Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся в повседневной жизни. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.
Вложение | Размер |
---|---|
Детские рефераты | 60.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13"
Исследовательская работа
Использование жестов в речевых коммуникациях учителей и учащихся
Булдакова Тамила
ученица 11 "А" класса
МБОУ "СОШ №13"
Руководитель:Толстикова
Ольга Анатольевна
учитель биологии
МБОУ "СОШ №13"
Глазов 2015
Содержание
Введние 3
Глава 1. Виды жестов
Глава 2.
Заключение
Список литературы
Введение
Во все времена в процессе общения и взаимопонимания людей важная роль отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.
Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся в повседневной жизни. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.
До сих пор идет спор о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.
С тех пор как впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное - это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. До двух третей сообщений, полученных каким - либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Целью данного реферата является анализ языка жестов в речевых коммуникациях учителей и учащихся.
Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть виды жестов.
3. Проанализировать язык жестов в речевых коммуникациях учителей и учащихся.
Использованные методы: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, анализ анкет.
Глава 1. Виды жестов
Жесты – движения, имеющие сигнальное значение; это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в процессе общения. Как отмечают исследователи, жесты в процессе общения не только сопровождают речь. На основе жестов можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Жест также может сказать о желании человека, о его внутреннем душевном состоянии. Особенности жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо качестве воспринимаемого. Именно поэтому жесты относят к выразительным движениям [2].
Дж. Ниренберг и Г. Камеро выделяют следующие виды жестов:
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения головы, рук и кистей, которые совершаются бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
В зависимости от назначения жесты подразделяются также на:
И.А. Стернин подразделяет жесты на следующие:
Номинативные – их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства. Номинативные знаки используются автономно или вместе с вербальными средствами («большой палец», палец к губам «тихо», подкручивание у виска – «ненормальный» и др.). К номинативным относится и большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображения размера, формы);
Эмоционально-оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц) – огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.;
Указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указательным пальцем, ладонью, головой);
Риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, ко, коммуникативно-значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);
Игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании);
Вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ко лбу козырьком от солнца);
Магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным значением [2].
А.А. Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:
Здесь представлены не все классификации жестов, т.к. их очень много и каждый ученый исследует жесты с определенной стороны.
В литературе представлено много классификаций жестов. Но мы будем опираться на классификацию Крейдлина. В ней иллюстративные жесты делятся на четыре типа по функциональному признаку [1].
1. Дейктические жесты – говорящий указывает пальцем, рукой (или как-то иначе, например, локтем):
А) на некоторый референт:
Б) на некоторую точку во времени или пространстве.
2. Изобразительные жесты – наиболее сложные по форме, они передают слушающему какую-то смысловую информацию, дублируя или дополняя слова.
Например:
А) сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными пальцами, как будто охватывающими мяч, обозначает объединение, сближение;
Б) руки в таком же положении «рисуют шар». Что значит – обобщение, множество;
В) горизонтальное движение «покрытой» рукой: значение – ряд однородных, одинаковых явлений при перечислении их;
Г) значение «суть», «главное» передается чаще всего жестами:
Д) противопоставление, противоположность явлений: согнутая в локте рука покачивается из стороны в сторону.
3. Кинетические ударения – короткие или простые по форме движения руки, обычно согласованные по времени с ударным слогом в слове. Этот тип жестов был разбит на два подтипа в зависимости от формы иллюстратора:
4. Иллюстративные регуляторы, как следует из самого названия – это регулирование процесса общения. Например:
Глава 2.
Использование жестов в речи учителей и учащихся
Для изучения использования жестов в речевых коммуникациях учителей и учащихся нами были использованы следующие методы работы - наблюдение и анкетирование.
В результате наблюдений нами были получены следующие результаты:
Жесты | Учителя | Ученики |
1. Дейктические жесты (говорящий указывает пальцем или рукой) А. Предмет, присутствующий при разговоре, или воображаемый) Б. На некоторую точку во времени или пространстве 2. Изобразительные жесты (передают смысловую информацию) А. Обозначение воссоединения, сближения Б. "Рисуют шар" - объединение, множество В. Горизонтальное движение (покрытой рукой) Г. Значение "Сути", "Главное" - обращенные кверху пальцы руки сближены "щепотка" - указательный палец поднят вверх - сжатие кисти руки в кулак Д. Противопоставление: согнутая в локте рука покачивается из стороны в сторону 3. Кинестические ударения (согласование по времени с ударным слогом в слове) - однократные жестовые ударения - ритмичные жесты 4. Иллюстративные регуляторы (регулирование процесса общения) - "Внимание!" - призыв к тишине - указание на запястье: "Времени осталось мало, а сделать еще нужно много" | 90% 75% 89% 97% 100% 100% 80% 76% 50% 100% 35% 100% 10% | 85% 95% 77% 90% 5% 25% 43% 46% 5% 50% 75% 10% 0% |
Таким образом, жестами чаще всего пользуются учителя, это связано с видом деятельности, который предполагает частое общение. Но, в свою очередь, ритмичными жестами чаще пользуются ученики, так как они постоянно слушают музыку.
С целью изучения значения жестов в жизни учащихся и учителей нами было проведено анкетирование. В результате нами были получены следующие результаты:
По жестам можно определить:
- психическое состояние человека;
- уточняет устную речь;
- призывают к вниманию.
Также в анкете учащимся и учителям было предложено ответить на вопрос: "Нужны ли жесты при общении?". На который всеми опрошенными был дан положительный ответ.
Таким образом, мы видим, что жесты необходимы в общении.
Заключение
Мы считаем, что в учебном процессе желательно не отрывать жесты от речи, так как в естественном говорении они тесно связаны.
Понимание языка жестов поможет улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. Как бы хорошо вы не знали кого-то, никому не дано читать мысли других людей, поэтому все, что может улучшить, общение представляется ценным. Язык жестов можно использовать для того, чтобы манипулировать людьми или вести их в заблуждение. Однако, прежде чем использовать новые знание, подумайте чего вы хотите этим добиться.
Поэтому, одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учащимися, общаться с ними. Коммуникативно-грамотный педагог знает не только словесно оптимальные средства при общении с аудиторией, но и соответствующую им интонировку, необходимый и органичный ситуациям жестикуляционный комплекс, обеспечивающий и диалогическую открытость, и правильность понимания сказанного.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. - Ростов - на - Дону. : Деникс, 1996.
2. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород., 1992.
3. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М., 2001.
4. http://nonverbal. org
5. http://freest.org
6. http://www.bestreferat.ru
Рисуем "Ночь в лесу"
Этот древний-древний-древний мир!
Повезло! Стихи о счастливой семье
Проказы старухи-зимы
Астрономический календарь. Март, 2019