Проект разработан с целью создания условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде. Основными задачами являются приобщение детей к культурному наследию разных национальностей, формированию системы нравственных ценностей, расширению воспитательного пространства. Проект основан на принципах гуманнизма, толерантности, вариативности, социального партнерства. Предполагаемые сроки реализации проекта 2013-2020 г.г. и включает в себя четыре этапа.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_tolerantnosti.docx | 50.8 КБ |
dorozhnaya_karta.ppt | 2.19 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Советский
Проект «Школа толерантности»
в рамках реализации развития дорожной карты
школьного объединения «Юные Россияне»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Советский»
Подготовила: Щукина Екатерина,
ученица 10А класса МБОУ СОШ №2
г. Советский
Руководитель: Шарова Василина Александровна – педагог-организатор
Советский,2013 г.
Актуальность проекта
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Сегодняшние школьники живут в сложной ситуации: в школе им говорят о значимости нравственных качеств в жизни человека, семьи, общества. А за стенами школы детей захлестывают книги, фильмы, телепередачи, желтая пресса, интернет.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.
В данных условиях возникает необходимость формирования правильной позиции детей по отношению к людям, которые их окружают, системы ценностей межличностного общения, приятия чужой культуры.
Цель проекта: Создание условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде.
Задачи:
этнокультурных традиций.
Проект основан на принципах:
гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали.
а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
отношениях с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта:сентябрь 2013 г.- май 2020 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап:2013 г. –2014 г.
Разработка проекта «Школа творчества»
2 этап: 2014 г. - 2020 г.
Реализация основных направлений проекта
3 этап июнь 2020 г.
Оценка эффективности реализации проекта «Школа толерантности»
Понятие и содержание толерантного воспитания
Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
В Декларации определено понятие толерантности как:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Формы проявления толерантного поведения:
– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
– религиозная толерантность(терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
Для нашей школы наиболее значимым является бытовая и этническая толерантность. Исходя из этого, мы выделили приоритетные направления по формированию толерантности в рамках деятельности школьного объединения:
- развитие музейного дела;
- фестивальное движение;
- конкурсная и проектная деятельность.
Основные виды, формы деятельности, система мероприятийпо формированию толерантности
Виды и формы деятельности |
|
|
|
Управление реализацией проекта
Координатором реализации проекта является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который:
С целью управления и планирования работы по реализации проекта создается рабочая группа, в составкоторой входят по одному представителю от каждогоклассного коллектива.
Рабочая группа:
Значимость реализации представленного проекта прослеживается на 3-х уровнях:
Модель учащегося, формируемая в результате реализации проекта, обладает следующими качествами:
Целевые индикаторы и показатели.
Эффективность реализации проекта определяется системой целевых индикаторов и показателей. Она позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям проекта. Результаты реализации проекта оцениваются по следующим направлениям:
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
1 | 2 | 3 |
Организация работы школьного музея национальных культур |
| Количественный учет фондов музея. Количество заключенных договоров о сотрудничестве. |
Развитие социального партнерства |
| Количество заключенных договоров о сотрудничестве. |
Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников. |
| Мониторинг участия обучающихся в мероприятиях. |
Формирование культуры межэтнических и межнациональных взаимоотношений |
| Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Приложение) |
Целевые показатели достижения результатов реализации проекта
№ п/п | Наименование показателей результатов | Значения показателя по годам | |||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Количество временных музейных экспозиций | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Количество социальных партнеров | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Количество учащихся, включенных в процесс исследовательской деятельности | 5 | 15 | 15 | 20 | 20 | 25 | 30 | 35 | |
Количество участников мероприятий этнографической направленности | 1000 | 1200 | 1200 | 1500 | 1700 | 1900 | 1900 | 2000 | |
Количество победителей и призеров творческих конкурсов, акций, фестивалейразного уровня. | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 120 | 150 |
Приложение 1
Модель деятельности проекта «Школа толерантности»
Приложение2
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен | ||
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||||
4. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||||
6. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | ||||||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов.
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокойинтолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Акварельные гвоздики
Мост Леонардо
Лиса-охотница