Актуальность исследования состоит в том, что всё уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы, но наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 63
п. Чернышевск
Научно-практическая конференция
«Война. Народ. Победа.»
Исследовательская работа
«Героизм в годы войны и в мирное время»
Автор работы: Шимохин Иван,
ученик 4 «а» класса
Научный руководитель: Денисова
Валентина Терентьевна, учитель
начальных классов
2015 год
Содержание
Введение
«Дети и война –
нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете…».
А. Т. Твардовский [5]
Цель исследования: изучить историю жизни моего прадеда, узнать, какой след оставила война в его жизни и показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи:
1. Изучить подробно биографию моего прадедушки, опираясь его на воспоминания
2.Установить, в чем заключался героизм этого родного человека в годы войны и в мирное время
3.Подготовить компьютерную презентацию.
При выборе методов исследования, я использовал беседы с прадедушкой, прабабушкой, изучал документы и фотографии, награды прадедушки, читал художественную литературу.
Актуальность исследования состоит в том, что всё уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы, но наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Основная часть
22 июня... Когда смотришь на листок календаря с этим числом, перед глазами встаёт ужасная картина 1941 года, самого важного и самого трагического года в истории нашего Отечества. Тогда весь народ встал на защиту своей Родины. А все остальные, кто не был призван на фронт, работали в тылу, работали за двоих, в полную силу.[4]
Все события эти остаются на страницах истории, и мы можем к ним прикоснуться. Знать и понимать всё это очень важно, поэтому я обратился к своему прадедушке – Комогорцеву Ивану Прокопьевичу. Откуда, как не из уст близкого мне человека, я смогу подробно узнать обо всех тяготах жизни и быта военных лет.
Июнь 1941 года. Жаркий день. Все на сенокосе. «Видим, вдали скачет всадник и что-то кричит. Доскакав до нас, запыхавшийся парень выпалил: «Война!» - так вспоминает дедушка известие о начале войны. Работа была на время остановлена. Все мужчины и взрослые парни ушли на фронт. В Мильгидуне остались одни старики, женщины и дети. Наше поколение - дети войны прожили очень трудную жизнь. Когда началась война, мы заменили тех, кто ушёл на фронт - отцов, братьев, старших сестер и матерей на работе в тылу. Мы не видели детства, быстро повзрослели. На тех, кто остался в селе, была возложена не менее ответственная задача: необходимо было обеспечить армию и население продовольствием, промышленность сырьем. Все это потребовало от колхозников усиленной работы, чем в мирных условиях. Государство обязало не только каждый колхоз выполнять план по заготовке продовольствия, но и каждую семью сдавать обязательный сбор в виде молока, масла, яиц, мяса, шерсти и т.д.
Закипела огромная и тяжёлая работа.
Хозяйство у семьи Комогорцевых было небольшое. Дойная корова, кур с десяток да огород. Оставалось совсем немного продуктов для пропитания семьи, после того как основную их часть в обязательном порядке нужно было сдать, приезжающим из района сборщикам, а то что не могли произвести сами, нужно было купить и сдать. Невыполнение такого плана могло повлечь за собой изгнание из колхоза родителей и лишение семьи приусадебного участка. Вот так впроголодь и жила большая крестьянская семья.
Поэтому когда Иван, старший из семерых детей Комогорцевых, решил оставить учебу в сельской школе и пойти работать в колхоз, отговаривать его никто не стал. Нужно было кормить младших братьев и сестер. Когда началась война, Ванюшке, как любя звала его мать Ефимья, было 11 лет. Съев сваренную ею в мундире картошку, он вместе с отцом, Прокопием Моисеевичем и женщинами выезжал на сенокос. (приложение 3) Техники не было и добрых лошадей, как рассказал дедушка, забрали на фронт. А трава уродилась в этот год хорошая. Работать предстояло много и долго, несмотря на жару и надоедливую мухоту. Поэтому небольшого роста, худенького сына, отец привязывал к седлу вожжами, чтобы тот не уснул и не упал от усталости коню под ноги. Так он и подвозил сенокосчицам копна. В обед соберутся на стане, поедят сваренную на воде похлёбку из перловки, переведут дух и снова за работу. Домой возвращались уставшие и голодные. Поджидая кормильцев, мать уже наварила постных щей из картошки и лебеды, а на десерт вытащит в большой железной миске луковицы саранок. Это для старшего брата постарались сестра Катя и брат Михаил - опять удачно раскопали урганы-запасы мышей на зиму.
Небольшую отару овец Иван своим личным упорным трудом и умелой организацией труда в коллективе, довёл до поголовья в тысячу голов. Год за годом становится он победителем в соцсоревнованиях. Его чабанская стоянка становится показательной. Порядок везде - в кошаре, где живут овцы, и в зимовье для чабанов. Нововведения в животноводстве начали внедрять на базе стоянки чабана Комогорцева. Переняли как – то у известных овцеводов бурят новшество-строительство катонов. Катон — это загон круглой формы (помещением его не назовешь — у него нет ни потолка, ни крыши). Стены делаются из деревянных щитов и тальника. С внешней стороны катон обваловывается соломой. Стены катона образуют цилиндр высотой 2,5 метра, а вовнутрь загоняют животных, чем спасают их от губительного пронизывающего степного ветра и отчасти от диких животных, которые не прочь полакомиться бараниной.
Иван решил усовершенствовать эту постройку. Укрепив соломенные стены по периметру, он из жердей сделал свод над катоном. Поверх жердей положил большие куски бересты, крупные ветки и закрыл полученную крышу соломой, оставив небольшое отверстие на самом верху крыши в центре. Таким образом, животным было тепло в лютые Забайкальские морозы, так как не было здесь ветра и от дыхания овец температура внутри была выше, чем на улице , и шерсть не отсыревала, и от волков защита была надежная. Вот сразу, сколько причин падежа животных исключил Иван Прокопьевич в своём хозяйстве. Со всего района приезжали посмотреть на новые катоны и оценить его смекалку.
А вот еще, про какой случай рассказал мне дедушка. В каком году это было, он не помнит. Но лето было дождливое. Утром подошла его очередь гнать стадо на пастбище. Было пасмурно, но дождя не было. Отогнав километра на два отару, Иван перегнал её через небольшую реку Мильгидун, стреножил коня и отпустил пастись рядом с овцами. Сам лёг под куст черёмухи и через какое-то время задремал.
Проснулся от шума воды. В верховьях реки прошел сильный ливень, и вода стремительно прибывала. Ширина Мильгидушка вместо трёх метров стала в два с половиной раза больше. Приехавший по работе к Ивану председатель колхоза, увидев в какое затруднительное положением попал чабан со своими подопечными, отправился в село за подмогой. Иван же не стал сидеть, сложа руки. Хорошо зная повадки овец, он стал действовать следующим образом. Сняв с коня одну вожжу, крепко обмотал ею тело одной из овец, которые обычно идут во главе стада. Другой конец вожжи привязал к седлу. Сел на коня и поехал в бурлящий водяной поток реки. Бедняга овца орала как резанная, но Иван и его конь были сильны и невозмутимы. Вода доходила коню до седла. Еще пара метров и все трое были уже на другом конце берега. Иван отвязал пловчиху и вернулся на противоположный берег. Проделал тоже самое и со следующей овцой. Когда на другом берегу их стало уже двое, чабан привязал к седлу третье животное и как только они пустились вплавь - всё стадо ринулось в воду. Когда из Мильгидуна подоспел председатель с подмогой, вся отара в целости и сохранности обсыхала в загоне около кошары.[2]
Вспоминая подобные случаи, дедушка, смеясь, приговаривает: «Вот тебе и Иван 3 класса образования!» Но это не для того, что хочет умалить значимость образования, а для того чтобы я ещё раз усвоил, что не всему, что пригодится в жизни учат в школе. Во многом человек должен воспитывать себя сам. Я думаю, что пример для этого, у меня есть и самый что ни на есть лучший.
Пойду, занесу к печке дров, чтобы дедушка Ваня мог сесть около неё и погреть свою больную спину. И порадоваться, что дожил до меня, порадоваться за мои успехи в школе, которую ему так и не удалось закончить.
Заключение
Изучив жизнь своего прадедушки, Комогорцева Ивана Прокопьевича, я понял:
• какое тяжелое время выпало на его плечи;
• и только любовь к Родине, стойкость, чувство долга, ответственность и самоотверженность помогли выжить в это время.
У дедушки Вани за спиной 47 лет трудового стажа, подорванное здоровье…В нынешнее время можно спросить для чего это было нужно? Да конечно же ради свободы и благополучия нашего народа, для того чтобы мы спокойно могли жить и учиться. Для того чтобы сами могли строить и выбирать себе судьбу. Теперь понимаю, что каждый трудовой день таких парней и девчонок как Комогорцев Иван с 1941 по 1945 годы, приближал наш народ к общей победе над немецкими оккупантами.
Использованные материалы
Приложение
4. На быках обрабатывали землю
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Какая бывает зима
Иван Васильевич меняет профессию
Компас своими руками
Три загадки Солнца