Сеченово - село в 200 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода на шоссе Работки - Сурское в 50 км от станции Сергач, центр района (1 тысяча кв. км, 20 тысяч жителей). Согласно преданию, основано в 1552 году во время похода Ивана Грозного на Казань. Получило название Тёплый Стан, т. к. войско было тепло встречено местной мордвой. По другой версии, царь дал такое название селу по той причине, что погода во время его остановки здесь была тёплой. Село - родина великого учёного И.М.Сеченова (в честь него переименовано в 1945 году, к 100-летию со дня рождения учёного), педиатра Н.Ф.Филатова, окулиста В.П.Филатова. В селе открыт краеведческий музей им. И.М.Сеченова, И.М.Сеченову установлен памятник.
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_obekty_sechenovskogo_rayona.docx | 32.01 КБ |
МБОУ Теплостанская основная общеобразовательная школа
Областной географо-краеведческий конкурс
«Край Нижегородский»
Тема работы:
«Исторические объекты Сеченовского района».
Выполнила ученица 9 класса
Быстрова Александра.
Научный руководитель:
Кичесова Мария Федоровна
e-mail: testanscool@mail.ru
п. Теплостанский
2013 год
Сеченово - село в 200 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода на шоссе Работки - Сурское в 50 км от станции Сергач, центр района (1 тысяча кв. км, 20 тысяч жителей). Согласно преданию, основано в 1552 году во время похода Ивана Грозного на Казань. Получило название Тёплый Стан, т. к. войско было тепло встречено местной мордвой. По другой версии, царь дал такое название селу по той причине, что погода во время его остановки здесь была тёплой. Село - родина великого учёного И.М.Сеченова (в честь него переименовано в 1945 году, к 100-летию со дня рождения учёного), педиатра Н.Ф.Филатова, окулиста В.П.Филатова. В селе открыт краеведческий музей им. И.М.Сеченова, И.М.Сеченову установлен памятник. (Слайд 2)
Тёплый Стан был «точкой пересечения» сразу нескольких знаменитых фамилий. Здесь жил не только физиолог Иван Сеченов, но и другие выдающиеся учёные: братья Ляпуновы, знаменитый педиатр Нил Филатов и кораблестроитель Алексей Крылов. Они дружили семьями и даже породнились.
По данным краеведа Владимира Бакунина, первый владелец Тёплого Стана Осип Иванович Ермолов, в 1631 году передавший большую часть имения Нижегородскому Благовещенскому монастырю, а оставшуюся – своим сыновьям. В середине XVIII века часть Тёплого Стана принадлежала епископу Дмитрию Сеченову, силой обращавшего нижегородскую мордву в православие, из-за чего возникали столкновения мордвы с миссионерами. Позже его владения перешли к его брату Ивану Андреевичу, прадеду великого физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Другая часть Тёплого Стана принадлежала Ермоловым. Известно, что в 1786 году она перешла к прадеду знаменитого академика А.Н.Крылова – Нилу Фёдоровичу Ермолову, который отдал свою часть Тёплого в качестве приданного дочери Елизавете, вышедшей за Михаила Фёдоровича Филатова. Таким образом, эта часть села стала «филатовской».
Памятник искусства федерального значения – бюст И.М.Сеченова (скульптор С.Д.Меркулов, архитектор Бабичев). Датировка объекта – 1952 год. Документы о принятии на госохрану № 1327, № 176. По данный краеведа Владимира Бакунина, памятник установлен на «филатовской» половине села. (Слайд 3)
По данным исследователя Натальи Пакшиной, после революции в главном доме сеченовской усадьбы размещалась школа, но из-за ветхости аутентичное здание не дошло до наших дней. В 1934 году на его месте была построена двухэтажная школа, которая была довольно похожа на известные изображения сеченовского дома, но главный усадебный дом стоял вдоль улицы, а школа – поперёк, хотя приблизительно в одном месте. В 1935 году недалеко от него построили ещё одну школу, одноэтажную. Единственное уцелевшее с дореволюционных пор здание – это флигель. В нём находится краеведческий музей имени И.М.Сеченова. Согласно путеводителю по музею, флигель был «построен в 1914 году племянником И.М.Сеченова – Борисом Андреевичем Сеченовым». Несколько лет назад в музее был пожар, но весь он не сгорел, и флигель восстановили. В нём размещалась детская библиотека, позже – библиотека, а в двух комнатах – музей. Сейчас музей занимает все комнаты. (Слайд 4)
В 1830 году Сеченовым и Филатовым был построен каменный храм с четырьмя приделами (главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в приделах: в одном – во имя Архистратига Божия Михаила, в другом – в честь Ахтырской иконы Божией Матери и в трапезе – во имя Святителя и Чудотворца Николая). Этот храм не сохранился, но в 1990-е годы на его месте был построен новый. (Слайд 5)
В 2007 году в селе (около спорткомплекса) установлен бюст всемирно известному атлету-авиатору И.М.Заикину, ученику знаменитого борца И.М.Поддубного. Здесь проводятся спортивные турниры, посвященные именитому борцу. И.Заикин уроженец села Верхнее Талызино. (Слайд 6)
Алферьево – село в Сеченовском районе. Другое название – Богородское. Памятник градостроительства и архитектуры – церковь. Датировка объекта – XVIII век (1760 год). Документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД. По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, храм был построен помещиком Андреем Ивановичем Кикиным, отцом генерала Петра Андреевича Кикина, героя Отечественной войны, автора идеи создания Храма Христа Спасителя в Москве. В 1892 году храм в Алферьеве был обнесен деревянной оградой. Престолов в нём два: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделе – во имя Святителя и Чудотворца Димитрия Ростовского. Во второй половине XIX селом владел Пётр Евграфович Кикин, племянник Петра Андреевича Кикина. Мать П.А.Кикина Мария Фёдоровна – сестра как Нила Фёдоровича Ермолова, прапрадеда академика-кораблестроителя А.Н.Крылова, так и Александра Фёдоровича Ермолова, деда братьев Языковых и Китти Хомяковой. (Слайд 7)
Богатиловка – село в Сеченовском районе. Согласно сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, первоначальное название Богатиловки – Митуралиха, в честь голландца, занимавшегося в этих местах заготовкой леса при Петре I. Нынешнее название возникло из-за зажиточности местных крестьян. По «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – церковь Иконы Богоматери Троеручицы. Датировка объекта – 1900 год. Документ о принятии на госохрану № 471. Этот деревянный, трехпрестольный (главный престол – в честь чудотворной иконы Божией Матери «Троеручицы», в правом приделе – во имя Святителя Феодосия (освящён), Черниговского чудотворца, и в левом – в честь Рождества Христова) храм приписан к Александро-Невской церкви в Верхнем Талызине.
Сохранилась легенда, связанная со строительством этой церкви: в Богатиловке жили 7 братьев, и одному из них слышалось херувимское пение каждый раз, когда он проходил место, где сейчас стоит храм. Об этом узнала помещица Мария Алексеевна Пашкова и решила построить здесь церковь. В советское время храм не закрывался. Прихожане, чтобы отстоять его, ходили в Москву к М.И.Калинину. Однако колокол весом в 100 пудов всё же был сброшен, при этом колокольня осталась неповреждённой. Во время Великой Отечественной войны, пока священник воевал, храм не действовал 3 года, после чего службы возобновились. Один из колоколов храма – из соседней Мамлейки, где точно такой же храм был разрушен до основания. (Слайд 8)
Болтинка – село в Сеченовском районе. По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакунины, Болтинка была основана в 1496 году Василием Михайловичем Болтиным. Его дед – знаменитый в своё время татарский мурза Кутлубага, выехавший в 1436 году из Золотой Орды на службу к великому Московскому князю Василию Васильевичу. Впоследствии мурза был крещён и получил имя Георгия, а его сын Михаил, по прозвищу «Болт», стал родоначальником этой фамилия. Один из последующих владельцев села Ждан Петрович Болтин – служилый «дворянин добрый», воевода в Ополчении 1611-1612 годов, участник выборов на царство М.Ф.Романова и первый российский мемуарист, подробно описавший подвиги нижегородцев и арзамасцев в период Смутного времени. В конце XVI века на принадлежавшей ему земле около реки Пьяны возникло село Жданово (сейчас в Пильнинском районе), где в 1735 году родился Иван Никитич Болтин – историк, первый академик РАН и крупный государственный деятель екатерининской эпохи.
Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – церковь (датировка объекта – XIX век, документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД). По данным краеведа Владимира Бакунина, каменный храм в селе был построен в 1777 году помещицей Дарьей Алексеевной Кротковой. Престолов в нём два: главный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в приделе – во имя Архистратига Божия Михаила (часть села, где находился этот храм, называется Александровка). К нему был приписан ещё один каменный храм, построенный местными крестьянами в 1900 году с двумя престолами: главный – в честь Боголюбския иконы Божией Матери (в 1900 году он был ещё не освящён) и в трапезном приделе – в честь Рождества Христова. При храме находилась деревянная усыпальница. Однако эти объекты не сохранились, а на месте болтинской церкви был построен кирпичный новодел. На окраине села – мощный минерализованный Боголюбский источник. Здесь действует завод по производству минеральной воды под маркой «Болтинская». (Слайд 9)
Васильевка – село в Сеченовском районе. По данным краеведа Владимира Бакунина, в селе находится единственный в области храм, посвящённый Вячеславу Чешскому. Объект построен в 2005 году. (Слайд 10)
Верхнее Талызино – село в Сеченовском районе. В селе расположен объект культурного наследия регионального значения - усадьба Пашковых. В комплекс входят: главный дом, полотняная мануфактура, церковь Александра Невского, хозяйственная постройка, парк. (Слайд 11)
Cело было многопоместным, принадлежало Пашковым, Волконским, Есиповым и другим помещикам. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в части села Волконских и Есиповых был возведён храмовый комплекс из двух церквей. Один храм был построен прихожанами в 1894 году из дерева для служб в тёплое время года. Престолов в нём было четыре: главный – в честь Рождества Христова, в правом приделе – во имя святителя и Чудотворца Николая, в левом – во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона и в трапезной части храма – в честь Владимирской иконы Божией Матери. К этой церкви был приписан ещё один храм, каменный. Построен он был в 1832 году помещиком Владимиром Есиповым также для служб в тёплое время года. Престол в нём один во имя святого Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского. Недалеко от этого храма была часовня, построенная крестьянами Верхне-Талызинской волости в память мученической кончины Царя-Освободителя. По всей видимости, из комплекса Христорождественской церкви ничего не сохранилось. (Слайд 12)
Кочетовка – село в Сеченовском районе. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в Кочетовке есть каменный храм, построенный в 1822 году помещицей Мятлевой. В нём три престола: главный (холодный) – во имя Живоначальной Троицы и в приделах (теплых) в одном – во имя святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, а в другом – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К этому храму приписан деревянный – в сельце Митин Враг. (Слайд 13)
Красный Остров – село в Сеченовском районе. Единственное татарское село в Сеченовском районе. Памятник истории – дом, где родился и жил татарский советский писатель Кави Гибятович Наджми (1901-1957 гг., ул. Почтовая, 5). Документ о принятии на госохрану № 471. Здесь находится его дом-музей, а также каменная мечеть. (Слайд 14)
Левашовка – деревня в Сеченовском районе. Другое название – Степная Петрякса. Расположена на шоссе Пильна – Порецкое. Краевед Владимир Бакунин обнаружил здесь оригинальную часовню, вероятно, перестроенную из обыкновенного гаража и из остатков храма, которого уже не существует. (Слайд 15)
Митин Враг – село (сельцо) в Сеченовском районе. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в селе есть деревянный храм, построенный прихожанами в 1897 году в честь Рождества Христова. Это приписной храм к церкви в Кочетовке. (Слайд 16)
Ратово – село в Сеченовском районе. По данным ратовского краеведа Геннадия Михайловича Маланецкого, Ратово возникло около 1371 года, когда здесь появились монахи Нижегородского Печерского монастыря. Первоначально называлось Ратаевкой, по имени первопоселенца или первого владельца. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь (датировка объекта – конец XVIII – начало XIX вв., документ о принятии на госохрану № 286). По данным, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, каменный храм в селе был построен в 1785 году помещиком Михаилом Яковлевичем Бурцевым. Престолов в нём три: главный (холодный) – в честь Вознесения Господня, в приделах (тёплых): в правом – во имя святителя и чудотворца Николая и в левом – во имя святой великомученицы Ефимии Всехвальныя. (Слайд 17)
После казанской кампании 1552 года Иван Грозный пожаловал эти земли трём братьям Бурцевым. Во время пугачёвского восстания один из тогдашних Бурцевых был казнён в Алатыре, его ратовская усадьба сожжена, после чего помещики перебрались на окраину села (сельцо Бурцовка или «хутор»). Позднее Ратовом владели Дурасовы, родственники Н.А.Мотовилова, биографа преподобного Серафима Саровского. Последние владельцы «хутора» – Петровичи (ударение на первый слог). Сохранилась часть их усадьбы – оригинальный деревянный флигель на каменном фундаменте. (Слайд 18)
Старцев Угол – урочище при реке Вачке (приток реки Мени) на границе Сеченовского района (ближайшие сёла: Чадаевка, Булдаково, Горки). По преданию, в 1552 году здесь было явление Иоанну Грозному святого Спиридона Тримифунтского, предсказавшего ему победу. По велению царя, здесь была построена каменная церковь, которая позднее ушла под землю вместе с молящимися во время вражеского нашествия. На этом месте находится холм, высота которого со временем увеличивается. Здесь издавна жили в пещерках старцы, а между 1641 и 1645 годами была основана Спасо-Преображенская пустынь. После 1764 года монастырь был упразднён, монахи переведены в Алатырь, но старцы продолжали тайно молиться в пещерках. В начале XX века местная уроженка, схимонахиня Маргарита, стала устроительницей женской общины в Старцевом Углу. До революции община не была зарегистрирована, и монахини были разогнаны.
По сведениям краеведа Владимира Бакунина, в Старцевом Углу – пять источников: Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Богородицы, «запрещённый» с «мёртвой» водой, возникший при воскрешении Маргаритой умершей девочки, и ещё один, возникший при ударе молнии в 1990-е годы. Около холма над «подземным» храмом установлен мраморный крест работы чувашского скульптора Сергея Кадикина. (Слайд 19)
Мамлейка – село в Сеченовском районе. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Покровская церковь (датировка объекта – начало XX века, документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД). Согласно сведениям краеведа Владимира Бакунина, он был полностью разрушен в советское время. Известно, что этот объект был практически идентичен храму в Богатиловке. (Слайд 20)
Дорог нам наш среднерусский равнинный край. Прежде всего, дорог тем, что здесь век за веком, десятилетие за десятилетием пересекалось столько крупных имен русской истории, науки и культуры. И нельзя не согласиться, что оброненное кем-то определение «созвездие Теплого Стана» как нельзя точнее подходит к культурной истории нашего края, давшего уникальную плеяду знаменитостей. (Слайд 21)
Список использованной литературы:
Есть в осени первоначальной...
Снегири и коты
Снежный всадник
Ласточка
Для чего нужна астрономия?