Работа посвящена первым отечественным фильмам об освоении космического пространства. Речь идет о советском фильме "Космический рейс" 1936 года выхода на экраны, в создании которого учавствовал Циолковский К.Э. его культурная ценность и физическое содержание картины.
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_o_kino.doc | 187.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 3 имени Петра Аркадьевича Столыпина
г. Ртищево Саратовской области»
«Физика о кино»
(Изучение и наблюдение природы породило науки (Цицерон).)
Выполнили:
Грачев Алексей, Сахапов Илья, 10 класс
Руководитель: Шиляпова Елена Владимировна,
учитель физики
первой квалификационной категории
Ртищево, 2016
Оглавление
Введение 3
Глава І. Космический рейс
1.1. История фильма 5
1.2. Физическая основа фильма 7
1.3. «Окно в кино» 9
Глава ІІ. Путешествие на Луну.
2.1. Фрагмент фильма 10
2.2. Попытка повторить съёмку 11
Заключение 12
Список литературы 14
Приложение 1. Презентация к докладу
Введение
Еще 7 октября 2015 года Президентом России Владимиром Путиным был издан Указ №503 «О проведении в Российской Федерации года российского кино».
Таким образом, наступивший 2016 год официально объявлен в нашей стране Годом российского кино, пришедшим на смену Году литературы, и, как утверждают некоторые источники, проект данного Указа был личной инициативой Президента. Программа будет включать в себя различные меры, направленные на развитие отечественного кинематографа, продвижение его продукции как внутри страны, так и на международном уровне, глобальную модернизацию ведущих киностудий страны и, что самое главное, самой системы кинопоказа во всех регионах России.
Вдохновившись идеей президента, мы решили исследовать историю отечественного кино. Но в своей работе мы не будем рассказывать о развитии синематографа вообще, объектом своего исследования мы взяли кинофильм: «Космический рейс» 1935 года выпуска, снятого режиссером Василием Журавлевым. В результате своего исследования мы попробуем посмотреть на этот фильм с двух сторон: ценность кинокартины в истории отечественного кинематографа с точки зрения культуры и верное описание физических законов. За «лирику» ответственный в нашей работе Грачев Алексей, за «физику» - Сахапов Илья.
Итак, прежде всего перед собой мы определили:
Цель проекта: изучить историю создания фильма «Космический рейс» и выяснить есть ли в современном российском кинематографе игрового кино, посвященного покорению космоса.
Для этого мы определили ряд задач:
- Посмотреть фильм «Космический рейс»;
-Установить как снимался этот фильм: кем, когда, в каких условиях, какое оборудование использовалось создателями картины;
- Рассмотреть физические явления в этом фильме и объяснить верность их применения с точки зрения современной науки;
- Создать на основе изученного фрагмент фильма о космосе;
- Привести примеры новинок отечественного кинематографа на тему освоения космического пространства человеком.
Глава I. «Космический рейс».
1.1. История фильма. Грачев А. «Космический рейс» - первый отечественный советский научно-фантастический фильм об освоении космического пространства. Когда Юра Гагарин ходил «пешком под стол», а Сергей Королёв осуществил первый удачный пуск малой ракеты, газеты кричали заголовками: «Луна обстреливается экспериментальными ракетами!», «Академик Седых испытывает гигантский астроплан!» В январе 1936 года на экраны СССР вышел фильм «Космический рейс» — фантастическая новелла с посвящением «знаменитому деятелю науки» К.Э. Циолковскому. Благодаря участию учёного в качестве консультанта, научная сторона фильма — почти безупречна и производит впечатление даже на современного зрителя. Однако более всего впечатляет само настроение фильма, ощущение того времени: в стране только началась индустриализация, а от планов — аж дух захватывает!
Режиссёр Василий Журавлёв вспоминал: «Идея создания фильма, посвящённого межпланетным сообщениям, возникла у меня много лет назад. Ещё в 1924 году я написал «космический» сценарий, очень наивный и технически невыполнимый. Фильм снят не был, но мысль о создании фильма на эту тему не оставляла меня долгие годы». И добавлял: «В 1932 году Центральный Комитет комсомола поставил перед работниками советской кинематографии задачу — создать для нашего юного зрителя как можно больше фильмов на самые разнообразные темы, в том числе и научно-фантастические. Я тотчас же приступил к решительным действиям…»
Вместе со сценаристом Александром Филимоновым они придумали сюжет фильма о первом полёте на Луну. Идея получила одобрение наверху, но было предложено усилить научно-познавательную сторону и «привлечь видных деятелей космонавтики».
В мае 1934 года режиссёр пишет письмо Константину Циолковскому (не зная точного адреса, написав на конверте: «Калуга, Циолковскому»), где просит принять на себя обязанности научного консультанта будущего фильма. Через неделю пришла бандероль, книга «Вне Земли», а ещё через сутки — письмо с приглашением в Калугу: через 10 дней, приходить не раньше 10 утра, с недорогой матерчатой куклой (на ней он потом показывал движения человека в невесомости).
Когда режиссёр со своей командой прибыл в Калугу, Циолковский их встретил словами: «Это вы на Луну собрались?»
Идея фильма для детей понравилась учёному-самоучке — он работал школьным учителем. Задаче просвещения посвятил всю свою жизнь, выделяя из скромного жалованья средства для издания книг, проведения опытов, создания моделей.
Вне сомнений, фильм получился в некотором смысле биографическим, мальчик — так же, как и маленький Костя, — юный изобретатель: «Моё изобретение катапульта с телескопическим прицелом… Бывшая рогатка…» Академик отвечает: «Изумительно! Идём, я тебе покажу моё изобретение».
Главную роль — академика Павла Ивановича Седых, конструктора первого ракетоплана, — играет Сергей Петрович Комаров. Он внешне похож на самого Циолковского — высокий, седовласый, с бородкой, улыбающийся, такой же целеустремлённый и чудаковатый, немного смешной... даже брюки у него коротенькие.
В действительности, конечно, Циолковский не дожил до старта ракеты, но он настолько чётко себе его представлял и мысленно «прожил», что его герой отправляется в полёт и достигает Луны.
Примечателен один «пророческий» факт. Действие фильма разворачивается во Всесоюзном институте межпланетных сообщений имени К.Э. Циолковского — камера оператора задерживается на табличке учреждения. Никакой ложной скромности. В 1991 году учредили Академию космонавтики имени К.Э. Циолковского — и вряд ли в момент присвоения имени вспоминали о фильме, однако попали в точку.
По словам Журавлёва: учёный поставил шесть обязательных условий съёмки: показать эстакаду, масляные ванны, невесомость и воробьиные прыжки, чёрное небо и немигающие звёзды — он считал эти «атрибуты» обязательными для будущего космического полёта.
1.2. Физическая основа фильма. Сахапов Илья. К фильму Константин Эдуардович отнёсся чрезвычайно серьёзно — специально для съёмок сделал 30 чертежей ракетоплана, рисунки для режиссёра и актёров. В тексте сценария сохранились многочисленные пометки и уточнения. Например: «Кадр 253 — Ремни не нужно... Держаться за ручки кресла», «Стр. 12 — Миллиардов звёзд невооруженным глазом не видно, а только тысячи», «Кадр 334 — Прыжок с 6–10-метровой высоты безопасен»… Декорации в павильонах киностудии «Мосфильм» проверил лично, всё подписал — «Вот теперь можете отправляться на Луну!»
Задача стояла технически архисложная. Только представьте (и не забудьте, что компьютеров тогда не было): «Кадр № 152. Многочисленные прожекторы бороздили бездонные глубины звёздного неба, освещали ажурную эстакаду ракетопланов, гигантское здание института межпланетных сообщений… Кадр № 221. Снопами искр обдавая ангар, на фоне сияющей огнями Москвы ракетоплан срывается с эстакады и уходит в свободный полёт… Кадр № 252. В кабине академик Седых, взмахнув руками, срывается с места и плавно, без всяких аварий, отлетает от ванны к пульту управления ракетоплана. За ним плавно летят Андрюша и Марина...»
Съёмочной группе помогали суперпрофессиналы. За перелёты в «невесомости» отвечал крупнейший советский конструктор авиационных двигателей, впоследствии генерал, Александр Александрович Микулин. Журнал «Смена» в декабре 1935-го писал: «Известный конструктор советских авиомоторов инженер А.А. Микулин совместно с инженером фабрики «Мосфильм» В. Г. Дубовиком скомбинировал ряд необычайно остроумных приспособлений для съёмки полёта». Под его руководством была придумана система тросов с амортизаторами. А чтобы тросов не было видно в кадре, от десяти, предусматривавшихся первоначально, оставили лишь три.
Художники создали на бумаге эскиз декорации, проконсультировались с инженерами, имевшими опыт по строительству железобетонных конструкций, и сделали чертежи настолько точные, что по ним можно было построить настоящий ангар.
Работники макетного цеха изготовили сотни кукол, изображающих рабочих, монтёров, шофёров и проч. «Институт межпланетных сообщений», многоэтажный дом, ангар и эстакада — были сделаны из досок и фанеры. Всё в одну двадцать пятую натурального размера.
Для изображения неба соорудили раму 20 на 20 метров, обтянули её чёрным бархатом (чтобы свет не отражался), и вставили «звёзды»: и двухвольтовые, для карманного фонаря, и автомобильные шестивольтовые, и двадцати–сороковаттные — 2500 штук! Циолковский остался доволен.
Вскоре в Калугу отправили телеграмму: «Мир без тяжести освоен тчк Академик Седых зпт Марина зпт Андрюша зпт другие члены коллектива зпт шлют вам дорогой Константин Эдуардович сердечный привет из кино-космоса находясь в полете Москва тире Луна восклицательный знак».
В «Комсомольской правде», 23 июля 1935 года в статье «Только ли фантазия?» Константин Циолковский сказал:
«Ко мне обращались примерно ещё 10 лет тому назад с желанием инсценировать на экране мой рассказ «Вне Земли». Но дело это было настолько сложным, что предприятие было отложено. И вот только теперь Мосфильм в лице талантливого В.Н. Журавлёва твёрдо решил создать картину «Космический рейс». Ничто меня так не занимает, как задача одоления земной тяжести и космические полёты. Кажется, половину своего времени, половину своих сил я отдаю разработке этого вопроса. Мне вот уже 78 лет, а я всё продолжаю вычислять и изобретать касающееся реактивной машины. Сколько я передумал, какие только мысли прошли через мой мозг! Это уже были не фантазии, а точное знание, основанное на законах природы; готовятся новые открытия и новые сочинения. Но фантазия также меня привлекала. Много раз я брался за сочинения на тему «Космические путешествия», но кончал тем, что увлекался точными соображениями и переходил на серьёзную работу.
Фантастические рассказы на темы межпланетных рейсов несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот делает полезное дело: вызывает интерес, побуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений.
Что может быть возвышеннее — овладеть полной энергией Солнца, которая в 2 миллиарда раз более той, что падает на Землю! Что может быть прекраснее — найти выход из узкого уголка нашей планеты, приобщиться к мировому простору и дать людям выход от земной тесноты и уз тяжести?!
Шире литературы влияние кинофильмов. Они нагляднее и ближе к природе, чем описание. Это высшая ступень художественности, в особенности когда кино овладело звуком. Мне кажется со стороны Мосфильма и тов. Журавлёва большим геройством то, что они взялись осуществить фильм «Космический рейс». И нельзя не высказывать большого удовлетворения этой работой».
1.3. «Окно в кино». Грачев Алексей. Тот факт, что ещё в 1935 году именно в нашей стране, на основе идей и научных знаний нашего соотечественника был создан фантастический, но во многом обстоятельно приближённый к реалиям фильм о межпланетном полёте, по сути, предвосхитивший будущую космическую эру, достоин восхищения. Фантастическая картина, созданная с непосредственным участием, научным консультированием Константина Эдуардовича Циолковского, оказалась предтечей реальных космических стартов. Учёный учёл множество факторов, включая невесомость.
Этот забытый в эпоху интернетных «звёздных войн» фильм о полёте человека в космос очередной раз наполняет нас гордостью, заставляет вспомнить, что именно России принадлежит не только практическое (воплотившееся в полёте Юрия Гагарина), но и безусловное идейное первенство в постижении человечеством связей со Вселенной.
Россия всегда была и остаётся эпицентром прорывов человечества в будущее. Константин Циолковский, Сергей Королёв, Юрий Гагарин — открыли дорогу в космос. Великое дело продолжили десятки учёных и космонавтов. За первым спутником и первым полётом человека последовали новые открытия и победы — вспомним космический аппарат «Энергия-Буран». Его технические, инженерные решения тоже опередили своё время. Для его пуска было создано почти сто новых уникальных материалов, которые имели параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике.
Так и было открыто «Окно в кино» отечественным синематорграфом.
Сахапов Илья. Итак, в фильме «Космический рейс», подводя итог нашему исследованию можно выделить следующие важные моменты:
Глава 2. Путешествие на Луну.
2.1. Фрагмент фильма. Грачев Алексей. Мы посмотрим фрагмент фильма, в котором главные герои высадились на Луну.
«Это случилось в Москве, летом 1946 года, когда знаменитый астрофизик академик Седых решил лететь на Луну» — такими титрами начинается рассказ. Несмотря на первые, не совсем удачные полёты животных, он решительно сам отправляется в космос. Вместе с ним ассистентка профессора Карина и юный изобретатель Андрюша. Путешественники прилуняются на обратной стороне спутника и, побродив по Луне, благополучно возвращаются на Землю. Всенародное ликование, всеобщее счастье. Демонстрация выдающихся научных достижений — на тот момент ещё теоретических.
2.2. Попытка повторить съёмку. Сахапов Илья. Мы сделали дерзкую попытку – воспроизвести съёмку фрагмента фильма. Фрагмент, связанный именно с моментом прилунения главных героев. Посмотрите, что у нас получилось.
Заключение
Грачев Алексей. Сегодня освоение космоса является основой безопасности государства: Россия способна противостоять «недоброжелателям», в первую очередь — благодаря своим ракетам.
Успехи ракетно-космической отрасли — результат труда профессионалов высшей пробы, высочайшей квалификации — они трудятся на многих-многих российских предприятиях, и в знаменитом королёвском НПО «Энергия», и в корпорации «Рособщемаш».
С выхода фильма «Космический рейс» в этом году исполняется 80 лет и если проанализировать вопрос: «Сколько фильмов отечественным синематографом снято на тему космонавтики».
Можно сделать выводы:
Сахапов Илья. И в заключении можно сказать, что первый отечественный фильм задал высокую планку в плане подхода к физическим законам. Он несет на себе не только весомый вклад в отечественную культуру, а также и в образование. Становится понятно, почему этот фильм вызвал такой резонанс в обществе. Так как с экрана мы видим практически документальные кадры.
И, я думаю, что инициатива президента о возрождении отечественного кинематографа будет широко поддержана и теми, кто находится по ту и другую сторону объектива кинокамеры.
Список литературы
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Учимся ткать миленький коврик
Карты планет и спутников Солнечной системы
Заяц, косач, медведь и весна
Весенняя сказка