Исследовательская работа "Широкая масленица" работу выпонила учащаяся 6 класса Бородулина Ангелина. В работе рассмотрен вопрос по происхождению праздника Масленица и сравнение современного празднования праздника Масленицы в нашем селе.
Вложение | Размер |
---|---|
Широкая масленица | 61.5 КБ |
Масленицу в нашей стране празднуют каждый год, я решила подробнее узнать о самой Масленице и о том, как ее празднуют у нас в селе и в стране.
Гипотеза - праздник Масленицы является неотъемлемой частью православной культуры, поэтому многие современные люди следуют её традициям и обычаям.
Цель исследовательской работы: узнать истоки возникновения праздника Масленицы
Основные задачи исследовательской работы
- изучить историю праздника;
- узнать, как празднуется Масленица у разных народов мира;
- изучить обычаи традиционной русской Масленицы;
- узнать, как соблюдают традиции Масленицы в с.Грибовка, России
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы:
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован для организации праздника Масленица в нашем селе, в соответствии с традициями и обычаями, в целях сохранения традиций в первозданном их виде.
Этот старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи.
Праздник Масленицы, или Сырной недели уходит своими корнями вглубь веков.
Еще в 600 году священнослужитель русской православной церкви Папа Григорий Великий установил «пепельную середу» началом поста. Бывший патриарх хотел совсем уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; все же он сократил его продолжительность до 8 дней тогда как прежде Масленица продолжалась 14 дней.
Несмотря ни на что, мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывался в эти дни. Сёла и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром. Работы в эти дни прекращались, и все так или иначе принимали участие в общем веселье: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами.
Бытовало поверье: плохо справишь масленицу, пошлет Велес (Бог урожая) неурожайное лето.
Название праздника возникло потому, что по православному обычаю перед Великим постом мясо уже есть нельзя, а молочные продукты употреблять пока еще разрешается. Вот и пекут масляные блины. Отсюда и название.
Как известно, «Масленица семь дней гуляет». Масленица по церковному календарю до сих пор называется «сырной неделей». Начинается она в понедельник. Каждый день праздника имеет свое название. Их названия вы видите на слайде.
В первый день – «встреча», гостей встречали, и масленицу тоже. Дети строили ледяные горки. Взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин – нищим или для умерших на окошко. Ребятишки, скатываясь на салазках с гор, кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Девушки приносили на гору блины, клали их себе на голову, когда пели песни о Масленице. Парни отбирали у девушек эти блины и ели их.
В этот день изготовляли чучело Масленицы.
Второй день – «заигрыши», в этот день начинаются самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых: «Масленица ставит молодых на показ». По сути это были смотрины невест.
В народной памяти сохранились древние обряды, связанные с этим днем. С горок скатывали горящие колеса, считая, что так укрепляют солнце. Носили по улицам в клетке на шесте живого петуха – птицу, посвященную солнцу.
Третий день – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и легкие. К блинам подавалась приправа – сметана, яйца, икра.
Четвертый день – «разгуляй». Масленица набирала полную силу. Катались на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки. Ребятишки возили по деревням гулять Масленицу, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы.
Пятый день – «тещины вечера», в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев.
Шестой день – «золовкины посиделки». Золовка – это сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.
Седьмой день – «прощеный день», или «целовальник». Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В этот день весело прощались с Масленицей, устраивая забавные «похороны», причем Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.
Изучая материал, я прочитала, как празднуется Масленица в других странах.
В Шотландии, например на Масленицу было принято вместо блинов печь так называемые «постные лепешки».
В Англии уже много лет проводятся общественные соревнования в беге с блинами среди женщин.
В школах Дании, например в эти дни, проводятся специальные театральные представления и концерты.
В Чехии в дни масленицы молодые парни со специально вымазанными сажей лицами под определенную музыку обходят всю деревню и везут за собой разукрашенный деревянный брусок называемый «клатик». Он по правилам торжества вешается каждой встречной девушке на шею или же, к примеру, привязывается к руке или другой части тела. Желаешь снять его - плати.
В Югославии на масленицу вас посадят в свиное корыто и таким образом поволокут по деревне. А на крыше собственного дома в эти дни вы сможете обнаружить фигуру деда из соломы.
В России в старину были свои собственные обычаи встречи и проводов Масленицы. В 1722 году Петр I пригласил на празднование Масленицы многих иноземных послов. Специально приуроченное катание на лошадях император России открыл в те времена невиданным зрелищем. Сам Петр ехал по сугробам на корабле, запряженном шестнадцатью лошадьми. Вслед за императором двигалась гондола, с сидящей в ней царицей Екатериной, которая была одета простой крестьянкой. Далее за всей церемонией двигались другие корабли, повозки и сани, которые были запряжены разными животными.
Екатерина II на масленицу очень любила катание с горы, а также катание на карусели, и всевозможных качелях.
Масленица для многих людей – один из самых любимых праздников. В последний день масленичной недели у нас в селе традиционно проводится праздник Прощания с Масленицей. Мы с удовольствием посещаем этот праздник.
В своем исследовании я постаралась выделить важные, на мой взгляд, составляющие элементы Масленицы, без которых трудно было бы себе представить сейчас это празднество. Кроме того, мне было важно понять, каково отличие стародавних обычаев и символов от современных обычаев.
Древним символом Масленицы являются блины. Когда-то они были первыми пресными хлебами, их пекли круглыми, как солнце. Тесто ставили на снеговой воде.
Считалось, что румяными блинами «приманивали благодатное светило», помогая ему разгораться. Первый блин крестьяне клали на окошко и думали, что благодаря этому знаку внимания в мир мертвых проникает солнышко, согревая ушедших. Славили Масленицу и оладьями. К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творожники. На блины да угощенье звали дорогих гостей, ближайших родственников, соседей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
В продолжение всей масленичной недели в каждом доме выпекаются блины по разным народным рецептам. Для выпечки блинов надо знать много секретов, чтобы блины вышли белыми, рыхлыми и вкусными.
Ласково называли Масленицу объедалой, блиноедой, круглой, румяной и белой. Не отпразднуешь ее сытно, не быть сытому и всему году.
До нашего времени дошли практически все обращения «дорогой гостьюшки Масленицы». До сих пор ее называют ласковыми добрыми именами, используя при этом и просторечные и величественные выражения: «широкая боярыня, Дуня белая, Дуня румяная», но, все-таки, самым распространенным, самым любимым и уважительным обращением русского народа к масленице является имя самой Масленицы - Авдотьюшка Изотьевна, в нашем селе тоже принято называть Масленицу Авдотьюшка Изотьевна.
В настоящее время обычно все игры и забавы можно наблюдать только в последний день – день прощания с Масленицей. В числе обязательных проводимых игр: катание на санках, перетягивание каната, лазание на столб, бег в мешках и др.
Особое внимание в старину уделялось и песням, которые «сопровождали» Масленицу все семь дней. Преобладали мотивы и строки прославления, величания самой персоны Масленицы. В наше время утрачено пение песен, которые прославляют масленицу, я считаю, что необходимо сохранить эту традицию, чтобы сохранить эту традицию.
В наше время в прощеный день устраивают ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гулянья. В нашем селе предлагается всем желающим принести на ярмарку разную выпечку и продавать её. У нас в селе ярмарка проходит весело и интересно.
В старину к первому дню праздника изготовляли чучело Масленицы, напоминая о давно забытой славянской богине, которую звали Мара Моревна. Из тряпок и соломы делали женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В руках у этой фигуры обязательно должны были быть помазок и блин – символы Масленицы.
Чучело Масленицы сжигали в последний день с песнями, считая, что тем самым символически уничтожается смерть. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Кидали в костер блины, приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица!» По дыму от костра, на котором сжигалось чучело Масленицы, судили о будущем урожае. Так, разбросанные по полям угли и пепел, оставшиеся после ее сожжения, якобы придавали силу и плодородие озимым севам.
Современный «наряд» чучела Масленицы практически не отличается от старинного, о котором упоминается в литературе, за исключением того, что в руки нашей Авдотьюшки ничего не кладут.
Сжигание чучела происходит много проще: его устанавливают на самом видном месте. По окончании массового гулянья на площади принародно поджигают Масленицу, тем самым прощаясь с матушкой Зимой. В этом году чучело Масленицы изготавливали ученики 2 и 4 класса.
Еще у древних славян был этот многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Она сохранила и принесла с собой те обычаи, без которых мы сейчас просто не мыслим себе ее празднование. Не смотря на то, что некоторые из основных символов русской Масленицы содержат далеко не русские корни, большинство населения считают исконно русским «старинный обычай Зиму-матушку проводить и Весну-красну встретить.
Проводя исследование по данной теме, практически выявлено следующее: в народном празднике Масленицы, оканчивающим зиму, четко прослеживается смесь древнего языческого обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, старинного с новым. Величание и сожжение Масленицы, соломенное чучело, заморские и народные игры – все это происходит от мира языческого, а прощание друг с другом и с усопшими «взято» от миролюбивого христианства.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза исследования о том, что если празднование Масленицы на Руси – истинно русский народный обычай, то все составляющие ее части должны иметь под собой настоящие русские корни, - опровергнута и не нашла своего подтверждения.
В ходе проведенного исследования были получены такие результаты:
собран и изучен различный материал, позволяющий понять, как праздновали наши предки Масленицу в стародавние времена.
На основе изученного материала было раскрыто сравнение празднования Масленицы в стародавние времена и в наше время и выделены обычаи, которые сохранились в проведении Масленицы до настоящего времени. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
- широко празднуется в наше время последний день Широкой Масленицы - прощание с Масленицей, в остальные дни лишь некоторые люди следуют традициям;
- чучело Масленицы изготавливают в основном накануне прощания с ней, а не в первый день празднования Масленицы, как это традиционно делали наши предки; по традициям чучело Масленицы должно быть безликим, а в наше время принято красочно расписать лицо Масленицы; в руки чучела Масленицы мы не кладём помазок и блин, в то время по традиции это было обязательным (приложение 6,7,8);
прощание с зимой, по старинным обычаям это ещё и изгнание смерти в
костёр блины мы не кидаем;
Из сведений средств массовой информации, Интернета можно делать следующие выводы: 73% жителей нашей страны воспринимают Масленицу, как встречу весну и проводы зимы. Традиции масленичной недели соблюдают 78% респондентов.
Изучив традиции и обычаи празднования Масленицы, я планирую быть в числе организаторов празднования Масленицы на следующий год, чтобы напомнить жителям о старых традициях, предать свои знания в целях их сохранения.
Солдатская шинель
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Дымковский петушок
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рисуем кактусы акварелью