Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в-третьих - интерес к самим знаниям. Актуальность моей работы заключается в изучении школьной успеваемости, которая является одним из важнейших аспектов достижения желаемых результатов, следовательно, формирование мотивации к обучению – важный фактор для достижения успешности в обучении.
Вложение | Размер |
---|---|
russu_alye_parusa.doc | 35 КБ |
Тема: «Влияние мотивации на успешность учебной деятельности в старших классах»
Введение:
Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в-третьих - интерес к самим знаниям.
Актуальность моей работы заключается в изучении школьной успеваемости, которая является одним из важнейших аспектов достижения желаемых результатов, следовательно, формирование мотивации к обучению – важный фактор для достижения успешности в обучении.
Цель моей работы – изучить возможную зависимость успешности учебной деятельности учащихся старших классов от мотивации к обучению.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
В своей работе я осветила сущность учебной мотивации.
Проблема школьной мотивации – одна из центральных проблем современного образования. Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако вопрос мотивации при переходе в средне и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя, родители и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение успеваемости в подростковом возрасте. Теоретический анализ проблемы влияния учебной мотивации на успеваемость школьника и выдвинутая гипотеза исследования определили методологию и состав инструментария.
Для доказательства гипотезы и решения поставленных задач в эмпирическом исследовании были выбраны следующие методы:
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 11-го класса) М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.
Анализ успеваемости класса.
Сравнительный анализ уровня мотивации и успеваемости учащихся.
С помощью методики Лукьяновой Маргариты Ивановны и Калининой Натальи Валентиновны было выявлено, что у большинства учеников 11 класса преобладает познавательный мотив, саморазвитие и мотив достижения.
Целью моей исследовательской работы стало изучение мотивации старших школьников. В эксперименте приняло участие 18 обучающихся, среди которых 8 девочек, 10 мальчиков старшего школьного возраста.
Для подтверждения гипотезы работы о том, что дети с гармонично развитой мотивацией учения более успешны в учёбе. Я сравнила данные итоговых и текущих оценок учащихся 11 класса с данными диагностического исследования.
В ходе моей работе была изучена теоретическая литература по теме «Влияние мотивации на успешность учебной деятельности в старших классах» (рассмотрены разделы: психическое развитие раннего юношеского возраста, мотивация достижения и мотивация учения), подобран диагностический инструментарий для изучения данной темы, проведено исследование влияния мотивации на успешность учебной деятельности в старших классах и проанализированы полученные результаты.
В ходе исследования по проблеме моей работы были получены результаты, подтвердившие наше предположение о том, что у старших подростков преобладает высокий уровень мотивации. Наибольшее число испытуемых выбрали саморазвитие, а наименьшее внешние факторы и позицию школьника. Эти факты соответствуют поставленной гипотезе.
Практическое применение:
Результаты данной работы можно использовать для подготовки материалов для учителей старших классов, анализа психологических особенностей детей, которые мешают успешному обучению.
Рисуем акварельное мороженое
Как нарисовать ветку ели?
Лупленый бочок
Золотой циркуль
Финист - Ясный сокол