Работа посвящена личности князя Владимира Красное Солнышко. В ней раскрываются биографические данные князя Владимира и его роль в становлении государственной религии. Цель данной работы заключается в том, чтобы, во-первых, ещё раз обратить внимание на роль личности в истории. Во-вторых, в наше неспокойное время показать, что христианская мораль являющееся средством смирения, успокоения, даёт возможность проявить милосердие и сострадание к ближнему. В-третьих, нельзя забывать события прошлого, дабы не совершать новых ошибок в дне сегодняшнем.
Вложение | Размер |
---|---|
Князь Владимир Красное Солнышко | 261.64 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Голубоченская средняя школа № 20»
Конкурс творческих работ «Святой князь Владимир-солнце Руси!»
Номинация «Век Владимира – Золотой век первенствующей Руси»
(значение Крещения Руси).
Реферативно-исследовательская работа по теме:
«Князь Владимир:
случайная или закономерная роль в христианизации Руси».
Выполнила: Финькова Ирина
учащаяся 10 класса
Руководитель: Москалева Инна Николаевна
учитель истории и
обществознания
село Овсянниково
2015
Глава I. Введение.
2015 год стал юбилейным годом не только для православных россиян, но и для многих других жителей нашей страны. 15 июля 1015 года скончался великий князь Владимир (Креститель, Красное Солнышко), сделавший немало для государства. Одним из его мероприятий, и пожалуй, самым главным, стало Крещение Руси. Событие, ставшее важным не только в религиозной жизни нашего зарождающегося государства, но и в политической, и социальной и культурной жизни.
1000-летие с момента смерти князя Владимира - это возможность обратить свой взгляд в прошлое, вспомнить, как все начиналось.
Цель данной работы заключается в том, чтобы, во-первых, ещё раз обратить внимание на роль личности в истории. Во-вторых, в наше неспокойное время показать, что христианская мораль являющееся средством смирения, успокоения, даёт возможность проявить милосердие и сострадание к ближнему. В-третьих, нельзя забывать события прошлого, дабы не совершать новых ошибок в дне сегодняшнем.
Исходя из поставленных целей, определяются следующие задачи:
Из поставленных целей и задач, становиться ясно, что объектом изучения является личность князя Владимира, как первосвятителя Руси. Рассматривая обстоятельства христианизации Руси, невольно задаёшься вопросами: Кто он князь Владимир? Случайно ли ему была уготована такая роль? Как одно религиозное событие повлияло на исторический путь государства? Ответ на последний вопрос можно искать в наше время. Хочется привести высказывание патриарха Московского и Всея Руси Пимена (на праздновании 1000-летия принятия христианства в 1988 году): «Христианство было тем руслом, по которому потекла в Древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени – Византии. Эта культура пала на благодатную почву. В Руси получила быстрое развитие письменность, начала создаваться национальная литература. Древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их, оно прочно вошло в сферу жизни всемирной».[1]
Таким образом, видно, что событие произошедшее много столетий тому назад, является интересным фактом не только в прошлом, но оно актуально для дня нынешнего. Надо всегда обращать внимание на свои действия, особенно людям государственным и задумываться об их последствиях в будущем: как отзовётся не только слово, но и дело.
В ходе подготовки для написания реферативно-исследовательской работы, мною были прочитаны работы многих историков. В своей работе я в большей степени буду опираться на труды:
глава IX «Великий князь Владимир, названный в крещении Василием».
Создание этого труда относиться к началу 19 века, а это значит, мы можем увидеть как оценивали роль Владимира в царской России. Кроме этого он использовал много источников из архивов и библиотек как отечественных, так и зарубежных. Как писал сам Карамзин: «Найдены мною некоторые важные исторические рукописи XIII и XIV веков, доныне совершенно неизвестные. Смею утвердительно сказать, что я мог объяснить не прибегая к догадкам и вымыслам, многое тёмное и притом достойное любопытства в нашей истории».
Костомаров приступил к работе над книгой в 1872 году. Он имел большой интеллектуальный, исследовательский опыт, поэтому жизнеописания государственных деятелей выглядят ярко, интересно, образно.
Сочинение было написано в конце века 20, и поэтому интересно познакомиться с оценкой Владимира современниками. В работе очень интересно и широко показывает образ князя . Акцент делается на личностные качества Владимира, на обстоятельства духовного выбора.
Это произведение относиться к серии «Библиотека нравственного чтения» и несколько лет назад, именно с него началось моё знакомство с князем Владимира. Здесь показаны события, которые привели князя Владимира к христианству.
Перед тем как приступить к написанию работы, мною были прочитаны эти произведения. Я отбирала общие факты, выделенные всеми авторами. Обращала внимание на достоверность излагаемых событий, на интересные моменты, связанные с князем Владимиром.
Глава II. Основная часть.
И нá берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внёс он закон —
— Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!
А.К.Толстой
Владимир был третьим из сыновей князя Святослава. Его мать – Малуша, была ключницей , что по Уставу Древнерусского государства, означало положение рабыни. И сын, рожденный её, считался сыном холопки. Княгиня Ольга, как только узнала о положении Малуши, отправила её в своё поместье Бурутино, где и родился Владимир.
Первые годы жизни Владимир был при матери, которая боялась за свою жизнь и поэтому окружала сына огромной материнской любовью. Только в трехлетнем возрасте он оказался в Киеве, куда его привезли без матери (только с дядей) по приказу Ольги. С этого момента начались первые испытания ребёнка. Старшие брать Ярополк и Олег всячески над ним издевались: они его дразнили «ключников сын», насмехались и частенько уму доставалось и тумаков. Братья били чтобы выместить свою обиду, зло и просто, чтобы показать своё превосходство. Ольга на всё это смотрела спокойно, ведь Владимир был для неё нелюбимым внуком. После ласк и любви матери, оказаться в этой семье, которая его не считала своим, для ребёнка было очень больно. Он часто плакал, что многих раздражало ещё больше. Только дядя мог пожалеть несчастного племянника. Тайком от посторонних глаз приласкать ребёнка. Вот с этого начал закаляться характер будущего князя.
Владимиру трудно было понять, как слова о милосердии, милости, любви к ближнему, часто произносимые Ольгой могут сочетаться с её собственными поступками. Он, в отличие от своих братьев, с интересом слушал рассказы бабки. Возможно ему это и на самом деле было интересно, а может в эти моменты Ольга обращала чуть больше на него внимания, чем на старших внуков. В ходе этих бесед, Ольга стала больше уделять ему внимания. Началось постепенное сближение бабушки и внука. Пожалуй, в те моменты Ольга меньше всего думала, о той роли которая уготована младшему внуку и о том, что её рассказы закладываются в фундамент будущей христианизации Руси.
В тот момент, на радость Владимира, Ольга переменила гнев на милость, и стала защищать его от старших братьев.
Произошло это сближение в момент осады Киева печенегами. Стояла жара, киевляне терпели мучения. Не хватало воды. Владимир, возможно, вспоминая рассказы бабки о мучениях Христа, старался всё это мужественно переносить. В то время как старшие братья отнимали у него хлеб и воду. Именно тогда был совершён первый подвиг вошедший в историю. Чтобы спасти киевлян, сходе бросили кличь, кто отважиться пройти сквозь осаду печенегов, переплыть Днепр и убедить небольшую часть дружинников напасть на печенегов. Этим героем оказался Истр. Он спас Киев от осады печенегов. Возможно для Владимира это было хорошим наглядным уроком самопожертвования и того как один человек может изменить многое.
После этих событий Святослав принял решение дать каждому сыну вотчину. Ярополку он оставил киев, Олега отправил в древлянские земли, а Владимира пока оставил без удела. В это время прибыли новгородцы и стали просить себе князя и в результате Владимир отправился в Новгород.
Годы княжения в Новгороде воспитали из Владимира хорошего воина. Пришло время Добрыни. Дядя полностью взял в свои руки воспитание племянника. Он хотел сделать из него такого же воина, как и его отец Святослав. Добрыня организовывал походы за море, к варягам, учил ратному делу.
Шло время, Владимир рос и мужал. Относительное спокойствие на Руси было нарушено после смерти Святослава. Между братьями начались распри. Роковая случайность, повлияла на дальнейшую историю. Известно, что во время охоты в древлянских землях был убит сын киевского воеводы. Он убедил Ярополка, что Олега надо наказать. Итогом этих событий стало первое в истории нашего государство братоубийство.
Весть из Киева дошла до Новгорода. Каково было Владимиру узнать о том , что Олег убит. И не просто убит, а виновен в этом Ярополк. Можно предположить, отправился Владимир к варягам, с которыми давно дружбу водил, за подмогой. Ярополк воспользовался случаем и послал в Новгород своих наместников, и вновь русские земли оказались под одним правителем. Два года Владимир был у варягов и за это время возмужал и собрал дружину с которой решил вернуть себе утраченное. Я считаю, что с этого момента начинается будущее государства. Во-первых, Владимир возмужал и окреп. Во-вторых, он сознательно совершает последующие поступки и ведёт себя как полноправный член княжеской семьи. В-третьих, вступают в противоборство христианские ростки и языческая реальность. В-четвёртых, думает с перспективой о государстве.
Владимир возвращается в Новгород, «сменил посадников Ярополковых и сказал им с гордостию: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовиться отразить меня!»[2]
В это же время он засылает сватов к дочери полоцкого князя. Этот союз был выгоден в политическом плане, так как земли полоцкие находились между Новгородом и Киевом. Однако, Владимир опоздал, незадолго до этого к ней посватался Ярополк. Рогнеда, не просто отказала Владимиру, так она ещё сказала, что не будет разувать сына рабыни. Вот когда вскипела детская обида. Владимира упрекнули его происхождением и отдали предпочтение старшему брату. Он не замедлил нанести удар. В два дня была сломлена оборона Полоцка. Владимир вел себя как настоящий язычник: он насильно берёт Рогнеду в жёны, убивает её отца и братьев, грабит и разоряет город. После этого он двигается на Киев.
А.П.Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1769 г.
Положение Ярополка было ненадёжным. Под натиском дружин Владимира, Ярополк оставляет Киев и бежит в городок Родню. И опять Владимир ведет себя настоящим язычником. Он насильно берёт беременную жену Ярополка. Владимир склонил на свою сторону ярополкова воеводу Блуда. Тот сумел убедить Ярополка сдаться на милость победителя. Когда Ярополк вошел в теремной дворец Святослава, где ждал его Владимир, два варяга пронзили его мечами. С этого момента Владимир становиться единственным правителем государства.
Поразмыслив, я пришла к тому, что не совсем согласна с тем, что Владимир вёл себя как настоящий язычник. Дело не столько в религиозных моментах, сколько в характере человека. В истории немало примеров, как христианские правители по вере совершали казни и убийства. Дело скорее в стремлении захватить и удержать власть любой ценой. К этому надо добавить, что сохраняются ещё традиции родового строя: во главе рода должен стоять сильнейший. Владимир таковым и являлся.
После этих событий он возводит статуи языческим богам – Перуну, Хоросу, Даждьбогу, Стрибогу, Самарглу и Макоше около теремного дворца. Им приносились многочисленные жертвы. К этому времени, среди киевлян было уже много христиан. Они противились актам жертвоприношения. Религиозное расслоение в обществе, политическая жизнь и действительность заставляют Владимира задумываться о выборе веры. К Владимиру стали прибывать посольства от волжских мусульман, от католиков Рима, иудеев из Хазарии и христиан-греков из Византии. Все они пытались склонить князя к принятию своей веры.
«Великий князь Владимир избирает религию. 987 год».
Художник И. Эггинк. Холст, масло, 1822
«Первые послы были от волжских, или камских, болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря давно господствовала Вера магометанская, утвержденная там счастливым оружием аравитян: болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино — уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских; не можем быть без него. — Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме,— ответствовали проповедники: — по Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества.— Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися,— ответствовал философ,— и будешь в раю с первыми».[3]
После беседы с послами Владимир собрал своих бояр и старейшин Киева и поведал им о рассказах послов. Он хотел услышать их совета. «Государь! — сказали бояре и старцы: — Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству» — и великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется... Возвратись в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру греков, не хотим иной». Владимир желал еще слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы Закон греческий,— сказали они,— не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его».[4]
Владимир после этого окончательно стал склоняться к принятию христианства. Встал вопрос: как это сделать? Надо принять новую религию как подобает правителю великого государства и при этом не попасть в зависимость от Византии.
В это время в Византии было неспокойно. Против византийского императора восстал малоазиатский наместник Варда Фока. Император обращается за помощью к Владимиру. Владимир потребовал за помощь руки сестры императора Анны. Владимир оказал помощь, но брачный союз откладывался. Тогда Владимир осаждает Корсунь (ныне Херсонес).
Rerikh
« Сей торговый город, построенный в самой глубокой древности выходцами гераклейскими, сохранял еще в X веке бытие и славу свою, несмотря на великие опустошения, сделанные дикими народами в окрестностях Черного моря, со времен Геродотовых скифов до козаров и печенегов. Он признавал над собою верховную власть императоров греческих, но не платил им дани; избирал своих начальников и повиновался собственным законам республиканским. Жители его, торгуя во всех пристанях черноморских, наслаждались изобилием.— Владимир, остановись в гавани, или заливе, Херсонском, высадил на берег войско он со всех сторон окружил город. Издревле привязанные к вольности, херсонцы оборонялись мужественно. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, ежели они не сдадутся: по граждане отвергали его предложения, в надежде, может быть, иметь скорую помощь от греков; старались уничтожать все работы осаждающих и, сделав тайный подкоп, как говорит летописец, ночью уносили в город ту землю, которую россияне сыпали перед стенами, чтобы окружить оную валом, по древнему обыкновению военного искусства. К счастию, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас: сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземельные трубы; вы можете отнять ее. Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы (коих следы еще заметны близ нынешних развалин херсонских). Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам.
Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, российский князь еще более возгордился своим величием и чрез послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь». [5]
Византийский император соглашается на брачную церемонию, только самому Владимиру надо принять христианскую веру. В это время происходит чудо. Владимир неожиданно слепнет. Анна ему послала сказать, что если он хочет избавиться от болезни, то пусть креститься. «Если так случится, то воистину велик Бог христианский». Во время крещения Владимир прозрел .
«Крещение князя Владимира в баптистерии».
Радзивилловская летопись.Конец XV века
При крещении он получает христианское имя Василий. После чего возвращает город Византии, а сам вместо дани взял церковные сосуды, мощи Св. Климента и Фива, ученика его и поспешил в Киев, чтобы продолжить начатое дело. «Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слезы, бывшие для них последнею данию суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься — и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда великий князь и бояре предпочли ее старой Вере отцов своих. Там явился Владимир, провождаемый собором греческих священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя. Когда же обряд торжественный совершился; когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами: тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного, утверди в них Веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя Твое!»... В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали».[6]
С этого момента процесс христианизации стал перетекать в другие земли государства. Надо отметить, что не везде крещение проходило мирно. Вчасности, новгородцы оказали упорное сопротивление. Скорее всего, крещение проходило спокойно в тех местах, где христианство уже пускало свои корни до 988 года. Князь Владимир, отважившись начать христианизации, понимал, что надо кардинально и активно внедрять новую религию во все сферы жизни. Он стал строить по городам церкви. В Киеве была заложена церковь Пресвятой Богородицы. На содержание этого храма Владимир пожертвовал десятую часть своих доходов, отчего церковь получила другое название – Десятинная. Со временем она превратилась в центр духовной жизни всего христианского государства. В эту церковь были перенесено нетленное тело княгини Ольги. Чтобы полностью искоренить языческие корни, он активно языческие святилища переобустраивал под христианские. Там, где прежде стояла статуя Перуну, он поставил церковь в честь своего небесного покровителя Василия Великого.
Для более прочного укрепления новой веры он приказывал набирать детей для обучения грамоте. Новую веру надо было активно внедрять в те слои общества, которые менее всего были проникнуты духом язычества. Поэтому он затронул умы и души детей, таким образом, взращивал новую прослойку общества, стоящую только на христианских традициях.
Бесспорно, укрепился авторитет государства. Во-первых, оно стало в один ряд с другими европейскими государствами. Во-вторых, установила тесные не только духовные связи с Византией, но и династические. В-третьих, началось культурное просвещение Руси. Надо отметить, что христианство синтезировало с русскими традициями.
Распространение христианства протекало в единстве с делами государственными. Он многое сделал для укрепления государства, опираясь на христианскую мораль. Князь стал героем многих народных былин, что говорит о внимании к нему со стороны общества. Очень хорошо оценил его роль Н.М.Карамзин: «Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне христианства, или, как повествует знаменитый арабский историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься? Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и — что всего ужаснее — братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной Веры». [7]
Роль Владимира высоко оценила Русская Православная церковь. Он был канонизирован. Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.
Святой равноапостольный князь Владимир с сыновьями,
святыми мучениками Борисом и Глебом.
Икона. Новгород. Около 1500г.
Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.
Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.
Глава III. Заключение.
Князь Владимир бесспорно заслуживает внимание потомков. Ему удалось не только самому пересмотреть взгляды и отказаться от убеждений, но и изменить сознание целого народа, ход истории целого государства. Не каждому человеку, и даже правителю это по силам. Владимир не отказался от выпавшей на его долю миссии, на мой взгляд, он сам взял на себя эту миссию. Это свидетельствует о его государственном уме, сильной воле, отваге, решимости и целеустремленности. Он не отступал перед трудностями, а мужественно их преодолевал. Вера, только вера ему в этом помогала. Личность князя не утратила интереса и в наши дни. Не случайно он стал героем литературных произведений современных авторов, героем мультипликационных фильмов. Это не дань юбилею, а личная потребность и интерес к данной личности. Надо искать кумиров в прошлом, потому что их роль проверена столетиями. Бросая взгляд в прошлое, можно дать более объективную оценку и взять для себя только лучшее для развития личностных качеств.
[1] «Крещение Руси» (Библиотека нравственного чтения). М., 1990, стр.15
[2] Ю.Лубченков, В.Романов «Креститель Руси Владимир Святой» (Герой и антигерои Отечества).М., 1992, стр.19
[3] Н.М.Карамзин «История государства российского». Т 1-3. Тула., 1990, стр. 159-160
[4] Н.М.Карамзин «История государства российского». Т 1-3. Тула., 1990, стр. 161
[5] Н.М.Карамзин «История государства российского». Т 1-3. Тула., 1990, стр. 162
[6] Н.М.Карамзин «История государства российского». Т 1-3. Тула., 1990, стр. 164
[7] Н.М.Карамзин «История государства российского». Т 1-3. Тула., 1990, стр. 170-171
Весенняя гроза
Рисуем пшеничное поле гуашью
Невидимое письмо
Хитрый коврик
Два плуга