Лаврентьев А.В.
МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2», 6 б класс, РМЭ
Случай или судьба? История становления одного артиста
«…если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами загоралась хоть одна звезда?!»
В.Маяковский «Послушайте!»
В каждом городе, селе и деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Представленная работа «Судьба или случай? История становления одного артиста» является реализацией этого желания. Работа направлена на привитие у обучающихся чувства гордости за своего земляка, в нашем случае артиста Марийского Театра-центр для детей и молодежи Республики Марий Эл Игоря Актуганова. В исследовании велась работа над изучением жизненной и творческой личности Игоря Актуганова. Это предполагает общение с интересными людьми, изучение культурной жизни Театра-центр для детей и молодежи.
Целью нашей работы является изучение биографии выпускника Красногорской средней школы №2, заслуженного артиста Театра-центр для детей и молодежи Республики Марий Эл Игоря Актуганова; сформирование интереса учащихся к театру через историю становления личности, профессионала своего дела.
Задачи:
1. Изучить фактические материалы о жизни и творчестве артиста Театра-центр для детей и молодежи Республики Марий Эл Игоря Актуганова.
2. Встретиться с учителями Игоря Актуганова для получения информации о школьной жизни артиста.
3. На основе полученных данных понять, что способствовало становлению актера.
4. Разработать анкету-опросник.
5. Оформить альбом на тему: «Игорь Актуганов – известный артист Республики Марий Эл».
Предметом исследования нами выбран заслуженный артист Республики Марий Эл, лауреат Государственной молодежной премии РМЭ имени Олыка Ипая артист Театра-центр для детей и молодежи Республики Марий Эл Игорь Актуганов.
Методы исследования: описательный, теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; опрос обучающихся и учителей МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»; изучение опыта работы личности профессионала на разных этапах его становления.
Гипотеза исследования: личность может стать профессионалом в том случае, если у нее присутствует мотивация к будущей деятельности.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результат работы можно использовать на уроках марийского языка, истории и культуры народов, на уроках МХК, при ведении театральных кружков в образовательных учреждениях.
Работа представлена в виде альбома «Игорь Актуганов – известный артист Республики Марий Эл».
Использованная литература
1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998. - 168 с.
2. Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Урал, 1988. - 89 с.
Вложение | Размер |
---|---|
lavrentev.docx | 666.75 КБ |
МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2»
Судьба или случай.
История становления одного артиста
Выполнил: обучающийся 6 «б» класса Лаврентьев Артем
Руководитель: учитель марийского языка и ИиКН М.С. Виногорова
п. Красногорский, 2016
Содержание
Часть вторая. Становление профессионала
2.1 Школьные и студенческие годы Игоря Актуганова
2.2 Игорь Актуганов – мастер своего дела
2.2.1 Роли из репертуара на марийском языке
2.2.2 Роли из репертуара на русском языке
Список используемой литературы
Приложение 1. Анкета для обучающихся, учителей
Приложение 2. Воспоминания учителей, одноклассников
Приложение 3. Тест по жизни и творчеству Игоря Актуганова
В каждом городе, селе и деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Исследовательская работа «Судьба или случай. История становления одного артиста» является реализацией этого желания. Работа направлена на привитие у обучающихся чувства гордости за своего земляка, в нашем случае артиста Марийского театра юного зрителя Игоря Актуганова. В исследовании велась работа над изучением жизненной и творческой личности Игоря Актуганова. Это предполагает общение с интересными людьми, изучение культурной жизни марийского театра юного зрителя.
Целью нашей работы является изучение биографии выпускника Красногорской средней школы №2, заслуженного артиста Театра юного зрителя Республики Марий Эл Игоря Актуганова; сформирование интереса учащихся к театру через историю становления личности, профессионала своего дела.
Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи:
Предметом исследования нами выбран заслуженный артист Республики Марий Эл, лауреат Государственной молодежной премии РМЭ имени Олыка Ипая артист Театра юного зрителя Игорь Актуганов.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; опрос обучающихся и учителей МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»; изучение опыта работы личности профессионала на разных этапах его становления, описательный.
Гипотеза исследования: личность может стать профессионалом в том случае, если у нее присутствует мотивация к будущей деятельности.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результат работы можно использовать на уроках марийского языка, истории и культуры народов, на уроках МХК, при ведении театральных кружков в образовательных учреждениях.
«Случай» и «судьба» — это одни только пустые слова. Упорное благоразумие - вот судьба человека.
Девид Юм.
Верите ли вы в судьбу? Как бы там ни было, но на земле практически нет людей, которые не верят в то, что кто-то там, далеко, может на небе, а может вовсе и не там, но все же направляет нас на жизненном пути.
Множество людей убеждены, что в их жизни ничего случайного нет, и не было: все встречи вели к каким-то результатам, все знакомства порождали какие-то действия, все решения приводили к каким-то поворотам, и что самое главное, все идет так, как должно быть, а поменять ничего нельзя. Так это или нет? Вряд ли кто-то может ответить на этот вопрос авторитетно. Нет, безусловно, ответить может каждый, но согласятся ли с этой точкой зрения все или хотя бы большинство? Тут много сомнений, ведь, сколько людей, столько и мнений.
Судьба - это прежде всего жизнь целостная, понятая во взаимосвязи поступков и происшествий, объединяющая внешнюю событийную сторону жизни, а также ее душевную и духовную стороны. У биографии есть начало и конец, судьба - теоретически бесконечна. Судьба может быть шире или уже, длиннее или короче жизни, т. к. связана с теми началами, которые не вмещаются в жизнь (судьба-легенда, судьба-миф).
Определить понятие «судьба» трудно. Большинство понимает это емкое понятие по-разному, воспринимая его индивидуально и нередко интуитивно.
В русском языке, исходя из толкового словаря С. И. Ожегова, слово «судьба» имеет несколько значений: ход жизненных событий, стечение обстоятельств, не зависящих от человека; участь; история существования чего-либо или кого-либо; будущее, то, что произойдет, и о чем мы точно не знаем. Судьба человека тесно связана с судьбами его народа, населения страны, человечества. Однако эта связь особенная, взаимодополняющая, поэтому не стоит преувеличивать влияние внешних условий на судьбу человека: «Судьба человека тысячами нитей связана с судьбой его народа, и вместе с тем это именно его (и никого другого) индивидуальная судьба. Она и зависит и не зависит от человека. В одной и той же исторической ситуации, в одних и тех же социальных условиях одни люди ведут себя как герои, а другие — как трусы».
«Случай» — такое непонятное и очень знакомое слово. Довольно часто приходится сталкиваться с ним даже в повседневной жизни. Но именно случай обладает какой-то магической способностью. От него порой многое зависит в жизни и судьбе отдельного человека. В нашем случае, нам кажется, что быть артистом - это судьба. Были случаи, которые помогли построить правильно свою судьбу нашему герою. Случаи - это в виде встреч, знакомств, которые помогли веровать в себя и в свои силы.
Юношеский возраст связан с развитием абстрактного и логического мышления, ростом интеллектуальных возможностей, моделированием своего будущего, стремлением к самокритичности. У старшего школьника формируется потребность в самоопределении, что является важным компонентом социальной ситуации развития старшеклассника: учащемуся необходимо сделать будущий профессиональный выбор в результате реального анализа своих возможностей, способностей и желаний, учитывать ту деятельность, которую ему предстоит выполнять в будущем. По мнению психологов, в этом возрасте возникает потребность молодого человека занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя членом общества, определиться в мире, понять себя и свои возможности.
Таким образом, в юношеском возрасте формируются предпосылки для дальнейшего развития профессиональной деятельности. К таким предпосылкам можно отнести определенность в обучении (целенаправленность), сознательное отношение к обучению, профессиональную направленность (профильность), вариантность форм обучения, положительную мотивацию к процессу обучения и т.д.
Итак, мы подошли к тому моменту, когда старшеклассники выбирают дальнейшую профессию, для этого им надо поступить в высшие учебные заведения. Чтобы быть квалифицированным специалистом в любой деятельности, нужно пройти этапы становления личности профессионала.
Ученые Т.В. Зеер, Т.В. Кудрявцев, В.А. Сластенин и др. занимались изучением проблемы становления профессионала своего дела.
Этапам становления артиста-профессионала Игоря Актуганова будет уделено внимание во второй главе нашей работы.
Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:
1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.
2. Профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия – это прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.
3. Профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
4. Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным мастерством всё большую привлекательность приобретает сама деятельность [2, с.16].
Игорь Актуганов родился 4 сентября 1975 года в деревне Энервож Звениговского района Марийской АССР. Мама мальчика работала на заводе «Электродвигатель», папа был строителем. В шестилетнем возрасте Игорь приходит первый раз в первый класс в Красногорскую среднюю общеобразовательную школу №2. Его первой учительницей становится Анна Герасимовна. В школе Игорь учился хорошо. Как и все мальчишки мечтал стать полицейским или пожарным. Никогда в его юную голову не приходила мысль стать артистом. В школьные годы участвовал во многих конкурсах чтецов, театрального мастерства. Занимал призовые места, был дипломатом конкурсов. Учительница марийского языка и литературы Людмила Викторовна Семенова посоветовала ему поступить в театральное отделение Марийского колледжа культуры и искусств. После окончания школы, в 1993 году в марте месяце, Игорь поступает на театральное отделение Марийского республиканского колледжа культуры и искусств. Художественным руководителем студента становится Олег Геннадьевич Иркабаев. Учебу одновременно совмещает работой в Марийском театре юного зрителя. В 1994-1996 годах Игорь служит в рядах Российской Армии. После окончания службы возвращается в театр. В 2005 году окончил И. Актуганов актерский факультет Российской академии театрального искусства. По словам актера, ему очень нравится выходить на сцену и испытывать при этом приятное волнение и страх. Игорь Витальевич признается, что у него нет любимых ролей, все роли любимые. Тем не менее, есть роли, которые актеры наиболее по душе. Игорю Актуганову больше всего по душе комедийные роли. Он себя считает комедийным актером. За годы работы в театре сыграл около 100 разноплановых ролей.
В 2006 году Игорь Актуганов становится лауреатом Государственной молодёжной премии Республики Марий Эл имени Олыка Ипая.
В 2010 году, по версии газеты «Марий Эл», Игорь Актуганов был признан лучшим актёром года.
В 2011 году Игорь Актуганов удостоен почётного звания «Заслуженный артист Республики Марий Эл».
В 2014 году становится лауреатом Национальной театральной премии имени Йывана Кырли со своей ролью Лочо («Онарын кердыже», лучшая роль 2-го плана).
Игорь Актуганов – это обыкновенный парень из деревни Энервож Звениговского района. Игорь артист с большой буквы, добрый, отзывчивый, активный человек, всегда выступающий в самых ярких образах.
Каждый актер мечтает о славе.
После окончания школы Марийского республиканского колледжа культуры и искусствстановится полноправным актером Марийского театра юного зрителя. Так в 1994 году Игорь создает свою первую роль в сказке П.Эсенейна «Суд зверей». Он там играл зайца. Сейчас у актера много ролей, среди них есть и комедийные, сказочные, драматические.
Например, в сказке Л.Филатова «Про Федота стрельца - удалого молодца», очень точно передает характер царя. Царь у него получился глупым, но очень глубоким. Такой царь очень понравился зрителям.
В сказках «Приключение Чиполлино», «Самая лучшая морковка» Игорь Актуганов очень мастерски сыграл роль старика.
Очень много у актера комедийных ролей. Например, Йыван – Н.Айзман, «Кай, кай Йыванлан» («Выйди, выйди за Ивана»), Сакар – Т.Миннуллин, «Йоргасола каче-влак» («Четыре жениха Диляфруз»), 1996 году, Лаймыр – В.Абукаев-Эмгак, «Изуремыште кугу суан» («Большая свадьба на маленькой улице»), 1999 и т.д.
В 2006 году актёр стал лауреатом Государственной молодёжной премии РМЭ им. Олыка Ипая.
В 2010 году, по версии газеты «Марий Эл», Игорь Актуганов был признан лучшим актёром года.
В 2011 году удостоен почётного звания «Заслуженный артист Республики Марий Эл».
В 2014 году – лауреат Национальной театральной премии имени Йывана Кырли – Лочо «Онарын кердыже», лучшая роль 2-го плана.
Сакар – Т.Миннуллин, «Йоргасола каче-влак» («Четыре жениха Диляфруз»), 1996;
Лаймыр – В.Абукаев-Эмгак, «Изуремыште кугу суан» («Большая свадьба на маленькой улице»), 1999;
Витя – Г.Гордеев, «Ял умбалне мужыр йуксо» («Над деревней пара лебедей»), 2002;
Саша – Г.Гордеев, «Пеледыш луман мурызо» («Ее звали Лилий»), 2007;
Когуш – З.Долгова, «Вис-вис пушан орлыкем» («Печаль моя с запахом ромашки»), 2007;
Каритон – М.Шкетан, «Эх, илышет, шеремет!..» («Эх, ты, жизнь наша!..»), пост 1991;
Пупкин – А.Петров, «Адакат омсашке тукалат» («Опять стучатся в дверь»), 2003, и «Пупкин удырым налеш» («Пупкин женится»), 2005;
Элыксандр – Т.Миннуллин, «Чодыраял Элыксандр» («Александр из Чодраяла»), пост. 2009;
Кузьма – Г.Гордеев, «Кунам кудырчо кудырта» («Когда грянет гром»), 2010;
Йыван – Н.Айзман, «Кай, кай Йыванлан» («Выйди, выйди за Ивана») 2012;
Кавырля – Д.Кораблёва, «Корнывож пеледыш («Придорожный цветок»), 2014 и другие.
Манефа – А.Островский, «На всякого мудреца довольно простоты», 2001;
Ненилло – Э. де Филиппо, «Рождество в доме Купьелло», 2003;
Терентий – А.Арбузов, «Жестокие игры», 2003;
Сидорка и Александр Васильевич – И.Крылов и В.Сологуб, «Ах, водевиль, водевиль...», 2004;
Тихон – А.Островский, «Гроза», 2005;
Актер – М.Горький, «На дне», 2005;
Петя Трофимов – А.Чехов, «Вишнёвый сад», 2009;
Ратмир – А. Пушкин, «Руслан и Людмила», 2009;
Леонидик – А.Арбузов, «Мой бедный Марат», 2010 и другие.
Маска иге – П.Эсеней, «Янлык суд» («Суд зверей»), 1994;
Кот (Снеговик) – А.Болдинов, «Не улетай!», 1996;
Кожвож – А.Николаев, «Заморочки в лесочке», 1998;
Царь Нохайнмаль –Г.Мамлин, «Алмазное горе», 2002;
Лесной царь – М.Рыбаков, «Легенда лесного края», 2003;
Заяц – М.Рыбаков, «Алвар и Тень», 2008;
Скоморох и Царь – Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца», 2012
Лочо - М.Рыбаков, «Онарын кердыже» («Меч Онара»), 2014 и другие.
Судьба - это не что иное, как сложенные вместе все события, а также обстоятельства, которые происходили в жизни человека. Они имеют огромное влияние на всё бытие человека. Каждый шаг, каждое действие тянуло за собой другое, что впоследствии и создало цепочку событий под названием жизнь конкретного человека.
В народе говорят: «Мы предполагаем, Бог располагает». Так же и с героем нашей исследовательской работы. Все-таки, видимо, так было написано у Игоря Актуганова при рождении: «Быть тебе, мальчик, артистом, радовать своими успехами родителей, родных и близких, учителей!». И если Бог дал человеку талант быть артистом, то он может проявить свой его где угодно, будь то сцена школьного актового зала, то театра.
Несмотря на разные жизненные обстоятельства, Игорь Витальевич добился славы, успеха. Его талант, его творения радуют всех любителей марийского театра, марийской культуры.
А профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операционной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою трудовую деятельность; следует высоким стандартам, обладает развитым профессионально целеполаганием, самостоятельно строить сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способствует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.
Таким профессионалом является наш герой Игорь Витальевич Актуганов. Его работа по-настоящему приносит ему кайф и удовольствие, ведь именно для этого он и живет. По словам актера, важно, чтобы было желание работать, а работа способствовала этому. Именно так и происходит у него в жизни, какими бы тяжелыми не были графики, но он ни на что не променяет свою профессию.
1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998. - 168 с.
2. Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Урал, 1988. - 89 с.
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности// Психологический журнал. 1997. № 6. с.35 – 44.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004. - 154 с.
5. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. – С.67 – 69.
6. http://www.nastroeniya.net/kak_podnyat/25-sudba_cheloveka.html
7. http://profvibor.ru/catalog/article.php?ELEMENT_ID=3262
8. http://www.obrazovanie66.ru/main_prof.php?profid=294
9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/
10. https://www.google.ru/?gfe_rd=cr&ei=DSS
11. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature
13.https://mari-tuz.ru
14. http://mincult12.ru/node/405
Анкета для одноклассников
Анкета для учителей
Из воспоминаний одноклассницы Игоря Актуганова Надежды Михайловой, в настоящее время завуч по ВР Надежда Валерьевна Михайлова
«Игорь был очень веселым, добрым и отзывчивым одноклассником. Он хороший друг, настоящий помощник и спасатель в любых трудностях. Помню, давал списывать по математике, он дружил с точными науками. Игорь очень много читал, любил литературу русскую и марийскую. А об Игоре Актуганове могу сказать только добрые слова. В моей памяти он остается очень светлым и ярким человеком!
Знаю, сейчас он известный человек в сфере культуры. Его многие узнают не только на территории Республики Марий Эл, но и за пределами нашей малой родины, в республиках Татарстан, Башкортостан, Удмуртии, Свердловской, Кировской областях, в Пермском крае.
Я желаю Игорю творческих взлетов, успехов, чтобы в жизни, в работе все всегда получалось на «отлично»!».
Из воспоминаний учителя физики Алевтины Степановны Мамаевой
«Игоря я помню только с положительной стороны. Он всегда был ответственным, старательным, прилежным. Все задания выполнял быстро, с ловкостью находил ответы.
Желаю Игорю крепкого здоровья! Успехов! Преданных поклонников!»
1. В каком году родился Игорь Актуганов?
а) 4 сентября 1975год б) 5 ноября 1993 год в) 12 июля 1978 год
2. В какой деревне он родился?
а) Ташнур б) Энервож в) Янашбеляк
3. Кем были его родители?
а) Врачи б) Учителя в) Рабочие
4. Какое отчество у Игоря Актуганова?
а) Витальевич б) Викторович в) Васильевич
5. В какой школе он учился?
а) в Красногорской школе №2 б) в Ташнурской школе
в) в Красногорской школе№1
5. Кем мечтал быть в детстве?
а) полицейским б) артистом в) врачом
6. Когда он поступил в театральное отделение Марийского республиканского колледжа культуры и искусств?
а) 1993 года в марте б) 1994 года в сентябре в) 1995 году в июле
7. В каком театре работает Игорь Актуганов?
а) Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана
б) Русский Академический театр им. Г.Константинова
в) Театр-центр молодежи
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Почему Уран и Нептун разного цвета
Ворона
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"