Эта работа посвящена проблеме типологии жилищ жителей села Большеустьикинское и их хозяйственному быту. В своем исследовании я использовала воспоминания старожилов, архивные документы о строительстве церкви, открытии школы в селе в XIX веке, подшивки газеты «Коммунист» (1973, 1980 годы), сборник статей «Хозяйство и быт западносибирского крестьянства XVII - начала XX века, М, «Наука», 1979 год. В работе сделана попытка описать, как выглядел, как возводился типичный дом жителей с. Большеустьикинское в начале XX века, как строился хозяйственный быт сельчан. К сожалению, в современном селе Большеустьикинское, сохранилось совсем немного свидетельств прошлого, но все же, кое – что было обнаружено (фотографии в приложении): старые ворота, каменные ограждения, резные наличники, колодцы, сохранившееся в некоторых домах внутреннее обустройство.
Свидетельства старожилов (Ковиной А.А., Крючковой К.Г., Михайлова Ф.М., Чебыкиной В.М.) конкретизируют занятия жителей села Большеустьикинское в конце XIX – начале XX веков, а мне позволили сопоставить их с данными, имеющимися по западносибирскому крестьянству, отметить интересные параллели в хозяйстве и быте жителей Урала и Сибири. Использованные документы и материалы, конечно, не позволяют охарактеризовать все локальные особенности хозяйственного быта крестьянства, но традиционные черты бытовой и хозяйственной культуры я попыталась подчеркнуть.
Воспоминания старожилов-устьикинцев подтверждаются теоретическими материалами и архивными документами. Именно эти воспоминания индивидуализируют события прошлого и показывают их многообразие. К большому сожалению, мне удалось познакомиться всего лишь с несколькими архивными документами, отражающими различные стороны жизни устьикинцев. Например, долгое время была неизвестна точная дата строительства церкви в селе. И только благодаря появлению нового священника, иеромонаха отца Арсения, который помог найти архивные документы в Уфимской епархии, мои односельчане теперь знают, что церковь сооружена в 1830 году, через 30 лет после появления села. Очень интересные сведения в архивах сохранились о школе и ее влиянии на развитие села.
В советское время село Большеустьикинское стало районным центром Мечетлинского района, где с 1935 года издавалась местная газета «Коммунист». Для меня она стала очень ценным источником знаний по истории села, школы, хозяйственных традиций. Конечно, статьи журналистов требуют критического отношения, но, в любом случае, они являются интересными свидетельствами прошлого. Хочется отметить, что работать со всеми вышеописанными источниками было очень интересно.
Тема: «ХОЗЯЙСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ КРЕСТЬЯН СЕЛА БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ»
Выполнила: ученица 10а класса
МОБУ лицей№1 с.Большеустьикинское
муниципального района
Мечетлинский район
Республики Башкортостан
Корягина Елена Николаевна
Руководитель: учитель истории МОБУ
лицей№1 с.Большеустьикинское
муниципального района
Мечетлинский район
Республики Башкортостан
Корягина Любовь Леонидовна
Содержание
1. Введение. Анализ использованных источников………………………...3
2.Хозяйственное наследие крестьян села Большеустьикинское……………..4
2.1. Внутреннее переселение (колонизация)…………………………………...4
2.2. Хозяйственный быт жителей села Большеустьикинское…………………7
2.3. Особенности местных строительных традиций….……………………… .8
2.4. Наружное украшение домов ………………………………………………10
2.5. Внутреннее устройство дома ……………………………………………...11
3. Заключение…………………………………………………………………....12
4. Список литературы…………………………………………………………...14
5. Приложение…………………………………………………………………...15
1. Анализ использованных источников.
Эта работа посвящена проблеме типологии жилищ жителей села Большеустьикинское, сохранению народных традиций строительстве и хозяйственном быте. В своем исследовании я использовала воспоминания старожилов, архивные документы о строительстве церкви, открытии школы в селе в XIX веке, подшивки газеты «Коммунист», сборник статей «Хозяйство и быт западносибирского крестьянства XVII - начала XX века», монографию Чемериса В.П. «Большеустьикинское в моей памяти и свидетельствах прошлого». В работе сделана попытка описать, как выглядел, как возводился типичный дом жителей с. Большеустьикинское в начале XX века, как строился хозяйственный быт сельчан. Свидетельства старожилов (Ковиной А.А., Крючковой К.Г., Михайлова Ф.М., Чебыкиной В.М.) конкретизируют занятия жителей села Большеустьикинское в конце XIX – начале XX веков, а мне позволили сопоставить их с данными, имеющимися по западносибирскому крестьянству, отметить интересные параллели в хозяйстве и быте жителей Урала и Сибири. Использованные документы и материалы, конечно, не позволяют охарактеризовать все локальные особенности хозяйственного быта крестьянства, но традиционные черты бытовой и хозяйственной культуры я попыталась выявить и подчеркнуть в своём исследовании.
Воспоминания старожилов-устьикинцев подтверждаются теоретическими материалами и архивными документами. Именно эти воспоминания индивидуализируют события прошлого и показывают их многообразие. К большому сожалению, мне удалось познакомиться всего лишь с несколькими архивными документами, отражающими различные стороны жизни устьикинцев. Например, долгое время была неизвестна точная дата строительства церкви в селе. И только благодаря появлению нового священника, иеромонаха отца Арсения, который помог найти архивные документы в Уфимской епархии, мои односельчане теперь знают, что церковь сооружена в 1830 году, через 30 лет после появления села. Очень интересные сведения в архивах сохранились о школе и ее влиянии на развитие села.
В советское время село Большеустьикинское стало районным центром Мечетлинского района, где с 1935 года издавалась местная газета «Коммунист». Для меня она стала очень ценным источником знаний по истории села, школы, хозяйственных традиций. Конечно, статьи журналистов требуют критического отношения, но, в любом случае, они являются интересными свидетельствами прошлого. Хочется отметить, что работать со всеми вышеописанными источниками было очень интересно.
Гипотеза: по мере ухода в прошлое степень влияния народных обычаев и традиций предшествующих поколений жителей села Большеустьикинское в бытовой культуре, в строительстве уменьшается, что может привести к утрате основ духовной культуры последующими поколениями жителей нашего села.
Цель работы: обосновать важность сохранения традиций в использовании местных строительных материалов и в элементах хозяйственно-бытовой культуры жителей села Большеустьикинское.
Задачи: 1)определить сходство хозяйственных отношений жителей села в начале XX века и современности на примере типичного внутреннего и внешнего убранства дома;
2) выяснить, какие виды домов, хозяйственных построек с применением местных строительных материалов использовали и продолжают использовать в настоящее время жители села Большеустьикинское;
2) провести интервьюирование старожилов села;
3) выяснить, сохранились ли в селе постройки XIX-XX вв;
4) определить, какие материалы применялись при возведении построек;
5) подготовить фотоматериалы сохранившихся старых домов и хозяйственных
построек;
6) сформулировать рекомендации для практического использования
материалов исследования.
Объект исследования: преемственность, сохранение традиций и применение их в современном строительстве, в хозяйственном быте жителей села Большеустьикинское.
Предмет исследования: народное зодчество (постройки из дерева и глинистого сланца), хозяйственные традиции жителей села Большеустьикинское.
Методы исследования: структурно-функциональный (интервьюирование старожилов, изучение и анализ архивных документов, материалов музея, публикаций газет); сравнительно-исторический (фотографирование исторических объектов села, анализ фотографий, поиск необходимой информации в интернете).
Ожидаемые результаты:
1) создание коллекции фотографий, характеризующей хозяйственное и культурное наследие жителей с. Большеустьикинское;
2) составление глоссария устаревших слов, употребляемых жителями села;
3) оформление стенда для школьного музея по итогам исследования.
2.Хозяйственное наследие крестьян села Большеустьикинское.
2.1.Внутреннее переселение (колонизация).
В Российской империи XVIII–XIX веков быстро и легко организовывалось «внутреннее переселение» из малоземельных в многоземельные селения той же самой губернии. Колонизация северо - восточных районов Башкирии относится к более позднему периоду. Тарасов Ю. М.[1] указывает, что в конце XVIII – начале XIX века государственными крестьянами начала заселяться самая восточная часть Башкирии. Новые крестьянские слободы возникли здесь не на казенной, а на башкирской земле. Главную массу переселенцев представляли государственные крестьяне Кунгурского уезда Пермской губернии. Они основали слободы – центры волостей Ярославской, Сиязской, Дуванской, Айлинской, Белокатайской [2].
Переходя конкретно к истории села Большеустьикинское, нужно отметить, что оно возникло немного позже. В районной газете «Коммунист» читаю следующее: «После поражения крестьянской войны под предводительством Пугачева, русские государственные крестьяне Пермской губернии начали заселять территории нашего и соседних районов. В 1800 году появилось село Большеустьикинское (далее Устьикинск) на земле в устье реки Ик, куда переселились крестьяне 50 дворов во главе с Самоилом Окуловым и Семеном Ретькиным»[1]. 1 декабря 1800 года был составлен договор на пользование землей, принадлежащей вотчинникам – башкирам. Наше село Большеустьикинское расположено на землях древнего башкирского рода Кошск, все земли принадлежали коренному населению – башкирам. От имени башкир Кошсинской волости договор составлял старшина Кутуш Исекеев. Русские крестьяне поселились в количестве 50 дворов, и новое селение получило название Устьикинское. Переселенцы получили земли с границами (приводится по архивным данным без исправления)… «от лога называемого Ильбат, по логу Тирким до вершины, а оттоль по дороге Сальзегутовской на крутой березняк, где и затесы имеются, оттоль по логу на лог Авсыклыколь, сверху до низу, по реке Ай до вершины реки Ик, вверху по оному, по меже Кызылбевской идти по логу Сарбулатову до низу, а оттоль вверх по Ику подле болота на низ же лога Тириклинского» [1]. Договор на земли был засвидетельствован только 18 мая 1803 года в Троицком земском суде.
Устьикинск разрастался быстро, уже к 1836 году было 430 душ мужского пола, не считая женщин. До 1917 года в России земли нарезались только на мужчин, женщин в надел не включали. Земли, отведенной по договору, не хватало, и крестьяне стали самовольно захватывать участки. Это вызвало недовольство и жалобы башкир и приводило к спорам и столкновениям. В 1835 году вспыхнуло восстание среди башкир и татар из-за слухов о насильственном крещении. Русские крестьяне не приняли в нем участия. В это время их беспокоило другое: скоро истекал 40-летний срок пользования башкирскими землями. Незадолго до времени восстания (в 1830 году) устьикинцы построили церковь. Строительство церкви склонило генерал-губернатора Оренбургского края Перовского на сторону русских крестьян. Перовский начал ходатайствовать перед командующим башкирским войском Циалковским о передаче оброчных земель башкир в полное и всегдашнее владение устьикинцев. Дело о земле решилось в пользу крестьян села Большеустьикинское. В 1847 году по новой нарезке они получили по 15 десятин земли на душу мужского пола без всякой платы оброка башкирам [4]. Вот с той поры и пошло развиваться, строиться и хорошеть наше село.
По данным архива в 1910 году в Устьикинске жило 2996 человек. Сеяли овёс, пшеницу, ячмень, рожь, урожайность была 25-26 пудов с десятины. В селе к тому времени имелось 3 мельницы (одна - однопоставная, вторая - двухпоставная, третья – трехпоставная), 60 молотилок, 100 сеялок. С развитием капитализма в сельском хозяйстве активно шло расслоение среди крестьянства. В то время существовало три крупных магазина. Один принадлежал Городецкому Александру Александровичу – «Торговля мануфактурными товарами: чай, сахар, табак», другой магазин – «Контора международной компании жатвенных машин» (о владельце данных нет). Третий магазин принадлежал Никанору Крючкову – Кузьмину. Крупная мельница была у Степана Лешкова, в его семье было восемь сыновей, он обладал правом голоса в губернском земстве. Кстати, таким правом во всей Оренбургской губернии обладали только десять человек, поскольку существовал высокий имущественный ценз - 1,5 тысячи рублей. Вот таких успехов добились устьикинцы за сто с небольшим лет. Основным занятием устьикинцев до 1917 года было земледелие, животноводство, пчеловодство, резьба по дереву, которой по сей день занимаются мастера народного искусства.
Вывод: положение переселенцев в нашем крае было достаточно стабильным, что привело к созданию крепких крестьянских хозяйств и способствовало развитию земледелия. Царские власти старались оказывать им всемерную помощь, что объясняется политикой русификации коренного населения и увеличением численности переселенцев русской и других национальностей в башкирском крае.
2.2. Хозяйственный быт жителей села Большеустьикинское.
Из воспоминаний Ковиной А.А. (жительницы села Большеустьикинское, 1898 года рождения): «Село Большеустьикинское в народе называли Большие Шигили – по названию ключа, бившего практически в центре села (сейчас уже не существует – прим. автора). Издавна устьикинцы занимались земледелием, сеяли участками: в первый год пшеницу, затем на этом же участке оставляли пар, после этого снова засевали пшеницу. Рожь обычно сеяли в августе, многолетние травы вообще не сеяли, так как хватало естественных. Летом начинали готовить сено, а до этого окучивали и готовили пары. Вспашку паров проводили два раза: сначала на небольшую глубину, затем – глубже. С Ильина дня (около 20 июля) уже начинали косить рожь. Приходилось начинать рано потому что, все делали вручную»[2] [1].
История русского жилища – одна из проблем, которая помогает раскрыть содержание быта русского крестьянства XIX века. В перевозке бревен, сборке сруба, в его окантовке, посадке на мох и других тяжелых строительных работах принимали участие родственники и соседи; «помочь» имела широкое распространение среди русского крестьянства. Помочь собирали «за угощение», иногда «за отработку». Если она собиралась за угощение, то обычно на один день, на воскресенье. В ней участвовало пять – восемь человек, как мужчин, так и женщин, работавших наравне с мужчинами. Работали с утра до вечера. Хозяин кормил помочан завтраком и обедом, а вечером устраивал праздничное угощение. В помочах за отработку участвовало несколько хозяйств. Они строили дома по очереди друг другу. Обычай помочей носил характер взаимных услуг. На помочи звали соседей и родственников, в основном зажиточные крестьяне, которые хотели управиться с работой за один день. Во время помочей крестьяне работали дружно и скоро, заранее предвкушая весёлый ужин с песнями и плясками. Таким образом, помочи являлись для крестьян своего рода празднеством. На помочи не распространялись церковные запреты, ограничивающие работу в воскресные дни, т.к. помощники работали не за деньги [4].
Из воспоминаний Михайлова Ф.В. (жителя села Большеустьикинское, 1903 года рождения, ныне покойного): «Помочами готовили лес и рубили дома, камень готовили по нескольку человек и зимой доставляли на лошадях при помощи разных приспособлений (камень – глинистый сланец, добываемый в окрестностях села, из него делали ограждения, фундамент для домов, погреба и другие хозяйственные постройки, выкладывали тротуары. – Прим. автора). В последние годы мы объединялись для работы в уборку, особенно с теми, у кого была жатка или молотилка. Хлеб убирали, затем свозили его домой на гумно, и молотили день и ночь до снега»[3] [2].
2.3. Особенности местных строительных традиций.
В XIX - начале XX веков в строительстве активно использовался местный строительный материал - глинистый сланец, который у нас называют «плитняк» или просто «камень». Плитняк имеет форму плоской плиты произвольной формы с природной поверхностью и рваными краями. В Устьикинске до наших дней прекрасно сохранились и используются по назначению постройки из глинистого сланца, возведённые более ста пятидесяти – ста восьмидесяти лет назад. Это ограды, сараи, фундаменты. По воспоминаниям Крючковой Капитолины Геннадьевны: «На горах около Большеустьикинска много хорошего стройматериала, это камень-плитняк. Каменными плитами крыли крыши домов, сараев, бань для пожарной безопасности. Из камня складывали стены-изгороди, кладовые. Кроме того, по улицам тротуары были выстланы плитами и крупными камнями (по улице Школьной, бывшей Церковной, до магазина). У большинства хозяев во дворах домов также были выстланы плитами, чтобы можно было в сухую погоду сушить зерно на солнце…. В центре села был огромный каменный магазин, этот магазин был купца Городецкого»[4].
Городецкий появился в селе в начале 1900-х годов и быстро развил торговую деятельность. Отстроил каменный магазин. Торговал мануфактурными товарами. Чай, сахар, табак, папиросы и прочее. По происхождению он крестьянин села Ерал, а его жена – мещанка [5].
Глинистый сланец применяли не только в строительстве. В 1929 году из плитняка был сложен памятник первым коммунарам (приложение). В 2009 году эту традицию продолжили при возведении памятника участникам Крестьянской войны 1773-1775гг. (приложение). Этот материал придёт данным памятникам естественную неповторимость, а также связь с природой и исторической средой обитания.
90-летний Семён Иванович Крючков жил на улице Садовой. Его дед и прадед рассказывали ему, что первые поселенцы в самом начале XIX века там, где улица Советская и ближе к мосту через Ик рубили избы прямо в густом сосновом лесу, причём одну от другой отделяли опять-таки сосны. Тогда же годами создавались каменные ограждения вокруг домовладений [5]. По воспоминаниям Крючковой Капитолины Геннадьевны: «Устьикинск строился вразброс, кому, где понравилось. Дома рубили на месте из огромных вековых сосен. Один из первых построенных домов еще стоит на углу улиц Октябрьская и Первомайская. Этому дому около 200 лет (приложение). На территории Устьикинска рос такой толстый лес, что из трех бревен можно было построить избушку, амбар, баню, конюшню. Бревна распиливали вдоль пополам, называли «однорезником»[5].
По воспоминаниям Чебыкиной Валентины Михайловны: «В детстве я жила по улице Садовой и ходила мыться в баню на Садовую, 10. В этой бане было всего три венца, крыша покрыта тёсом, вся заросшая мхом. Пол и потолок сделаны из досок шириной 50-60 см., дверь маленькая, порог очень высокий. На одной из стен маленькое оконце размером примерно 30 на 30 см. Топилась баня по-чёрному. До сих пор помню, что в бане был душистый, какой-то особый банный дух. Такого сейчас, пожалуй, не встретишь. Баня простояла до начала 80-х годов XX века»[6](приложение).
Ещё сохранились добротные дома, поставленные в XIX веке. Толщина брёвен позволяла рубить стены всего в 12-14 венцов. Срубы опирались на массивные каменные тумбы и фундамент из камня-плитняка. Крыши были покрыты тёсом на 2 или 4 ската. В целом для района характерно большое разнообразие строительных традиций. По свидетельству старожилов, в прошлом в башкирских деревнях в качестве жилищ ставили однокамерные прямоугольные срубы с двумя окнами по фасаду, под двускатной тёсовой крышей. Сени пристраивали со двора к узкой стене избы; нередко они имели слегка наклонённую плоскую крышу. Во второй половине XIX века в башкирских аулах стали распространяться дома пятистенки с шатровыми крышами. Их покупали в русских деревнях и обживали на свой лад. Иногда над пятистенными домами с улицы возводили более привычную двускатную крышу, сени прикрывал третий скат. Богатые семьи имели двухэтажные дома, разделённые дощатыми перегородками на несколько комнат [5] (приложение).
2.4. Наружное украшение домов.
Наружное украшение дома, в общем, было небогатым. Под крышей
наживляли тесовый карниз, окна окаймляли наличниками со ставнями, их орнаментировали чаще всего, покрывая резьбой или росписями (приложение). Дерево - весьма прочный материал, и изделия из него служат порой нескольким поколениям. Однако дерево, к несчастью, боится огня, и множество памятников, созданных из дерева и в мировом и в нашем отечественном искусстве, не дошло до нас.
Дома, как правило, огораживались. Устройство ограды зависело от экономических возможностей владельца и наличия строительных материалов. Во второй половине XIX века сооружались различные виды ограды: тесовый сплошной забор, изгородь из жердей, частокол, забор из диких камней. В зависимости от природных условий и сложившихся традиций в той или иной местности преобладал определенный вид ограждения. Замкнутым усадьбам был присущ установленный традицией и закрепленный временем набор хозяйственных строений, размещенных определенным образом. Как правило, дом занимал один из передних, обращенных к улице углов усадьбы, а хозяйственные постройки размещались по другую сторону усадьбы, у ее грани, противоположной дому. Этим достигалась возможность постоянного наблюдения за наиболее ценным имуществом семьи, хранившимся в этой постройке [4].
Все это свидетельствует о высоком мастерстве и тонком художественном вкусе народных умельцев, вызывает восхищение простотой и благородством форм. Местные мастера, возводившие в деревне жилые и хозяйственные постройки, накопили большой опыт и, можно сказать, выработали свой архитектурный стиль.
2.5. Внутреннее устройство дома.
Важным этапом в строительстве дома было складывание печи, ее обычно делали сами хозяева. Чтобы глина не пересохла, печь нужно было сбить за один день. Печь ставили не вплотную к стене. В середине XIX века между печью и стеной оставляли пространство в 60 – 70 сантиметров, где устраивали вход в подполье. Позднее стали оставлять небольшое запечье (20 – 25 сантиметров) для складывания хлебных лопат и ухватов. Во второй половине XIX века печи делали большие, по форме близкие к квадрату. Печь стояла у входной двери, обычно налево от нее, с устьем, повернутым к противоположной стене (приложение).
В старинных домах между стеной и печью помещался «голбец» - вход в подполье, устроенный в виде невысокого шкафа, позже сменился голбцом в виде ларя с подъемной или задвижной крышкой, пристроенный к печи возле входной двери. Над ним часто делали помост для сна, так называемый «верхний голбчик». Рядом с печью помещался «залавок» для хранения посуды и продуктов (приложение).
Над входной дверью, на 50 – 70 сантиметров от потолка, сооружали полати. Полати укрепляли на специальном упоре на задней стене и на толстом брусе, проходящем по середине избы. На полатях в большинстве случаев спали дети (приложение).
В переднем углу, расположенном по диагонали от печи, стоял массивный обеденный стол, как правило, прямоугольной формы, с прямыми ножками. Над столом помещалась божница с иконами. Вдоль передней и боковой стен дома шли широкие лавки, над ними полки. Около стола ставили скамейки и табуретки. В домах поддерживалась чистота, полы, столы, лавки, полати терли веником с песком. К большим праздникам мыли потолок и стены, а пазы между бревнами промазывали глиной [4].
Таким образом, преемственность, устойчивость хозяйственного уклада держится на сохранении традиционного образа жизни, а ослабление традиционных социальных связей и структур ведет к его разрушению.
3. Заключение.
Наш XXI век заставляет переосмыслить мир в его целостности и взаимосвязи, базирующихся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Определяющим в отношении человека к окружающему миру и к другим людям должна стать система ценностей, связанных с лучшими народными традициями и с общечеловеческой традицией гуманизма. А почерпнуть лучшее из народной культуры мы можем и должны на малой родине, знакомясь с ее историей, обычаями, традициями, духовными ценностями. Современные деревянные дома в нашем селе повторяют архитектурные принципы наших предков. Это чаще всего пятистенки, рубленные из струганных сосновых брёвен. Самое распространённое соединение брёвен в «чашу». Сейчас мало кто строит ограды из плитняка (глинистого сланца). Это очень трудоёмкий процесс, да и не так красиво как современные материалы, но плитняк охотно используется для облагораживания бетонного фундамента, выкладки дорожек и тротуаров. Наше исследование показало устойчивость традиций при строительстве домов в селе Большеустьикинское: длительное сохранение основных типов построек, а также использование местных строительных материалов. Небезынтересно, что напрашивается вывод об общности черт хозяйственной культуры, сложившейся в нашем селе под влиянием переселенцев и теми местами, откуда они приехали. В то же время произошла трансформация этих черт с образованием локальных особенностей. Можно с уверенностью говорить об общности землепользования и хозяйства устьикинских крестьян с северорусскими крестьянами (Пермской, Вятской губернии). Сведения о хозяйственных привычках имеют довольно большое познавательно – фактологическое значение, в плане возможностей их использования на уроках краеведения.
Мы обязаны осознать себя продолжением тех, кто был до нас, ощутить самую тесную связь со своими прадедами, с миром, с историей. Народные обычаи и традиции, как показатель жизни, были и остаются способом единения людей, не безразличных к будущему страны. Знание наследия необходимо каждому народу. Если народ не будет передавать свои обычаи и традиции из поколения в поколение, не будет воспитывать в своей молодежи должных к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет, мы просто потеряем свою культуру. Наш долг, наша святая обязанность сохранить неоценимые сокровища живой народной культуры, составляющей содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Да, пожалуй, у меня многое не получилось, но случилось главное: я ощутила гордость за своих предков, живших обычной провинциальной жизнью, просто делавших свое дело, воспитывавших детей. Это моя история, и я ею горжусь и ценю!
4. Список литературы:
Исторические источники:
Используемая литература:
Интернет ресурсы:
1. http://mega-russdom.narod.ru
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
[1] Ю.М. Тарасов «Русская крестьянская колонизация Южного Урала в период феодализма и ее последствия», // журнал «Вопросы истории», 1975 год, №11, с. 23.
[2] Из воспоминаний Ковиной А.А., жительницы села Большеустьикинское 1898 года рождения.
[3] Из воспоминаний Михайлова Ф.В., жителя села Большеустьикинское 1903 года рождения.
[4] Из воспоминаний Крючковой К.Г., жительницы села Большеустьикинское 1929 года рождения.
[5] Из воспоминаний Крючковой К.Г., жительницы села Большеустьикинское 1929 года рождения.
[6] Из воспоминаний Чебыкиной В. М., жительницы села Большеустьикинское 1947 года рождения.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Ветер и Солнце
Почта
Лиса Лариска и белка Ленка
Знакомимся с плотностью жидкостей