Исследовательская работа "Русская лапта: игра или спорт?"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_russkoy_lapte_.doc | 858 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.6 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа №5
Конкурс исследовательских работ
учащихся начальной школы
Пролетарского района
«Я – исследователь».
Тема работы:
«Русская лапта: игра или спорт?»
Выполнила: ученица 4 б класса
Корсунова София.
Руководитель: Корсунова Марина Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ Пролетарской СОШ №5
Консультант: Костенко Олег Сергеевич
учитель физической культуры
МБОУ пролетарской СОШ №5
Пролетарск
2016 г
Содержание.
3. Заключение…………………………………………...………………………...........7
4.Библиографический список…………………………...…………………………..8
5. Приложение…………………………………………………………………...……..9
Введение.
Актуальность
Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства. В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать. В нашей стране существует Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта". Целью программы является физическое воспитание населения страны, развитие массового спорта и оздоровление нации.
Я хочу рассказать об игре, которая может увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечить развитие двигательных и познавательных способностей учащихся в большей степени. Это замечательная русская народная игра «Лапта». Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.
В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Спортсмен, играющий в лапту, должен обладать не только быстрым бегом и метким ударом. Ему еще нужно уметь мгновенно разбираться и действовать в круто меняющейся игровой обстановке. Дело в том, что в нее нельзя поиграть минут 10-15, так как она сложная по своим двигательным действиям, имеющая много различных игровых нюансов. Она стала самой популярной и любимой игрой у нас в школе. Пожалуй, только футбол может противостоять «Лапте» среди мальчишек. Эта старинная русская игра дает колоссальный всплеск эмоций, задора, азарта и, наконец, радости движения. При занятиях русской лаптой учащиеся имеют положительную динамику состояния здоровья и развития двигательных качеств. Улучшается микроклимат в классных коллективах. Игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся. Для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона - вполне пригодные для игры. Круглая или плоская палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих.
Цель
Изучение истории возникновения и развития этого вида спорта в мире и в нашей стране.
Задачи
Предмет исследования
Русская лапта.
Методы исследования
Гипотеза
Лапта – динамичный вид спорта, и как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия.
Русская лапта: история и этапы развития.
«Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места…»
А.И.Куприн.
(известный русский писатель)
С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. Одной из таких игр является «Лапта» - старинная русская игра. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»... Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений.
Еще во времена Петра I лапта была не только любимейшей молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков. Полководец Александр Суворов также применял игру в качестве средства тренировки солдат. А, начиная с 17-го года 20 века, лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев, однако не прижилась и была незаслуженно забыта.
Качества, формируемые при занятиях лаптой.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Чем же интересна русская лапта?
Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 150 г и теннисный мяч (Приложение №3).
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры.
Лапта - эффективное средство развития быстроты. Быстрота зависит не только от двигательных реакций, но и от быстроты мышления и уровня развития моральных качеств. На занятиях применяют упражнения с набивными мячами, утяжеленными битами, а также приседания с отягощением, метания мячей на дальность для развития силы, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей. Русская лапта может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование игры, как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что Русская Лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.
Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, последовательно повышает устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
От игры к спорту.
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 году Высшим Советом по физической культуре. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 году, благодаря усилиям энтузиастов, состоялось первое официальное соревнование по лапте в станице Динской Краснодарского края. Первый чемпионат Российской Федерации в 1958 году послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры. Уже в 1959 году лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование.
И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. В 1995 году разработаны новые правила соревнований. С 1997 года действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России, а в 2003 г. эта федерация получила статус Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации.
В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.
Лапта – динамичный вид спорта, и как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия. Примером такого развития стало появление мини-лапты, играть в которую можно в любых условиях. Систематические занятия лаптой и участие в соревнованиях по этому виду спорта всесторонне влияют на занимающихся (совершенствуется функциональная деятельность организма), способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера (сила воли, взаимопомощь, коллективизм, сознательность, активность и др.).
Безусловно, перспективы развития любого вида спорта диктуют необходимость решения возникающих научно-методических задач. В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта, необходимость расширения масштабов научно-исследовательской работы в этом виде обусловливается отсутствием на сегодняшний день научно обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации.
Но в нашем городе открыты секции по лапте, в которых занимаются мальчики и девочки 1999-2006 годов рождения. Одним из тренеров является Костенко Олег Сергеевич. Им была разработана и апробирована на школьном уровне собственная учебная программа «Русская лапта», имеющая экспертное заключение кандидата педагогических наук, доцента кафедры теоретических основ физического воспитания Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета С.Н.Кривсун.
Спортивная игра «Русская лапта» позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей школьного возраста на протяжении всех лет обучения, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья. Проведенные исследования показывают, что ребята, занимающиеся лаптой ни один год, реже стали болеть, стали активными участниками Движения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!» и получили золотые знаки отличия ГТО. Это данные нашей школы. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.
Подготовить обучающихся к достойному участию в соревнованиях - нелегкий, порой долгий процесс. Только дети, имеющие высокую мотивацию к занятиям спортом, способны выдержать высокие физические нагрузки. Таким, как принято сейчас говорить, «одаренным» детям, нужно уделять максимум внимания и времени. Ребята с удовольствием принимают участие в соревнованиях, занимают призовые места (Приложение №5). И это благодаря тому, что подготовкой квалифицированных игроков в лапту занимается высококлассный тренер, который применяет различные средства и методы воздействий в учебно-тренировочном процессе, рационально организует общекомандные тренировки с учетом особенностей игровых специализаций спортсменов. (Приложение 1).
Исследования (Приложение №2) показывают, что количество обучающихся школы, посещающих спортивные секции по лапте ежегодно увеличивается, что говорит о заинтересованности детей в данном виде спорта.
По всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что лапта это игра для детей и спорт для подростков и взрослых.
Заключение.
Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Лапта — игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи.
В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта.
Лапта - эффективное средство развития быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей.
Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
Нехитрый и недорогой инвентарь, возможность разместить площадку для лапты на любой подходящей по величине поляне, лужайке, футбольном поле делают игру доступной для включения в школьные программы по физической культуре, позволяют использовать её как на уроках, так и во внеклассной работе.
В связи с тем, что в основе игры лежат такие двигательные действия, как бег и метания, спортивную лапту можно включать и в уроки лёгкой атлетики.
А стоит ли заниматься лаптой? Этот вопрос мы задали тренеру по лапте города Пролетарска Костенко О.С. Вот что он нам ответил «Лапта – это спорт и заниматься спортом нужно, чтобы стать здоровым, ловким и сильным, воспитать в себе выдержку и выносливость, научиться преодолевать трудности и ставить новые задачи. Люди любят спорт, потому что они любят жизнь. Занимайтесь спортом, и жизнь ваша изменится к лучшему! Лаптой заниматься стоит, и я рекомендую, поскольку даже известный русский писатель Куприн сказал о ней, что в этой игре трусам и лентяям нет места» (Приложение №4).
В заключении я хотела бы прочитать стихотворение Валентина Берестова, которое так и называется «Лапта».
«О, радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами.
Чего ж ей, великанше, делать тут?
В нее ж мячом всех раньше попадут.
Кидать — кидали, да не попадали…
И к ужину обоих долго ждали»
Литература
1. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.
2. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.
3. Сайт федерации лапты России www.lapta.ru
4. Сайты: www.ruslapta.ru, www.1september.ru, www. Sportcom.ru
Приложение
Приложение №1
Результаты участия в соревнованиях
муниципального и регионального уровней
Год | Мероприятие | Результат |
2011 г. 2012 г. 2013 г. | Спартакиада Дона народных видов игр спорта по русской лапте | 1 место (девушки), 1 место (юноши) 2 место (девушки), 1 место (юноши) 1 место (девушки), 1 место (юноши) |
2011 г. 2012 г. 2013 г. | Зональные соревнования летней сельской областной спартакиады по лапте | 1 место 1 место 1 место |
2012 г. | Областной турнир по мини-лапте среди мужских команд, посвященный 340-летию г. Семикаракорска | 1 место |
2013 2014 2015 | Спартакиада школьников Пролетарского района | 1 место (девушки), 1 место (юноши) |
2015 | Межрегиональный открытый турнир по лапте, ст. Кущевская | 1 место (девушки), 1 место (юноши) |
2015 | Открытый турнир Пролетарского района | 1 место (девушки), 1 место (юноши) |
2015 | Областной открытый турнир, посвященный памяти В.И. Калмыкова | 1 место (девушки), 2 место (юноши) |
Результаты участия в соревнованиях
федерального уровня
Год | Мероприятие | Результат |
2011 г. | Первенство России по лапте среди школьников, г.Челябинск | 3 место (юноши) |
2011 г. | Кубок России по пляжной лапте, г.Анапа | 2 место (девушки) |
2011 г. | Кубок Сибири и Дальнего Востока, г.Северск | 2 место (девушки) |
2011 г. | Кубок России по пляжной лапте, г.Ульяновск | 2 место (девушки) |
2011 г. | Кубок России по пляжной лапте среди школьников, г.Анапа | 2 место (девушки) |
2012 г. | Финал Всероссийских летних сельских игр. Лапта, г.Чебоксары | 5 место |
2014 | Всероссийские летние игры г. Нововоронеж | 4 место |
2015 | Кубок России по пляжной лапте среди школьников, г.Анапа | 1 место (юноши), 4 место (девушки) |
Приложение №2
Приложение №3
Правила игры
ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА
Площадка: Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 25-40 м, длина – 40-55 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон – линиями дома и линиями кона. Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома – не менее 5 м, за боковыми линиями – 5-10 м, за линией кона – не менее 20 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».
БИТА, МЯЧ и ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
БИТА. Бита изготавливается из цельного куска дерева или литьем из пластика. Длина биты от 60 см до 100 см, бьющая часть 4,5-5,5 см диаметром, диаметр рукоятки 2,5-3,5 см, рукоять должна иметь упор. Длина биты и диаметр рукоятки зависит от индивидуальных особенностей игрока и разновидности удара. МЯЧ. Для игры в лапту используется мяч для игры в большой теннис ярко желтого или оранжевого цвета, в зависимости от цвета покрытия на котором происходит игра и яркости и цвета освещения. ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД. Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.
СОСТАВ КОМАНДЫ
Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном. Во время игры на площадке должны находиться шесть игроков каждой команды, но не менее четырех, которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И НАЧАЛО ИГРЫ
Игра состоит из двух таймов по 30 мин каждый с 5- минутным перерывом между ними. Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия. После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд. Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок- подающий мяч становится у круга подачи.
ПОДАЧА И УДАР ПО МЯЧУ
Подача мяча проводится одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего у круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.
ПЕРЕБЕЖКА
Если после одного из ударов, мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать (кроме подающего игрока, который не имеет права на перебежку). Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего.
ОСАЛИВАНИЕ
Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
ОСАЛИВАНИЕ и ПЕРЕБЕЖКА В ГОРОД ИЛИ КОН
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома. При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны.
САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела.
ЛОВЛЯ МЯЧА С ЛЕТА
Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку. Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны также приносит своей команде очко (игра продолжается).
ОЧКИ И РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ
Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка –игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания другого игрока своей команды. РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ. Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время. При равном количестве очков фиксируется ничья. ПОРАЖЕНИЕ. Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается; этой команде засчитывается поражение.
Приложение №4
Нами был проведен опрос среди учеников школы, их родителей и людей пожилого возраста. Мы задали всем один одинаковый вопрос: Играли ли вы когда-нибудь в русскую лапту? В опросе принимали участие:
- ученики 4 класса - 10 человек.
- мужчины и женщины, в возрасте от 25 до 45 лет – 10 человек.
- мужчины и женщины, в возрасте от 50 до 70 лет – 10 человек.
Целью нашего опроса было узнать, когда русская лапта утратила свою популярность и когда возродилась вновь.
Результаты опроса мы представили в виде диаграмм:
В результате опроса мы установили, что 50 – 70 лет назад в русскую лапту играли дети не только в школе на уроках физкультуры, а также во дворах после окончания занятий. Также интересно то, что люди пожилого возраста играли в лапту на заводах и фабриках, по месту работы.
Опрашивая людей молодого возраста (от 25 до 45 лет), мы установили, что из 10 респондентов все 10 знакомы с русской лаптой. Они также играли в нее на уроках физкультуры и во дворе с друзьями. Отсюда мы можем сделать вывод, что молодые люди, которые жили в городе и учились в школе 15-20 лет назад, с такой игрой как русская лапта знакомы. А это значит, что в начале и в конце 90-х годов русская лапта не утратила свою популярность.
На последней диаграмме мы видим, что ученики 4-х классов играют в эту игру, знают правила и многие из них участвуют в школьных соревнованиях по мини-лапте.
Приложение №5
Слайд 1
«Русская лапта: игра или спорт?»Слайд 2
Состояние здоровья подрастающего поколения-важный показатель благополучия общества и государства. В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать. Именно поэтому в нашей стране существует Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта". Целью которой является физическое воспитание населения страны, развитие массового спорта и оздоровление нации. Актуальность
Слайд 3
Изучение истории возникновения и развития этого вида спорта в мире и в нашей стране. Задачи Изучить литературу и другие источники информации по теме проекта Раскрыть понятие «русская лапта». Выделить качества, которые формируются при занятиях лаптой Провести опрос школьников, их родителей, людей пожилого возраста. Взять интервью у преподавателя секции лапты Костенко О.С. Сделать обобщенные выводы. Предмет исследования Русская лапта. Цель
Слайд 4
Гипотеза Лапта – динамичный вид спорта, и как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия.
Слайд 5
Русская лапта: история . «Лапта» - старинная русская игра. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Более тысячи лет живет эта игра в народе. Но лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол , софтбол, у кубинцев - пелота , у румын - ойма , у финнов - песа палло , у немцев - шлагбал .
Слайд 6
Во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Полководец Александр Суворов также применял игру в качестве средства тренировки солдат. С 17-го года 20 века, лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев
Слайд 7
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Лапта развивает быстроту, ловкость, координацию, выносливость, волевые качества и интеллектуальные способности . Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся. Качества, формируемые при занятиях лаптой.
Слайд 8
От игры к спорту. 1926 год - создание единых официальных правил по русской лапте Высшим Советом по физической культуре. в 1957 году состоялось первое официальное соревнование по лапте . в 1959 году лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. В 1995 году разработаны новые правила соревнований . С 1997 года действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России. в 2003 г. эта федерация получила статус Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта .
Слайд 9
Лапта – динамичный вид спорта, и как все динамичное , развивается, приспосабливаясь под различные условия . В нашем городе открыты секции по лапте . Одним из тренеров является Костенко Олег Сергеевич . Им была разработана и апробирована на школьном уровне собственная учебная программа «Русская лапта ». Спортивная игра «Русская лапта» повышает работоспособность и улучшает состояние здоровья. Проведенные исследования показывают, что ребята, занимающиеся лаптой ни один год, реже стали болеть, стали активными участниками Движения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!» и получили золотые знаки отличия ГТО. Это данные нашей школы. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.
Слайд 10
Ребята с удовольствием принимают участие в соревнованиях, занимают призовые места.
Слайд 12
Анапа 2015 год Победа!!!
Слайд 13
1) любые физические упражнения оказывают оздоровительный и профилактический эффект. 2) занятия спортом укрепляют дух человека. 3) у человека, занимающегося спортом, повышается интеллект. 4) спортивные занятия вырабатывают разные химические вещества, дающие человеку чувства счастья и радости. 5) приятный бонус спорта — красивое тело. Лапта – это спорт!!!
Слайд 14
Стоит ли заниматься лаптой?
Слайд 15
Костенко О.С.: «Лапта – это спорт и заниматься спортом нужно, чтобы стать здоровым, ловким и сильным, воспитать в себе выдержку и выносливость, научиться преодолевать трудности и ставить новые задачи. Люди любят спорт, потому что они любят жизнь. Занимайтесь спортом, и жизнь ваша изменится к лучшему! Лаптой заниматься стоит, и я рекомендую, поскольку даже известный русский писатель Куприн сказал о ней, что в этой игре трусам и лентяям нет места».
Слайд 16
Я выбираю спорт! Сегодня мы - команда, завтра - олимпийская сборная!
Слайд 17
Валентин Берестов «Лапта» «О, радость жизни, детская игра! Век не уйти с соседского двора. За мной являлась мать. Но даже маме В лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж мячом всех раньше попадут. Кидать — кидали, да не попадали… И к ужину обоих долго ждали ».
Притча о гвоздях
Пчёлки на разведках
Цветок или сорняк?
Солдатская шинель
Пейзаж