Работа подготовлена ученицей 9 класса к школьным ученическим чтениям в ммарте 2015-2016 уч.года
Вложение | Размер |
---|---|
uch.chteniya_15-16.rar | 1.15 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50 г. Слюдянки»
Иркутской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по русскому языку
Лексические особенности зооглаголов
Выполнила: ученица 9 класса Б
Усольцева Виктория
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Шарова М.О.
г. Слюдянка 2016 г.
Цель: составить словарь зооглаголов, классифицировать зооглаголы по их лексическому значению.
Задачи:
1. Выяснить, как образуются в языке зооглаголы.
2. Произвести словообразовательный анализ зооглаголов.
3. Выяснить лексическое значение зооглаголов.
4.Выяснить назначение зооглаголов.
5. Классифицировать зооглаголы по их лексическому значению.
Гипотеза: зооглаголы могут классифицироваться по своему лексическому значению
План:
Литература:
А)https://globallab.org/ru/project/cover/leksicheskie_osobennosti_zooglagolov.ru.html#.VtUe-H2LTcc
І. Введение. Что такое зооглаголы?
В русском языке некоторые названия животных -зоонимы (от др.-греч. животное + имя) — кличка дикого или домашнего животного, содержащегося в зоологическом саду или подопытного, «работающего» в цирке или в охране. Используются зоонимы для образования новых слов, пополняющих его словарный состав.
Среди слов, образованных от таких названий, имеются не только существительные (например, курятник, мышеловка, овчар, скворечник, свинство, рыбак), прилагательные (вороной, гадкий, ершистый, ехидный, червивый), наречия (гадко, гуськом, по-жеребячьи,), но и глаголы.
Объектом исследования в данной работе являются глаголы с корнями – названиями животных (зооглаголы, т.е. глаголы, образованные от русских зоонимов).
ІІ. Образование и происхождение зооглаголов.
Образование глаголов от названий живых существ происходило в различные периоды существования языка в силу необходимости экономно обозначить определённое действие, прямо или косвенно связанное с тем живым существом, название которого используется для образования нового слова.
Поясним это на примере.
От слова мышь (мышка) для обозначения действий лисы, охотящейся на мышей, образован глагол мышковать, вобравший в себя целое выражение охотиться на мышей.
Вот некоторые зоонимы, от которых образованы зооглаголы:
Белка – белковать
Бобр- бобровать
Бык- быковать, бычиться
Ворона - проворонить
Голубь – приголубить\
Ехидна - ехидничать,
Жук-зажучить
Змея - змеиться
Ишак - ишачить
Коза (козёл)-козлить
Корова - закороветь ,
Крыса- крысятничать
Морж – моржевать
Мышь – мышковать
Обезьяна- обезьянничать
Попугай- попугайничать
Поросёнок- поросятничать
Соболь – соболевать
Сова- советь
Хомяк – хомячить
1)Словообразовательный анализ зооглаголов
петушиться, советь, белковать, соболевать, обезьянничать, ехидничать
В современном русском языке этот способ называется суффиксальным способом словообразования.
2)Классификация зооглаголов по их лексическому значению
Группы глаголов-зоонимов по значению
Все известные нам зооглаголы могут быть объединены в несколько групп по лексическому значению.
А) Глаголы, содержащие в своём значении указание на один из характерных признаков того животного, от названия которого они образованы. Этот признак (свойство, качество, особенность) приписывается субъекту действия:
вошкаться, гадить, ершиться, ехидничать, ёжиться, звериться, змеиться, ишачить, козлить, козлодёрничать, козокаться, козытать, коровиться, крыситься, лисить, набычиться, обезьянничать, окрыситься, ослить, осоветь, осоловеть, павлиниться, петушиться, пичужить, попугайничать, приголубить, прищучить, проворонить, свинячить, собачить, собачиться, хомячить, хомячиться, червиветь, червоточить.
Каждый из этих глаголов имеет значение «проявлять одну из особенностей, присущих тому животному, от названия которого образован глагол».
Например:
ишачить – «выполнять тяжёлую работу»;
крыситься – «злиться, гневаться, сердиться»;
обезьянничать – «слепо подражать кому-то».
Глаголы этой группы обычно обозначают эмоционально-психическое состояние человека, особенности его поведения.
Б). Глаголы со значением «произвести (производить) потомство»: жеребиться, зайчатиться, козлиться, котиться, кролиться, пороситься, телиться, щениться, ягниться.
Эти глаголы экономно, одним словом заменяют выражения «произвести потомство», «родить детёныша» (телёнка, ягнёнка, поросёнка и т. д.).
В). Глаголы со значением «охотиться на животное, от названия которого образован глагол»: белковать, бобровать, волковать, зверовать (звероловствовать), козовать, крысятничать, лисовать, мышковать, перепелятничать, рачить, рыбачить (рыболовничать), скворечничать, соболевать (соболятничать), хорьковать.
Причём, процесс охоты соотносится как с человеком, так и с другим животным:
белковать – «охотиться на белок»;
рыбачить – «ловить рыбу»;
зверовать – «заниматься звериным промыслом, боем, ловлей зверей».
Без затруднений образуются глаголы волковать («охотиться на волков»), бобровать («охотиться на бобров»), лисовать («охотиться на лис»). Но в силу
каких-то причин нет глаголов зайцевать и кабановать, хотя охота на зайца и кабана очень распространена.
Г).Глаголы, указывающие на профессию или постоянное занятие человека:
бычничать, голубятничать, гусятничать, кабанить (уголь), коноводить, моржевать, орлить, птичничать, рыболовничать, сокольничать, тараканить, телятничать.
Профессия или постоянное занятие человека могут быть связаны с ловлей, разведением, продажей тех животных, от названия которых образован глагол:
голубятничать – «заниматься разведением голубей»;
моржевать – «заниматься зимним купанием, обычно в открытом водоёме»;
перепелятничать – «охотиться на перепелов, приманивая их по зорям на дудку, под раскинутую на траве сеть».
Как видим, глаголы этой группы также способствуют экономной передаче смысла выражений.
ІІІ. Уместность употребления зооглаголов в речи
Речевая ситуация: (в школе на уроке, в литературе, на телевизионных программах, дети маленькие, когда не хотят спать)
Речевая ситуация: (в столовой, на праздниках за столом, есть небрежно, обливая себя, роняя крошки и пр.; оставляя мусор на природе, загрязняя окружающую среду ; оставлять после себя неприятное впечатление у людей, насвинячить можно не только мусором, но и словом и делом.
Речевая ситуация: (на работе, в доме, в огороде и т.д.; «горбатиться» (синоним к слову ишачить) на кого-то, быть наёмным рабочим за очень низкую плату
Речевая ситуация: в отношении маленьких детей; подростков
Речевая ситуация: в школе ученик проявляет упрямство, взрослый человек тоже может быть упрямым
Речевая ситуация: когда человек много и часто ест, пытаясь скрыть это от окружающих.
Как нарисовать лимон акварелью
Хитрость Дидоны
Горячо - холодно
Дерево в снегу
Муравьиная кухня