Экономические преобразования современной России, стремление выйти из кризиса и приблизиться к мировому качеству жизни, ставят задачу углубления экономических знаний молодого поколения нашей страны.
Роль рынка труда - одна из актуальных тем при изучении экономической стороны развивающегося общества, т. к. основной доход люди имеют от того, что продают свои трудовые услуги.
Вложение | Размер |
---|---|
kostya_posledniy_variant_raboty_na_npk.docx | 117.41 КБ |
prilozhenia_kostya.docx | 1.2 МБ |
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум – интернат
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Исследовательская работа
Роль рынка труда в экономике России
Выполнил студент группы Д - 21-13 Специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» Коструб Константин Леонидович Руководитель: преподаватель Екатерина Валерьевна Симонова |
п. Садоягодное
2016
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………………………..... | 3 |
Глава 1. Теоретические основы рынка труда…………………………................. | 5 |
| 5 |
| 7 |
| 10 |
Глава 2. Анализ состояния современного рынка труда в России………………. | 13 |
2.1. Основные показатели характеристики рынка труда………………… | 13 |
2.2. Проблемы формирования рынка труда ………………………………. | 19 |
2.3. Пути организации эффективного рынка труда в России……………. | 28 |
Заключение…………………………………………………………………………. | 36 |
Библиографический список использованных источников……………………… | 37 |
Тезаурус ……………………………………………………………………………. | 38 |
Список сокращений………………………………………………………………... | 39 |
Приложения |
Введение
Экономика, являющаяся неотъемлемой частью жизни человека и общества, сегодня развивается быстрыми темпами. России вступила в новую эпоху экономической, социальной и правовой жизни.
Экономические преобразования современной России, стремление выйти из кризиса и приблизиться к мировому качеству жизни, ставят задачу углубления экономических знаний молодого поколения нашей страны.
Роль рынка труда - одна из актуальных тем при изучении экономической стороны развивающегося общества, т. к. основной доход люди имеют от того, что продают свои трудовые услуги.
Рынок труда — это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги. Рынок труда - это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Он включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Выведем одно, наиболее обобщающее понятие. Итак, рынок труда — это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда, основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, то есть контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.
Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов: открытый рынок труда - это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики; скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства. Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.
Цель работы: раскрыть роль рынка труда в экономике России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать характеристику рынка труда;
- отметить особенности формирования спроса и предложения на рынке труда;
- отметить исторические моменты формирования рынка труда России;
- раскрыть проблемы формирования рынка труда;
- наметить пути формирования эффективного рынка труда на современном
этапе экономического развития России.
Роль рынка труда в экономике каждой страны очень велика, так как подавляющее большинство людей получают доходы, продавая свой труд.
Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
Глава 1. Теоретические основы рынка труда
Рынок труда – это способ формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда, как и рынки капитала, товаров, ценных бумаг, природных ресурсов и др., является составной частью рыночной экономики. На нём предприниматели (работодатели) и трудящиеся (продавцы рабочей силы) совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.[1]
На рынке труда под воздействием спроса и предложения трудовых ресурсов формируется средний уровень заработной платы на тот или иной вид деятельности. Рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги и работодателей (предприятий), которые хотят эти услуги купить. Здесь продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а так же их навыков, профессионализма и опыта для производства экономических благ, необходимых человеку и обществу в целом. Однако необходимо понимать, что рынок труда обладает некоторыми особенностями, которые влияют на процесс установления равновесия, когда спрос на трудовые услуги совпадает с предложением этих услуг. В этом случае речь может идти о деятельности профсоюзов или наличии монополий на рынке труда, когда предприятие или предприниматель является единственным покупателем рабочей силы.
Особенностью на рынке труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом – «человеческим капиталом». В настоящее время, в условиях развития рыночной экономики, считается, что самыми эффективными являются именно инвестиции в этот вид ресурсов.
Сущность рынка труда определяется спецификой его объекта:
Функционируя, рынок труда выполняет определённые функции, основными из которых являются следующие:
- организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;
- обеспечение конкурентной среды внутри каждых субъектов рынка;
- установление равновесия ставок заработной платы;
- способствование занятости населения;
- осуществление социальной поддержки безработных.
Особенности трудовых ресурсов определяют и специфические черты предложения этого ресурса на рынок:
Согласно современной теории человеческого капитала инвестиции в развитие знаний, навыков и способностей, повышающих эффективность труда, компенсируются со временем повышенными доходами.
Рынок труда характеризуется такими показателями как: численность экономически активного населения, численность занятых в экономике, уровень безработицы, мобильность рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение и др.
Численность рабочей силы – это численность экономически активного населения, т. е сумма занятых в экономике и безработных, Это население страны, которое желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от10 до 72 лет. Особенность данного показателя заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. В России – нижняя граница возраста, с которого человек включается в экономически активное население – 15 лет.
В России, в соответствии с требованиями Международной Организации Труда (МОТ) учёт экономически активного населения ведётся в рамках обследования населения по проблемам занятости, которое проводится раз в квартал. Росстат один раз в два года публикует статистический сборник «Труд и занятость в России», периодически выходит в свет статистический сборник «Экономически активное население».
Одной из категорий, характеризующей условия формирования рынка труда является занятость – это деятельность людей связанная с удовлетворением их личных потребностей и, приносящая им трудовой доход. Занятые в экономике - это те лица, которые в рассматриваемый период, осуществляли следующую деятельность:
- выполняли оплачиваемую работу по найму, а так же, приносящую доход работу не по найму, как с привлечением, так и без привлечения наёмных работников;
- временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения вне своего рабочего места, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе организации (продолжительностью менее 6 месяцев), забастовки, других подобных причин;
- выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии.
Занятыми считаются также лица, выполняющие работу по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично).
Исследуя рынок труда, необходимо отметить такой показатель, как уровень занятости населения. Это отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста. Обществу характерна безработица – социально – экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. Безработица измеряется уровнем безработицы, т.е. отношением численности безработных к численности экономически активного населения.
Характеризуя рынок труда, где продаются и покупаются трудовые услуги необходимо рассмотреть следующие экономические категории: спрос, предложение, товар и цена. Продаваемый товар – трудовые услуги, они крайне разнообразны (банкир, официант, уборщица и др.), товар не существует отдельно от продавца, который оказывает эти услуги.
Рынок труда – это рынок не первичного спроса, а спроса производного. Это характеризуется тем, что способность и желание трудиться никому не нужны, их нельзя потребить впрямую, они будут нужны тогда, когда будет спрос на товар, для производства которого будут использованы эти услуги. Производность спроса на рынке труда определяет зависимость ситуации на нём от положения дел на товарных рынках.
Предложение на рынке труда – это численность людей, готовых под влиянием ряда факторов, взяться за выполнение той или иной работы.
Факторы формирования предложения на рынке труда
Заработная плата | Тягость труда | Сложность труда |
Потребность в свободном времени | Число ищущих работу | Престиж профессии и приносимое ею удовлетворение |
Численность экономически активного населения страны | Количество часов, занятых рабочим на производстве | Общий уровень культуры населения, его общее и профессиональное образование |
Предложение на рынке труда может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию (профессиональная мобильность) и способны и готовы менять место жительства ради получения работы (территориальная мобильность).
Рынок труда балансируется тем лучше, а экономика страны развивается тем быстрее и эффективнее, чем больше мобильность экономически активного населения этой страны.
Рыночной ценой трудовых услуг является ставка заработной платы. Различия в оплате труда определяются главными факторами: сложность труда, тягостью труда, ограниченностью таланта и степенью риска. Заработная плата работника не может быть выше той суммы, которую можно выручит на рынке за произведённую им продукцию. Уровень заработной платы не формируется случайным образом, а определяется сложившимися уровнями цен на товары и услуги. Величина зарплаты не может расти быстрее, чем производительность труда, за который её платят.
Взаимодействия спроса и предложения на рынке труда подчиняются общим закономерностям рыночных процессов.
Занятость – деятельность людей, связанных с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход. Людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду и осуществлять любую, не запрещённую законом, деятельность.[2] (Приложение 1).
Безработица – социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. В России признаётся безработным человек, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно: не имел работы, искал работу, был готов приступить к работе.[3]
Материалы обследования населения по проблемам занятости, показывают, что в России почти 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом, мужчины реже обращаются в службу занятости, чем женщины.
В нашей стране развитие товарно-денежных отношений прошло несколько этапов. В 1921 г. в Советской России был введен НЭП. В этот период были проведены меры по развитию частного предпринимательства. Крупномасштабные преобразования были осуществлены в финансовой сфере, в области денежного обращения. Подразверстка была заменена продналогом, введена сводная торговля. В промышленности было осуществлено трестирование производства, а новые производственные образования переведены на самоокупаемость и самофинансирование. Предпринятые меры позволили быстро восстановить равновесную рыночную систему. В 1930-х гг. в СССР началось вытеснение рыночных отношений и формирование командно-административной системы. В конце 1950-х-начале 1960-х гг. была предпринята попытка осуществить либерализацию командно-административной системы, осуществить меры, направленные по распространению рыночных отношений на производство и реализацию средств производства. Крупная экономическая реформа по возрождению рыночных отношений в нашей стране была проведена в 1966-1971 гг. В качестве важнейших оценочных показателей функционирования предприятий были введены прибыль, рентабельность, реализованная товарная продукция. Усилилась материальная заинтересованность предприятий в результатах деятельности. Стали создаваться фонды экономического стимулирования, введены плата за фонды, рентные платежи. Новый, крупномасштабный процесс перевода экономики на рыночные методы хозяйствования начался во второй половине 1980-х гг. Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем, существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Объективно назревшая задача отхода от единой административно-командной системы неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана. Основу современной организации национального хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики.
Все эти преобразования в экономике и политике нашли своё отражение при развитии рынка труда.
Рынок труда в России в 2013 году: очертания рынка труда в РФ все больше принимают контуры, свойственные странам Западной Европы и США. Отдельные предложения уже сопоставимы или превышают западные аналоги (подчас, значительно), в то время как другие специальности до сих пор сохраняют значительный потенциал роста.
Важнейшим фактором стабилизации российского рынка труда становится выравнивание уровней зарплат специалистов, рабочих и офисных специальностей («белых и синих воротничков»).
Такие тенденции не только способствуют снижению социального неравенства (и, как следствие, напряженности) в РФ, но и обеспечивают более равномерное распределение абитуриентов по техникумам и ВУЗам, что принципиально важно в свете еще не пройденной российской системой образования «демографической ямы» начала 1990-х годов.
Глава 2. Анализ состояния современного рынка труда в России
Рассматривая современное развитие рынка труда в России, определены проблемы рынка труда и события, повлиявшие на это. Определены сферы деятельности, которые в большей степени были затронуты кризисом. В связи с этим значительному числу предприятий пришлось сокращать численность занятых. В практической части работы рассмотрена динамика численности экономически активного населения в квартальном разрезе в 2015 г., также рассмотрена динамика изменения безработицы в 2014-2015 гг. Определены способы поиска работы безработными, приведены данные обследования населения по проблемам занятости и способам поиска работы. Рассмотрены наиболее востребованные виды профессий в России. Важнейшим органом по защите интересов рабочей силы и вопросам регулирования рынка труда является Международная Организация Труда.
2.1. Основные показатели характеристики рынка труда
Цифры и факты: по состоянию на август 2014 г. Росстат приводит такие данные: процент занятого населения составляет 66,1 % (сократившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на доли процентов). Уровень безработицы составляет 4,8 (также незначительно изменился по сравнению с 2013 г.). Количество безработных уменьшилось на 7,5%. (Приложение 2)
По данным того же источника, уровень доходов населения в стране увеличился на 9,1% и составил в среднем порядка 31 500 руб. Статистика по состоянию рынка труда в России в 2014 — 2015 годах рисует, в целом, неплохую ситуацию, которую по большому счету портит только несвоевременность выплаты заработной платы – более чем на 10% ухудшилась ситуация по сравнению с прошлым годом. Цифры статистики отражают все же средние показатели: ситуация на рынке труда значительно различается по регионам и отраслям.
В Москве и области изменения почти не ощущаются. Также показатели совершенно не отражают ситуацию по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу и Северному Кавказу – очень многие там или заняты без оформления, или работают на себя.
По данным анализа рынка труда в России в 2014 г., который проводился хедхантинговой компанией «Агентство Контакт», почти три четверти работодателей ощущали проявления кризиса в 2014 году. В наибольшей степени были затронуты (список по убыванию): сектор банковского обслуживания и инвестиционный. Туризм. Бизнес, связанный с предоставлением гостиничных услуг. Страхование. Строительство. Индустрия моды. Производство и машиностроение. Транспорт и логистика. Более половины компаний пришлось прибегнуть к сокращению сотрудников, при этом наиболее пострадали: менеджеры среднего звена, линейные сотрудники. Ряд компаний провел сокращение уровня зарплат. При этом интересно, что более 70% из произведших сокращение признают, что сокращать издержки за счет персонала в корне неправильно, признавая необходимость оптимизации процессов и сбалансированной стратегии в каждом индивидуальном случае.[4]
Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2011 года она составляла 7.8%, в настоящее время — около 5.4%. С начало осени 2014 года и до начала 2015 года наблюдался рост безработицы ввиду сокращений персонала. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года. В первой половине 2014 года наблюдалось плавное снижение уровня безработицы и заметное повышение уровня с середины лета до конца 2014 года. Уровень безработицы на конец 2014 года по данным Федеральной службы государственной статистики составлял 5.3%.
Уровень безработицы в 2015 году ~ 5.4%
Уровень безработицы в 2014 году — 5.6% 5.3%
Уровень безработицы в 2013 году — 6.0% 5.6%
Уровень безработицы в 2012 году — 6.3% 5.1%
Уровень безработицы в 2011 году — 7.8% 6.1%
Численность экономически активного населения в марте 2015 года составила 76,1 миллион человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 71,6 млн. человек, или 94,1% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,5 млн. человек (5,9%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1 миллион человек.
Самая низкая безработица на настоящий момент в Москве — менее 1%, самая высокая в Ингушетии — более 40%. Рассмотрим уровень безработицы по регионам для получения детальной статистики по каждому региону.
Данные представлены с 2000-го года. (Приложение 3)
Востребованные профессии, сотрудники ряда отраслей (прежде всего те, кто находится на государственном финансировании и монополисты) могут оставаться совершенно спокойными за свою работу и зарплату, тогда как в других сферах, негативные тенденции проявляются по максимуму. В настоящее время стали более востребованными те специалисты, которые еще несколько лет назад считались неперспективными и неактуальными.
Наиболее перспективные профессии в России в 2014-2015 г.: высококвалифицированные мастера, работающие руками:
электрики, сварщики, фрезеровщики, электромеханики и тому подобные профессии; инженеры разной направленности; программисты; врачи и младший медицинский персонал, которые востребованы не только в своей профессии, но и в смежных сферах. Отдельная категория – те, кто востребован всегда: специалисты по продажам независимо от их уровня; операторы call-центров, которые отвечают за коммуникацию с клиентом; бухгалтеры разных категорий; водители частного и корпоративного транспорта — в сфере логистики; секретари и помощники руководителей.
Если попытаться заглянуть на несколько лет вперед, но можно сделать прогноз, что, помимо актуальных, сейчас на рынке труда в России в 2014 — 2015 годах профессий, спросом будут пользоваться: специалисты в области экологии; профессионалы сферы услуг; специалисты в сфере нанотехнологий. к содержанию IT-вакансии в 2015 году IT-рынок вакансий в России стремительно набирает обороты, на нем стабильно происходит рост предложения. Данная тенденция будет сохраняться и в будущем, поскольку все большее число населения осваивает виртуальные технологии, наши сограждане предпочитают устраиваться в российские IT-компании, а американские, европейские и азиатские отстают с большим отрывом.
Рассматривая негативные последствия безработицы, необходимо отметить влияние уровня безработицы на основной показатель экономического роста страны – ВВП. Для наглядности рассмотрим следующие показатели:
Номинальный ВВП России:
- ВВП России за 2013 год в рублях = 66 755,3 млрд. рублей.
- ВВП России за 2013 год в долларах США = 2097 млрд. $.
- ВВП России за 2014 год в рублях = 70975 млрд. рублей.
- ВВП России за 2014 год в долларах США = 1869 млрд. $.
- ВВП России за 2015 год в рублях = 67569 млрд. рублей.
- ВВП России за 2015 год в долларах США = 1108 млрд. $.
ВВП России по ППС:
- ВВП России за 2013 год в долларах США = 3492 млрд $.
- ВВП России за 2014 год в долларах США = 3570 млрд $.
- ВВП России за 2015 год в долларах США = 3398 млрд $.
Примечание: ВВП номинальный России за 2014 год составил 1857 млрд. долларов США или 12 719 $ на человека. (Приложение 4.)
В связи с воздействием рынка труда на экономику в России происходят следующие изменения.
Таблица 1. Макроэкономические индикаторы в РФ (в % к соответствующему периоду прошлого года)
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | |||
январь - декабрь | январь | январь - февраль | январь – декабрь (оценка) | январь (оценка) | январь – февраль (прогноз) | |
Выпуск продукции по базовым видам экономической деятельности | 101,0 | 99,5 | 100,3 | 99,4 | 89,3 | 89,2 |
Индекс промышленного производства | 100,4 | 99,8 | 100,9 | 101,6 | 99,9 | 101,0 |
Продукция сельского хозяйства | 105,8 | 100,8 | 100,9 | 102,5 | 93,3 | 93,2 |
Грузооборот транспорта | 100,6 | 103,3 | 102,2 | 100,1 | 99,6 | 98,7 |
Инвестиции в основной капитал | 99,8 | 93,0 | 94,7 | 97,0 | 92,6 | 92,4 |
Оборот розничной торговли | 103,9 | 102,7 | 103,3 | 102,2 | 101,3 | 101,6 |
Индекс потребительских цен (в процентах к декабрю прошлого года) | 106,5 | 100,6 | 101,3 | 111,4 | 103,1 | 103,2 |
Реальные располагаемые доходы населения | 104,0 | 98,9 | 98,9 | 99,5 | 94,1 | 94,3 |
Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам (в % к декабрю предыдущего года) | 97,3 | 99,3 | 95,4 | 72,8 | 71,9 | 80,9 |
Экспорт | 99,2 | 102,0 | 94,3 | 95,0 | 71,9 | 80,9 |
Импорт | 101,7 | 96,3 | 93,2 | 90,2 | 69,9 | 76,7 |
На основании полученных данных можно сделать определенный вывод – показатели экономики России значительно снизились в 2015 году по отношению к 2013 году. Уровень безработицы опять начал подниматься в период 2013-2015гг. Заработная плата осталась почти на одинаковом уровне, а инфляция выросла. Таким образом затраты государства выросли в связи с обеспечением безработного населения страны на минимальном уровне жизни, а поступления в казну государства сократились ввиду закрытия предприятий и остановки многих производств (введены санкции и ряд предприятий не смог перейти на импортозамещение), переподготовке рабочих кадров другим профессиям. Произошло поднятие экономики в сельском хозяйстве, так как в связи с санкциями стали производить продовольственной продукции больше - значит, занятость населения в сельском хозяйстве возросла.
На основании выше изложенного, для расчётов потерь в экономике, можно применить закон Оукена.
Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей.
Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) — если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.
Рис.1. График применения закона Оукена
В условиях полной занятости объем производства равен , а норма безработицы U0. Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.
Таблица 2. Потери части ВВП по причине безработицы за 2014-2015годы
Период Показатель | 2014 год | 2015 год |
ВВП | 71 406,4 млрд. руб. | 68 621,5 млрд. руб. |
Уровень безработицы | 5,5% | 6,6% |
Естественный уровень безработицы | 5,0% (занятость) | 5,0% (занятость) |
Потери части ВВП составят | 892,58 млрд. руб. | 2 744,86 млрд. руб. |
71 406,4 × ((5,5% - 5,0%) × 2,5%) 68 621,5 × ((6,6% - 5,0%) × 2,5%)
100% 100%
Эти расчёты ещё раз подтверждают роль рынка труда в развитии экономики страны.
2.2. Проблемы формирования рынка труда
Население и трудовые ресурсы
Отечественный рынок труда в значительной степени разбалансирован. Причем, это относится ко всем его срезам - региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою ”разветвленность”, не образует целостной системы.
В первые пореформенные годы, одной из наиболее сложных, была задача перераспределения рабочей силы, занятой на несостоятельных предприятиях. В интересах ее решения государство отказалось от регулирования уровня заработной платы, отменило гарантии занятости, сняло формальные барьеры, ограничивающие мобильность рабочей силы. Чтобы смягчить негативные последствия ожидавшегося резкого всплеска безработицы, а также снизить неопределенность в сфере занятости, государство начало осуществлять программу защиты от безработицы работающего населения.
Прогнозы крупномасштабного высвобождения рабочей силы не оправдались. Более того, падение уровня занятости оказалось меньшим, нежели можно было ожидать, учитывая глубину спада производства. Ограниченная по своим масштабам реструктуризация занятости и высокие темпы инфляции способствуют снижению реального уровня заработной платы. Несмотря на факты, свидетельствующие о довольно значительной мобильности рабочей силы, работники в своей массе не переходят на более эффективные рабочие места, а количество вновь создаваемых рабочих мест ограничено.
Правовые пробелы (например, отсутствие трудового миграционного законодательства), несогласованность отдельных норм и половинчатость ряда положений сказываются на практике трудовых отношений.
Основой государственного управления рынком труда должны были стать принятые правительством Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг. и план мероприятий по ее реализации. Однако к заметным подвижкам это не привело.
Недостаточная действенность упомянутых документов, по-видимому, связана с отсутствием в Концепции четко обозначенной ответственности государства применительно к регулированию рынка труда. На наш взгляд, она должна охватывать:
- обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;
- устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;
- повышение конкурентоспособности рабочей силы;
- поддержку малого предпринимательства;
- регулирование трудовой миграции;
- создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;
- введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).
Выделение именно этих направлений государственного регулирования диктуется особенностями отечественного рынка труда.
Во-первых, неблагоприятной демографической ситуацией: численность трудоспособного населения увеличилась с 83,7 млн. человек в 1993 г. до 90,1 млн. человек в 2004 г. До 2006 года численность трудоспособной части населения росла, причем весьма заметно. Данная ситуация – результат удачного соотношения поколений, входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него. В 2006 году этот рост заканчивается, после чего начинается заметная стремительная убыль трудоспособного населения. В 2007 году она еще сравнительно небольшая – около 300 тысяч человек, а в 2010-2018 годах сокращение превысит 1 млн. человек в год.
Расчеты показывают, что в период до 2026 года суммарная естественная убыль трудоспособного населения составит 18-19 млн. человек. Убыль трудоспособного населения прогнозируется до середины века.
Численность занятых в российской экономике в настоящий момент составляет 67 млн. человек, очевидно, что ее сокращение более чем на четверть приведет к серьезным проблемам функционирования экономики в целом. В ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в РФ. Столь резкое сокращение трудоресурсного потенциала в стране может привести к краху экономики в стране в целом.
Влияние экономики и политики, несомненное воздействие на общую ситуацию оказали: события в Украине; санкции Запада; присоединение Крыма; рост цен; сохраняющаяся инфляция; низкий уровень жизни большинства населения; стагнация экономики; остающиеся стабильно высокими уровни безработицы населения и коррупции и взяточничества властей.
По сведениям, предоставленным проектом «Фонд Общественное мнение», осенью 2014 г. четверть россиян убеждена в том, что экономическая ситуация в стране в целом и на рынке труда в России в частности в 2014 году стала хуже. Меньше четверти верят, что изменения в лучшую сторону есть, а большая часть опрошенных не видит никаких перемен.
Последние несколько лет ситуация на рынке труда еще ни разу не была радужной или просто стабильной, а с начала этого года постоянно по нарастающей идут разговоры о кризисе в экономике и, соответственно, на рынке труда. Можно сказать, что обстановка является напряженной, очень многие ждут и боятся повторения кризиса 2008 года, но до сих ожидания не оправдались – серьезных изменений пока не было. Поэтому нынешний кризис на рынке труда в 2014-2015 годах пока многие корректно называют стагнацией. То, что наблюдается в нашей стране в настоящее время — это или мягкий вариант кризиса, или его преддверие.
Структура спроса кардинально не поменялась: работодатели хотят все тех же, кого и год назад («продажников» и бухгалтеров разного уровня, айтишников и программистов). Пусть и в меньшем количестве, но резкого снижения количества предлагаемых вакансий нет. В целом эксперты в области занятости со сменой работы рекомендуют не торопиться. Тем не менее, если экономика останется без сдвигов в положительную сторону, серьезного снижения количества предлагаемых вакансий и массовых увольнений нужно ждать в 2015 году.
Рис. 2. Снижение объема производства вследствие снижения занятости и роста безработицы.
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь
находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты.
Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же
обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с
одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда, с
другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым, ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности
народного хозяйства, но и, нередко, осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной
ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся основные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом»
секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля над детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее
конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди
учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных
заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников
учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.
Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в
повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на
профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции
в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего
образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи,
согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения
желаемого социального статуса и более высокого материального положения.
Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной
инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.
Кроме очевидных экономических потерь возникают социальные проблемы – человек не мыслит себя без труда, падают моральные устои, теряется профессионализм, возникает конфликтная ситуация в семьях вплоть до суицида. Это грозит социальной напряжённостью, поэтому государство вынуждено вмешиваться в ситуацию положения дел на рынке труда, принимать меры по сокращению безработицы и нивелированию её негативных последствий.
Итак, позвольте представить вашему вниманию список 10 самых высокооплачиваемых востребованных должностей в России:
2.3. Пути организации эффективного рынка труда в России
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач, проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить основные направления государственного регулирования рынка труда:
Цели государственного регулирования рынка труда:
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда.
Безработным гражданам государство гарантирует:
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основании систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.
В США действует около 15 тысяч таких фирм.
Основные направлениями деятельности бирж труда:
Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Государственная политика в области занятости в России.
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
Макроуровень.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
Региональный уровень.
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне меры поддержки фермерства, малого бизнеса более эффективны, чем на общегосударственном,
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
Местный уровень
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству,
выплате пособий, обучению.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" [5].
В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают:
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия. Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
Рынок труда – это важнейшая составляющая экономики России.
Чем больше численность экономически активного населения, занятых в экономике и меньше уровень безработицы, тем больше будет выпущено качественной продукции и оказано услуг, а значит, тем выше будет показатель ВВП и престиж страны.
Рынок труда в России играет важную роль в развитии экономики. Он влияет на производство страны в полном объеме – от профессиональных навыков и знаний зависит производительность предприятий и организаций, качество выпускаемой продукции, а также качество оказания работ и услуг.
Вывод: чем мобильнее рынок труда, чем меньше уровень безработицы, тем больше качественной продукции будет создано, оказано услуг и выполнено работ, тем выше будет показатель ВВП страны, а для этого нужно обеспечить трудоспособное население страны рабочими местами. Биржа труда должна способствовать наиболее эффективному размещению такого важного ресурса, как рабочая сила, выполнению функции социальной защищённости населения, сокращению безработицы, стимулируя, таким образом, рост общественного производства.
Выполнение программ подготовки и переподготовки кадров, особенно в отраслях инфраструктуры, широкое использование информации о рабочих местах, льготное кредитование и налогообложение, особенно для мелких фирм, всё это способствует увеличению занятости, а значит и росту благосостояния общества.
Регулирование положения дел на рынке труда – одно из важнейших составляющих роста экономики любого государства, а государственная политика на рынке труда всегда должна ориентироваться на проблемы экономического роста, роста благосостояния всех его граждан.
Заключение
Рынок труда в России играет важную роль в развитии экономики. Он влияет на производство страны в полном объеме – от профессиональных навыков и знаний зависит производительность предприятий и организаций, качество выпускаемой продукции, а также качество оказания работ и услуг.
Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность занятых в экономике, уровень безработицы, равновесие между спросом и предложением рабочей силы и др.
Государство призвано обеспечивать проведение политики содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права на труд.
Чем больше численность экономически активного населения, занятых в экономике и меньше уровень безработицы, тем больше будет выпущено качественной продукции и оказано услуг, а значит, тем выше будет показатель ВВП, меньше потерь по причине высокого уровня безработицы и рост престижа страны на международном уровне.
Международная Организация Труда подчёркивает, что отложенное оздоровление мировой экономики крайне негативно отразилось на рынках труда. По данным экспертов организации, с учётом сегодняшних тенденций можно сделать вывод, что развитым экономикам для возвращения на предкризисный уровень занятости понадобится не менее пяти лет. Спад на рынке труда обычно наступает на шесть месяцев позже, чем спад в экономике. По оценкам экспертов МОТ, в ближайшие два года, чтобы выйти на предкризисный уровень занятости, необходимо будет создать 80 млн. рабочих мест. Однако, с учётом недавнего замедления мирового экономического роста, можно предположить, что мировой экономике удастся создать лишь половину необходимых рабочих мест. МОТ предупреждает о появлении нового поколения «травмированных» молодых работников, которые столкнулись с действующей ситуацией на рынках труда.
Таким образом, рынок труда – это важнейшая составляющая экономики любого государства, в частности России.
Кроме очевидных экономических потерь, безработица приводит к социальным проблемам – человек не мыслит себя без труда, падают моральные устои, и т. д. Это грозит нарастанию социальной напряжённости, поэтому государство принимает меры по проведению политики занятости, сокращению безработицы и нивелированию её негативных последствий. Эти мероприятия государство проводит в рамках рыночного механизма, воздействуя на сам рыночный механизм через регулирование денежной массы, регулирование ставки процента; поддерживает развитие некоторых, необходимых обществу отраслей; выплату различного рода субсидий, налоговых льгот, поддерживая малый бизнес, дающий новые рабочие места.
Задачи, поставленные для выполнения цели работы, выполнены, цель достигнута.
Библиографический список источников и литературы
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
Кудина М.В. Экономика : учебник – М. : ИД «Форум» : ИНФРА – М. 2012. – 368с Слагода В.Г. Основы экономической теории: учебник – М.: ФОРУМ:ИНФРА – М, 2009. – 272с.
Интернет источники:
http://forum.finam.ru/index.php?showtopic=9615
http://investments.academic.ru/
http://podborkadrov.com/rynok-truda/voprosy/v-rossii-v-2014-godu.html
http://rusrand.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://studopedia.ru/
http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynok-truda.html
Тезаурус
Список сокращений
[1] Кудина М.В. Экономика : учебник – М. : ИД «Форум» : ИНФРА – М. 2012. – 368с стр. 189
[2] Кудина М.В. Экономика : учебник – М. : ИД «Форум» : ИНФРА – М. 2012. – 368с стр. 192
[5] Конституция (ст.37, п.3)
Весенние чудеса
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Рисуем лошадь акварелью
3 загадки Солнечной системы
Заяц, косач, медведь и весна