Эссе "Трудное детство - дорога в тюрьму"?
Вложение | Размер |
---|---|
esse_trudnoe_detstvo_-_doroga_tyurmu.docx | 24.87 КБ |
ТЕМА: «Трудное» детство – дорога в тюрьму?
Выполнила: Замуруева Мария
ученица 10 «б»
МБОУ «СОШ №10 г. Новоалтайска
Алтайского края»
Руководитель:
Доброгорская Елена Викторовна
«Трудное» детство – дорога в тюрьму?
Какое детство можно назвать «трудным»? На мой взгляд, самое трудное детство у детей лишенных основного, самого необходимого в жизни ребенка – материнской любви, у детей, оказавшихся без попечения родителей, у детей, оказавшихся в приютах и детских домах. К сожалению именно дети, выросшие в детских домах чаще чем «домашние» подвержены агрессии, не умеют найти свое место в жизни, очень часто совершают правонарушения.
Мы часто сталкиваемся с агрессией в современном мире. Особенно частыми становятся проявления агрессивного поведения среди подростков. Оно проявляться в двух формах: вербальной и невербальной. К первой форме относятся оскорбления, высмеивания и вызывающее поведение в адрес другого человека. Второй вид агрессии чаще всего принимает физическую форму, то есть умышленное причинение боли.
В настоящий момент к агрессии становится склонным все большее число детей и подростков, и причины такой печальной статистики стоит искать, как правило, в среде, окружающей человека, особенностях воспитания и общения с родителями и сверстниками. Особенно часто наблюдать агрессивное поведение можно у детей, вынужденных жить в детском доме.
К 2007 году в нашей стране насчитывалось 27 миллионов детей, что составляет примерно 20% от общей численности населения РФ. И среди этих 27 миллионов более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. У них наблюдается высокий уровень распространения психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). Тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, среди сирот выявляется в 4 раза чаще, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Около 11% таких детей страдают умственной отсталостью и у 30% диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения.(2) Многие ученые и психологи отмечают, что эмоциональные проблемы сирот связаны с отсутствием материнской любви и отношением привязанности, складывающемся между матерью и младенцем в первые недели и месяцы жизни. Они служат не только основой для будущих взаимоотношений с другими людьми, но и определяют отношение к самому себе. Иначе человек часто просто не может доверять другим людям.
На долю сирот выпадает действительное сложное испытание: в раннем возрасте они переживают разлуку с самыми близкими людьми и впоследствии на себе испытывают психическое состояние материнской депривации. У детей, которые воспитывались в благополучных семьях с родителями, перед глазами всегда была мама-главный человек, заботящийся о ребенке, источник любви, тот, кого не хватает многим несчастным детям, оставшимся без родителей. Неудивительно, что такое лишение закрепляет в ребенке чувство беззащитности и становится источником психологических травм, которые часто проявляются в эмоциональной неустойчивости, нарушении самоконтроля, быстрой нервной истощаемости и, как следствие, агрессивном поведении. Оно проявляется в том, что любые действия окружающих могут расцениваться как повод для конфликта. В итоге чаще всего формируется агрессивная, неуверенная в себе, очень чуткая личность, пытающаяся защититься от внешнего мира.
Я думаю, еще одной важной причиной враждебности сирот является то, что они зачастую чувствуют себя незащищенными со стороны государства. Например, действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению им жилых помещений.(1) Однако, следует учитывать, что закон, скорее всего, будет работать только тогда, когда органы государственной власти и МСУ будут должным образом исполнять возложенные на них обязанности и контроль. Далеко не все сироты на практике получают квартиры: так, в настоящее время, более 100 000 выпускников российских детских домов не обеспечены жильем. В алтайском крае на учете в качестве нуждающихся в жилье стоит свыше 1000 сирот, и очередь продолжает расти.(4) Плохо дела обстоят и с трудоустройством: из 13 000 детей, ежегодно покидающих стены приютов, лишь 5% устраиваются в дальнейшем на работу. (2)
Проблема нашей государственной системы также состоит в том, что она недостаточно эффективно помогает семье, решившей взять ребенка из детского дома, скрывая это за так называемой "тайной усыновления". Поэтому очень часто получается, что неподготовленность взрослых к адаптации, нехватка знаний, сил, терпения и тот факт, что на общение с ребенком в приюте отводят всего несколько часов, приводят к печальному итогу: за последние два года, обратно в детские дома вернули более 30 000 детей.(2)
Стоит также отметить тот факт, что многим сиротам в будущем сложно адаптироваться к взрослой жизни, ведь они живут по расписанию, часто не зная, как решить самые простые бытовые вопросы. Возможно, это одна из причин, почему так много сирот (около 40 % по неофициальной статистике) впоследствии сидят в тюрьмах. Как говорит Александр Гезалов, член общественной палаты РФ, который сам воспитывался в детском доме: "Многие детдомовцы не идут работать, первое время их продолжает обеспечивать государство. Они получают какие-то субсидии, могут сдавать свои квартиры... А дальше большинство из них попадает в криминальные структуры, поскольку так и не поняли: для того, чтобы что-то иметь, нужно работать".(3) Немаловажно и то, каким образом строится общение и отношения между сиротой и воспитателем. Часто они основываются на строгой дисциплине и принципе "воздействия" взрослого на ребенка, а не их совместного "взаимодействия". В таких условиях нередко подавляется личность детей, пропадает желание исследовать внешний мир: проявляется агрессия, занижается самооценка.
Какие же меры стоит предпринять, чтобы дети, оставшиеся без родителей, стали менее агрессивными и более уверенными в себе, а также совершали меньшее число правонарушений? Об этой проблеме, как правило, умалчивают, в алтайском крае данная тема в средствах массовой информации почти не затрагивается. Однако чтобы бороться с ней, нужно поднимать её в СМИ, говорить о положении сирот и детских домов и сделать данную тему открытой для общественности. Возможно, это положит начало созданию различных социальных фондов и организаций помощи детям, находящимся под опекой государства. В нашем городе Новоалтайске не существует подобных учреждений, во многом, вероятно, потому, что люди не задумываются о детских домах и их воспитанниках. Хотя детей находящихся под опекой, только в нашей школе, более тридцати человек. Кому-то повезло и рожденного в тюрьме ребенка забрала бабушка, и он ее считает мамой, кому-то нет - отношения с опекуном не сложились и опекун при каждой беседе заявляет: «Да забрали бы его совсем, в детский дом, я бы не мучился». Происходит это в присутствии опекаемого… Проблемы у этого мальчика с полицией уже возникали, и не один раз. Нужно обязательно показывать сиротам, что есть кто-то, кому они небезразличны, чтобы возникало чувство защищенности, уменьшался страх перед внешним миром и тогда уровень агрессивности будет снижаться.
Еще одним важным аспектов является трудовое воспитание. Во время летних каникул нужно создавать рабочие места для подростков из детских домов. Я считаю, что детдомовцев нужно обязательно не только учить работать, но и давать им осознавать, насколько в будущем им пригодится умение готовить, шить, стирать и умение решать мелкие бытовые вопросы.
Также я думала над созданием особых организаций для будущих матерей, не чувствующих поддержку со стороны и нуждающихся в помощи. Они смогут помочь женщинам не только психологически, но и материально, например, обеспечивая временным жильем. Возможно, приняв подобные меры, меньшее число матерей откажутся от своих детей и почувствуют ответственность за них. Это приведет к тому, что число воспитанников детских домов снизится, и все больше детей будут чувствовать любовь и заботу самых близких, а, соответственно, причин к ненависти, враждебности и агрессии у них будет намного меньше.
Очень важно, чтобы сироты развивались как разносторонние личности, имели возможность реализовывать свои интересы и могли раскрыть свой творческий потенциал. Поэтому необходимо увеличивать число различных кружков и секций, где дети смогут проводить свое свободное время и получать новые знания и навыки, а также больше общаться, что понадобится им в дальнейшем. По моему мнению, в каждом детском доме необходим хороший и высококвалифицированный психолог, который сможет не только помочь детям в тяжелой жизненной ситуации, но и дать понять, как важно в будущем адаптироваться к взрослой жизни и создать нормальную семью, не оставив собственного ребенка без опеки родителей.
В любом случае, проблема правонарушений среди подростков и, особенно, сирот, является актуальной, и чтобы предотвратить ее или хотя бы уменьшить, нужно полагаться не только на государство, но и на самих себя, прежде всего, оставаясь Человеком и оказывая бескорыстною помощь действительно нуждающимся в ней людям. Ведь зла и агрессии меньше станет тогда, когда на смену им придет любовь, понимание и взаимопомощь.
Источники.
Основания для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009)...
sirotinka.ru›download/diplom.doc
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
За еду птицы готовы собирать мусор
Где спят снеговики?