Научно-исследовательская работа "Ц.Ц.Ранжуров - наш земляк"
Вложение | Размер |
---|---|
nash_zemlyak_-_tsyrenpil_ranzhurov.ppt | 2.77 МБ |
ranzhurov.doc | 94 КБ |
Слайд 1
Исполнитель: Унагаева Екатерина, ученица 9 классаСлайд 2
жизнь Циренпила Ранжурова
Слайд 3
документы и литературные источники
Слайд 4
выяснить, за что в нашем селе стоит памятник Ц.Ранжурову и названо в его честь коллективное хозяйство.
Слайд 5
Найти документальные материалы, связанные с жизнью Ц.Ранжурова Исследовать, с помощью данных материалов, жизненный путь Ц.Ранжурова Сделать определенные выводы
Слайд 6
Родился24 апреля 1884 года В 1904 году призван на службу 1905 – 1918 – участие в революционных событиях 1918 – предательство и казнь
Слайд 13
Циренпил Ранжуров, пройдя суровую школу классовой борьбы, погиб от рук белогвардейцев, отдав свою жизнь за свободу и счастье трудового народа. Его, как первого революционера из бурят, выдвинула революция 1905 года; тем, кем он стал, Циренпил Ранжуров был обязан рабочему классу.» люди того времени были фанатами коммунистической идеологии, они всех себя отдавали делу революции, искренне верили в нее нынешнее молодое поколение, не должно забывать о таких самоотверженных людях нашей республики, и именно поэтому наш колхоз был назван его именем, именно поэтому в селах Кудара – Сомон и Шарагол стоят ему памятники, которые надо сохранить для следующих поколений.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Министерство Образования и науки республики Бурятия.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шарагольская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Наш земляк – Циренпил Ранжуров.
Исполнитель: Унагаева Екатерина,
ученица 9 класса
Научный руководитель: Соковикова Наталья Дмитриевна,
учитель истории и обществознания
2015 год
Оглавление
Введение ------------------------------------------------------------------------------------------1
Основные этапы жизни Ц.Ц. Ранжурова ---------------------------------------------------2
Детство и юность Циренпила Ранжурова--------------------------------------------------2-3
Участие в революционном движении--------------------------------------------------------4
На Нерчинской каторге--------------------------------------------------------------------------5
На поселении--------------------------------------------------------------------------------------6
Циренпил Ранжуров в годы февральской революции------------------------------------7
Участие Ц. Ранжурова в установлении советской власти в Троицкосавске --------8
Участие Ц.Ранжурова в февральских событиях-------------------------------------------9
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------10
Список литературы-----------------------------------------------------------------------------11
Приложения
Ι.Введение
Актуальность.
В 2014 году исполнилось 130 лет со дня рождения моего именитого земляка – Ц.Ц. Ранжурова. О Циремпиле Циремпиловиче Ранжурове написано не мало. Имеется много газетных и журнальных статей. Ему посвящены целые страницы в крупных монографических исследованиях и таких коллективных трудах, как «История Бурятской АССР», «История Сибири», «Очерки истории Бурятской партийной организации КПСС» и «Очерки истории культуры Бурятии». В ряде сборников опубликованы материалы, в которых содержатся общие сведения о пребывания Ц. Ранжурова на каторге, в ссылке и о его работе в Троицкосавском Совете. В 1964г. Бурятское книжное издательство выпустило брошюру Р. Ф. Тугурова и К. К. Балдаева, посвященную жизни и деятельности Ц. Ц. Ранжурова.
Образ революционера Ц. Ц. Ранжурова воссоздан в мемуарной и художественной литературе. Народный артист СССР Г. Цыденжапов написал пьесу «Сын народа», которая шла в 30-е годы на сцене Бурятского драматического театра, а композитор Б. Ямпилов создал оперу «Цыремпил Ранжуров», идущую и поныне на сцене Бурятского ордена Ленина академического театра оперы и балета. Наконец, наш колхоз, а затем СПК носил название имени Ц.Ранжурова. Вот и я хотела бы в своей работе проанализировать короткую, но яркую жизнь революционера, отданную делу народа, делу победы Великого Октября.
Объект исследования: жизнь Циремпила Ранжурова.
Предмет исследования: документы и литературные источники
Цель работы: выяснить, за что в нашем селе стоит памятник Ц.Ранжурову и названо в его честь коллективное хозяйство.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе классных руководителей, учителей истории, размещены на разных сайтах в интернете, с целью популяризации данного краеведческого материала.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
ΙΙ.Основные этапы жизни Ц.Ц. Ранжурова.
Родился он 24 апреля 1884 года, в бурятском улусе Цаган-Челутай[1]. Ранжуровы относились к цонголам , выходцам из Монголии, кочевавшим по Шарагольджинской долине. Перед революцией они подчинялись атаману Шарагольской станицы, несли воинскую службу, вели полукочевой образ жизни. Кочевья их находились в трех падях: Нижний, Средний и верхний Шарагольджин. Ранжуровы жили в нужде. Семья у них была большая, растили семерых детей: четырех сыновей ( Радна, Макшит, Циренпил и Буда ) и трех дочерей ( Мария, Намид и Думба ). Благодаря заботам матери и отца все дети росли здоровыми и бодрыми.
На лето буряты Цаган-Челутая, в том числе Ранжуровы, переезжали в летники, где им было более просторно, привольно. Жили они в юртах, пасли скот, готовили молочные продукты, отмечали праздники. С малых лет Циренпил Ранжуров стал помогать родителям. По рассказам родных, он вместе с улусными ребятами пас скот.
Время шло, настала пора Циренпилу идти в школу. Родители старательно собрали все необходимое для учебы, и он поступил в первый класс Шарагольской станичной начальной школы. Это стало для него волнующим и важным событием. Учился Циренпил Ранжуров прилежно. Спустя три года он успешно окончил курс начальной школы и поступил в Тамирское четырехклассное училище. Здесь он также проявил незаурядные способности, с увлечением слушал разъяснения преподавателей. Но ему пришлось оставить училище из-за плохой материальной обеспеченности. Надо было поддержать семью, для чего он нанялся в батраки.В первое время работал у местных богачей, а затем поехал в Кяхту, где тогда был большой спрос на рабочую силу. Вначале был разнорабочим, потом плотничал. Артель, в которую входил Циренпил, строила кяхтинским купцам дома и складские помещения. Работая у кяхтинских купцов, Циренпил познал тяжелое положение, нужду и бесправие рабочих. В Кяхте тогда размещался первый отдел Забайкальсксго казачьего войска. Циренпил Ранжуров познакомился с сотрудниками отдела, и они привлекли его как грамотного бурята исполнять должность писаря отдела. Работа писарем отдела, подчинявшего все станицы Троицкосавского уезда, значительно расширила круг его знакомых, открыла широкую возможность общаться с передовыми людьми города. Циренпил Ранжуров был общительным юношей и, надо полагать, вращался в среде передовой кяхтинской молодежи, увлекающейся идеями демократов и революционеров.
Новое влияние критически мыслящих интеллигентов Кяхты, видимо, импонировало духу и настроению Циренпила Ранжурова — выходца из гущи трудового народа.
2.Участие в революционном движении
В 1904 году двадцатилетний Циренпил Ранжуров был призван на военную службу. Службу проходил в Чите, писарем нестроевого младшего разряда штаба Забайкальского казачьего войска. Для Циренпила Ранжурова работа писаря была знакомой, и он продолжал ее, но на этот раз в масштабе всей Забайкальской области.
Всеобщий революционный подъем сказался и на Циренпиле Ранжурове. Он посещает собрания и митинги, слушает яркие вдохновляющие речи большевистских ораторов, читает волнующие прокламации и газету «Забайкальский рабочий». Вскоре он вступает в ряды партии большевиков. Под влиянием профессиональных революционеров Циренпил Ранжуров и его единомышленники убедились в неизбежности ликвидации капиталистического строя, и национального угнетения. Они поняли, что победа национально-освободительного движения бурят станет возможной лишь с победой общероссийского революционного движения.
В дни первой русской революции Циренпил Ранжуров познакомился с В. Курнатовским. Он выполнял его задания, проводил работу среди солдат и казаков. Ц. Ранжуров хотя и не вошел в состав группы казаков, отправившейся освобождать из Акатуйской каторжной тюрьмы матросов транспорта «Прут», но активно участвовал в подготовке этой операции. После поражения первой русской революции и подавления читинского вооруженного восстания рабочих, солдат и казаков большая группа его участников была арестована. Только из штаба войск Забайкальской области было арестовано 26 казаков, в том числе и Циренпил Ранжуров. Военный суд приговорил всех 27 подсудимых к смертной казни через расстреляние. Приговор суда большинство подсудимых, в том числе Циренпил Ранжуров, выслушали спокойно.
После объявления приговора (13 марта) и до получения ответа от высших властей ( в течение 23 дней) приговоренных к казни возили в вагоне смертников карательного поезда.
Осужденные вели себя мужественно. Тем не менее по высочайшему повелению смертная казнь осужденных была заменена каторгою на разные сроки: 4, 6, 10, 15 лет каждому, а шести осужденным, включая В. Курнатовского, - каторгою без срока. Циренпилу Ранжурову смертная казнь была заменена десятью годами каторги. И это решение он принял также спокойно.
Революция и кровавые злодеяния генералов-карателей укрепили решимость Циренпила Ранжурова бороться за свержение царизма.
Трудным был путь от Сретенска до Нерчинской каторги. Каторжникам, закованным в 4 — 5 килограммовые железные кандалы, пройти такое расстояние было крайне тяжело. К кандалам надо было привыкнуть. Цепью, каторжники набивали колени до синяков. Партию каторжников сопровождала конвойная команда. Конвойные солдаты грубо обращались с ними, требуя строгого соблюдения правил. На привалах иногда удавалось пообщаться с населением. Заметив партию каторжан, крестьянки с толпой ребятишек выходили навстречу, приносили угощения: сибирские шаньги, отваренный картофель, молоко. Изредка подходили мужчины, осторожно спрашивали, что нового там, в России, перестали ли бунтовать, что-то много пошло «политиков».
Через несколько дней измученные, с избитыми и потертыми ногами каторжники - забайкальцы подошли к Акатуйской тюрьме Нерчинской каторги. Их пересчитали по списку и впустили в большую ограду тюрьмы. Там переодели в тюремную одежду, старую забрали, чтобы каторжник не мог ничего «запрещенного» пронести. Высокая каменная стена тюрьмы, усиленная охрана снаружи и внутри отделяли их от внешнего мира. Нерчинская каторга состояла из семи тюрем, в которых содержались 3122 заключенных, а на трех промыслах находились 665 каторжников[2]. Осенью 1906 года заключенные Акатуйской тюрьмы начали рыть большой подкоп, который должен был выходить за каменную тюремную ограду. Рыли подкоп поочередно, рыли днем и ночью, рыли в тяжелых условиях, в мерзлой земле, рыли долотом, щупом, куском кочерги. Но воспользоваться подкопом для побега им не удалось: на подкоп наткнулся часовой. Подозреваемые в подкопе заключенные, в основном казаки-забайкальцы, были закованы в кандалы и отправлены в январе 1907 г. в Зерентуйскую тюрьму. Среди них оказался Циренпил Ранжуров.
В конце января 1907 года заключенные были водворены в Зерентуйскую каторжную тюрьму. В Зерентуйской тюрьме порядки были более суровыми, камеры большие, рассчитанные на 35 человек. На этот раз Циренпил Ранжуров был помещен во вторую камеру Акатуйской тюрьмы. Вместе с ним находились семь молодых, 20 — 24-летних забайкальских казаков.
Так уж случилось, что и на каторге Циренпил Ранжуров оказался среди выдающихся большевиков. Отбывая Нерчинскую каторгу, Циренпил Ранжуров на себе испытал несправедливость существующего общества, убедился в шаткости порядков самодержавного строя. Вращаясь среди выдающихся борцов с царизмом, он лучше разобрался в классовой борьбе, в политических течениях, глубже познал идеи большевизма.
Шли годы, годы суровые, трудные для каторжников. Одни из них с истечением срока заключения покидали мрачные стены тюрем каторги и отправлялись на поселение либо в дальнюю Якутию, либо в Западное Забайкалье — Баргузинский и Усть-Селенгинский районы. Ссылали также в отдаленные уезды Иркутской губернии. На поселение отправляли установленным этапным порядком и обычно в сопровождении конвойных. Путь на поселение в Якутскую область длился до трех месяцев, к Байкалу — до одного месяца. Местом многих был определен Усть-Селенгинский район. Циренпил Ранжуров с грустью расстался со своими добрыми учителями, вышедшими на поселение.
После девяти лет каторжных работ Циремпил Ранжуров освободился из Нерчинской каторги и был определен на поселение в Якутию. По пути следования из Читинской тюрьмы в Иркутскую на одной из станций Забайкальской железной дороги он совершил смелый побег. И вскоре прибыл в родной улус Цаган-Челутай. С большой радостью он встретился с женой Бадмацу Чимитовной (он состоял в браке с 1901 года.) Сын его Буда за это время вырос, ему было уже 10 лет.
Возвращение в родной улус Циренпила Ранжурова, каторжника, политического ссыльного, несмотря на соблюдение в какой-то мере конспирации, стало известно местному населению.
Циренпил Ранжуров понимал свое положение, знал, что его разыскивают, поэтому он не мог долго оставаться в родном улусе. По воспоминаниям родственников, он вскоре после приезда перебрался с семьей за границу, в Монголию, и устроился рабочим на золотых приисках. В Монголии он, по-видимому, пробыл недолго. По архивным документам, выявленным в последние годы, в бегах он находился всего около 20 – 25 дней. Хотя побег был кратковременным, тем не менее он очень помог Ц. Ранжурову. Вместо Якутской области он был поселен в деревню Заводскую Илгинской волости Верхоленского уезда в 300 километрах от Иркутска. Туда он прибыл 18 сентября 1914 года.
Циренпил Ранжуров как политический ссыльный, каторжник, вызывал опасение царских чиновников, поэтому они старались установить за ним постоянную слежку.
Чем занимался в ссылке Циренпил Ранжуров, сведений не сохранилось. Скорее всего он выполнял сельскохозяйственные работы. В ноябре 1916 года Циренпил Ранжуров посылает иркутскому генерал-губернатору прошение с просьбой разрешить ему выехать в родной улус Цаган-Челутай, хотя бы временно, для того, чтобы помочь оставшимся женщинам по хозяйству. Иркутский генерал-губернатор отклонил его просьбу, и Ц. Ранжуров пробыл в Илгинской волости до объявления амнистии политическим ссыльным.
27 февраля 1917 года рабочие и солдаты Петрограда свергли царское правительство, освободили из тюрем политических заключенных, создали Советы рабочих и солдатских депутатов. Со свержением царизма политические ссыльные были амнистированы. Был амнистирован также Циренпил Ранжуров. К половине марта 1917 г. в сельских местностях Забайкалья вместо прежних волостных и станичных правлений были созданы волостные, станичные и сельские комитеты, а в районах с бурятским населением – хошунные и сомонные земские комитеты, объединенные в аймаки.
В эту пору и вернулся Циренпил Ранжуров в Забайкалье. Он активно включился в политическую жизнь края, разъяснял землякам суть происходящих событий, принимал участие в обсуждении важных политических, административных, хозяйственных вопросов на сходах, собраниях крестьян и казаков, на уездах. Биографы Циренпила Ранжурова пишут о собрании, состоявшемся в Алцагате. На собрание прибыли представители многих улусов: Баян-Булака, Кудары, Энхэ-Талы и других. Всего прибыло около 300 представителей. На собрании с докладом на родном языке выступил Циренпил Ранжуров. Он осветил текущие события, призвал земляков взять власть в свои руки. Один из делегатов съезда тех лет Б. Б. Циденов, вспоминая о Циренпиле Ранжурове, подчеркивает, что “в своих выступлениях он разъяснял делегатам общеполитические вопросы. Я впервые в жизни слышал такую речь. Горячая, убежденная, она нас, молодых делегатов, заряжала революционном духом... Он доходчиво объяснял о произволе и угнетении царизма, критиковал старых бурятских нойонов за раболепие перед царизмом, за безразличие к жизни простых людей... Он был нам как бы маяком, на которого мы, молодежь Селенги, ориентировались в вопросах политических.
Административно-территориальное устройство бурят тогда было тесно связано также с ликвидацией сословия казачества. Большинство казаков Забайкальского казачьего войска, в том числе буряты-казаки, стояли за ликвидацию казачества как сословия. Съезд представителей казачьего населения всей Забайкальской области, прошедший в Чите 17 апреля 1917 г., постановил: «Казачье сословие, как пережиток старины и вследствие существования постоянных армий должно быть уничтожено и сравнено со всеми освободительными гражданами России». Однако это постановление съезда не желали принять отдельные строевые казачьи части Забайкальского казачьего войска, находившиеся на фронте, и незначительное число станичных обществ. За сохранение казачьего сословия, станичных управлений стояла привилегированная часть казачества — атаманы, есаулы и их приближенные. Они составили группу станичников, выступали против организации хошунов и аймаков.
Циренпил Ранжуров как казак, хорошо знал условия жизни казачества, их административный строй и социальные отношения. Он совместно с врачом Санжи-Митабом Цыбыктаровым широко пропагандировал решения апрельского съезда представителей Забайкальского казачьего войска. Оба приложили немало труда, чтобы в июле 1917 года провести съезд бурят-казаков Селенгинского и Троицкосавского уездов (Первого военного отдела). Съезд проходил в течение четырех дней при Гусиноозерском дацане, резиденции буддийского духовенства Восточной Сибири. Председателем съезда был избран Санжи-Митаб Цыбыктаров. После обстоятельного обсуждения вопроса о положении бурятского казачества, в котором принял участие и Циренпил Ранжуров, съезд принял постановление: «Немедленно упразднить бурятское казачество, с присоединением бывших казаков к бурятам-неказакам...»
Борьба классов в Бурятии усиливалась, она все шире и шире развертывалась в селах, деревнях, станицах и улусах.
19 ноября 1917 г. объединенный Совет Иркутска заявил о переходе власти в руки Советов. В западном Забайкалье, на его южной границе, сложилась сложная обстановка. Здесь, в г. Троицкосавске, проживали крупные купцы, торговцы, владевшие значительным капиталом, мелкими кустарными предприятиями. Они в сговоре с чиновниками городской думы, с лидерами мелкобуржуазных партий и при поддержке китайских милитаристов, находившихся в Маймачене (ныне Алтан-Булак), принимали все меры для того, чтобы сохранить старые порядки. Группа большевиков, в которую входила передовая часть рабочих и интеллигенции города: А.В. Назимов, В. Арсентьев, В. Жданов, П. Коротков, А. Горяинов и др. во главе с К. А. Масковым, вела с ними непримиримую борьбу. 19 февраля 1918 г. большевики объявили о роспуске буржуазной городской думы и Комитета общественных организаций и о передаче власти Троицкосавскому Совету. Городская буржуазия, меньшевики и эсеры под тем предлогом, что власть в руках Совета не гарантирует сохранения «спокойствия и порядка» и под угрозой оккупации города войсками китайских милитаристов, вынудили Троицкосавский Совет, не имеющий в то время вооруженные силы, сложить свои полномочия. Однако буржуазная городская дума продержалась у власти недолго. Большевики Троицкосавска совершенно справедливо заклеймили позором действия городской буржуазии, деятелей городской думы и объявили об установлении Советской власти на южной границе Бурятии.
В этих событиях Троицкосавска принял горячее участие и Циренпил Ранжуров. После победы Великого Октября он разошелся с деятелями Селенгинского аймачного земского комитета, которые стояли против ликвидации земства и не желали советизации хошунов и аймаков. Циренпил Ранжуров, несмотря на разногласия по общеполитическим вопросам, как сказано выше, вошел в состав земского комитета для того, чтобы поддержать в дни Февральской революции ее демократическое направление: уничтожение сословных привилегий, проведения аграрной реформы, развития народного образования и здравоохранения. В целях правильного разрешения вопросов, связанных с формированием советского аппарата управления, созывались совещания и собрания представителей рабочих и крестьян, на которых присутствовал и Циренпил Ранжуров. Хорошо разбираясь в сложившейся обстановке и зная местные условия, Ц. Ранжуров оказал немалую помощь группе большевиков. В частности, он поддержал проект создания в Троицкосавске Совета Народных Комиссаров. Деятельность Совета Народных Комиссаров Троицкосавска распространялась далеко за пределы города.
Троицкосавский комитет РКП (б) и Совет провели большую работу по подготовке и проведению Троицкосавского уездного съезда рабочих, солдатских, крестьянских, казачьих и бурятских депутатов. Съезд состоялся в г. Троицкосавске с 16 по 22 мая 1918 года. В его работе приняли участие представители городского Совета и 23 делегата от 18 селений — от волостей и станиц уезда. Бурятское население было представлено тремя делегатами: Д. Арабдановым, Ц. Ранжуровым, Б. Чимбеевым. Съезд обсудил важные вопросы упрочения советского строя в районе. Съезд образовал исполнительный комитет уездного Совета рабочих, солдатских, крестьянских, казачьих и бурятских депутатов. Съезд одобрил закон о социализации земли, принятый Всероссийским съездом Советов, и поручил сельскохозяйственному отделу обеспечить землей крестьян «малоземельных селений за счет тех, где есть достаток или излишек земли». Руководителями и членами сельскохозяйственного отдела были избраны Жаркой, Ранжуров, Маслихов, Поляков, Соколов, Кузнецов и Хлебников. Особое внимание на съезде было уделено борьбе с контрреволюционными элементами, с агентами атамана Семенова. Съезд постановил организовать во всех станциях и волостях отряды Красной гвардии. Новое административное деление было далеко не совершенным, оно нуждалось во внесении коррективов, так как уездный Совет и его сельскохозяйственный отдел проводили целый комплекс важных мероприятий среди населения. Циренпил Ранжуров исполнял должность секретаря, а затем председателя отдела. Он совместно с коллегами по отделу составил «Проект создания волостей, станиц, и хошунов в Троицкосавском уезде для скорейшего проведения в жизнь закона о социализации земли».
Циренпил Ранжуров горячо отстаивал интересы рабочих. Комиссар труда Троицкосавского Совета В. М. Готицкий вспоминал об одном совещании комиссариата, на котором выступил Циренпил Ранжуров.[3] На совещании обсуждалось заявление 25 рабочих интендантской мельницы о повышении заработной платы. Выступивший по этому вопросу либерально настроенный интеллигент пытался доказать, что нет нужды удовлетворять их просьбу. Циремпил Ранжуров, взявший слово за ним, опроверг его доводы, обосновав необходимость повышения рабочим заработной платы как залог создания им хороших условий. Предложение Ранжурова было принято.
6.Участие в разгроме белогвардейцев.
В начале августа 1918 года белогвардейцы вторглись на территорию Троицкосавского уезда. Хорошо вооруженный отряд есаула Надзорова, переправившись через реку Чикой, занял станицу Большая Кудара. Отсюда они собирались наступить на Троицкосавск. Троицкосавский Совет, получив подробное донесение представителя убур-киретских красногвардейцев об обстановке в Большой Кударе, принял необходимые меры. Совет сформировал крупный объединенный отряд, куда были включены Ц. Ц. Ранжуров и П. А. Горяинов. Циренпил Ранжуров проводил агитационно-массовую работу и во время похода. Многое он делал и для снабжения отряда тягловой силой и продовольствием. Троицкосавский красногвардейский отряд вступил в бой с белогвардейским отрядом есаула Надзорова и разгромил его. Часть белогвардейцев была взята в плен, а остатки отброшены в пределы Монголии. Благодаря этому наступление белогвардейцев на Троицкосавск было приостановлено. В конце августа 1918 г. Черемховский, Красноярский отряды Красной гвардии и отряд Н. А. Каландарашвили покинули Троицкосавск и двинулись через Закаменск, Джиду, Монголию, Тунку и Оку в Иркутскую область. 2 сентября в 12 часов дня в церкви Троицкосавска раздался сильный звон колоколов, продолжавшийся целых два часа. Городская знать: купцы, промышленники и их идеологи меньшевики и эсеры, звоном колоколов встречала вступление в Троицкосавск белочехов, семеновцев. В Троицкосавске и в крае началась полоса господства белогвардейцев и иностранных интервентов, полоса кровавого террора. Белогвардейцы арестовывали не успевших перейти на нелегальное положение партийных и советских работников, жестоко издевались над ними. Такая трагическая участь постигла 35 членов Троицкосавского Совета, в том числе председателя Совета К. А. Маскова, секретаря А. В. Назимова, председателя революционного трибунала В. Д. Жданова и других. Они и некоторые их соратники были расстреляны.
Цыренпил Ранжуров перешел на нелегальное положение и перебрался в Монголию. Но недолго пробыл он там. Хилгантинский кулак, атаман казачьей сотни Бимба Бальчинов, у которого Циренпил Ранжуров реквизировал лошадей для отряда красногвардейцев, выдал его белогвардейцам. Белогвардейцы привязали его к дереву и долго пытали, но не добившись нужных сведений, казнили через повешение. Казнили Циремпила в местности Ибецик, недалеко от современного монгольского города Алтан-Булак.[4]
ΙΙΙ. Заключение
Итак, проанализировав определенный круг литературных и документальных источников я пришла к следующим выводам:
Список литературы:
1.История Бур. АССР под редакцией П.Т. Хаптаева, том ΙΙ, Улан – Удэ 1959 г. - стр. 47
2.Эрдынеева Мария Очировна. Культурно – исторический очерк села Цаган – Челутай, Улан – Удэ: издательство БГУ, 2013 г. – стр.54 – 58, 61 – 62.
3.П.Т. Хаптаев. Ц.Ц.Ранжуров, Улан – Удэ 1981 г.
4. Учебное пособие для 10 -11 классов, ч.Ι –ΙΙ, Улан – Удэ изд. Бэлиг -2009 г.
5.Документальные материалы из музея села Шарагол.
6.Фотоальбом о жизнедеятельности Ц.Ранжурова.
[1] Хаптаев П.Т. Улан – Удэ,1981г. стр.14
[2] Хаптаев П.Т., Улан –Удэ, 1981г. стр.29
[3] Эрдынеева М.О. Культурно – исторический очерк с. Цаган – Челутай, стр.58
[4] История Бурятской АССР, том ΙΙ, стр47
Иван Васильевич меняет профессию
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Разлука
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Два Мороза