Исследовательская работа по химии, выполненная учащимися 8 класса
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_proekt.docx | 31.68 КБ |
Руководитель: Богер Наталья Владимировна, учитель химии
Тема: «Растворение – физический или химический процесс?»
Образовательное учреждение: МБОУ Каргасокская СОШ № 2 п. Каргасок, Томская область
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет
1) Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования)
Уже два года мы изучаем физику, увлекаемся данной наукой, изучаем основные законы, физические явления. И для нас всегда было понятно, что процесс растворения сахара, соли и других растворимых веществ в воде – физическое явление. В этом году мы стали изучать новую науку – химию. И каким было для нас удивлением, что процесс растворения –химическое явление. Химия - наука о веществах, свойствах и их превращениях. Но ведь в процессе растворения сахара в воде мы не получили ни кислоту, ни щелочь, ни какое - то другое вещество. Сахар так и остался сахаром.
2) Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?)
Нас заинтересовал вопрос, чем же отличаются физические изменения от химических? Это не очень простой вопрос.
3) Формулировка проблемы. В чем заключается проблема? На какой вопрос(ы) предстоит ответить?
Выяснить, физическим или химическим – является процесс растворения веществ в воде.
4) Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?
Мы выдвинули гипотезу: возможно, что грань между физическими и химическими превращениями условна, проведена произвольно.
5) Проверка гипотезы.
На данном этапе работа проходит по трем направлениям:
Работа в рамках первого направления дала возможность рассмотреть теоретические вопросы процесса растворения веществ в воде. Проблема растворения издавна интересовала человека. Сущность процесса растворения пытались разгадать еще алхимики, а затем химики последующих веков. Так, английский химик Р,Бойль (1627-1691) предполагал, что частицы растворителя имеют шипы, крючочки и другие приспособления, с помощью которых сцепляются с частицами растворенного вещества, от чего и происходит растворение.
Более научно высказал мнение о растворении М.В. Ломоносов(1711-1765): «частицы соли отделяются друг от друга действием частиц воды…» и, сцепляясь с водными частицами, вместе начинают двигаться поступательно и разносятся по растворителю».
В XIX веке исследования растворов продолжил Д.И. Менделеев (1834-1907). Большое значение он придавал изучению тепловых эффектов при растворении. Известно, что при растворении одних веществ теплота выделяется, а при других – поглощается.
Теория растворения получила развитие в работах шведского ученого Сванте Аррениуса (1859-1927). Он предположил, что вещество в растворе распадается на ионы. В дальнейшем русский ученый И.А. Каблуков (1857-1942) соединил теорию электролитической диссоциации С. Аррениуса с гидратной теорией Д.И. Менделеева. Он выдвинул предположение о гидратации (взаимодействии с водой) образующихся в растворе ионов, что и было доказано экспериментально.
Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Освальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды, т.е. физическое явление.
Сторонники химической теории растворов, которую развивали Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский, считали, что процесс растворения является химическим взаимодействием растворенного вещества и воды.
Рассмотрев теоретические вопросы, мы приступили к экспериментальной части нашей работы.
Проведем опыт, цель которого продемонстрировать, что при растворении происходит процесс равномерного распределения одного вещества в другом, при котором растворяемое вещество переходит в агрегатное состояние растворителя, т.е. происходит физическое явление.
Опыт №1. Явление диффузии на примере перманганата калия
Если в химический стакан с водой поместить несколько гранул перманганата калия, мы можем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. При этом вода, в которую были добавлены кристаллы, приобретает новые свойства. Появляется малиновая окраска.
Вывод: Мы наблюдаем процесс диффузии – это самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. Происходит она потому, что молекулы одного и другого вещества взаимно проникают друг между другом.
Опыт №2. Влияние температуры на процесс диффузии
Оказывается, на скорость диффузии определенных веществ можно влиять изменение температуры. Чтобы убедиться в этом, мы взяли два стакана, один с горячей, а другой с холодной водой. Насыпали одинаковое количество перманганата калия. В одном из стаканов диффузия пойдет гораздо быстрее. Как подсказывает нам жизненный опыт, диффузия происходит тем быстрее, чем выше температура диффундирующих веществ.
Вывод: Чем выше температура веществ, тем быстрее происходит диффузия.
О химическом взаимодействии вещества с растворителем судят по некоторым признакам. Перечислим признаки химических реакций:
Проведем опыт, цель которого продемонстрировать, что при образовании растворов может происходить выделение теплоты.
Опыт № 3. Выделение теплоты при растворении кислоты в воде.
Для этого эксперимента мы взяли следующее оборудование: серная кислота (98%), вода, датчик температуры, химический стакан на 100мл.В ходе эксперимента при растворении в воде небольшого количества (5мл) серной кислоты порциями по 1мл наблюдали значительное повышение температуры.
Химическая реакция процесса:
Вывод: При растворении серной кислоты в воде мы наблюдали значительное повышение температуры, а это признак химической реакции.
Опыт№4. Поглощение теплоты при растворении соли в воде.
Цель: продемонстрировать, что при образовании растворов может происходит поглощение теплоты.
Химическая реакция:
Для эксперимента мы взяли 5г нитрата калия и растворили в 10мл воды.
Вывод: Мы наблюдали понижение температуры при растворении нитрата калия в воде, а это признак химического взаимодействия.
О сложности процесса растворения свидетельствуют не только тепловые эффекты, но и такой признак химических реакций, как изменение цвета.
Опыт №5.Изменение цвета в процессе растворения соли.
Возьмем белый порошок сульфата меди и растворим его в воде. При этом образуется раствор голубого цвета. Это доказывает, что при растворении происходит химический процесс – гидратация ионов:
Если раствор выпаривать, то выпадают голубые кристаллы. Сохранение окраски кристаллов свидетельствует о том, что при кристаллизации соли из растворов гидратированные ионы не разрушаются, а сохраняются
Вывод: Вещества, в кристаллические решетки которых входят гидратированные ионы, называют кристаллогидратами, а воду, входящую в состав кристаллогидрата – кристаллизационной.
Опыт №6 Изменение цвета в процессе растворения йода.
Мы провели эксперимент, растворяя йод в различных растворителях. Пары йода имеют фиолетовый цвет. Такой же цвет и у раствора йода в бензине. В воде раствор йода желтый, в бензоле или спирте – коричневый (этот цвет знакомой всем йодной настойки), в растворе поливинилового спирта йод синий (это цвет лекарственного средства иодинола). И меняется не только цвет в разных растворителях, химически ведет себя тоже по-разному.
Вывод: Молекулы растворенного вещества связываются с молекулами растворителя, в результате образуются новые химические соединения.
6) Объяснение результатов. Возможные выводы.
Мы выяснили, каким является процесс растворения - физическим или химическим. Мы изучили теоретические вопросы процесса растворения. Рассмотрели признаки физических и химических явлений при растворении. Экспериментально подтвердили все рассмотренные признаки и процессы. В результате проведенного исследования, мы выяснили, что процесс растворения является физико – химическим процессом, а растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов. Мы выяснили, что грань между физическими и химическими явлениями во многом условна. Она проведена учеными произвольно. Процесс растворения по некоторым признакам можно отнести к физическим, а по другим – к химическим. Поэтому такие процессы стали называть физико – химическими явлениями.
Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута. Однако на этом наше исследование не окончено, оно ставит перед нами новую задачу - почему водные растворы некоторых веществ проводят электрический ток, найти причину такого явления. Но это будет уже другое исследование.
Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD.Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.
В результате работы была использована следующая литература:
Денис-изобретатель (отрывок)
Рукавичка
Алые паруса
Рождественский венок
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский