Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_rabota.doc | 47.5 КБ |
Тема: «Священные родники Подмосковья. История создания и развития Свято-Екатерининской пустыни»
Автор: Быкова Екатерина учащаяся 11 «Б» класса МБОУ СОШ №30 г. Подольска
Руководитель работы: Хузина Ирина Геннадьевна учитель истории и обществознания
Обоснование
Занимаясь в воскресной школе при Троицком соборе города Подольска, я заинтересовалась темой истории создания и развития Екатерининской пустыни. Мое имя тоже созвучно с названием данной обители- духовного родника Подмосковья.
В древности говорили, что тот, кто не знает собственной истории, обречен совершать одни и те же ошибки. Поэтому так важно знать историю своего народа, своей Родины, историю той местности, в которой ты живешь. А история России неразрывно связана с историей православия и монастырей. Известно, что окрестности Москвы, ближнее и дальнее Подмосковье - это особый историко-культурный регион, теснейшим образом связанный с российской столицей. Подмосковья всегда была богата архитектурно-художественными памятниками, особенно храмами и монастырями. Первые монастыри в Москве были основаны еще в XIII веке Именно при монастырях появились первые школы, больницы, приюты; сохранялись и приумножались накопленные знания, велась хроника событий. Особенно возросло значение монастырей, как духовных ориентиров, сейчас, в эпоху соблазнов, культа денег, утилитарного, потребительского отношения к миру и собственной жизни. Поэтому, я считаю особенно актуальным проведение исследования по истории Екатерининской пустыни - одной из главных достопримечательностей Московской области. На долю монастыря выпало много печальных дней.… Поднимался и строился он долго, а в советское время прослыл олицетворением горя и страданий.
Цель работы:
Изучить историю мужского Свято-Екатерининского монастыря, который является одним из древних исторических центров на территории современной Московской области.
Задачи:
Методы исследования
Данная поисково-исследовательская работа проводилась в форме:
Практическое применение
Материал работы можно использовать на уроках по истории, проведении внеклассных мероприятий, посвященных изучению православной культуры.
Проанализировав весь полученный материал, я попыталась как можно полнее восстановить все события связанные со Свято-Екатеринским монастырем. Екатерининская пустынь (Свято-Екатерининский монастырь) - действующий мужской православный монастырь на окраине города Видное.
Своим появлением Свято-Екатеринский монастырь косвенно обязан великомученице Екатерине и чуду, явленному ей царю Алексею Михайловичу Романову. Дело было зимой в декабре 1658 года. Это любопытное место – «Ермолинские Рощи», названное по ближней к нему деревне Ермолино, находилось относительно недалеко от великокняжеских сел Остров, Беседы и также входило в дворцовую Домодедовскую волость. Очевидно, увлекшись псовой и соколиной охотой на Ермолинских землях, среди красивейших березовых рощ, зимних полей и перелесков, где для потехи царя был даже устроен крупный зверинец, царь и не заметил, как быстро закончился короткий зимний день. Тьма стремительно окутывала окрестности, и возвратиться в Беседы или Остров он явно не успевал. И решил Алексей Михайлович, прямо здесь, в этих местах, раскинуть свой теплый царский шатер. Сила молитвы с неистовой верой творят чудеса, и такое чудо было ему явлено… И тогда же он и положил на месте своего чудного виде́ния основать монастырь, а свою дочь назвать в честь явившейся ему святой великомученицы Екатерины. Событие это произошло 26 ноября. 1658 года. Именно это чудо и положило начало широкому распространению имени Екатерина на Руси.
Первые строения монастыря были из дерева, однако уже в мае 1664 года Царь Алексей Михайлович повелевает возвести здесь каменные сооружения: одно - для церковного причта, другое - для содержания престарелых Царских слуг. Государь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священнослужителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризой, прославившуюся как чудотворная. С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пу́стынью «Екатерининския Рощи». С 1764 года пу́стынь числиться заштатной. Она имеет девяносто девять десятин земли под березовым лесом, орешником, пашней и сенокосом. В монастыре была неплохая библиотека. Своим возрождением пустынь обязана митрополиту Московскому Платону (Левшину), а с 1784 года - настоятелю обители иеромонаху Мелхиседеку. Старинная церковь была переосвящена в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, а новый соборный храм - во имя святой великомученицы Екатерины.
Посетив Свято-Екатерининскую обитель и изучив исторические источники , я узнала, что с начала Первой мировой войны беженцы из разоренных германцами западных областей России направляются в Москву. Покидают родные пепелища большие и малые монастыри вместе с богадельнями, приютами и школами. В начале февраля 1915 года прибывает в Москву большой Красностокский женский монастырь из-под Гродно. Его размещают в Свято-Екатерининской пустыни. В первые годы существования на новом месте монахиням пришлось и лес пилить, и пни корчевать и и землю пахать. И случилось чудо. Через несколько лет было налажено монастырское хозяйство, что не только кормило всю округу, но, и монахини, имевшие медицинские навыки, лечили приболевших жителей из близлежащих деревень.
После Октябрьской революции советское правительство проводит антирелигиозную кампанию. Встал вопрос о закрытии Свято-Екатерининской пустыни. В конце лета 1931 года пришла бумага из Москвы - в двадцать четыре часа очистить помещения монастыря. Некоторые монахини были арестованы. В конце 1938 года территорию монастыря переоборудовали под тюрьму НКВД.
В январе 1939 года секретная политическая тюрьма приняла своих первых подследственных. Из-за близости имения Суханово она стала именоваться «Сухановской». Устроителем ее был сам нарком внутренних дел Н.И. Ежов. Тюрьма была рассчитана на 150-160 заключенных. В Сухановке содержались лица, занимавшие прежде крупные государственные должности, видные партийные деятели, высокопоставленные военные чины, дипломаты, иностранцы. Но попадали сюда и обыкновенные студенты и члены семей «врагов народа». 1931-го по 1991монастырь принадлежал НКВД-КГБ-МВД. Но в начале 90-ых наконец закончились годы безбожия и гонений на христиан. С 1992 года началась медленная поэтапная передача строений Свято-Екатерининского монастыря в собственность Русской Православной Церкви. К этому времени все помещения многострадальной обители, в том числе и Екатерининский собор, были еще заняты различными службами ГУВД. Все что мы видим сейчас в монастыре – все современное. Но большая часть реликвий сохранилась. После закрытия последнего монастырского храма (1934 год) иконы и реликвии были вывезены в соседнее село - Ермолино, где сохранились до наших дней. Из исторических зданий сохранились: собор Святой Великомученицы Екатерины, надвратная колокольня с церковью Святого Димитрия Ростовского, настоятельский и два братских корпуса, ограда с двумя угловыми башнями и хозяйственные постройки.Теперь монастырь живет своей благодатной жизнью. Богослужения ведутся ежедневно. В приходе Успенской церкви работает воскресная школа, музей.
Попытавшись исследовать историю Свято-Екатеринского монастыря, я прихожу к выводу, что данная работа - лишь маленькая крупица, первый шаг в изучении истории обители. В своей работе я проанализировала периоды становления монастырской жизни, узнала о людях, жизнь которых неразрывно связана с ней. Был изучен материал, связанный с восстановлением монастыря. Много интересных сведений получила, общаясь с жителями.
Многое узнала я про историю монастыря, но еще больше осталось скрытым и заслуживает внимательного, подробного изучения поисковиками-исследователями.
Удивительно, но на данный момент, Свято – Екатерининский мужской монастырь, пройдя через все потрясения XX века, возродился к христианской жизни. Его насельники ведут большую общественную и духовно-просветительную работу среди населения. Монастырь радует прихожан и паломников ухоженной территорией с прекрасными цветниками. В обители и на его подворьях не умолкает молитва. В этом святом месте могут обрести приют все, кто в этом нуждается. Местное население, жители окрестных сел, приезжая в монастырь, находят здесь теплый прием, покой и утешение. И сами в свою очередь оказывают обители посильную помощь.
Подарок
Девчата
Попробуем на вкус солёность моря?
Иван Васильевич меняет профессию
Что такое музыка?