Исследовательская работа на тему «Проблемы неполных материнских семей в МО «Шарагольское»
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_2014.docx | 67.34 КБ |
problemy_nepoln.semi_.pptx | 224.44 КБ |
Ι.Введение ……………………………………………………………………..……
ΙΙ. Процесс формирования личности ребенка в неполных материнских семьях
1. Характеристика неполной материнской семьи.
2. Особенности формирования личности ребенка в неполных материнских семьях
ΙΙΙ. Концепция проекта «Кабинет социально – педагогической
консультационной помощи неполным семьям»……….………………
IV. Ожидаемые результаты -----------------------------------------------------------------
V. Заключение…………………….……………………………………………
Список литературы……………………………...……………………………………
Приложения
Ι.Введение.
Актуальность. Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает эту любовь и ласку.
Следствием ослабления внутрисемейных отношений, распространения внебрачных связей, спада рождаемости, увеличения разводов стал рост материнских семей. Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее ответственной и самостоятельной. Женщины - матери успешно проявляют себя в различных сферах жизнедеятельности, растет их образовательный уровень, значительно расширяется круг профессиональных и социальных обязанностей, что существенным образом влияет на их материнские функции. Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно – нравственных качеств одиноких матерей. Большинство семей матерей – одиночек находится за чертой бедности, что является фактором, затрудняющим их адаптацию к новым условиям жизни. Деформируются вековые традиции социальной помощи одиноким матерям. Женщинам чаще приходится самим зарабатывать на жизнь, что сокращает время, отводимое на воспитание детей. Особую категорию одиноких матерей представляют юные женщины, которые, как правило, являются социально и личностно незрелыми, не имеют образования и профессии, умений и навыков воспитания ребенка. Изучение социальных и личностных возможностей одиноких матерей в нормализации их жизнедеятельности в условиях адресной помощи приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Я считаю нужным поднять эту проблему. В конце концов, неминуемо произойдет распад семьи как социальной системы, надо уже сейчас начинать делать все возможное, чтобы этого не произошло.
Объект исследования: неполная материнская семья на территории МО «Шарагольское»
Предмет исследования: процесс формирования личности ребенка в неполной материнской семье.
Цель работы: определить особенности формирования личности ребенка в неполной материнской семье и представить концепцию проекта «Кабинет социально педагогической консультационной помощи неполным материнским семьям» на территории МО «Шарагольское»
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
В работе выдвигается гипотеза: для успешного процесса формирования личности ребенка в неполной материнской семье необходима социально – педагогическая помощь специалистов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе школьных психологов, социальных работников, работающих с неполными семьями, проект деятельности консультативного кабинета может быть использован в других подобных муниципальных объединениях.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
ΙΙ. Процесс формирования личности ребенка в неполных материнских семьях.
1.Характеристика неполной материнской семьи.
Неполная семья - это когда в семье есть один родитель с одним или несколькими детьми. Причинами этого может быть смерть одного из супругов, или развод по каким – либо причинам. Но нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребенка, а то и усыновления одинокой женщиной чужого ребенка.
Неполная семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям.
Краткая характеристика разновидностей семей. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи со стороны соответствующих органов.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные возможности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполные семьи малообеспеченные и т. п., и снижающие адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Так например, в результате исследования я выяснил, что на территории нашей администрации всего существует 178 малообеспеченных семей, что составляет 68,2 % от общего количества семей, и что практически все неполные семьи являются одновременно и малообеспеченными.
Асоциальные семьи[1] – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых из них нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно – бытовые условия не отвечают элементарным санитарно – гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и со стороны других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
Так я выяснил, что среди неполных семей на территории нашей администрации асоциальными являются 18 семей, что составляет 34,6 % от их общего числа.
Для того чтобы не допустить формирование в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков характера, нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания.
Первым условием является авторитет и личный пример матери. Под авторитетом понимается глубокое уважение детьми матери, добровольное и сознательное выполнение ее требований, стремление подражать ей во всем и прислушиваться к ее советам.
Вторым условием является педагогический такт матери. Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.
Третьим условием можно выделить культуру быта в неполной семье. На воспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
Четвертое условие – знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Пятое условие правильного воспитания состоит в формировании определенных личностных качеств ребенка.
2.Особенности формирования личности ребенка в неполных материнских семьях.
Более подробно я рассмотрю особенности характера именно у детей из таких семей. К первому виду недостатков характера относится леность. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Общество построено на труде, и это требует воспитания трудолюбия с ранних лет. Лишенный трудолюбия ребенок оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.
Следующим недостатком характера ребенка, воспитывающегося в неполной семье, является отсутствие настойчивости. Настойчивость - необходимая черта характера современного человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе наряженной и длительной деятельности.
Проведя некоторые исследования, я прихожу к мысли о том, что в неполных семьях на территории нашего МО имеются такие же недостатки в воспитании детей как и во всем мире. Еще раз повторюсь, что к ним в первую очередь относятся леность, отсутствие настойчивости, недисциплинированность, нежелание учиться. Вот основные итоги моих исследований. Общие данные о населении [2] в МО «Шарагольское»:
Всего на территории МО «Шарагольское» прописано – 1140 человек, на сегодняшний день постоянно проживает - 890, общее число семей – 256.
Детей обучающихся в школах – 127, в Шарагольской школе – 116
Общие данные о неполных семьях в МО «Шарагольское»:
Всего неполных семей – 52,
Состав семей – 122 человека
Количество семей с одним ребенком – 36, количественный состав – 72 человека
Количество семей с двумя детьми – 14, что составляет – 42 человека
Количество семей с тремя детьми – 2, в них проживает 8 человек
Таким образом, я подсчитал, что процент неполных семей составляет 13,7% от общего числа семей.
Средний показатель по классам примерно 4 человека в каждом классе:
класс | количество учащихся в классе | число детей из неполных семей |
1 | 17 | 2 |
2 | 14 | 2 |
3 | 12 | 1 |
4 | 9 | 1 |
5 | 14 | 2 |
6 | 16 | 2 |
7 | 5 | 0 |
8 | 8 | 3 |
9 | 4 | 0 |
10 | 5 | 3 |
11 | 11 | 3 |
всего | 116 | 19 |
Я попытался проанализировать наличие данных недостатков у наших учащихся, растущих в неполных семьях. Делал это с помощью опроса учителей – предметников, и вот что у меня получилось:
количество неполных семей | общее количество детей в неполных семьях | количество детей обучающихся в Шарагольской школе | количество недисциплинированных детей, допускающих грубость, леность | % недисциплинированных от общего числа |
52 | 122 | 46 | 31 | 67 |
По моему мнению, они негативно влияют на успеваемость в школе. Вот основные итоги моих исследований:
количество неполных семей | общее количество детей в неполных семьях | количество детей обучающихся в Шарагольской школе | количество детей учащихся на «4» и «5» | количество детей успевающих на «3» и «4» | количество слабоуспевающих |
52 | 122 | 46 | 14 | 22 | 10 |
Таким образом, я прихожу к выводу, что в неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться отрицательные формы поведения (леность, отсутствие настойчивости, недисциплинированность и др.), влияющие на успеваемость, но это не обязательно. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. Но все же желательно не допускать их появления, потому что исправить недостатки очень трудно.
ΙΙΙ. Концепция проекта «Кабинет социально – педагогической
консультационной помощи неполным семьям»
Для того чтобы помочь членам неполной семьи осознать свои проблемы и активизировать внимание на их решении, я решил, в рамках данной работы, разработать проект создания консультативного кабинета по оказанию комплексной социально – педагогической помощи неполным семьям. Мною было решено провести социологическое исследование в формате экспертного опроса среди наиболее компетентных специалистов на месте. Для этого были выбраны следующие специалисты:
Выбор данных респондентов обусловлен тем, что, по моему мнению, эти люди наиболее осведомлены о проблемах села, в частности о проблемах неполных семей в селах Шарагол, Хутор, Цаган – Челутай, Анагустай, и могут дать объективную оценку ситуации.
В ответах на поставленные вопросы в ходе опроса, респонденты, в большинстве случаев, выказали полное единодушие. С точки зрения абсолютного числа респондентов, проблема неполных материнских семей стоит остро, усугубляясь ранними беременностями и крайне тяжелым финансовым положением сельчан, включая молодых матерей. Многие молодые мамы не достигли и двадцатилетнего возраста, не закончили образование, некоторые не достигли совершеннолетия.
С точки зрения респондентов, влияние, оказываемое на ребенка со стороны родителей, особенно в раннем возрасте, является основополагающем и поэтому отсутствие одного из родителей не может не влиять на формирование личности ребенка. Степень влияния в каждом конкретном случае зависит от обстоятельств, от личности родителя (матери). В результате чего ребенок растет с отклонениями от нормы, в зависимости от негативного фактора они могут носить диаметрально противоположный характер: от крайнего эгоизма до неумения постоять за себя.
В ответах на вопрос связанный с определением основных проблем, с которыми сталкиваются неполные семьи, мнения респондентов несколько разделились, но не в определении проблем, а в их важности и значимости для одиноких родителей и членов их семей. Но в целом можно сделать вывод о том, что правовая безграмотность, а следовательно, - незащищенность и тяжелое финансовое положение являются основными, с точки зрения респондентов. Также весьма остро стоит проблема безграмотности в основных вопросах связанных с воспитанием и развитием ребенка, в связи с большим числом ранних беременностей и элементарной житейской неопытности многих молодых мам.
Основной поддержкой со стороны государства, по мнению респондентов, должно быть увеличение материальной помощи одиноких матерей, причем не только за счет увеличения пособий (на сегодняшний день – 213 рублей), но и за счет финансирования социальных проектов направленных на оказание квалифицированной консультативной помощи одиноким родителям. Учитывая юридическую и педагогическую безграмотность большинства молодых мам на селе, эта консультативная помощь должна быть направлена на оказание именно этих услуг.
В современном мире отношение общества к одиноким матерям сильно изменилось с негативного на безразличное. С определенной точки зрения – прогресс, но объективно так нельзя сказать. Негативное отношение к матерям – одиночкам сошло на нет, в меньшей степени за счет развития демократических ценностей, и в большей, за счет падения нравов и переоценки морали. Отсюда на лицо только лишь усугубление проблемы: ранние беременности, неустойчивые половые связи и т. д. На фоне безразличного, в лучшем случае, отношения происходит процесс увеличения числа неполных семей в обществе. Если раньше одинокая мать осуждалась обществом, с одной стороны хорошего в этом мало, но с другой стороны это служило сдерживающим фактором.
Подтверждением этих мыслей является следующая диаграмма[3]:
Основным препятствием на пути осуществления данного проекта может быть только финансовая сторона вопроса.
В сельской местности, в большинстве случаев, положение усугубляется удаленностью населенных пунктов от местных органов социальной поддержки населения, расположенных как правило, в административных центрах, слабой информированностью населения о предлагаемой государством социальной помощи, отсутствием, чаще всего, квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей в условиях неполной семьи и многих других.
Цель создания проекта: содействие сельской неполной семье в разрешении психологических, педагогических, медицинских, правовых проблем связанных в первую очередь с воспитанием и развитием детей.
Основные направления деятельности консультативного кабинета:
Тип проекта:
по характеру проектных изменений – поддерживающий
по особенностям финансирования – смешанный (спонсорский – 50%, бюджетный – 50%)
по масштабу деятельности – малый проект
по срокам реализации – краткосрочный
Спонсоры: СПК им. Ранжурова, магазин «Кредо», магазин «Лотос», бюджет МО «Шарагольское», администрация МО «Кяхтинский район»
Этапы реализации:
Выбор месторасположения
Подсчет финансовых затрат
Подбор кадров
Финансирование проекта
Деятельность консультативного кабинета.
мероприятия | содержание работы | ответственные | сроки реализации |
социологическое исследование | выявить основные проблемы и потребности неполных семей села выявление ценностных ориентаций одиноких родителей и их детей на селе | проектировщик | ноябрь – декабрь 2013 |
обучающий семинар – тренинг «Общение в неполной семье» | налаживание психологического климата в семье путем обучения навыкам общения | психолог (или учитель) | март – апрель 2014 |
обучающий семинар – тренинг «Воспитание детей в неполной семье» | выработка условий более гармоничного воспитания мальчиков/девочек в неполной семье, предупреждение негативных проявлений | учитель гуманитарных предметов | март – апрель 2014 |
консультация юриста, социального работника | оказание квалифицированной консультативной помощи | юрист, социальный работник | май – июнь 2014 |
обучающий семинар – тренинг «Правовая грамотность – залог успеха» | предоставление информации по правам и льготам неполным семьям, выработка модели поведения в условиях современного законодательства по отстаиванию своих прав | юрист | май – июнь 2014 |
социальный патронаж | создание базы данных неполных семей живущих в неблагоприятных социально – психологических условиях | социальный работник, медицинский работник | в течении деятельности проекта |
создание информационно – справочной базы | предоставление информации о трудовых вакансиях предоставление информации о мероприятиях, услугах не входящих в государственную программу поддержки населения, но прямо или косвенно ее поддерживающих | социальный работник | в течении деятельности проекта |
организация разовых акций помощи н/п «Помоги собраться в школу» | материальная поддержка неполных семей | проектировщик, администрация школы, учителя школы и спонсоры | июль – август 2013, 2014 |
подведение итогов | проектировщик, | декабрь 2014 |
При реализации проекта будут задействованы следующие специалисты:
При реализации проекта будут затрачены следующие материальные ресурсы:
наименование | количество | сумма |
компьютер | 1 | 18тыс. (возможна аренда) |
принтер - ксерокс | 1 | 10тыс. |
канцелярские принадлежности | 500 руб. | |
шкаф книжный | 1 | |
стол | 1 | |
итого | 28,500 |
В стоимость затрат не включена аренда помещения и коммунальных платежей предоставляемых МО «Шарагольское» в здании администрации на безвозмездной основе в качестве спонсорской помощи.
Заключительный этап:
ΙV. Ожидаемые результаты:
Выработка теоретического и практического опыта по оказанию помощи одиноким родителям в деле воспитания нового поколения.
V. Заключение.
Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одной из важнейших. В данной работе я попытался рассмотреть и проанализировать, пожалуй, наиболее острый вопрос касающийся неполных семей – воспитание детей в этих семьях. В результате проделанной работы я пришел к выводу, что воспитать здорового, как физически, так и психологически, ребенка, в рамках неполной семьи, вполне возможно. Другое дело, что для этого нужно благоприятное отношение между родителем и ребенком на принципах сотрудничества, взаимоуступок, дружбы. Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся – одна из главных составляющих успеха в решении проблем воспитания детей из неполных семей, причем в гораздо большей степени, нежели детей из благополучных полных семей.
Таким образом, считаю, что выдвинутая гипотеза о необходимости социальной поддержки неполным семьям подтвердилась.
Современной неполной семье также как и раньше нужна помощь в разрешении ее проблем и я надеюсь, что опыт данной работы поможет в этом.
Список использованной литературы:
Приложение 1.
Вопросы для интервью:
1.Каково число жителей в нашем МО «Шарагольское», число неполных семей, число малообеспеченных?
2.Какую помощь может оказать администрация МО «Шарагольское» неполным семьям?
3.Какие, на ваш взгляд, негативные черты присущи нашим неполным семьям?
4.Какая помощь необходима неполным семьям со стороны государства?
5.Какую помощь может оказывать неполным семьям общественность?
6.Какие проблемы сегодня у неполных семей на территории МО «Шарагольское»?
7.Как вы считаете, актуальна ли в настоящее время проблема неполных материнских семей?
8.С какими характерными проблемами сталкивается современная неполная семья?
9. Изменилось ли отношение общества к одиноким матерям и их детям?
10 Как вы считаете, необходимо ли создание консультативного кабинета для поддержки неполных материнских семей?
Приложение 2
Год | Количество неполных семей |
2003 | 49 |
2004 | 52 |
2005 | 51 |
2006 | 49 |
2007 | 51 |
2008 | 52 |
2009 | 51 |
2010 | 51 |
2011 | 49 |
2012 | 51 |
2013 | 52 |
Приложение 3
Таблица № 1
Средний показатель по классам:
класс | количество учащихся в классе | число детей из неполных семей |
1 | 17 | 2 |
2 | 14 | 2 |
3 | 12 | 1 |
4 | 9 | 1 |
5 | 14 | 2 |
6 | 16 | 2 |
7 | 5 | 0 |
8 | 8 | 3 |
9 | 4 | 0 |
10 | 5 | 3 |
11 | 11 | 3 |
всего | 116 | 19 |
Таблица № 2
Показатели негативных черт:
количество неполных семей | общее количество детей в неполных семьях | количество детей обучающихся в Шарагольской школе | количество недисциплинированных детей, допускающих грубость, леность | % недисциплинированных от общего числа |
52 | 122 | 46 | 31 | 67 |
Таблица № 3
Успеваемость детей в неполных семьях:
количество неполных семей | общее количество детей в неполных семьях | количество детей обучающихся в Шарагольской школе | количество детей учащихся на «4» и «5» | количество детей успевающих на «3» и «4» | количество слабоуспевающих |
52 | 122 | 46 | 14 | 22 | 10 |
Приложение 4
Список неполных семей по администрации МО «Шарагольское»
п/н | Ф.И.О. | Дети | Дата рождения | Адрес |
1 | Григорьева Ольга Петровна | Андрей Татьяна | 15.05.2003 г. 30.05.1997 г. | сАнагустай ул Заринская 27 |
2 | Бобыкина Анна Ивановна | Николай Андрей | 22.05.1996 г 25.01.1999 г | сШарагол ул Молодежная 5-1 |
3 | Тихонова Людмила Петровна | Евгений Татьяна | 22.01.2002 г 20.04.2005 г | сШарагол ул Молодежная 13-2 |
4 | Фомина Елена Петровна | Михаил Элеонора | 29.05.2002 г 18.10.2005 г | сШарагол ул Молодежная 4-3 |
5 | Жаркая Людмила Владимировна | Ксения | 19.07.1998 г | сШарагол ул Октябрьская 10 |
6 | Тайшихина Альбина Николаевна | Владимир Игорь | 14.11.2004 г 14.12.2007 г | сХутор ул Советская 10 |
7 | Ногачеева Светлана Георгиевна | Юлия | 12.02.2000 г | с.Шарагол ул Набережная 16 |
8 | Унагаева Любовь Леонидовна | Георгий Анна Екатерина | 17.07.1995 г 03.10.1996 г 19.12.1999 г | с.Шарагол ул Пограничная 61 |
9 | Алексеева Евгения Николаевна | Алена | 20.12.2004 г | сХутор ул Советская 70 |
10 | Русских Валентина Николаевна | Екатерина | 22.07.2009 г | с.Шарагол ул Набережная 25 |
Список матерей – одиночек по администрации МО «Шарагольское»
п/н | Ф.И.О. | Дети | Дата рождения | Адрес |
1 | Цыдыптарова Дарима Николаевна | Снежана Андрей | 17.02.2009 г. 28.07.2010 г | РБ Кяхтинский район сЦаган-Челутай ул Ранжурова 2 |
2 | Матхалова Виктория Степановна | Баторхан Иван Виталий | 13.12.2004 г 05.03.2007 г 01.03.2012 г | РБ Кяхтинский район сЦаган-Челутай ул Ранжурова 5 |
3 | Цырендоржиева Людмила Васильевна | Санжима | 24.06.2009 г | РБ Кяхтинский район сЦаган-Челутай ул Ранжурова 18 |
4 | Ранзаева Туяна Цыбыловна | Цырен | 23.06.05..г | РБ Кяхтинский район сЦаган-Челутай ул Ранжурова 28 |
5 | Ванданова Галина Гомбожаповна | Максим Алексей | 23.09.1998 г 23.03.2000 г | РБ Кяхтинский район сЦаган-Челутай ул Подгорная 7 |
6 | Цыбиктарова Ольга Александровна | Светлана | 20.08.1997 г. | С Цаган-Челутай ул Подгорная 6 |
7 | Юрьева Екатерина Георгиевна | Михаил | 26.09.2007 г | сАнагустай ул Заринская 45 |
8 | Махлеева Ольга Михайловна | Валентина | 06.12.2008 г | сАнагустай ул Заринская 45 |
9 | Агапитова Татьяна Олеговна | Владислав Светлана | 13.06.2007 г 11.11.2008 г | сАнагустай ул Заринская 62 |
10 | Махлеева Анна Семеновна | Мария | 29.05.1994 г | сАнагустай ул Заринская 64 |
11 | Агапитова Анна Олеговна | Анастасия | 29.12.2005 г | сАнагустай ул Заринская 64 |
12 | Унагаева Надежда Ильинична | Виктория | 15.08.2007 г | с. Шарагол ул Набережная 7 |
13 | Смолина Юлия Сергеевна | Надежда саща | 09.09.2008 г | с. Шарагол ул Набережная 8 |
14 | Аносова Елена Николаевна | Максим Виктория | 11.03.2004 г 23.04.2005 г | с.Шарагол ул Набережная 38 |
15 | Жаркой Анастасия Юрьевна | Мария | 14.07.2008 г | сШарагол ул Пограничная 10 |
16 | Аносова Ирина Иннокентьевна | Александр | 25.11.2008 г | сШарагол ул Пограничная 21 |
17 | Скуратова Людмила Ивановна | Денис Саша | 15.04.1997 г 28.03.2005 г | сШарагол ул Пограничная 26 |
18 | Аносова Любовь Геннадьевна | Ринат | 09.11.2006 г | сШарагол ул Пограничная 38 |
19 | Гумпылова Ольга Владимировна | Валентин | 23.03.2009 г | сШарагол ул Пограничная 46 |
20 | Бахманова Вера Васильевна | Ирина | 28.07.1997 г | сШарагол ул Пограничная 48 |
21 | Соковикова Людмила Сергеевна | Даная | 09.01.2009 г | сШарагол ул Пограничная 73 |
22 | Бурдуковская Анна Иннокентьевна | Татьяна | 16.07.2007 г | сШарагол ул Молодежная 10-1 |
23 | Жаркова Наталья Прокопьевна | Вадим | 05.10.2009 г | сШарагол ул Молодежная 12-1 |
24 | Жаркая Наталья Анатольевна | Дмитрий | 27.01.2009 г | сХутор ул Советская 41-2 |
25 | Максимова Татьяна Васильевна | Игорь | 23.09.2008 г | сХутор ул Красноармейская 11 |
26 | Максимова Надежда Николаевна | Николай Матвей | 21.01.2002 г 07.11.2010 г | сХутор ул Советская |
27 | Аносова Татьяна Николаевна | Анна | 15.04.2002 г | сХутор ул Комсомольская 5 |
28 | Попова Марина Александровна | Василий | 24.04.1996 г | сХутор ул Комсомольская 28 |
29 | Аносова Мария Александровна | Алиса | 17.02.2009 г | сХутор ул Комсомольская 38 |
30 | Аносова Екатерина Николаевна | Александр | 09.03.2007 г | сХутор ул Первомайская 10 |
31 | Вишневская Ольга Владимировна | Света | 22.05.2009 г | сХутор ул Комсомольская 3 |
32 | Вишневсеая Елена Владимировна | Андрей | 08.03.2002 г | сХутор ул Комсомольская 3 |
33 | Лоскутникова Галина Иосифовна | Татьяна Светлана | 24.05.2009г 27.06.2011 г | сХутор ул Горная 2 |
34 | Агапитова Анна Олеговна | Анастасия | 29.12.2005 г | сАнагустай ул Заринская 64 |
35 | Шангина Татьяна Николаевна | Николай Дарья | 20.03.2003 г 11.04.2011 г | сШарагол ул Пограничная 55 |
36 | Цыдыпылова Оюна Балтаевна | Алексей | 28.06.1997 г | сШарагол ул Школьная 4-А |
37 | Ванчикова Наталья Леонидовна | Анастасия | сХутор ул Советская 51 | сХутор ул Советская 51 |
38 | Батомункуева Туяна Владимировна | Цырен | 14.04.2010 г | сЦ-Челутай ул Ранжурова 16 |
39 | Жаркая Оксана Сергеевна | Алина | 12.10.2011г | сХутор ул Советская 80 |
40 | Бобыкина Евгения Александровна | Карина | 30.06.2012г | сШарагол ул Октябрьская 30 |
41 | Шангина Наталья Геннадьевна | вероника | 20.09.2013г | сАнагустай ул Заринская 41 |
42 | Фукалова Валентина Григорьевна | Алина | 16.04.2011г | сАнагустай ул Заринская 59 |
[1] Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией В.И. Жукова. М., МСГК, 1994 г. стр. 71
[2] Документальные материалы из архива МО «Шарагольское»
[3] Смотреть приложение 2
Слайд 1
Тема: « Проблемы неполных материнских семей в МО « Шарагольское » Исполнитель: Яковлева Елена, ученица 10 класса Научный руководитель: Соковикова Наталья Дмитриевна, учитель истории и обществознанияСлайд 2
Актуальность темы: ослабление внутрисемейных отношений распространение внебрачных связей рост материнских семей спад рождаемости большинство семей матерей – одиночек находится за чертой бедности
Слайд 3
Объект исследования Неполная материнская семья на территории МО «Шарагольское»
Слайд 4
Предмет исследования процесс формирования личности ребенка в неполной материнской семье.
Слайд 5
Цель работы определить особенности формирования личности ребенка в неполной материнской семье и представить концепцию проекта «Кабинет социально педагогической консультационной помощи неполным материнским семьям» на территории МО «Шарагольское»
Слайд 6
задачи: Охарактеризовать современные подходы к процессу воспитания ребенка в неполной материнской семье Выявить особенности формирования личности ребенка в неполной материнской семье Проанализировать уровень состояния проблем неполных семей на территории МО «Шарагольское» Разработать концепцию «Кабинет социально – педагогической консультационной помощи неполным материнским семьям»
Слайд 7
В работе выдвигается гипотеза для успешного процесса формирования личности ребенка в неполной материнской семье необходима социально – педагогическая помощь специалистов.
Слайд 8
Практическая значимость материалы исследования могут быть использованы в работе школьных психологов, социальных работников, работающих с неполными семьями , проект деятельности консультативного кабинета может быть использован в других подобных муниципальных объединениях
Слайд 9
Методы исследования: хронологический; интервьюирование; статистический метод.
Слайд 10
Характеристика неполной материнской семьи Неполная семья - это когда в семье есть один родитель с одним или несколькими детьми. Неполная семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям.
Слайд 11
основные итоги моих исследований. Общие данные о неполных семьях в МО «Шарагольское»: Всего неполных семей – 52, Состав семей – 122 человека Количество семей с одним ребенком – 36, количественный состав – 72 человека Количество семей с двумя детьми – 14, что составляет – 42 человека Количество семей с тремя детьми – 2, в них проживает 8 человек Таким образом, процент неполных семей составляет 13,7% от общего числа семей.
Слайд 12
Анализ успеваемости детей из неполных семей количество неполных семей общее количество детей в неполных семьях количество детей обучающихся в Шарагольской школе количество детей учащихся на «4» и «5» количество детей успевающих на «3» и «4» количество слабоуспевающих 52 122 19 6 4 9
Слайд 13
Анализ негативных черт количество неполных семей общее количество детей в неполных семьях количество детей обучающихся в Шарагольской школе количество недисциплинированных детей, допускающих грубость, леность % недисциплинированных от общего числа 52 122 19 10 52,6
Слайд 14
Концепция проекта «Кабинет социально – педагогической консультационной помощи неполным семьям » Цель создания проекта : содействие сельской неполной семье в разрешении психологических, педагогических, медицинских, правовых проблем связанных в первую очередь с воспитанием и развитием детей.
Слайд 15
Основные направления деятельности консультативного кабинета: Проинформировать одиноких родителей и их детей Составлять и постоянно обновлять базу данных семей Осуществлять постоянный контроль за деятельностью кабинета При необходимости в отдельных случаях будут привлечены врачи, юристы. Сроки реализации проекта: январь 2016 – январь 2017
Слайд 16
Тип проекта: по характеру проектных изменений – поддерживающий по особенностям финансирования – смешанный (спонсорский – 50%, бюджетный – 50%) по масштабу деятельности – малый проект по срокам реализации – краткосрочный Спонсоры: магазин «Кредо», магазин «Лотос», бюджет МО «Шарагольское», администрация МО «Кяхтинский район », учителя школы, депутаты
Слайд 17
Этапы реализации : Подготовительный Выбор месторасположения Подсчет финансовых затрат Подбор кадров Финансирование проекта Основной этап
Слайд 18
Деятельность консультативного кабинета мероприятия содержание работы ответственные сроки реализации социологическое исследование выявить основные проблемы и потребности неполных семей села выявление экономических проблем выявление основных потребностей сельской неполной семьи проектировщик ноябрь – декабрь 2015
Слайд 19
обучающий семинар – тренинг «Общение в неполной семье» налаживание психологического климата в семье путем обучения навыкам общения, психолог (или учитель) март – апрель 2016 обучающий семинар – тренинг «Воспитание детей в неполной семье» выработка условий более гармоничного воспитания мальчиков / девочек в неполной семье, предупреждение негативных проявлений учитель гуманитарных предметов март – апрель 2016
Слайд 20
Проект кабинета консультация юриста, социального работника оказание квалифицированной консультативной помощи юрист, социальный работник май – июнь 2016 обучающий семинар – тренинг «Правовая грамотность – залог успеха» предоставление информации по правам и льготам неполным семьям, выработка модели поведения в условиях современного законодательства по отстаиванию своих прав юрист май – июнь 2016
Слайд 21
Проект кабинета социальный патронаж создание базы данных неполных семей живущих в неблагоприятных социально – психологических условиях социальный работник, медицинский работник в течении деятельности проекта создание информационно – справочной базы предоставление информации о трудовых вакансиях предоставление информации о мероприятиях, услугах не входящих в государственную программу поддержки населения, но прямо или косвенно ее поддерживающих социальный работник в течении деятельности проекта
Слайд 22
Проект кабинета организация разовых акций помощи н / п «Помоги собраться в школу» проектировщик, администрация школы, учителя школы и спонсоры июль – август 2016-2017 подведение итогов проектировщик, декабрь 2017
Слайд 23
Ожидаемые результаты Выработка теоретического и практического опыта по оказанию помощи одиноким родителям в деле воспитания нового поколения.
Слайд 24
Основные выводы: В результате проделанной работы я пришла к выводу, что воспитать здорового, как физически, так и психологически, ребенка, в рамках неполной семьи, вполне возможно . для этого нужно благоприятное отношение между родителем и ребенком на принципах сотрудничества, взаимоуступок , дружбы.
Слайд 25
Выводы: Таким образом, считаю, что выдвинутая гипотеза о необходимости социальной поддержки неполным семьям подтвердилась. Современной неполной семье также как и раньше нужна помощь в разрешении ее проблем и я надеюсь, что опыт данной работы поможет в этом.
Слайд 26
Спасибо за внимание
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Снег своими руками
Снеговик
Ребята и утята
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?