Работа посвещенна изучению характеристик звука и их влиянию на на организм учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
gadzaonov_vliyanie_zvuka.doc | 314 КБ |
МБОУСОШ №39
им.Т.С.Дзебисова
Научно-исследовательская работа
«Влияние музыки на организм человека c точки зрения физики»
Выполнил: Гадзаонов Т.
Руководитель: Суанова Ф.К.
Владикавказ
2016г.
План
1. Актуальность вопроса
1. Определение проблемы
2. Цели исследования
3. Задачи исследования
4. Методы исследования
2. Теоретическая часть
1. Физические характеристики звука
2. Типы звуков
3. Характеристики звука и связь между ними
4. Различные типы музыки
5. Рок-музыка
6. Классическая музыка
7. Популярная музыка
3. Практическая часть
1. Сбор информации о музыкальных увлечениях учащихся
2. Исследование влияния различных типов музыки на медицинские показатели
3. Исследование влияния различных типов музыки на внимание и скорость реакции
4. Анализ полученных результатов
5. Список литературы
Актуальность вопроса
Физика звука и слуха представлена в школьном курсе физики, но многие важные аспекты физических процессов не рассматриваются. Нас заинтересовали вопросы, связанные с влиянием музыкальных звуков на организм человека.
Музыка очень многогранна. Это целый мир. По этой причине музыкальные вкусы людей различны: кто-то любит популярную музыку (попсу), кто-то классическую, кому-то нравится рок, а кто-то его физически не переносит. Люди, одинаковые по интеллекту и духовному развитию, находящиеся в одной среде, слушают совсем разную музыку. Поэтому мы решили исследовать вопрос о том, каким образом музыка оказывает влияние на организм человека.
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, что собой представляют музыкальные звуки, в чем их особенности, какими величинами их можно характеризовать.
3. Задачи исследования
Теоретическая часть
1.Физические характеристики звука
2. Типы звуков
С точки зрения физики звук – это волна. Звуковые волны – частный случай механических волн. Они представляют собой периодически сменяющие друг друга сжатия и разрежения среды, распространяющиеся в пространстве с некоторой конечной скоростью. В акустике принято различать следующие типы звуков: тоны, шумы и звуковые удары.
Тоны (или музыкальные звуки) - обусловлены периодическими колебательными процессами. Если такой процесс гармонический, тон называют чистым, или простым. Простой тон издает, например, камертон при ударе по нему молоточком. Основная физическая характеристика чистого тона – частота.
Звуковые удары – это кратковременные звуковые воздействия (подобные хлопкам или взрывам).
Шумы - представляют собой звуки, отличающиеся сложной, неповторяющейся временной зависимостью. (Звуки от вибрации машин, аплодисменты, шорохи, скрипы, согласные звуки речи и др.) Шум и низкочастотная вибрация относятся к физическим загрязнениям окружающей среды. Шум – это звуковые волны, воспринимаемые людьми как неприятный, мешающий или даже вызывающий болезненные ощущения фактор.
А) Объективные характеристики:
I=∆W/S∆t (1)
Единица интенсивности звука - 1 Вт/м 2 .
Эти характеристики объективны и могут быть оценены различными физическими приборами независимо от человека.
Б) Субъективные характеристики звука
Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Колебаниям малых частот соответствуют низкие звуки. Например, писк комара соответствует 500 – 600 взмахам его крыльев в секунду, жужжание шмеля 220 взмахам. Колебания голосовых связок певцов могут создавать звуки в диапазоне от 80 до 1400 Гц.
Для сложного тона высота зависит от интенсивности: звук большей интенсивности воспринимается иногда как звук более низкого тона.
Тембр определяется спектральным составом сложного тона. Тембр отличает звучание одной и той же ноты в исполнении различных музыкальных инструментов или голоса.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний давления в звуковой волне. Чем же она определяется? В начале рассмотрим ряд важных понятий.
Уровень интенсивности
Нормальное человеческое ухо воспринимает довольно широкий диапазон интенсивностей. От минимальной I0 = 10-12 Вт /м2 на частоте 1000 Гц (в дальнейшем речь пойдет именно об этой частоте) до наибольшей I max = 1 Вт /м2, вызывающей болевые ощущения. Следовательно, болевой порог отличается по интенсивности звука от порога слышимости на 12 порядков.
Приведем значения уровней интенсивности для звуков, с которыми человек чаще всего встречается.
При увеличении уровня интенсивности, начиная примерно с 75 дБ, человек, который слышит звук, испытывает дискомфорт. В области дискомфорта лежат уровни интенсивности звуков, издаваемых отбойным молотком (~ 90 дБ), мотором тяжелого грузовика (~100 дБ), оркестром поп-музыки (~ 110дБ), шумом в поезде метро (~80-90 дБ). При очень высоких уровнях интенсивности необходимо использовать различные защитные приспособления. Болевым порогом считается уровень интенсивности ~ 130дБ. (Рис. 1)
Таблица 1 (Рис.1)
Источник звука | Уровень интенсивности, дБ | Источник звука | Уровень интенсивности, дБ | Источник звука | Уровень интенсивности, дБ |
Порог слышимости Шорох листьев Мурлыканье кошки Шепот Комната в городе Офис | 0 10 15 20 40 50 | Разговор (на расст. 1м) Кабина автомобиля Громкая музыка Улица города Громкий крик (на расст. 1,5 м) | 60 70 80 80 100 | Проходящий поезд в метро Отбойный молоток Рок - концерт Реактивный двигатель самолета Космическая ракета | 100 110 120 140 180 |
Зависимость громкости звука от интенсивности
В начале XX в. связь между мерой раздражения (интенсивностью звуковой волны) и мерой ощущения (громкостью) изучал немецкий физиолог и психолог Вебер. Исходя из экспериментов Вебера, физиолог Г.Фехнер сформулировал
закон:
При изменении интенсивности каждый раз в 10 раз уровень громкости увеличивается на 10 единиц.
Зависимость громкости от частоты
Минимальное изменение давления, которое может фиксироваться человеческим ухом, определяет порог слышимости. Максимальное изменение давления, которое еще в состоянии фиксироваться человеческим ухом, определяет болевой порог.
Болевой порог соответствует изменению давления 10!!! атмосфер, или 10 Па.
В процессе жизнедеятельности человека в результате воздействия большого числа различных факторов чувствительность уха уменьшается.
Звучание электронных музыкальных инструментов или звуковоспроизводящих устройств мы все чаще воспринимаем как шум. Многие "меломаны" все достоинства музыки видят в ее громкости. Не задумываясь, они вынуждают своих домашних и соседей участвовать в электронных "звуковых оргиях", даже не осознавая, что их ближние страдают от этого. В экологии человека предложено даже понятие "шумовое опьянение" – возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмические звуки. Это "опьянение" по субъективным ощущениям аналогично алкогольному опьянению или одурманиванию наркотиками. "Шумовое опьянение" – одна из причин успеха современной шумной музыки. Уровень шума, создаваемый современной электронной музыкой, иногда превышает болевой порог – 130 дБ.
Практически каждый подросток имеет плеер. Но вряд ли кто-то из них задумывается о последствиях использования этого прибора. Исследования показывают, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя сам он об этом не всегда догадывается. Причина – злоупотребление переносными плеерами и шумы на дискотеках: уровень шума на дискотеках составляет от 80 до 100 дБ, а уровень интенсивности плеера – 110 дБ. Но для рабочих при наличии источников звука с такими данными предусмотрена шумовая защита!
Злоупотребление повышенным шумовым фоном вызывает массу негативных последствий. Это звон в ушах, головокружение, головная боль, переутомление, снижение способности к концентрации внимания, падение производительности труда, неуравновешенная психика.
Для того чтобы понять, как действует музыка на человека с точки зрения физики, рассмотрим два наиболее полярных жанра: классическую и рок -музыку.
Особенности
Рок (англ. от rock - качаться, трястись) - тип современной музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг. Важная характеристика рок-музыки - ее техническое оснащение и специфическая ритмика.
Влияние на организм человека
Были проведены различные исследования с целью оценки различных воздействий рок-музыки, влекущих за собой травмы зрения, слуха, позвоночника, эндокринной и нервной системы. Музыкальный терапевт Адам Книст, анализируя это явление, пишет: "Основная проблема действия рок-музыки на пострадавших вытекает из уровня ее звука, вызывающего неприязненность, истощение, нарциссизм, панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое состояние". Несколько лет назад нейрохирурги Университета штата Иллинойс открыли болезненный синдром, который они назвали "ритмическим токсикозом". У человека, злоупотребляющего прослушиванием рок-музыки, проявлялись все признаки алкогольного или наркотического отравления, хотя следов этих веществ в организме не обнаруживалось. Следствием воздействия рок-музыки является также нервное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию, вплоть до галлюцинаций, депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, самоизувечивание в разных формах, особенно на больших сборищах, необузданные порывы к разрушению, вандализму и мятежу после концертов и фестивалей рока. Было отмечено, что тенденции к самоубийству и убийству значительно усиливаются при повседневном и продолжительном слушании рок-музыки.
Ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения (см. практическую часть). А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям один простой вопрос: как вас зовут? И ни один из опрошенных не ответил на него. Временная потеря памяти происходит потому, что такая музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатленной в мозгу информации.
Приемы воздействия на организм
Почему молодежь любит рок? Один из первых распространителей рок-музыки Хэл Зигер писал еще в 50-х годах ХХ века: «Я понял, что эта музыка проникает в молодежь, потому что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто не сможет вышибить эту музыку из них...». Существуют четыре технических приема, которые создают условия, при которых рок- музыка оказывает максимальное воздействие на организм.
Личность утрачивает свои автоматические рефлексы и механизмы собствен- ной защиты. Именно поэтому выражение «изнасилование сознания» означает тот умственный, нравственный и духовный ущерб, который испытывает аудитория рок-музыки.
Особенности _
Классическая музыка до 20-го века была ориентирована на образованные и состоятельные слои общества. Ситуация несколько изменилась в 20-м веке, когда больше людей получило доступ к образованию. Известный исследователь Дон Кэмбелл считает, что спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. В ходе многочисленных опытов установлено, что спокойная музыка ведет к уменьшению амплитуды электромагнитных волн головного мозга. Это действует успокаивающе. Одновременно происходит синхронизация работы левого и правого полушарий, что резко повышает способность к интеллектуальной деятельности.
Новейшие исследования показали также, что под воздействием классической музыки происходят важные изменения в составе крови, когда резко сокращается количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы и усиливается иммунная защита организма от вирусов.
Классическая музыка и интеллект
Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8-9 баллов. Правда, примерно через 15 минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертная музыка явилась причиной временного интеллектуального роста.
Уставшие клетки мозга должны время от времени подзаряжаться. Одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков - 5000-8000 Гц.
Музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, а тяжелый рок - наименьшее.
Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте. К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно. На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: "Оба они имеют один источник и дополняют друг друга..." Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом любви к классике.
Неоднозначность влияния классической музыки на организм человека
Долгое время считалось, что прослушивание классической музыки крайне позитивно влияет на человеческое здоровье. Но на самом деле все оказывается не так просто, что подтверждают многолетние исследования российских и французских ученых. Например, от некоторых симфоний снижается острота слуха, а также наступает околодепрессивное состояние.
Популярная музыка, которая, как принято считать, отражает дух времени, оказывает на человеческий организм благоприятное воздействие. Исследования показали, что от русского и французского шансона не только поднимается настроение, но и снижается артериальное давление, упорядочиваются аппетит и сон, нормализуется уровень сахара в крови. Это ярко выраженная мелодика, наложенная на оптимальный ритмический рисунок - 130 ударов в минуту. Исследования показали, что именно такой ритм наиболее благоприятен для человеческого организма. Он повышает жизненный тонус, раскрепощает, снимает нервные перегрузки.
Итак, музыка может очень многое: спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная - улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Удивительно, но человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбриональном состоянии!
Несмотря на ограниченность наших знаний о музыке, мы проверили влияние различных ее типов на организм, насколько это позволили наши технические возможности.
Практическая часть
Цель: выяснить, как различные типы музыки оказывают влияние на физическое, психическое и интеллектуальное состояние школьников.
Оборудование: тонометр полуавтоматический, магнитофон, аудиозаписи классической, рок- и поп-музыки; плеер.
План эксперимента:
1. Сбор информации о музыкальных увлечениях учащихся
Анкета для учащихся:
А. Рок-музыку - 28%
Б. Классическую музыку - 4%
В. Популярную (поп-музыку) - 78%
2) Слушаешь ли ты музыку во время приготовления уроков?
А. Да, всегда - 15%
Б. Никогда - 17%
В. Иногда - 68%
3) Считаешь ли ты, что некоторые типы музыки могут отрицательно влиять на организм человека?
А. Скорее да, чем нет - 70%
Б. Скорее нет, чем да -18%
В. Нет, музыка оказывает только положительное влияние на человека - 2%
(Число опрошенных: 20)
Рок-музыка (Rammstein: Sehnsuht, Du hast,)
Время прослушивания: 7 минут
Учащиеся (выборочно) | До | После | ||
Давление | Пульс | Давление | Пульс | |
Таймазов Г. | 117/59 | 63 | 121/58 | 71 |
Хугаев Х. | 115/69 | 70 | 114/71 | 82 |
Кундухов А. | 125/64 | 56 | 130/67 | 62 |
Жемчужникова А.. | 120/70 | 55 | 119/66 | 56 |
Арчегов А. | 108/64 | 72 | 104/63 | 78 |
Кудзиев С. | 117/68 | 80 | 94/65 | 84 |
Лесняк К. | 130/63 | 78 | 121/62 | 73 |
Хадикова А. | 90/72 | 78 | 139/75 | 86 |
В среднем | 115/59 | 69 | 118/66 | 74 |
Вывод:
Результаты наших исследований показали, что давление и пульс увеличились не у всех испытуемых. Значит, результаты исследований, проведенных специалистами и описанные в теоретической части, достаточно субьективны.
В среднем давление увеличилось у 40% учащихся, а пульс у 88%.
Классическая музыка (Бетховен «К Элизе», Дебюсси «Лунный свет», Бетховен «Пятая симфония»)
Учащиеся (выборочно) | До | После | ||
Давление | Пульс | Давление | Пульс | |
Таймазов Г. | 115/64 | 73 | 128/84 | 70 |
Хугаев Х. | 115/69 | 74 | 117/70 | 70 |
Кундухов А. | 86/57 | 59 | 121/63 | 61 |
Жемчужникова А.. | 90/54 | 53 | 108/55 | 56 |
Арчегов А. | 100/58 | 79 | 167/25 | 77 |
Кудзиев С. | 101/54 | 76 | 99/57 | 83 |
Лесняк К. | 125/70 | 73 | 120/68 | 70 |
Хадикова А. | 118/66 | 85 | 115/59 | 89 |
В среднем | 106/59 | 71 | 123/57 | 73 |
Вывод:
Результаты наших исследований показали, что давление и пульс увеличились не у всех испытуемых.
В среднем давление и давление увеличились у 50% учащихся.
Поп-музыка (МакSим «Мой рай»)
Учащиеся | До | После | ||
Давление | Пульс | Давление | Пульс | |
Таймазов Г. | 117/59 | 63 | 129/61 | 65 |
Хугаев Х. | 115/69 | 70 | 89/68 | 95 |
Кундухов А. | 125/64 | 56 | 115/62 | 58 |
Жемчужникова А.. | 120/70 | 55 | 98/57 | 56 |
Арчегов А. | 108/64 | 72 | 107/55 | 80 |
Кудзиев С. | 117/68 | 80 | 99/60 | 73 |
Лесняк К. | 130/63 | 78 | 103/62 | 71 |
Хадикова А. | 90/72 | 78 | 129/69 | 79 |
В среднем | 115/59 | 69 | 104/62 | 76 |
Вывод:
Результаты наших исследований показали, что давление и пульс увеличились не у всех испытуемых. Значит, результаты исследований, проведенных специалистами и описанные в теоретической части, достаточно субьективны.
В среднем давление увеличилось у 25% учащихся, а пульс у 40%.
Возраст обследуемых: 10-14 лет
Число обследуемых: 15
Время прослушивания: 7 минут
Процент ошибок | |||
Без прослушивания | После прослушивания классической музыки | После прослушивания рок-музыки | |
Таблица умножения | 3% | 2% | 5% |
Пример в несколько действий | 31% | 28% | 39% |
5. Список литературы
1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 класс. Изд-во «Дрофа». 2000.
2. В.А. Касьянов. Физика 10 класс. Изд-во «Дрофа». 2002.
3. Физика в школе. Научно-методический журнал. № 7, 2005, стр. 74.
4. Энциклопедия юного физика. Просвещение. 1985.
5. Интернет-ресурсы http://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=569
Анкета для учащихся:
А. Рок-музыку
Б. Классическую музыку
В. Популярную (поп-музыку)
2) Слушаешь ли ты музыку во время приготовления уроков?
А. Да, всегда
Б. Никогда
В. Иногда
3) Считаешь ли ты, что некоторые типы музыки могут отрицательно влиять на организм человека?
А. Скорее да, чем нет
Б. Скорее нет, чем да
В. Нет, музыка оказывает только положительное влияние на человека
Анкета для учащихся:
А. Рок-музыку
Б. Классическую музыку
В. Популярную (поп-музыку)
2) Слушаешь ли ты музыку во время приготовления уроков?
А. Да, всегда
Б. Никогда
В. Иногда
3) Считаешь ли ты, что некоторые типы музыки могут отрицательно влиять на организм человека?
А. Скорее да, чем нет
Б. Скорее нет, чем да
В. Нет, музыка оказывает только положительное влияние на человека
Какая бывает зима
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Машенька - ветреные косы
О чем поет Шотландская волынка?
Мороз Иванович