грозу. Загрохотали, загремели громовые удары, копья молний прорезали небо, заполыхала тайга и сгорела вместе со всеми ее обитателями. С тех пор гора стоит голая, безжизненная, и зовут ее — Хайыракан, т. е. медведь. Недалеко от горы раскинулся поселок того же названия — Хайыракан. На правом берегу Улуг-Хема между поселками Ийи-Талом и Хайыраканом видны с дороги скалы, о них тоже рассказывают предания.
Однажды молодой арат у этих скал ранил косулю. Она из последних сил; преодолевая один уступ за Другим, поднималась на скалы. Ловкий юноша не отставал и, когда, наконец, настиг ее, понял, что чересчур увлекся погоней. Обратно спуститься было почти невозможно, так как скалы отвесно обрывались к Улуг-Хему. Плотно прижимаясь к уступам, парень стал осторожно спускаться. Сапоги скользили по камням. Он сбросил их вниз, а когда с величайшим трудом спустился, то ноги были уже обморожены. Истратив силы, он упал у подножья скалы. Здесь его и нашли родственники. Перед смертью, придя в сознание, он сказал: «Это великие скалы! Не всякий их одолеет». С тех пор в народе зовут эти утесы Улуг-Хая. Известная гора Хайыракан (в переводе священный медведь) высится на левом берегу Улуг-Хема близ трассы Кызыл – Шагонар, в 105 км от Кызыла. Возле нее стоит построенный к приезду в сентябре 1992 года Его святейшества Далай-Ламы XIV небольшой памятник-часовня, каменная Оваа «Он-Кум», а также плакат с буддийской молитвой овеяной надписью «Ом мани падме хум». В 2008 году у подножья был возведен «Субурган».
О седом Хайыракане ходят в народе много легенд. Вот одна из них.
Много лет назад эта гора была одета тайгой. Жил у ее подножья молодой охотник со своей старой дряхлой матерью. Старуха умела колдовать. Однажды ее сын отправился на охоту. В тайге он выследил марала, подкрался к нему и прицелился. В это время на него напал медведь, разорвал и утащил в свою берлогу. Обеспокоенная мать ждала сына два дня, а на третий не вытерпела, стала колдовать и узнала страшную правду. Разгневанная старуха напустила на гору грозу. Загрохотали, загремели громовые удары, копья молний прорезали небо, заполыхала тайга и сгорела вместе со всеми ее обитателями. С тех пор гора стоит голая, безжизненная, и зовут ее — Хайыракан, т. е. медведь. Недалеко от горы раскинулся поселок того же названия — Хайыракан. На правом берегу Улуг-Хема между поселками Ийи-Талом и Хайыраканом видны с дороги скалы, о них тоже рассказывают предания.
Однажды молодой арат у этих скал ранил косулю. Она из последних сил; преодолевая один уступ за Другим, поднималась на скалы. Ловкий юноша не отставал и, когда, наконец, настиг ее, понял, что чересчур увлекся погоней. Обратно спуститься было почти невозможно, так как скалы отвесно обрывались к Улуг-Хему. Плотно прижимаясь к уступам, парень стал осторожно спускаться. Сапоги скользили по камням. Он сбросил их вниз, а когда с величайшим трудом спустился, то ноги были уже обморожены. Истратив силы, он упал у подножья скалы. Здесь его и нашли родственники. Перед смертью, придя в сознание, он сказал: «Это великие скалы! Не всякий их одолеет». С тех пор в народе зовут эти утесы Улуг-Хая.
г.Буура
На северо-западе над Улуг-Хемской котловиной возвышается гора Буура. Буура- по-тувински верблюд, самое крупное животное в республике. В названии отразилось почтение местного населения перед величием горы. Да и своими очертаниями она действительно похожа на лежачего верблюда. В середине июня, когда Улуг-Хемская котловина пышет жаром, на вершине Бууры все еще сверкает снег. Буура, как считают местные жители, предсказывает погоду. Опытные огородники, прежде чем высадить помидоры, обязательно обратят свой взор на ее вершину. Осенью гора раньше всех покрывается снегом – это значит пришла пора собирать урожай.
Шагонар – гора Буура (2310м) – г.Шагонар______
Начальнику ОГОЧС Улуг-Хемского кожууна – начальнику ПСЧ-17 майору внутренней службы Подкопаеву М.В.
Сообщаем, что группа туристов из г.Шагонар в период с 15 октября по 16 октября 2010 года совершит поход по маршруту г.Шагонар – гора Буура (2310м)
№ | Дата | Наиболее характерные дневные ориентиры перехода | Предполагаемые места ночлега |
1 2 | 15.10.14 16.10.14 | Пеший выход к реке Улуг-Хем, ночевка в чабанской стоянке у подножья горы Бура. Пешее восхождение на гору Буура, спуск с горы, возвращение в г.Шагонар. | Базовый лагерь 31 с.ш. 91 в.д. (чабанская стоянка на вершине 1800 м) |
В группе всего_______ человек.
Руководитель группы Бавун-оол С.Д.
Контактный телефон и домашний адрес руководителя
89235409477 г.Шагонар ул.Юбилейная 16-1
Заместитель руководителя группы Бавуу М.Ф.
Контактный телефон и домашний адрес зам.руководителя
89232679010 г.Шагонар ул.Саяно-Шушенская 8-112
Контрольные пункты (наименование) | Контрольные пункты (время, дата) |
1) г.Шагонар, школа №2 2) Подножье горы Буура 3) Базовый лагерь (1800 м) 4) Вершина г.Буура (2310) 5) Базовый лагерь (1800 м) 6) г.Шагонар | 1) 12ч.00 15.10.10. 2) 16ч.30 15.10.10. 3) 18ч.30 15.10.10, 16.10.10 4) 12ч.00 16.10.10. 5) 16ч.00 16.10.10. 6) 20ч.00 16.10.10. |
О прохождении контрольных пунктов группа сообщит Вам (способ сообщения) по телефону
Руководитель группы: ____________/Бавун-оол С.Д./
Аржаан Торгалыг
Интересным пресноводным источником является аржаан Торгалыг. Расположен он в нескольких километрах к северо-западу от поселка Торгалыг. Название свои поселек и аржаан получили по названию горы. Вода источника очень холодная -3°С. Здесь лечат заболевание почек, суставов, и ангину. Аржаан был известен и пользовались им издавна.
Каньон.Кызыл-Эл
Если вы не видели речного каньона, то сходите к Сенеку. В восьми километрах от села Арыг-Бажи, в окружении живописных гор, девственной тайги расположен каньон Кызыл-Эл, известный в простонародье как Кызыл-Эл (Сенекский каньон). Второе название он получил по названию реки, протекающий п его дну.
Длина каньона – 3,5 км, ширина – 70 метров, а вот о глубине все спорят. Есть разные данные, десять этажей, двадцать этажей, 55 метров… Кызыл-Эл красив своими берегами, изобильно поросшими ягодниками, лиственными и хвойными деревьями и благоухает разнотравьем. Глина, песок и гравий для такого стремительного красавца не преграда. Смотришь на него в обычное время и удивляешься, как эти смирные ручейки смогли пробуравить высоченные стены? Как смогло образоваться такое чудо света? Легенд,связанных с достопримечательным местечком множество. Есть одно предположение: когда прятали от местных глаз могилу Чингиз-Хана по горам тану-Ола, начались меняться русла рек и сделалось слияние двух речек. Одна из таких речек и бежит сейчас по дну этого каньона. Так вот, ей сильно не понравилось такие новые берега, и она стала все чаще выходить из них,возмущаться. Размыла русло так, что теперь бежит на такой глубине где в сорокоградусную жару лед не тает- довозмущалась…
Безусловно, каньон – уникальное творение природы. Отвесные скалы причудливой формы из красного песчаника, ущелье из разноцветных ручейков, струящихся по его дну- на это стоит посмотреть.
Даг-Ужу
Обострение русско-тувинских отношений и восстание в поддержку Советской власти в Южной Сибири в конце 1918 г. позволили Пекину и Урге активизировать захватническую политику в отношении Тувы. Осенью 1918 г. китайский вооруженный отряд в полторы сотни человек под командованием Ян Ши Чао вторгся в Юго-Западную часть Тувы. В местность Ак-Чыраа прибыло около 300 китайских солдат, переведенных вскоре в Кара-Дуруг на Дус-Даге, где они простояли до февраля 1918 г.
В январе 1919 г. китайское правительство назначило Ян Ши Чао специальным комиссаром китайской республики по урянхайским делам. В марте 1919 г. перевалив через Танну-Ола, расположился в Западной Туве двумя группами – в районе Верхне-Чаданского хурээ и местности Даг-Ужу около Шагонара. Очевидец вспоминал «… весной 1919 года, в Даг-Ужу лагерем расположилась большая группа из этого отряда. Офицеры вели разгульный образ жизни, грабили и убивали невинных людей». 1920-х гг. состоялось совещание монгольских князей, которое вынесло решение об уничтожении китайского отряда в Туве. В первых числах марта 1921 г. близ устья р.Шагаан-Арыг собрались вооруженные араты численностью около 80 чел., среди которых были Адыг-Тюлюш Чульдум, Кыргыс Дагба, Кыргыс Тас-оол, Ондар Сарыг-оол, Донгак Дамдынчап, Сарыгбай, Ынаажык и многие другие, они разработали план разгрома белокитайского отряда численностью 100 солдат, стоящего в местности Даг-Ужу. Наступление началось рано утром. Одна группа восставших открыла огонь по лагерю оккупантов, другая стремительным броском обрушилась на них с тыла. В результате решительных, внезапных и смелых действий тувинских аратов, отряд китайских милитаристов на Даг-Ужу был разгромлен. Одновременно в ту же ночь хемчикские тувинцы уничтожили другую группу белокитайцев, находившуюся в долине р.Чадан. этот бой является фактом роста революционной сознательности аратов Улуг-Хемского кожууна.
Сейчас на этом месте возведен памятник
Выводы:
Изучение родного края для каждого человека очень важное явление. Человек должен знать где он родился, вырос, историю и географию своей Родины. Улуг-Хемский кожуун является центральным. Здесь очень много исторических памятников, которые еще до конца не изучены, не исследованы. Сегодня это очень актуальный вопрос, потому что во всем мире стали интересоваться нашей Республикой, туризм очень развивается.
Список использованной литературы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г Шагонар
Классный час
на тему:
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ! »
( для 5-6 классов )
Разработал: Бавун-оол С Д, учитель
биологии и химии.
Шагонар 2015 г
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!
Цели:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Ход урока. Классный час начинается с видеофрагмента «Ангел»
- Итак, любое общение, тем более с новым классом, должно начинаться со знакомства. Меня зовут Салбакай Донгаковна. Я предлагаю вам назвать свое имя и качество вашего характера, которое будет начинаться на первую букву вашего имени. Например: Салбакай Донгаковна – самый классный классный.
Итак, я узнала поименно ваш класс, но как узнать внутренний мир ребенка, его черты характера. Все это конечно же откроется в процессе ежедневной кропотливой работы, но еще мне в этом помогает тест, разработанный специалистом по социальной педагогике США Сюзеном Деллингером, который я хочу предложить вашему вниманию. Точность диагностики личностных качеств с помощью этого метода достигает 85%!
^ Слайд 1 «Геометрический тест»
Перед вами на экране пять фигур. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать «Это Я!». Какую фигуру вы выбрали, именно она дает возможность определить ваши главные черты характера и особенности поведения. Итак:
^ Слад 2
Квадрат - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до
конца. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок – все
должно находиться на своих местах. Идеал Квадрата –
распланированная, предсказуемая жизнь.
^ Слайд 3
Треугольник – эта форма символизирует лидерство. Самая главная черта
треугольника – способность сконцентрироваться на главной.
цели. Треугольники сильные, сконцентрированные личности,
ставящие цели, и, как правило, достигающие их.
^ Слайд 4
Прямоугольник – временная форма личности. Это люди, неудовлетворенные
тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому
заняты поиском лучшего положения. Поэтому они
любознательны, имеют живой интерес ко всему
происходящему и смелость.
Слайд 5
Круг – самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высоко развитой
эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать. Круг
ощущает радость и боль другого как свою. Он любит когда все вокруг
ладят, и поэтому даже если возникнет какой-то спор, то круг уступит
первым.
Слайд 6
Зигзаг – фигура символизирующая творчество. Создание нового,
оригинального – вот что нравится Зигзагам. Зигзаги – неутомимые
проповедники своих идей, способные увлечь за собой многих.
Итак, в нашем 5 б классе:
Квадратов ---
Треугольников ----
Кругов ----
Зигзагов -----
Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В. Солоухин)
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты , отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на этом классном часу.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. В РТ проживает 173 тысяч человек и более 30 национальностей, а в нашем городе проживает 14 тысяч человек. А МБОУ СОШ №1 учатся около 800 учащиеся а вашем 5 б классе 26 учащиеся. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
3. Введение и Обучение навыкам самоанализа.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Все это и значит быть толерантным человеком!
Информация на слайде с определением толерантности.
Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) способность человека принимать окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя.
Учитель: - Ребята хоть мы все такие и разные, но есть то, что нас всех объединяет, и я сейчас вам это докажу. Я буду говорить выражения
Игра «Подойдите, у кого….».
- кто любит свою маму;
- родился зимой;
- в имени есть буква «А»;
- любит мороженое;
- кто любит играть в футбол;
- у кого есть брат (сестра);
- у кого волосы ниже плеч.
Учитель: - Вот видите ребята как много у нас общего! Как мы все с вами похожи!
- Но все же часто бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. И это становится причиной ссор и конфликтов.
5.Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?
(Ответы детей):
- не понимают друг друга;
- не уступают друг другу;
- не умеют сдерживаться;
- не принимают чужого мнения;
- хотят всегда быть главным;
- не умеют слушать других;
- делают назло и т.д.
Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости.
- Давайте проверим себя – насколько каждый из вас толерантен.
6.Тестирование «Насколько ты толерантен».
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1.Миша плохо одет…
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2.Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4.Пожилая женщина медленно идет…
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5.Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что все мальчик - нули.
6.На твоих глазах на кого – то нападают…
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
7.К тебе подходит ребенок – инвалид…
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Если кто то согнул много пальцев. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Главное, что ты добрый и со временем у тебя все получится.
- Поэтому мы все должны стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
7.Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться
понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
1.Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
2.Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
3.Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
Ответы детей Видеофрагмент «Доброе утро!».
Рефлексия
Учитель: - Ребята я посадила волшебное дерево добра! Это яблоня, она растет в нашей стране. Так как мы любим, когда нам говорят ласковые слова, так и растения без доброго отношения не могут. Я не смогу обойтись без вашей помощи, напишите на яблочках что нужно сделать, чтобы ваш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелательности. А теперь приклеим их на дерево.
- Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
- Не ссориться, стараться понять друг друга
- Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки
- Больше общаться, узнавать друг друга
- Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Учитель: - Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
«И это дерево пусть останется в вашем сердце и на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»
Учитель: - Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:
- Что нового, интересного узнали на занятии?
- Что было самым трудным?
- Что понравилось - не понравилось сегодня?
Учитель. Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Мы должны проявлять милосердие!
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Итог урока:
Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была ваш ангел - любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!
Учитель: - Огромное спасибо вам ребята за это прекрасное время, что мы провели вместе с вами! Успехов и удачи вам!
Список используемой литературы:
1. М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».
2. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».
3. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
4. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
5. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
6. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
7. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
8. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
9. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
10. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
11. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
12. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.
Слайд 1
Тема классного часа: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!Слайд 9
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Б. Шоу
Слайд 10
Все люди на планете Земля разные.
Слайд 19
Толерантность Прощение Милосердие Уважение прав других Сотрудничество, дух партнёрства Уважение человеческого достоинства Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
Слайд 20
Толерантность Испанский язык: способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.
Слайд 21
Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным. Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Толерантность
Слайд 22
Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенностьк другим. Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо). Толерантность
Слайд 23
Личность Толерантная Интолерантная Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие, гуманизм Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Немотивированная агрессия
Слайд 24
Тестирование «насколько ты толерантен» 1.Миша плохо одет… - Это неважно. - Ты подсмеиваешься над ним. 2.Петя питается не так, как ты, по причине своей религии… - Ты просишь, чтобы он объяснил это. - Ты говоришь, что он выглядит смешно. 3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего… - Ты стремишься лучше узнать его. - Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания. 4.Пожилая женщина медленно идет… - Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. - Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 5.Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком… - Ты разговариваешь с ним. - Ты говоришь, что все мальчик - нули. 6.На твоих глазах на кого – то нападают… - Ты пытаешься защитить его. - Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь. 7.К тебе подходит ребенок – инвалид… - Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Слайд 25
Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфорта, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.
Слайд 26
Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающегодругих людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Слайд 27
Найти нужные решения 1.Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
Слайд 28
Найти нужные решения 2.Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
Слайд 29
Найти нужные решения 3.Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
Слайд 30
Любовь Прощение Терпение
Слайд 31
Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. 4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Конвенция о правах ребёнка. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.
Слайд 32
Солнечный круг, небо вокруг Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке: Пусть всегда будет небо Пусть всегда будет солнце Пусть всегда будет мама Пусть всегда буду Я!
Груз обид
Мальчик и колокольчики ландышей
Браво, Феликс!
Рождественские подарки от Метелицы
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский