Описание и технические характеристики основных видов военной техники советской армии, участвующей в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_voyny.docx | 54.17 КБ |
Департамент образования, науки и молодежной политики ХМАО – Югры
БУ СПО «Урайский профессиональный колледж»
На студенческую научно-
практическую конференцию
ПРОЕКТ
«Техника Великой Отечественной войны.
На чем ехали к Победе.»
Выполнил:
Студент группы ОП-1-11
Платонов Никита
Руководитель:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Парулин Алексей Иванович
г. Урай
Содержание:
17. Приложения…………………………………………………………….17
Приближается очередная, уже – 68-ая годовщина Великой Победы. 9 мая на протяжении всех этих лет остается нашей общей национальной радостью и гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 года, тем яснее становится величие совершенного подвига, значение Великой Победы для россиян и всего мира, когда был поставлен крест на притязаниях германского фашизма на безграничное господство.
Чем дальше от нас становятся события тех военных лет, тем меньше остается очевидцев и участников великих и героических битв Великой Отечественной войны. К сожалению, для части современной молодежи эти годы все больше становятся просто историей, знать которую совсем не обязательно. Я думаю по-другому, и считаю, что мы должны преклониться перед ратным подвигом солдат Отчизны и передавать знания о войне и значении Великой Победы будущим поколениям.
Меня как будущего автотранспортника заинтересовал вопрос «На чем мы ехали к Победе, как технически смогли победить такого сильного и коварного врага, имеющего на тот момент самую современную технику и вооружение?» Германская армия считалась непобедимой, в том числе и от того, что была очень хорошо подготовлена технически, лучшие инженеры и конструкторы работали над оснащением вермахта.
Целью моей работы стало исследование техники и вооружения, которые применялась советскими частями на фронтах Великой Отечественной войны, а также информированность в данном вопросе студентов первого курса колледжа.
Поставленные задачи:
Исследование видов советских танков, самоходок, реактивных установок, автомобилей и мотоциклов военной поры.
Определение знаний студентов о военной технике и желании получить дополнительную информацию по данному вопросу.
Изучение истории Великой Отечественной войны с технической стороны.
Объект исследования: студенты 1 курса Урайского профессионального колледжа.
2. Легкие танки.
МС-1/Т-18
Танк был принят на вооружение Красной Армии в 1927 г. и производился серийно в течение почти четырех лет. Компоновочная схема скопирована у французского легкого танка времен Первой Мировой. Отличительной чертой конструкции танка было расположение пушки и пулемета под углом друг к другу. Для преодоления препятствий танк оснащался т.н. «хвостом».
В ходе модернизации 1938 г. на танке был установлен более мощный двигатель, демонтирован хвост, и он был перевооружен 45-мм пушкой образца 1932 г. с большим боезапасом. Усовершенствованные машины получили название Т-18М («модернизированный»)
Т-26
Танки Т-26, особенно ранних серий, представляли собой почти точную копию английских танков Виккерс Е. Конструкция танка была достаточно удачной, и было решено наладить его массовое производство на заводе СТЗ. Советское руководство рассчитывало производить до 13 000 танков в год! Этот объем почти был выполнен, но за десятикратно больший срок.
Т-26 поздних серий выпуска приобрели коническую башню, немного более мощное бронирование и двигатель незначительно повышенной мощности. Такие машины воевали и в начальный период Великой Отечественной, но почти все были вскоре уничтожены в боях. До середины войны прослужили лишь созданные на их базе инженерные машины и командирские танки с более мощными радиостанциями.
Т-50
Средне-легкий танк Т-50 являлся лучшим советским танком предвоенного времени, превосходя по своим характеристикам все зарубежные легкие танки и многие из средних. Он был создан с учетом боевого применения Т-26 и испытаний немецкого PzKpfw III, откуда были заимствованы некоторые особенности компоновки машины (например, трехместная башня). Мощный дизельный двигатель В-4 обеспечивал танку высокую для его класса скорость -52 км/ч. Танк планировалось сделать самым массовым и заменить им устаревшие Т-26, но и после его изобретения завод еще почти год производил как раз те самые устаревшие танки. После эвакуации в Омск завод выпустил 50 танков, но вскоре переключился на производство Т-34. Об их боевом использовании известно мало, но учитывая тактико-технические характеристики танков, можно предположить, что оно было успешным.
БТ-7
В 1935 г. была принята на вооружение и запущена в серийное производство новая модификация танков БТ, получившая индекс БТ-7. Танк выпускался до 1940 г. и был заменен в производстве танком Т-34. По сравнению с танком БТ-5 у него изменена конфигурация корпуса, улучшена броневая защита.
Была усовершенствована трансмиссия танка, на нем монтировались новые главный фрикцион, бортовые фрикционы и коробка передач. В дополнение к основному вооружению, состоявшему на танках БТ-7 из 45-мм пушки и 7,62-мм пулемета ДТ, на части танков в башенной нише устанавливался дополнительный 7,62-мм пулемет ДТ. Некоторая часть танков была вооружена также зенитной пулеметной установкой П-40. Для управления огнем использовался новый телескопический прицел. С учетом негативного опыта использования поручневых антенн на радиофицированных командирских танках стали устанавливать новую штыревую антенну. Всего было выпущено более 5700 танков БТ-7. Значительная доля соединений броневых листов выполнялась методом сварки. На танке был установлен более надежный двигатель М-17Т и топливные баки увеличенной емкости.
3. Средние танки.
Т-28
Средний танк Т-28 был разработан в середине 30-х годов для увеличения огневой мощи дивизий, оснащенных легкими танками Т-26, и прорыва тяжелых укреплений. Опытный образец танка был вооружен 45-мм пушкой и имел иную конструкцию корпуса, нежели серийная машина. В дальнейшем Т-28 оснащались 76-мм короткоствольной, а потом и длинноствольной пушкой и тремя пулеметами ДТ. Проводились эксперименты по установке на танк 85-мм пушки. Танкам Т-28 довелось участвовать в Финской кампании и в боях начального периода Великой Отечественной войны. И если в Зимней войне они представляли собой достаточно мощное оружие, то в 1941 г. из-за слабого бронирования и больших габаритов их боевая ценность была низкой. Почти все машины были потеряны, и лишь считанные единицы сохранились до 1944 года и приняли участие в прорыве блокады Ленинграда.
Т-34-76 (с пушкой Л-11)
Танки Т-34-76, выпускавшиеся в 1940 г., имели боевую массу 26,8 т и были вооружены 76-мм пушкой Л-11 образца 1939 г. с длиной ствола 30,5 калибров. Противооткатные приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу танка свойственной бронировкой. Заметим при этом, что пушка не выступала за переднюю часть корпуса. Башня танка — сварная, из катанных броневых листов, боковые и задние стенки имели угол наклона к вертикали 30°. В боковых стенках монтировались смотровые приборы, а в кормовой стенке башни имелась съемная, установленная на болтах броневая накладка. В крышке имелся смотровой перископический прибор, а слева и справа от нее размещались дополнительные смотровые приборы, позволяющие водителю в определенных пределах вести обзор влево и вправо. Траки гусениц остались старого образца, как и на БТ , гладкие, без развития. Кормовой лист корпуса съемный, на болтах, крепился к боковым стенкам. На крыше башни находился один большой люк трапециевидной формы.
Т-34-76обр. 1941/42 г. (с пушкойФ-32/Ф-34)
Машины 1941/42 гг. стали вооружаться пушкой Ф-32 с длиной ствола 31,5 калибров. Перешли к безбалочному креплению передних краев лобовых броневых листов — теперь они соединялись сварным швом. Изменилась форма бронировки откатных приспособлений пушки. Изготовление литой башни облегчило производство и позволило увеличить выпуск танков. Изменилась форма люка в крыше башни. Люк механика-водителя получил прямоугольную форму с двумя отдельно стоящими в нем перископическими смотровыми приборами, прикрытыми броневыми заслонками. Водитель мог пользоваться любым из них (второй служил резервным на случай выхода из строя первого). Ширина траков гусеницы была уменьшена с 55 до 50 см, и они получили развитую поверхность. В результате улучшились маневренные свойства танка за счет лучшего зацепления гусениц с грунтом. Часть машин стала оснащаться опорными катками без резиновых бандажей, с так называемой внутренней амортизацией. Направляющие же катки потеряли обрезинку навсегда, в данном случае экономия оказалась к месту. Боевая масса танка образца 1941/42 г. возросла.
Т-34-85
Т-34-85 является сильно модернизированной версией самого массового советского танка Т-34-76. Необходимость в перевооружении машины была ясна еще в 1942 году, но главным толчком к началу модернизации послужил печальный опыт Курской битвы, где победа наших войск была достигнута ценой огромных потерь. Советские 76-мм танковые пушки пробивали броню новых немецких танков лишь с расстояния 500 м, в то время как «Тигры» и «Пантеры» из своих 88-мм и 75-мм длинноствольных орудий поражали наши танки на дистанции до 1500 м. После всесторонних испытаний наиболее предпочтительной была выбрана конструкция орудия Д-5Т, но завод бездумно пообещал командованию изготовить экземпляр машины с пушкой С-53 в двухместной башне старого типа. Этот проект оказался крайне неудачным, да еще и отвлек персонал завода от работы над Т-34-85, вооруженного Д-5Т. В результате первые серийные танки увидели свет лишь в январе 1944 года.
Опытный средний танк ТГ (Танк Гроте)
Опытный средний танк ТГ (Танк Гроте) разрабатывался в СССР на основе проекта немецкого инженера Эдварда Гроте. В этой машине было впервые применено много технических новинок, в то время не использовавшихся еще ни на одном серийном танке. К ним относятся полностью сварной корпус, многоярусное вооружение, подвеска на спиральных пружинах. Испытания танка показали равное количество как преимуществ, так и недостатков. Орудия ТГ отличались хорошей кучностью стрельбы, а 76-мм пушка превосходила по мощности все танковые орудия того времени. Управление танком было крайне легким, а ход — плавным. В то же время танк Гроте имел плохую проходимость на мягких грунтах и слишком тесное боевое отделение; в нем было затруднительно проводить ремонт двигателя и КПП.
А главным препятствием постановке танка на серийное производство была его огромная стоимость (как у 25 танков БТ-2)
4. Тяжелые танки.
КВ-1
Танк выпускался с башнями двух типов: сварной из листов толщиной 75 мм или литой с толщиной стенок 95 мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни была доведена до 105 мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Танк выпускался серийно с 1940 по 1942 г. В июне 1941 г. в дислоцированных в западных военных округах танковых дивизиях Красной Армии имелось 639 танков КВ-1. После реорганизации танковых войск танки КВ-1 состояли на вооружении танковых бригад, а также тяжелых танковых полков прорыва и использовались в течение практически всей Великой Отечественной войны.
КВ-2
КВ-2 разрабатывался как танк непосредственной артиллерийской поддержки пехоты. Поначалу планировалось установить на шасси КВ-1 122-мм пушку, но выбор был сделан в пользу 152-мм гаубицы. Танк выпускался в небольших количествах, так как острой надобности в машинах подобного класса не было. С началом войны стало ясно, что чрезмерная высота и неповоротливость танка препятствуют его боевому использованию. КВ-2 пробовали перевооружить 85-мм пушкой, на его шасси испытывали сухопутный вариант морского 107-ммм орудия. Для стрельбы КВ-2 необходимо было находиться в горизонтальном положении в покое, что на поле боя было трудно обеспечить. Чтобы не терять быстро этот уязвимый танк, в войсках КВ-2 чаще применяли как тыловую артиллерию.
КВ-1с
Проводя «разбор полетов» тяжелого танка КВ-1, руководство посчитала идею тяжелого танка настолько дискредитированной, что даже встал вопрос о целесообразности выпуска тяжелых танков вообще. Конечно, до этого не дошло, но стал активно разрабатываться проект скоростного КВ-1 с ослабленным бронированием корпуса. За счет уменьшения максимальной толщины бронелистов до 75 мм, изменения устройства кормы, применения легких материалов и совершенно новой башни удалось сократить разницу в массе Т-34 и КВ-1С до 6 тонн.
На базе КВ-1С строился огнеметный танк КВ-8С, также он послужил базой для создания КВ-85, а шасси КВ-1С использовалось для выпуска самоходок СУ-152. Наиболее деятельное участие танк принял в боях на Курской Дуге.
Новая машина развивала скорость до 43 км/ч. Но появление КВ-1С на фронте было несвоевременным: тогда наступил такой момент, что были необходимы как раз тяжелобронированные танки, чтобы противостоять немецким «Тиграм».
ИС-1(ИС-85)
Танк ИС-85, получивший позднее номер 1, разрабатывался как тяжелый танк прорыва. Он был создан на базе опытного КВ-13, но отличался от него наличием дополнительного катка в ходовой части и уменьшенными габаритами за счет применения новых планетарных механизмов поворота. 85-мм зенитное орудие, баллистика которого была взята за основу при разработке орудия Д-5Т, установленного на КВ-85 и ИС-1, не обладало достаточной мощностью для борьбы с тяжелобронированными немецкими машинами. В то же время броня самого ИС поражалась их снарядами с дистанции до 1 км (при попадании в борта и корму).
Танку часто приходилось отвлекаться от своей главной задачи — взламывания вражеской обороны — на борьбу с новыми тяжелыми немецкими танками и САУ, в которой он не мог похвастать особыми успехами. 85-мм орудие поражало броню «Тигров» и «Пантер» лишь с дистанции 300–600 м, чего было явно недостаточно. Стала очевидной замена орудия на более крупнокалиберное — сначала 100-, а потом и 122-мм.
СУ-5
В 1933–1934 гг. на базе легкого танка Т-26 были разработаны три варианта САУ СУ-5, вооруженные 76-мм полковым орудием, 122-мм гаубицей и 152-мм мортирой. После изготовления опытных образцов и проведения испытаний (прошедших вполне успешно для всех трех машин) от серийного выпуска СУ-5-1 отказались в пользу более перспективной АТ-1, а к производству СУ-5-3 решили не приступать ввиду отсутствия нужного количества мортир. «Путевку в жизнь» таким образом получила лишь СУ-5-2, оснащенная 121,9-мм гаубицей.
СУ-26
В первые месяцы лета 1941 г. на ремонтные предприятия и танковые заводы поступило значительное количество легких танков Т-26 с повреждениями различной степени тяжести, часть из которых было решено переделать в легкие САУ огневой поддержки. Уже в октябре того же года на заводе №174 была изготовлена первая СУ-26 (проходившая по документам также как СУ-Т-26, Т-26-СУ ), вооруженная 76,2-мм полковой пушкой. Если верить данным отчета оборонной промышленности ГК ВКП (б) о производстве техники и боеприпасов, в Ленинграде таким образом было построено 12 машин. По состоянию на 17 мая 1942 года в 220-й танковой бригаде имелось 4 таких установки, которые эксплуатировались вплоть до 1944 года.
СУ-76
Эта самоходная установка была создана на базе легкого танка Т-70 как средство непосредственной огневой поддержки пехоты. Поначалу полностью забронированная, с переходом на шасси Т-70М рубка избавилась от броневой крыши. Несмотря на такие недостатки, как слабая защищенность и бензиновый двигатель, эти САУ стали самыми массовыми машинами подобного класса, выпускавшимися в СССР. Имея в наличии три типа снарядов, СУ-76 могла поражать вражеские пехоту, артиллерию и бронемашины. Подкалиберный броневой снаряд на дистанции 500 м пробивал 100-мм броню. Опытные экипажи, действуя из засад, часто выходили победителями из сражений с тяжелыми немецкими танками.
СУ-100
С появлением на фронте больших количеств немецких тяжелых танков возникла необходимость в более мощной, чем СУ-85, артсистеме. В 1944 г. КБ под руководством Ф.Ф. Петрова разработало мощную 100-мм пушку Д-10С. Совместив это орудие и шасси танка Т-34, конструкторы создали одну из лучших противотанковых САУ войны. Пушка, размещенная в правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса, обладала исключительной огневой мощью и эффективно вела борьбу с танками противника на всех дистанциях. Орудие обладало высокой скорострельностью за счет применения унитарного заряжания. Лобовой бронелист рубки САУ имел бронирование 110 мм при угле наклона 50°, так что пробитие его было очень затруднительным. Правда, бронирование остальных частей корпуса исходного Т-34 было сохранено на прежнем уровне — около 50 мм, но попадания туда были достаточно редкими.
Тяжелая САУ СУ-152
Эта САУ была разработана осенью 1942 г. на челябинском Кировском заводе путем установки в корпусе облегченного тяжелого танка КВ-1С гаубицы-пушки МЛ-20 калибра 152 мм. Установка была разработана в рекордные сроки, но по поводу ее создания имеется лишь скромное упоминание в «Истории Великой Отечественной войны». Боевое крещение САУ получили на Курской дуге, где справлялись со всеми немецкими танками и самоходными установками на любых дистанциях за счет мощнейшего фугасного действия снарядов. Солдаты прозвали СУ-152 «зверобоями».
Тяжелая САУ ИСУ-152
С переходом советской бронетанковой промышленности на тяжелые танки ИС потребовалось свернуть производство других тяжелых танков и САУ, в том числе и столь необходимых войскам СУ-152. Поэтому было необходимо разработать замену этой артустановке, но уже на шасси ИС-2. Новая самоходная установка имела бронирование до 90 мм, позволявшее ей подходить к цели на дистанции, недоступные для буксируемой артиллерии, и стрелять прямой наводкой. ИСУ-152 сыграли огромную роль во время городских боев при штурме Кенигсберга и Берлина.
Реактивная установка БМ-13 «Катюша»
После разработки 82- и 132-мм авиационных снарядов ГАУ поставило задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. По сравнению с авиационным прототипом сухопутный снаряд имел существенно большие дальность полета и фугасное действие, ради достижения которых пришлось увеличить длину ракеты на 48 см.
Первые испытания установки на шасси ЗИС-5 с расположением направляющих поперек машины оказались не очень удачными. Гораздо более успешным оказался проект установки на шасси ЗИС-6 с расположенными вдоль оси машины рельсами. Поначалу испытания установок шли довольно вяло, но заметно ускорились после начала войны.
Реактивная установка БМ-13Н «Катюша»
В связи с тем, что производство установок БМ-13 велось на разных предприятиях, в конструкцию машины вносились многочисленные изменения. Параллельно с этим машины совершенствовались, так что в войска поступало до 10 различных модификаций БМ-13. Это затрудняло обучение расчета и отрицательно сказывалось на эксплуатации. По этим причинам весной 1943 года была принята на вооружение унифицированная установка БМ-13Н. Основные изменения коснулись аппарата наведения и рельсовых направляющих. Также был введен новый реактивный снаряд М-30, стабилизировавшийся в полете вращением и имевший большой разрывной заряд.
Реактивная установка М-13 на шасси СТЗ-5-НАТИ
Необходимость в создании реактивной установки 82-мм снарядов на шасси легкого танка, тягача либо автомобиля повышенной проходимости возникла после нескольких случаев уничтожения застрявших на мягком грунте автомобилей ЗИС-6. Артиллерийская часть новой машины была без изменений заимствована от автомобильной версии, в качестве шасси использовался гусеничный тягач СТЗ-5.
ГАЗ-М1
Автомобиль ГАЗ-М1 был разработан в 1933 г. на Горьковском автозаводе на базе технической документации на автомобиль «Форд-40», переданной США. Выпуск автомобиля был освоен в 1936 г. Для своего времени он имел передовую конструкцию, основным элементом которой был кузов на раме, не воспринимавший колебаний от базы. Машина была неприхотлива до предела. В нее можно было заливать самое дешевое моторное масло и не очень качественный бензин, а то и керосин, и она ехала. Механические барабанные тормоза никогда не отказывали, а прочнейшая ходовая часть не ломалась даже на наших дорогах. В различных штабах и тыловых учреждениях Красной Армии перед началом Великой Отечественной войны использовалось более 10500 легковых автомобилей ГАЗ-М1.
ГАЗ-64
Полноприводный автомобиль ГАЗ-64 был разработан перед войной как разведывательная и командирская машина, а также как тягач для легких противотанковых орудий. Осенью 1941 г. был налажен серийный выпуск первого советского джипа. При разработке ГАЗ-64 использовались многие узлы от уже освоенных заводом машин. Выявившиеся в ходе войсковой эксплуатации недостатки, например, недостаточная боковая устойчивость, были устранены в новой версии вездехода — ГАЗ-67. После еще одной модификации появился ГАЗ-67Б.
ГАЗ-61
Легковой полноприводный двухосный автомобиль ГАЗ-61, сочетавший в себе повышенный комфорт и исключительно высокую проходимость, использовался в годы войны высшим командным составом Красной Армии. Наши конструкторы поступили просто: установили вариант легковушки "эмки" на шасси 4х4 и сделали ведущими все четыре колеса. Получился не джип, но что-то около. По крайней мере, совершенно точно то, что именно в СССР впервые в мире был создан гибрид, в котором соединились седан и вездеход. Общее количество выпущенных вездеходов ГАЗ-61 оценивается примерно в 400 единиц.
ГАЗ-АА (полуторка)
Автомобиль создан на базе американского грузовика «Форд-АА» образца 1929 года. Он имел простую и технологичную конструкцию, удобную как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании и ремонте. Одной из важных особенностей конструкции ГАЗ-АА было то, что при его производстве дефицитные цветные металлы и легированные стали использовались лишь в ограниченном объеме. Наряду с созданным на его базе грузовиком ГАЗ-ММ в предвоенные годы он являлся самим массовым грузовиком Красной Армии. По состоянию на 20 июня 1941 г. в Красной Армии числилось 151100 машин этого типа.
ГАЗ-ММ
В 1938 году в связи с освоением производства нового двигателя ГАЗ-М мощностью 50 л.с. для легкового автомобиля ГАЗ-М1 было принято решение установить этот двигатель и на грузовой автомобиль ГАЗ-АА, проведя при этом модернизацию этого грузовика. Модернизированный грузовик, получивший обозначение ГАЗ-ММ, кроме более мощного двигателя имел более совершенный рулевой механизм, усиленное крепление задних рессор и другие менее существенные изменения.
ЗИС-5
Выпускавшийся с 1933 года Московским автозаводом им. И.В. Сталина грузовой автомобиль ЗИС-5 в предвоенные годы и во время войны широко использовался в качестве транспортного автомобиля, артиллерийского тягача, базового шасси для различных специальных машин. Всего перед началом войны в армии использовалось более 104200 автомобилей этого типа.
ИЖ-7
Мотоциклы ИЖ-7 фактически были двойниками модели «Л-300» (разработанной Можаровым копии, в свою очередь, немецкого DKW Luxus 300): двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трехступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но ИЖ-7 подвергся печально знакомой операции «снижения трудоемкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора стал не дистанционный, а краником на головке цилиндра. В конце концов, для серийного производства был избран именно ИЖ-7.
ИМЗ М-75
Средний мотоцикл М-75 был разработан в 1943 году и выпускался небольшими сериями как в военное, так и в послевоенное время. Объем двигателя составлял 500 см³, мощность — 35 л.с. при 5100 об/мин. Мотоцикл развивал максимальную скорость 170 км/ч. М-72 выпускался в дорожной модификации (с коляской), в гоночном исполнении и в виде концептуальной машины типа «low-rider».
ИМЗ М-72
В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. В качестве образца для полного копирования был выбран BMW R-71. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе. Позже предполагалось развернуть производство мотоциклов в Харькове и Ленинграде, но начавшаяся Великая Отечественная война изменила все планы. С 25 февраля 1942 г. мотоцикл начали производить в Ирбите. Первоначально предназначенный исключительно для военных нужд, в 1952 г. М-72 появился в магазинах. Суммарно за период с 1941 по 1960 год их было выпущено 8,5 тыс. шт.
Для изучения вопроса знаний студентов о военной технике было анкетировано 45 человек, анализ анкет выявил следующие результаты.
22 июня 1941 9 мая 1945 - 13 человек
1941-1945 - 20 человек
1941 - 1мая 1945 - 1 человек
1941 – 8мая 1945 – 1 человек
22июня 1941 – 8мая 1945 – 5 человек
22 июля (04:00) 1941 – 9мая 1945 – 1 человек
21 июня 1941 – 8мая 1945 – 1 человек
Без ответа - 3 человека
2. Какие советские танки и самоходные артиллерийские установки участвовали в Великой Отечественной войне?
Т-34 – 22 человека
КВ – 4 человека
ИС – 6 человек
СУ-5 – 2 человека
«Катюша» - 21 человек
КВ-1 – 2 человека
КВ-2 – 1 человек
ИС-1 – 1 человек
ИС-2 – 1 человек
ИС-3 – 1 человек
СУ-152 – 1 человек
ИСУ-152 – 1 человек
ЗиС-2 – 2 человека
Т-28 - 3 человека
Т-26 – 2 человека
КВ-1с – 1 человек
БТ-7 – 5 человек
СУ-76 – 1 человек
«Тигр» - 2 человека
«Пантера» - 1 человек
СУ-85 – 1 человек
Hummel – 1 человек
Е-100 – 1 человек
САУ – 1 человек
Гусеничные – 1 человек
СУ – 3 человека
Т-32 – 9 человек
ИС-76 – 3 человека
Без ответа – 11 человек
БТ-2 – 5 человек
3. Какие советские автомобили участвовали в Великой отечественной войне?
ГАЗ-М1 – 2 человека
ГАЗ - АА (полуторка) – 2 человека
ГАЗ – 64 – 1 человек
ГАЗ – 9 человек
ЗИС – 4 человека
ЗИЛ – 11 человек
ВАЗ – 1 человек
ЗАЗ – 6 человек
УРАЛ – 1 человек
Камаз – 1 человек
Краз – 1 человек
Уаз – 6 человек
Мерседес – 2 человека
Газ – 21 – 3 человека
ЗиС -110 – 2 человека
«Копейка»- 1 человек
Нет ответа – 20 челов
ИЖ – 7 человек
Урал – 27 человек
Восход – 6 человек
Минск – 1 человек
Нет ответа – 17 человек
ПО-2 – 1 человек
ИЛ-2 – 3 человека
ИЛ-24 – 1 человек
ИЛ – 2 человека
ИЛ-86 – 1 человек
Антонов – 2 человека
Истребители – 2 человека
Як-40 – 1 человек
Як-32 – 1 человек
Нет ответа – 31 человек
Да- 29 человек
Нет- 12 человек
Без ответа- 4 человека
11. Заключение.
Накануне и в период Великой Отечественной войны, в непростых экономических условиях, происходило бурное развитие советской военной техники. Наибольшее развитие получили бронетанковые войска, артиллерия и авиация. При этом важнейшими направлениями в их развитии являлись следующие. В бронетанковых войсках большое внимание уделялось повышению огневой мощи, маневренности и защищенности танков. На вооружение артиллерии поступали орудия с увеличенной скорострельностью и дальностью стрельбы. На вооружение авиации поступали самолеты, которые во многом превосходили прежние образцы по огневой мощи, дальности, высоте и скорости полета, защищенности, что обеспечивало в последующем господство нашей авиации в воздухе. Одновременно существенное развитие получили и другие виды вооружения.
Создававшиеся в это время образцы военной техники превосходили по многим своим техническим показателям аналогичные вооружения других стран. Однако высокие боевые характеристики советского вооружения в первые годы войны не были полностью реализованы в связи с отсутствием опытных командных кадров.
Анализ проведенного анкетирования показал, что студенты-первокурсники слабо осведомлены о вооружении и технике военных лет, в то же время 64 % опрошенных хотели бы получить дополнительную информацию по этому вопросу. Данная работа может быть использована на уроках истории, факультативных занятиях, классных часах для пополнения знаний студентов. Сохранить память о Великой Отечественной войне – наш долг.
12. Литература.
1. Невзоров Б.И. Оборона 5-й и 33-й армий Западного фронта в битве под Москвой. – М.: ВАФ, 1973.
2. Плотников С.Е, Савченко И.Ф. Оружие победы. – М., 1986.
3. Тюшкевич С.А. Советские Вооруженные Силы. – М.: Воениздат, 1978.
4. Колганов К.С. Развитие тактики Советской армии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). – М.: Воениздат, 1958.
5. Самсонов А.М. Вторая мировая война. – М.: Воениздат, 1966.
6. Крупченко И.Е. Военная история. – М.: Воениздат, 1971.
7. Мельников П.В. Развитие тактики сухопутных войск в Великой Отечественной войне. – М.: ВАФ, 1981.
8. Воробьев Ф.Д., Кравцов В.М. Великая Отечественная война Советского Союза. – М.: Воениздат, 1961.
9. Строков А.А. История военного искусства. – М.: Воениздат, 1966.
10. Алексеев П.Д., Маковский В.Б. Первая оборонительная операция 4-й армии в начале Великой Отечественной войны. – М: ВАФ, 1992.
"Разделите так, как делили работу..."
Мороз Иванович
Солнечная система. Взгляд со стороны
Лягушка-путешественница
Почему Уран и Нептун разного цвета