Представлена научно-исследовательская работа для 5-6 класса Экология человека
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ekologiya_cheloveka.docx | 46.54 КБ |
Управление образования Анжеро-Судженского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №17»
Влияние экологических факторов на здоровье школьника.
Работа на XVI городскую краеведческую конференцию «Отечество», посвященную Году российской истории
Автор:
Панина Виктория Вячеславовна,
Ученица 6 класса «А» МБОУ «ООШ №17»
Научный руководитель:
Жураковская Любовь Михайловна,
учитель биологии
Анжеро-Судженск, 2013
Оглавление
2
Введение
Темой данного исследования является одна из современных и актуальных проблем - это изучение экологии человека, а именно экологических факторов, влияющих на здоровье школьника.
Целью работы является определение зависимости состояния здоровья учащихся 6-х классов от факторов экологии человека. Перед исследованием были поставлены следующие задачи: рассмотреть конкретные факторы экологии человека; провести анкетирование среди группы учащихся; проанализировать результаты анкетирования и сопоставить их с количеством учеников, пропустивших дни учебы по болезни; сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье группы школьников. Выдвинута гипотеза: здоровье школьника зависит от экологических факторов.
Актуальность работы заключается в самых главных для ученика понятиях - это здоровье, здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение многих поставленных задач на будущее. Успеваемость в школе так же зависит от физического и эмоционального здоровья ученика.
Здоровье - одно из основных понятий медицины и экологии человека, показатель качества жизни школьника. С точки зрения медицины, здоровье всегда рассматривалось как отсутствие заболеваний и внешних повреждений, т. е. состояние, характеризующееся нормальным приспособлением человека к окружающей среде. Согласно современному определению, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических повреждений. В литературе употребляются, в зависимости от темы, такие понятия: здоровье населения, здоровье народа, здоровье человека, здоровье личности, здоровье семьи, и немалую роль среди этих понятий занимает здоровье школьника. Основным объектом нашего исследования является здоровье ученика и факторы, которые его составляют. В каждом случае понятие здоровья наполняется новым содержанием. Мы также стремимся придать исследованию практический характер. При этом необходимо принять во внимание то, что несмотря на различные формулировки, все, что связано с экологией человека, имеет отношение к проблемам здоровья человека в связи с состоянием окружающей среды и влиянием среды на человека. Иными словами, мы имеем дело с проблемой здоровья, здорового образа жизни школьника и факторами среды обитания.
Под экологией человека, как правило, понимают изучение проблем взаимоотношения человека с окружающей средой в конкретных условиях существования. Таким образом, вместо человечества, в центре рассмотрения - конкретный человек, ученик. Основным принципом экологии человека в данном случае является комплексный подход.
В своём исследовании мы рассмотрели конкретные факторы экологии человека, ученика непосредственно определяющие условия его существования и представляющие, на наш взгляд, наибольший практический интерес. Приведем их: питание; занятие спортом; одежда и обувь; экология жилища; анализ состояния окружающей среды; семья; пользование Интернетом.
В соответствии с выделенными экологическими факторами была разработана анкета, с которой мы попросили поработать группу из 42 учеников 6-х классов. После этого, мы проанализировали результаты исследования и сопоставили их с количеством учащихся заболевших за последние 5 месяцев. Полученная информация дает возможность сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье школьника.
3
Глава I. Теоретическая часть.
Факторы, влияющие на здоровье школьника.
Изначально человек жил в окружающей природной среде, как и все жители экосистемы, и был практически незащищен от действия её экологических факторов. Первобытный человек был подвержен тем же факторам регуляции, что и весь животный мир. Современный человек тоже подвержен различным факторам окружающей среды, но и сегодня он продолжает быть незащищенным от воздействия экологических аспектов, хотя некоторые из них он сделал своими руками. Именно эти факторы (влияющие на жизнь и здоровье) мы рассматриваем в своем исследовании, при помощи науки, которая называется экология человека. При этом необходимо принять во внимание то обстоятельство, что несмотря на различные трактовки, все, что связано с экологией человека, так или иначе имеет отношение к проблемам здоровья человека в связи с состоянием окружающей среды и влиянием среды на человека. Иными словами, мы имеем дело с проблемой здоровья человека (физического и психического) в контексте среды обитания (в глобальном и локальном понимании). Мы выделили именно те факторы, с которыми школьники наиболее часто сталкиваются в повседневной жизни и могут оказывать как благоприятное, так и пагубное воздействие на здоровье ребёнка, всё это мы можем соотнести с понятием здоровый образ жизни.
Первым и важнейшим фактором является питание. Сюда можно отнести и правильный режим питания ученика, и характер потребляемых продуктов, и социально-экономический статус семьи, который влияет на выбор продуктов питания. Важным фактором при рассмотрении вопросов, связанных с питанием, является оценка качества продуктов питания, традиционно потребляемых населением определенных территорий и обладающих характерным для этих территорий микроэлементным и витаминным составом. К числу проблемных вопросов можно отнести современные направления в питании, связанные с увеличением доли продуктов, готовых к употреблению.
Физические упражнения играют важную роль для здоровья растущего организма. Часто различные виды физических упражнений используются для профилактики ожирения у детей. Последнее исследование показало, что аэробика и другие виды физических нагрузок помогают детям справиться с раздражительностью. Специалисты из Джорджии провели наблюдение за 200 учениками в возрасте 7-11 лет. Большинство из них имело лишний вес. На 3 месяца эти мальчики и девочки были переведены в класс с повышенными физическими нагрузками. В частности, они занимались аэробикой и художественной гимнастикой. В результате психологических тестов удалось выяснить, что все дети стали более уравновешенны и спокойны. В первую
очередь, исчезли вспышки необоснованного гнева, которые свойственны подросткам этого возраста.
4
Помимо положительного воздействия на психику ребенка, упражнения оказались прекрасным профилактическим средством от различных хронических заболеваний.
Большое значение традиционно придается такому фактору, как одежда и обувь. Этот фактор во многом определяется модой (т. е. предлагаемый атрибут одежды кем-то произведен или кто-то предполагает его произвести и его реализация принесет определенную выгоду). В этой сфере человек подвергается мощному психологическому воздействию в виде различных видов рекламы. С другой стороны, важным аспектом являются технологические характеристики материалов, из которых выполнены одежда и обувь. Например, если при производстве обуви были использованы полимерные материалы, выделяющие вредные химические вещества, это может стать причиной интоксикации, поскольку потовые железы стоп человека работают в режиме отделения и поглощения пота. Таким образом, некоторые аспекты экологии человека имеют отношение к проблеме потребления и защиты прав потребителя, степени его информированности при выборе той или иной продукции или стратегии потребительского поведения.
Жилище и микроокружение. На этом уровне есть много разноплановых аспектов. Так, важнейшую роль для человека играют характеристики материалов, применяемых при строительстве и отделке жилища (технологический фактор). Например, в свое время в нашей стране достаточное распространение приобрела древесно-стружечная мебель, при производстве которой использовались фенолформальдегидные смолы, обладающие токсическим действием, вредным и опасным для здоровья человека является применение красок (белил), в состав которых входят соединения свинца. С другой стороны, важнейшую роль играет и дизайн помещения. В неуютном, плохо оборудованном и оформленном помещении человек будет испытывать дискомфорт, несмотря на высокое качество строительных и отделочных материалов. Влияние токсических и психологических эффектов способно суммироваться при неблагоприятных тенденциях.
Анализ состояния окружающей среды, экологические условия проживания школьника во многом зависят от места расположения его жилья, нахождения возле его дома заводов, фабрик и АЗС, а так же наличием зеленых насаждений, парков и леса.
Микроклимат семьи очень важен именно для формирования личности школьника. Так как в этом возрасте закладывается понятия о преемственности поколений, от родителей детям.
Показатель пользователей Интернет среди школьников является прямым индикатором возможности ускоренного образования, получения новейшей технической и научной информации. Однако вопрос о возможном негативном воздействии информационного бума на человечество (на индивидуально-психологическом уровне, особенно школьника) также не
5
снимается с повестки дня.
Так, например, западные психологи и психиатры говорят о появлении у современных деловых людей нового вида фобии - страха перед ежедневным запуском почтовой программы (количество информационных сообщений, приходящих ежедневно на индивидуальные компьютеры, растет).
Из этого мы можем сделать вывод, что перечисленные нами факторы выбраны не случайно, так как их изучение, может дать нам обширный спектр информации о повседневном образе жизни школ.
6
Глава II. Практическая часть.
Для того чтобы более подробно изучить отношение современного школьника к факторам экологии человека. Мы составили анкету в которую вошли вопросы по каждому из рассмотренных нами ранее факторов экологии школьника и провели опрос среди группы учащихся 6-х классов (42 человека) нашей школы.
Затем мы подсчитали ответы ребят на вопросы нашей анкеты, составили диаграммы по каждому фактору. Проанализировав, мы получили следующие результаты: 36 человек из 42 опрошенных поддерживают режим питания оптимальный для школьника.
Во втором пункте, который посвящен занятиям спортом мы решили выбрать наиболее актуальный фактор - это зарядка. Делать ежедневно утреннюю зарядку необходимо каждому человеку, не смотря на возраст или физическое развитие. Детям утреннюю зарядку нужно начинать делать с самого рождения, ведь зарядка улучшает работу сердца и легких, развивает костно-мышечную ткань, укрепляет общее здоровье организма. А если вы приучите ребенка делать зарядку каждое утро, то она научит ребенка еще и дисциплине, выработает волю. Да и будучи взрослым человеком, каждый из нас знает, что после обычный утренней зарядки мы получаем колоссальный заряд энергии на весь день, улучшение самочувствия, зарядка словно «встряхивает» организм и просто отличное настроение. Некоторые родители сильно ошибаются, считая, что если ребенок посещает какие-либо спортивные секции, то этого вполне достаточно для его организма и утренняя зарядка вовсе не нужна. Выполнение утренней зарядки лучше всего проводить при открытых форточках, под бодрящую музыку. А летом лучше проводить занятия на свежем воздухе. Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности. К сожалению, из нашего исследования видно, что утреннюю зарядку делают лишь 26 школьников из 42.
Удобную одежду и обувь согласно опросу носят все опрошенные школьники.
37 человек имеют благоустроенное жильё.
Экология района, в котором живут школьники, является безопасной для жизни и здоровья 26 человек, остальные школьники так не считают.
У 26 школьников из 42 семья полная, что значительно улучшает эмоциональное состояние группы ребят принявших участие в исследовании.
Больше половины ребят, а именно 32 человека, являются пользователями сети Интернет. Это даёт нам возможность сделать вывод о том, что не все ребята сидят целый день за компьютером, а большую часть времени проводят на свежем воздухе или на занятиях спортом, что значительно улучшит состояние их здоровья.
После анализа анкетирования мы сравнили ответы ребят с отсутствием их в школе по болезни, и сделали выводы.
7
Те ребята, которые занимаются спортом, делают утреннюю зарядку, соблюдают режим правильного питания, носят удобную одежду и имеют дома нормальный эмоциональный фон, в среднем, по нашим подсчётам составили 64%. Количество шестиклассников проболевших за последние 5 месяцев составило 15 человек, это 36% от количества всех шестиклассников, принявших участие в исследовании.И эти же 36% учеников дали отрицательные ответы при анкетировании.
8
Заключение
Экология человека имеет большое значение для улучшения здоровья школьника. Зная факторы и их влияния на физическое и эмоциональное состояние ученика, можно дать рекомендации для укрепления здоровья.
Первое, это соблюдать режим питания и заниматься спортом.
Второе, это не загрязнять окружающую среду и сохранять немногочисленные парки и зеленые насаждения в районе проживания. Кроме того в этом году планируется озеленение нашего микрорайона, а именно озеленение пришкольного участка (оформление клумб). Для этого мы с нашим классным руководителем посадили цветочную рассаду в классе и ухаживаем за ней.
Третье, как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и умеренно (20 минут в день) пользоваться Интернетом, лишь при подготовке дополнительного материала к уроку.
Четвёртое, носить, по возможности удобную одежду и обувь. И сохранять дома спокойный и благоприятный фон, ведь наши исследования доказали, что именно от этих факторов зависит здоровье школьника.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что главным для школьника, является сохранение и, по мере возможности, повышение уровня здоровья, т. е. здоровья в рамках состояния окружающей среды.
9
Список литературы
Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1998. С. 18.
Бигон М, Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества / Пер. с англ. М.: Мир, 1989. В 2-х томах.
Одум Ю. Основы экологии / Пер. с англ. М.: Мир, 1975. 740 с.
Радкевич В.А. Экология. Минск: Вышэйшая школа, 1998. 159 с.
Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила принципы и гипотезы М., 1994. С. 12.
Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.
10
Приложение 1
Анкета
1 .Питание. Ответьте на вопросы Да, Нет.
Соблюдаете ли вы правильный режим питания?
2.Занятие спортом. Ответьте на вопросы Да, Нет.
Вы делаете зарядку?
3.Одежда и обувь. Ответьте на вопросы Да, Нет.
Вы всегда носите удобную одежду?
4.Жилище и микроокружение. Ответьте на вопросы Да, Нет.
Ваше жилье является благоустроенным?
5.Анализ состояния окружающей среды. Ответьте на вопросы Да, Нет.
Ваш район имеет парки, зелёные насаждения?
6.Семья. Ответьте на вопросы Да, Нет.
У Вас полная семья?
7.Показатель пользователей Интернет. Да или нет.
Вы являетесь пользователями Интернет?
8.Важнейшим фактором для вас является:
Питание.
Одежда и обувь.
Жилище и микроокружение.
Состояние окружающей среды.
Семья.
Интернет.
11
Приложение 2
12
13
14
Приложение 3
15
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Рисуем кактусы акварелью
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году