Исследовав эту тему, мы узнали о жизни города и его жителей в непростое время новой экономической политики, период, насыщенный событиями, полный контрастов и драматизма, в котором каким-то непостижимым образом шли рядом достижения и грубые ошибки, оптимизм и трагедия. Новые приметы времени в Ленинграде в 20-е годы подтвердили положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения группы явлений сопутствующих нэпу.
Либеральные историки часто указывают на то, что нэп был примером половинчатых реформ: экономические свободы без политических не дают гарантий перемен. Есть еще и другой вариант: история нэпа - пример того, как государство, декларирующее отказ от денег и массу других идеологических штампов, гибко реагирует на кризисную ситуацию и допускает отступление назад, а потом, когда нэп свою функцию выполнил, быстро и относительно безболезненно, исключительно фискальными методами все отступление отыгрывает.
Вложение | Размер |
---|---|
dzyuban_kseniya.docx | 554.29 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 425
имени академика П.Л. Капицы
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Дзюбан Ксения Олеговна
9 «Б» класс
Научно-практическая конференция школьников «…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»
Петроград-Ленинград в 20-е годы XX века
Область исследования:
история
Руководитель исследования:
Павлова Ирина Петровна,
учитель истории
т. 435- 30-71
Кронштадт
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Население Петрограда-Ленинграда
Глава II. Большевики и интеллигенция
2. 3. Разоблачение контрреволюционной Петроградской боевой организации
Глава III. Изменения, происходящие в городском хозяйстве
4.2. Коммерческая деятельность
4.4. Культурная жизнь. Приметы «новой жизни»
Список использованной литературы
Революция, гражданская война, перенос столицы в Москву, красный террор, закрытие и разграбление церквей, массовая эмиграция.… Казалось, сбывается давнее пророчество первой, нелюбимой жены Петра I, царицы Евдокии Лопухиной: «Петербургу быть пусту».[1] Город потерял даже свое историческое имя, почти на 70 лет став Ленинградом. Загнанной в кризис экономикой военного коммунизма стране требовалось обновление, а для этого было необходимо дать населению некоторую свободу экономической деятельности, торговли, поддержать крестьян.
Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭП). За годы нэпа страна залечила самые страшные военные раны: была восстановлена экономика; несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик. Через процесс ликвидации безграмотности шло влияние на умонастроение людей. Начала создаваться новая советская интеллигенция, оживились традиционные формы научной работы. Корифеи культуры «Серебряного века» заняли различные позиции по отношению к большевистской власти, а власть осуществляла контроль, чтобы не просочились неугодные властям материалы. Восприятие «сменовеховцами» новой экономической политики, как подтверждение правильности своих выводов. Вопреки ожесточенной антирелигиозной пропаганде, отмечали пасху, крестили детей, но молодежь все, же предпочитала гражданский брак. Пролеткульт формирует новую социалистическую культуру путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Сатира, плакаты, реклама – выходят на первый план. Началось упразднение художественного разномыслия, ограничение его рамками социалистического реализма. Новые имена для девочек и мальчиков, коммуналки и коммуны, полярные летчики и герои-полярники не связанные революцией и Сталин, еще не ставший вождем народа, но уже прибравший к рукам партийную власть – относительно спокойная обстановка в стране, которая взорвалась к осени 1927 года.
Целью исследования является подтверждение гипотезы, что нэп был золотой порой в частности в Ленинграде. К 1925 году, благодаря новой экономической политике, был достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения. Петроград-Ленинград тех лет расцвел буквально на глазах.[2]
Вот как вспоминал начало НЭПа Аркадий Райкин, бывший тогда ребенком: «Помню, когда объявили нэп, то буквально в течение суток витрины магазинов заполнились разнообразными товарами. Мы ходили от витрины к витрине любовались этим изобилием, не веря своим глазам, ведь мы уже привыкли довольствоваться одной затирухой. Особенно поразили меня шоколад, торты, пирожные, глыбы шоколада»[3]
Задачи: показать изменения в составе населения города; отношение горожан к новой власти и власти к жителям; изменения, происходящие в городском хозяйстве и духовной жизни ленинградцев
Новые приметы времени в Ленинграде в 20-е годы подтверждают положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения группы явлений сопутствующих нэпу.
Данная проблема достаточно исследована историками и краеведами, из которых хочется отметить книгу Н.П. Анциферова «Душа Петербурга»[4]. В последние годы изучению экономической ситуации в Петрограде-Ленинграде в годы нэпа уделено немало внимания.[5] Проблема взаимоотношений между властью, наукой и обществом в Советской России 1920-х гг. не раз становилась объектом внимания отечественных и зарубежных историков.[6]
Осознание истинной ситуации, сложившейся в годы нэпа в Петрограде-Ленинграде вокруг попытки центральных властей реализовать идею новой экономической политики, положения, выводы могут быть использованы при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям по отечественной истории, истории экономики и права.
В 1920 году была проведена первая советская перепись населения. Это была не самая лучшая идея в условиях гражданской войны: переписчикам удалось охватить лишь 72% населения страны, при этом 30 переписчиков были убиты. К началу 1921-го город опустел, в нем жили 740 тысяч человек — в 3 раза меньше, чем накануне революции.
Полностью изменился состав населения центра бывшей имперской столицы.
К исходу 1920 г. численность петроградских рабочих составила всего лишь 87,9 тыс. человек — почти в 5 раз меньше, чем в 1916 г.
Уменьшение числа питерских пролетариев сопровождалось также значительным изменением их социального состава. На фабрики и заводы Петрограда пришло много представителей мелкобуржуазных, а то и буржуазных слоев населения: бывшие торговцы, ремесленники, интеллигенты, сотрудники царских государственных учреждений, учащиеся — вот кто нередко пополнял персонал петроградских предприятий. Процесс этот начался еще в годы империалистической войны, когда в заводских цехах, производивших военную продукцию, непролетарские элементы искали укрытия от воинской повинности.
В период гражданской войны социальная миграция в петроградской промышленности приобрела своеобразный характер. С одной стороны, наблюдался отток кадровых рабочих, причем рабочих наиболее сознательных, опытных, а, следовательно, квалифицированных, с другой — сильно сократился в то же время основной приток пополнения пролетарских кадров — беднейшего крестьянства, уходившего в город на заработки: революция дала беднякам землю, к тому же голодающий город не сулил крестьянам немедленного трудоустройства.
Мелкобуржуазные слои городского населения, интеллигенция, а также другие промежуточные социальные группы уже не могли искать себе прибежища в деревне, связь с которой еще сохраняли «молодые» кадры рабочего класса. Вот почему значительная часть этого населения искала прибежища на фабриках и заводах, где в условиях хозяйственной разрухи все же можно было найти средства к существованию. В условиях некоторой нехватки рабочей силы представители названных социальных слоев широко хлынули на петроградские предприятия.
Еще с января 1920 г. все население Советской России было распределено по материальному обеспечению на четыре группы: 1) рабочие, занятые на вредном производстве и в горячих цехах; 2) рабочие ударных (то есть особо важных) предприятий; 3) «группа А» — «рабочие и служащие национализированных фабрик и заводов, домашние хозяйки, на иждивении которых находится не менее трех членов семьи, и советские служащие, работающие в советских учреждениях»; 4) «группа Б» — «ограниченное количество граждан, не занимающихся производственным трудом». Вторая перепись 1926 года так же вызывала много нареканий. Так многие женщины, опасались говорить, чем занимаются их мужья и не могли назвать переписчикам их профессию. Проблемы возникали и в связи с изменившейся за время Гражданской войны семейной моралью. Выяснилось, что у многих граждан молодого государства было по несколько жен - одна официальная, другая гражданская. При этом обе обычно доказывали переписчикам, что именно они и есть настоящие. Другие женщины, живущие с детьми за счет алиментов, хотели фигурировать в официальных документах как никогда не состоявшие в браке, и из кокетства отказывались называть свой возраст. В первый же день переписи в Ленинграде начались перебои в работе комиссии - многие домоуправители были пьяны, а студенты, ходившие по домам, оказались не очень добросовестными. На селе регистраторы столкнулись с кулаками, которые за прежние годы приучились не говорить ничего лишнего, и старались скрыть доходы. Зато самыми честными оказались представители низших слоев общества. Некоторые графе «основная профессия» честно признавались: «вор-рецидивист», «проститутка». Беспризорники называли себя нищими певцами и музыкантами, или просто ворами.
После катастрофических событий 1917—1919 годов население города сокращается, к 1920 году оно составляет лишь 722 000 человек, но благодаря НЭПу жизнь в городе постепенно налаживается.[7]
Нэпманы принадлежали к новому типу людей. Они не были наследниками дореволюционной буржуазной элиты. Среди них встречались и люди из рабочей среды, сделавшие головокружительную карьеру. Встречались и люди, обогатившиеся благодаря своим партийным связям. В 20-е годы они получили возможность легализации доходов. В связи с изменившейся системой получения денежных средств, в то время возникло новое понятие — «перерожденец». Так называли людей, изменивших своему классу и коммунистической идее. [8]
Санкт-Петербург с первых дней своего существования является многонациональным сообществом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии.
К началу XX века в Петербурге насчитывалось 60 этнических групп. Абсолютное большинство населения города всегда составляли русские, но представителей других национальностей в Петербурге никогда не было менее 6%. В начале XX в. эта цифра достигла 18%.
А также татары, финны, армяне, чуваши, карелы, осетины, коми и многие другие национальности. Национальный состав населения Санкт-Петербурга на этот год можно определить только косвенно.[9] Национальный состав нэпманов был довольно пестрым. Преобладали русские – 78%. На втором месте находились евреи – 14%. Затем шли татары, белорусы, украинцы, 1 армянин и 1 венгр. Интересно, что нэпманы еврейской национальности отличались от своих русских коллег. Почти все они имели среднее образование, солидный опыт в коммерции, организовывали более крупные предприятия и более успешно вели дела, поддерживали друг друга и имели связи в деловых кругах по всему Союзу. В уголовном мире существовало несколько сплоченных национальных группировок. Представители одной национальности были, как правило, монополистами в определенном виде незаконной предпринимательской деятельности. Например, евреи занимались валютными и финансовыми махинациями, а также ростовщичеством. Китайцы участвовали в производстве, контрабандной транспортировке и продаже наркотиков и алкоголя. Существовали также "мужские" и "женские" виды нелегального предпринимательства. К "женским" видам относилось, например, содержание публичных домов.
В 1920- е гг. против Русской православной церкви был начат настоящий террор (на другие религиозные организации репрессии обрушились несколько позже). Миллионы православных людей из числа духовенства и мирян были расстреляны, посажены в тюрьмы или высланы. Тысячи священнослужителей и монахов подверглись жестоким издевательствам. Многие храмы были уничтожены или закрыты. Большое количество икон и церковных книг было сожжено. В результате политики борьбы с религией были прекращены службы во многих церквях и соборах. Ряд зданий были отданы под музеи, в том числе Казанский собор был превращён в Музей истории религии и атеизма. В некоторых находились различные государственные учреждения, некоторые — отданы под утилитарные объекты — бассейны, склады, мастерские и пр. Часть церковных зданий была снесена. Проведенная кампания по изъятию церковных ценностей к концу 1922 года привела фактически к разгрому РПЦ, что вызвало серьезное недовольство у значительной части населения. В этот период объектами репрессий стали евангельские церкви, которые из-за своего роста вызывали опасения у большевистских руководителей. "Религиозный нэп" - период в истории СССР (1923 - 1929 годы), характеризовавшийся относительной либерализацией курса Советской в отношении религии. Автором термина "религиозный нэп" является председатель Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) Емельян Ярославский. Выступая перед московским партхозактивом, Ярославский заявил, что создавшаяся в стране ситуация требует отказа от курса военного коммунизма и перехода к "религиозному нэпу".
По мнению историка Игоря Курляндского, осуществляя "религиозный нэп", «советские руководители и не думали отказываться от планов наступления на религию. Просто ограниченно «либеральные» нэповские тенденции порождали и большую мягкость, и более умеренный тон в высказываниях вождей на религиозную тему. Но угрожающие ноты а отношении религии в годы нэпа проскальзывали и в их выступлениях».[10]
Конец 1920-х — начало 1930-х годов были пиковыми в деятельности всесоюзного антирелигиозного общества «Союз безбожников».[11] Под эгидой этой организации выходили разнообразные антирелигиозные издания (газета «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Деревенский безбожник», «Юные безбожник» и другие, выходившие на различных языках народов СССР), организовывались массовые мероприятия, — лекции, демонстрации, диспуты, «антирелигиозные пасхи» и т. д.
.Главными методами борьбы с религиозными организациями стали конфискация зданий храмов, молитвенных домов, мечетей, синагог; лишение религиозных общин и союзов государственной регистрации, закрытие учебных заведений и изданий, а также фактический запрет на какую-либо активность вне церковных стен. В результате кампании по закрытию храмов, молитвенных домов, мечетей и синагог, например, в Ленинградской области из имевшихся до революции 2165 культовых зданий в 1917—1935 году было закрыто 1207. В самом Ленинграде из 421 здания было закрыто 316, в этом городе в бывшем «Доме Спасения» евангельских христиан разместился Дом безбожника.[12]
В ходе сворачивания НЭПа, большевики решили ликвидировать частное предпринимательство путем обложения налогом в таких размерах, что коммерческая деятельность лишалась всякого смысла либо приносила ощутимый убыток. При этом религиозные организации были приравнены к коммерческим предприятиям, а священнослужители — к предпринимателям. За неуплату налога священнослужители могли быть арестованы, а их приходы закрыты.[13]
Несмотря на все гонения, Церковь не умирала. В 20-30 годы между мирянами и духовенством было достигнуто небывалое взаимопонимание, чувство единства, любви и согласия. Увеличилось количество проповедей, качество которых достигло высокого уровня. Епископов охраняли организованные приходами группы добровольцев. Особенно религиозные настроения были сильны в дни религиозных праздников: накануне Пасхи, Рождества и др. Об этом свидетельствовали и факты нарушения трудовой дисциплины в эти дни. Все это говорило о необходимости проведения воспитательной работы среди рабочих – выходцев из деревни. И такая работа проводилась. На предприятиях для рабочих читались антирелигиозные лекции, на страницах многотиражных и центральных газет печатались статьи антирелигиозной направленности.
Для отвлечения рабочих от посещения церкви в дни крупных религиозных праздников в конце 20-х – 30-е гг. возобновились карнавалы и красочные шествия, которые проводились в клубах предприятий. Эти праздники носили атеистическую направленность.
За 20-е годы в городе было закрыто и снесено более 25 церквей и часовен.
Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему.
В сентябре 1920 года в Петрограде в здании на углу Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы обосновалась школа-интернат закрытого типа, носившая название «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых» — одна из пяти городских школ для мальчиков-беспризорников. Реальные события, происходившие в стенах этого здания в 1920—1923 годах, положены в основу книги Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД». В 1966 году повесть была экранизирована.[14]
Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Основная масса населения Петрограда, которая и являлась главным объектом всех форм воздействия новой власти, была далека от осознанного отношения к событиям политической и общественной жизни, инстинктивно принимая коллективно обусловленные представления и нормы поведения. Традиционные внешние коллективные регуляторы поведения, такие как, например, церковь, в этой среде были уже весьма слабы, благодаря их маргинальности по отношению как к народной сельской культуре, от которой они уже отдалились, так и к профессиональной городской, которой они еще не освоили.
Непреодолимым препятствием в этой социальной среде был низкий уровень грамотности. Средний уровень образования среди рабочих составлял 2,6 года начального обучения, в 1920 г. в Петрограде насчитывалось 19 % совершенно неграмотного населения. Ленин понимал, что революционность малограмотной массы имеет главным образом разрушительный характер, поведение этой массы неустойчиво и непредсказуемо. «Неграмотный стоит вне политики», — считал он. Поэтому массовая планомерная кампания по ликвидации неграмотности, начавшаяся с конца 1919 г., стала одним из важнейших пунктов политико-просветительной деятельности нового государства. Только за 1920 г. через школы и пункты ликбеза в Петрограде прошло более 60 тыс. человек неграмотных. Весь процесс обучения неграмотных и малограмотных взрослых граждан (как и общеобразовательная работа в обычной школе) не был разновидностью чисто просветительной работы. Он строился на различных формах и видах агитационно-пропагандистского материала. Обучение грамоте и сообщение элементарных знаний и сведений велось в преломлении политико-просветительных задач. Целям политического воспитания служили тексты для обучения грамоте, лозунги, листовки, газеты и т. п. Разнообразные формы агитационно-пропагандистской и воспитательной деятельности партии и государства оказывали значительное влияние на формирование социально-политических представлений основной массы населения. Несмотря на это, должны были пройти годы, прежде чем мог сформироваться тип «нового человека», или, другими словами, человека внутренне вполне соответствующего духу нового общества, его социокультурным нормам.
Наиболее быстро и успешно процесс социализации (то есть усвоения индивидуумом новых социальных норм и ценностей) шел в молодежной среде, которая, как известно, всегда более восприимчива к новым идеям и движениям. Тип «нового человека», вполне уже сформировавшийся в качестве «борца и революционера», был представлен определенной частью послереволюционного поколения, так сказать, «детьми революции», которые в годы Гражданской войны находились еще в детском или отроческом возрасте.
В 1920-х-начале 1930-х гг. отношения отечественной науки с властью претерпевали громадные изменения: власть не могла обойтись без ученых, но и не довольствовалась дореволюционными формами взаимодействия с ними. Большевики стремились использовать науку для создания мощного военно-промышленного потенциала, реорганизации сельского хозяйства, построения новых форм общественной жизни, идеологического оправдания своей политики, повышения международного престижа. Научный Петроград, несмотря на большие людские и материальные потери за время революции и гражданской войны, оставался крупнейшим (вторым после Москвы) центром отечественной науки и на всех этапах советской истории занимал приоритетное место в преобразовательных планах и научной политике большевиков. Здесь находилась (до 1934 г.) Российская (с 1925 г. Всесоюзная) Академия наук, значительная часть старых и созданных в советское время научных учреждений различного типа, подчинения и профиля, вузов, научных обществ. Научный Петроград - Ленинград оказывал значительное влияние на становление всей советской науки. В 1917-1925 гг. закладывались основы общегосударственного, и политически ориентированного управления наукой, и в Петрограде быстро расширялась сеть научных учреждений различного типа, началась их постепенная советизация. Работники науки привлекались к решению государственных задач, острая конфронтация между властью и учеными сменилась их деловым сотрудничеством. Их деятельность подчинялась планам ускоренного социалистического строительства. Но не только это толкало ученых на сотрудничество с властями. У них появился шанс использовать мощные государственные ресурсы для реализации своих научных планов и притязаний на активное участие в разработке и принятии правительственных программ. И они были искренне уверены, что только прогресс науки обеспечит будущее процветание страны. В годы НЭПа практически всем крупным биологам, независимо от их происхождения и политических взглядов, была предоставлена возможность продолжать исследования, руководить лабораториями, кафедрами, институтами, готовить научные кадры. У научной интеллигенции, издавна считавшей, что царское правительство практически игнорировало нужды науки, были основания полагать, что большевики создали обстановку, стимулирующую научные исследования, вовлечение в них талантливой молодежи. Не случайно 20 - 30-е гг. стали периодом наивысших достижений отечественных ученых в эволюционной теории, генетике, экологии, этологии и т.д.
Большевики покровительствовали, прежде всего, прикладным исследованиям, которые изымались из ведения политизированных вузов и проходили реорганизацию под наблюдением ВСНХ. Аналогичная политика осуществлялась в области медицины и сельского хозяйства, где наблюдалось оживление исследований. Но при этом "буржуазные" ученые должны были воздерживаться от политической деятельности.
Ученые были нужны большевикам и по соображениям международной политики. Поддержка Академии наук, поездки ученых за границу и приглашение иностранных ученых считались важными для укрепления престижа советского правительства. Одним из главных "полпредов" советской науки за рубежом вначале был Н.И. Вавилов, позднее его сменил В.И. Вернадский. Понимая свою зависимость от государственного финансирования, ученые стремились к сотрудничеству с властями. Они обзаводились покровителями среди партийных лидеров, используя их в решении организационных и административных вопросов. Такими патронами для И.П. Павлова был Н.И. Бухарин, для Н.К. Кольцова - Н.А. Семашко и А.В. Луначарский, для Н.И. Вавилова - А.И. Рыков и Н.П. Горбунов, для В.И. Вернадского - В.М. Молотов.
Ученые прекрасно понимали, что без подобной поддержки трудно добиваться нужных решений в Научно-техническом управлении ВСХН, Главнауке Наркомпроса, в соответствующих структурах наркоматов здравоохранения и земледелия, созданных для руководства научно-исследовательскими и научно-учебными заведениями.
Так формировался симбиоз науки и власти в условиях тотальной национализации. Негосударственными оставались только некоторые естественнонаучные и технические общества. Строгий контроль был установлен и над высшей школой. Прием осуществлялся по классовому принципу, студенты нередко жаловались на недоступность лекций из-за их "буржуазной" направленности.[15]
24 июля 1921 года газета «Известия» сообщила о раскрытии Петроградской губчека «крупного заговора, подготовлявшего вооруженное восстание против Советской власти в Петрограде, Северной и Северо-Западной областях республики». Как указывалось в сообщении, заговор готовил т.н. «Областной комитет союза освобождения России» (в ходе следствия переименован в «Петроградскую боевую организацию»), во главе которого стоял профессор В.Н.Таганцев.
Члены ПБО обвинялись в составлении проектов государственного и хозяйственного переустройства России на случай падения власти большевиков, разработке плана вооруженного восстания в Петрограде, подготовке террористических актов, шпионаже, распространении в Петрограде и Кронштадтского мятежа прокламаций контрреволюционного содержания, финансировании находившихся на нелегальном положении кронштадтских моряков, бежавших после подавления Кронштадтского мятежа в Финляндию и возвратившихся на родину .
25 июня 1921 года следователи Петроградской губчека Губин и Попов составили доклад о результатах следствия. В нем, в частности, указывалось: «Определенное название следствием не установлено... Не имея определенного названия, организация не имела определенной, строго продуманной программы... как не были детально выработаны и методы борьбы, не изысканы средства, не составлена схема... Действительно, несмотря на то, что само возникновение организации можно считать январь — февраль с.г., т.е. незадолго до кронштадтских событий... наличный состав организации имел в себе лишь самого Таганцева, несколько курьеров и сочувствующих... Террор, как таковой, по словам Таганцева и других... не входил в их задачи... Знакомство с Германом Таганцев использовал как связь с заграницей, откуда ему необходимо было получать информацию, лишенную буржуазной или партийной окраски... Связь с курьерами, ...квартиры которых были явочными, имела исключительно спекулятивную подкладку, как перепродажа вещей, отправка эмигрирующих русских за границу, передача писем. Что же касается непосредственных связей организации Таганцева с финской и другими контрразведками, то в действительности установлены частные случаи... сама же организация, как таковая, ни связи, ни поддержки не имела... Таганцев — кабинетный ученый, мыслил свою организацию теоретически».
К октябрю 1921 года следствие было закончено. По постановлению президиума Петроградской губчека от 24 августа 1921 года к расстрелу приговорены В.Н.Таганцев, его жена Н.Ф.Таганцева, профессор Петроградского технологического института Г.Г.Максимов, профессор Петроградского университета Н.И.Лазаревский, сотрудник Главного нефтяного комитета М.М.Тихвинский, ассистент художественного отдела Русского музея С.А.Ухтомский, сестры милосердия Е.Г.Манухина (Скарятина) и О.В.Голенищева-Кутузова, поэт Н.С.Гумилев и другие (всего 61 человек). Всего по делу ПБО к уголовной ответственности привлечены 833 человека.
Наряду с «членами ПБО» в Петрограде по «оперативным соображениям» были арестованы некоторые бывшие члены кадетской партии — известные ученые и общественные деятели. В этой связи М.Горький обратился в Петроградскую ЧК с многочисленными ходатайствами (в частности, по поводу арестов психиатора В.П.Осипова, профессора Электротехнического института П.А.Щуркевича, языковеда Л.В.Щербы). Им также 29 мая было направлено письмо В.И.Ленину, в котором он обращает внимание на аресты ученых и обыски у заместителя председателя Госплана профессора П.С.Осадчего и академика С.Ф.Ольденбурга. Относительно указанных лиц В.И.Ленин запросил ВЧК и, получив ответ, 5 июня 1921 года направил записку председателю Госплана Г.М.Кржижановскому (видимо, в связи с его беспокойством о заместителе): «По секрету: в Питере открыт новый заговор. Участвовала интеллигенция. Есть профессора, не очень далекие от Осадчего. Из-за этого куча обысков у его друзей и справедливо. Осторожность!!!»
В процессе, проведенной в 1992 году Прокуратурой РФ и Следственным управлением Министерства безопасности России, дополнительной проверки материалов уголовного дела ПБО установлено, что «ПБО, ставившей целью свержение советской власти, как таковой не существовало, она была создана искусственно следственными органами из отдельных групп спекулянтов и контрабандистов, занимавшихся перепродажей денег и ценностей за границей и переправкой людей, желавших эмигрировать из России, а уголовное дело в отношении участников организации, получившей свое название только в процессе расследования, было полностью сфальсифицировано». Все участники ПБО, за исключением лиц, в отношении которых отсутствуют решения следственных органов, реабилитированы.
После ареста В.Н.Таганцева 16 июня 1921 года к В.И.Ленину с просьбой о смягчении участи сына обратился академик Н.С.Таганцев. В заключении по «делу Таганцева», направленном 5 июня 1921 года В.И.Ленину по его просьбе, указывалось, что В.Н.Таганцев играл активную роль в «контрреволюционной организации «Союз возрождения России» и должен быть «подвергнут суровым репрессиям». Безуспешными оказались и ходатайства М.Горького, а также родственницы В.Н.Таганцева — А.Ю.Кадьян, знакомой семьи Ульяновых по Симбирску. 10 августа 1921 года В.И.Ленин наложил на ее письмо следующую резолюцию: «Напишите ей, что я письмо прочел, по болезни уехал и поручил Вам [Л.А.Фотиевой — секретарю В.И.Ленина] ответить: Таганцев так серьезно обвиняется и с такими уликами, что освободить сейчас невозможно; я наводил справки о нем не раз уже».
Аналогичным образом закончилось рассмотрение ходатайства Русского физико-химического общества за члена Сапропелевого комитета АН, профессора М.М.Тихвинского. 3 сентября 1921 года В.И.Ленин по поводу этого ходатайства направил записку управляющему делами СНК и СТО Н.П.Горбунову: «т. Горбунов! Направьте запрос в ВЧК. Тихвинский не «случайно» арестован: химия и контрреволюция не исключают друг друга», (Ленин В.И. ПСС. Т.53. С.169). По постановлению Петроградской губчека от 24 августа 1921 года М.М.Тихвинский был приговорен к расстрелу. Наряду с М.М.Тихвинским были арестованы и другие коллеги В.Н.Таганцева.[16][17]
.
К концу 1921 года в городе не работали водопровод и канализация, остановились трамваи, ходившие даже в 1919 году, когда под Пулковом отряды генерала Юденича пытались прорваться к «красному» Петрограду. В город поступало минимальное количество топлива, и чтобы хоть как-то обогреться, жители вырубали леса в предместьях, разбирали деревянные строения, ломали и сжигали двери, полы и перегородки. Сады, скверы и бульвары в городе были превращены в огороды — зелени не хватало, многие страдали от цинги.
В 1921 году трамвайные дела постепенно пошли в гору, опять начали появляться новые линии. В ноябре 1921 г. восстановлено движение по центральным магистралям города. Трамвай опять начал быстро развиваться: в 1928 году появились первые автоматизированные стрелки (до этого они переводились стрелочниками вручную), в 1929 году трамвайной сети Ленинграда передана Ораниенбаумская электрическая линия, в период 1925—1936 построено 3 трампарка и подстанции. В 1928 году с конвейера Путиловского завода сошли первые трамваи местного производства МС-МСП, которые начали заменять старые английские «Бреши». В 1920-х годах на базе Трамвайного парка № 2 организованы Центральные ремонтные мастерские. Здесь осуществлялись наиболее сложные (периодический и аварийно-восстановительный) виды ремонта.
Официальная история автобуса в Ленинграде начинается с 1926 года, когда было организовано регулярное пассажирское движение. 1 сентября на маршрут от Сада Трудящихся (ныне Александровский) до Детскосельского вокзала (ныне Витебский) вышли три 24-местных автобуса, построенных в Ленинградских авторемонтных мастерских. После получения ещё двух аналогичных автобусов с 24 декабря маршрут был продлён по Загородному проспекту до Московского вокзала. Автобусы работали с 7:00 до 2:00 с интервалами менее 10 минут. Проезд на маршруте тогда стоил 10 копеек. Автобусы пользовались популярностью, поэтому уже в июле 1927 года был открыт второй маршрут, связавший Московский вокзал с площадью Урицкого (ныне Дворцовая). Немногим позже автобусные линии протянулись до Кировского завода и Большого проспекта П.С.
Первая мировая и Гражданская войны негативно отразились на техническом состоянии системы водоснабжения города, на ее сооружениях, оборудовании и сетях. В двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века для строительства водоводов даже приходилось использовать деревянные трубы – из-за нехватки более подходящих материалов.
В 1923–1924 годы были возобновлены работы по строительству канализационных сетей. В 1925 году городскими властями были утверждены основные планы канализования Ленинграда (по раздельной схеме, с выделением четырех самостоятельных канализационных бассейнов). В качестве опытного района для создания новой системы канализации был выбран Васильевский остров. Строительство канализации на Васильевском острове (с общей протяженностью уличной сети 153,3 км) продолжалось в течение 10 лет.
В 1915 в Петербурге насчитывалось около 3 тыс. электрических уличных фонарей, размещённых преимущественно в центральных районах, и свыше 12,5 тыс. газовых и керосиновых — на окраинах. К 1918 году улицы города освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные фонари погасли. Причина – отсутствие топлива в стране. В те трудные годы жители города использовали фонарные столбы в качестве топлива. Улицы Петрограда погрузились во мрак на два долгих года, их освещение было восстановлено лишь в 1922 году. К 1927 все керосиновые фонари в основном заменены электрическими, а к середине 30 х гг. ликвидировано и газовое освещение. Электрическое освещение стало специальной отраслью городского хозяйства. Уже в первые годы Советской власти были национализированы дворцовые и усадебные парки, недоступные в прошлом трудящимся. В 1921 г. был издан Декрет Совнаркома «Об охране памятников природы, садов и парков», подписанный В. И. Лениным, по которому сады и парки историко-художественного значения, представляющие собой произведения паркового искусства, объявлялись неприкосновенными памятниками садово-парковой культуры. В числе ярких образцов мирового паркостроения были ансамбли Петродворца, Гатчины, Пушкина, Павловска под Ленинградом. Первым мероприятием Советской власти в этой области было открытие для широкого пользования дворцовых и приусадебных садов. Площадь общественных садов в городе благодаря этому увеличилась примерно на 110 га.
В годы первой пятилетки, когда началось решение крупной политической и градостроительной задачи — преобразование рабочих окраин, большая работа была проделана по озеленению старых и новых жилых комплексов, по созданию бульваров, скверов и садов. Среди объектов озеленения этих лет своеобразным символическим памятником стал созданный в 1928—1931 гг. сад имени 9-го января в Ленинграде.
В эти годы появилась необходимость организации новых форм отдыха населения, которые бы обеспечили не только различные народные развлечения, но также могли бы способствовать решению задачи повышения политического развития и общей культуры широких слоев трудящихся. Зеленые объекты сразу же после революции вошли в оборот новой государственной машины - сады и парки стали местом проведения митингов, собраний, новых торжественных мероприятий по поводу новых праздников.
Изменение отношения к садам и паркам начнется чуть позже, к середине 1920-х гг., когда победивший строй, чуть окрепший, начнет обращать внимание на насущные проблемы благоустройства города, а затем и проводить эксперимент по формированию «нового человека», и сады и парки сыграли в этих опытах немалую роль. Парки прошлого при всей архитектурно-художественной ценности многих из них не могли служить буквальными образцами при проектировании современного парка, так как ими пользовались для прогулок, танцев, устройства фейерверков и т. д. только их владельцы со своими гостями. Советским архитекторам надо было создавать парки для тысяч людей.
К середине 20-х годов население Ленинграда не только восстановилось на довоенном уровне, но и стало стремительно расти за счет миграции из провинциальных городов и деревень. Нового жилищного строительства не велось, все «дикие» дома были уже заняты, жилищный кризис обострялся, и росла очередь на жилье.
В бывших доходных домах квартиры, где в начале века жили состоятельные петербуржцы (адвокаты, врачи, педагоги, инженеры) — стали коммунальными. После революции эти дома сделались собственностью государства. Городские власти распорядились потеснить «бывших» (как тогда говорили, «уплотнить»). Хозяевам оставляли одну-две комнаты, а в остальные подселяли чужие семьи. Такие квартиры назывались коммунальными, или «коммуналками». Были коммуналки на четыре семьи, а были и большие квартиры, где жили восемь—десять семей. В каждой семье несколько человек. Вот и получалось, что в одной квартире нередко жили человек двадцать — тридцать.
Организация жилищных коммун стала как раз тем случаем, когда верхи показали пример низам, начав с себя. Самая первая "коммуналка для вождей" была создана еще в Смольном и просуществовала до 1921.
С октября 1917 года видные питерские большевики совместно проживали в здании Смольного института, где помимо административных служб размещались библиотека-читальня, музыкальная школа, Смольный детский дом (ясли), баня, столовая. К 1920 году из имеющихся в комплексе зданий Смольного 725 квартир и комнат 594 были жилыми. Здесь обитали примерно 600 человек, которых обслуживало более тысячи рабочих и служащих: медиков, поваров, истопников, слесарей, охранников и т.д. Безопасность жителей Смольного обеспечивали красноармейцы и матросы.
Тем же путем пошла и порядком оголодавшая от социальных потрясений богема. В 1918 году в Петрограде было создано сразу два творческих общежития: Дом литераторов на Бассейной и Дом искусств (ДИСК) в роскошной квартире на верхнем этаже реквизированного особняка банкира Елисеева на углу Невского и набережной Мойки. "В ней было несколько гостиных, несколько дубовых столовых и несколько комфортабельных спален, была белая зала, вся в зеркалах и лепных украшениях; была баня с роскошным предбанником, была буфетная; была кафельная великолепная кухня, словно специально созданная для многолюдных писательских сборищ", – вспоминал Чуковский.
Дома-коммуны для простых граждан фигурируют как образцовые дома для трудящихся. Речь шла о строительстве специальных домов, где имелись бы общие на весь дом столовые, прачечные, библиотеки, залы, а каждому живущему выделена комната или кровать в общей спальне. В таком типе жилья функции помещений должны были быть четко разделены. Дом-коммуна должен был отвечать всем основным требованиям жилищной политики того времени. В нем обеспечивались государственная собственность на жилье, наделение жильцов равной жилплощадью, коллективное и равное пользование предметами обихода. В Аничковом дворце, в бывшей императорской резиденции, с октября 1918 года размещалось уникальное учреждение — Музей Города. По мысли его организаторов, архитектора Льва Ильина и профессора химии Владимира Курбатова, написавшего знаменитый архитектурный путеводитель по Петербургу — музей был посвящен феномену городской жизни в охвате всех ее сторон: быта горожан, коммунального хозяйства, убранства интерьеров, характера планировки и застройки. На заседание архитектурной секции, где обсуждались новостройки Ленинграда последних лет. Лишь через 7 лет после революции за Нарвской заставой были построены первые 28 домов для рабочих, образовавшие скромный, но выразительный ансамбль Тракторной улицы (архитекторы А. Гегелло, А. Никольский, Г. Симонов). Возникли рабочие жилмассивы на улице Ткачей за Невской заставой, на Троицком поле, на правом берегу Невы у новой тепловой электростанции вырос поселок «Красный Октябрь». К 10-летию советской власти предполагалось открытие дворцов культуры на площади Стачек и на Выборгской стороне, проекты которых были выполнены в суровом стиле конструктивизма. Новинкой в бытовом обслуживании рабочих окраин стали фабрики-кухни, где готовились комплексные обеды, отпускавшиеся на предприятия.
Гражданский кодекс, разработанный в те годы, давал право любому гражданину, достигшему 16 лет, получить лицензию на торговлю в лавках, общественных местах, на рынках или базарах любыми предметами или продуктами, на открытие предприятий бытового обслуживания, магазинов, кафе, ресторанов и т.п., на аренду зданий и помещений, производственного оборудования, средств транспорта. Основным условием владения лицензией была своевременная уплата налогов, предоставление по первому требованию властей всех счетов и отчетной документации, неучастие в противозаконных финансовых, торговых и прочих операциях. Аналогичные права и обязанности устанавливались для кооперативных организаций. В Петрограде значительное внимание обращалось на развитие кооперативного дела. В.И. Ленин считал кооперацию в условиях Советской власти и сохранения за государством «командных высот» в экономике (государственная собственность на землю, недра, крупные предприятия, транспорт, связь и т.д.) второй формой социалистической собственности, наряду с государственной. В Петрограде руководителем кооперативного дела в 1921-1924 гг. был старый большевик А. Е. Бадаев. Он возглавил Петроградское единое потребительское общество (ПЕПО). Было проведено укрупнение первичных кооперативов. По основным предметам питания снабжение кооперативов осуществлялось через ПЕПО. В течение 1922-1923 гг. ПЕПО заготовило на свои средства 3,6 млн. пудов хлеба, 450 тыс. пудов мясопродуктов и рыбы, около 80 тыс. пудов сахара. ПЕПО создало свою сеть общественного питания, открыло столовые в рабочих кварталах и на предприятиях. К октябрю 1924 г. кооперация охватила 164 тыс. рабочих и служащих Ленинграда. Под руководством А.Е. Бадаева городская кооперация довольно успешно вытесняла частника из сферы торговли и доля частников в торговом обороте города быстро сокращалась. Развитие кооперации имело огромное значение для упорядочения рыночных цен и улучшения снабжения населения. В 1927 г. в Ленинграде был открыт крупнейший универмаг - Дом ленинградской кооперации (впоследствии ДЛТ).[18] Невский проспект, переименованный в Проспект 25-го Октября в 1918, году пестрил плакатами и рекламными объявлениями. На главной улице города было множество магазинов, возле которых часто образовывались очереди. В те годы снова начала возрождаться реклама, были даже выпущены пособия для рекламщиков. Продолжалось это, правда, недолго, и большая часть объявлений в соответствии с задачами партии рекламировала государственные заводы и предприятия. Тем не менее, частники пользовались новой возможностью. Особым шиком считались стихотворные объявления. К примеру, для китайца, владельца магазина, неизвестный поэт сочинил следующие строки:
Покупатель трезв иль пьян,
За кусок мануфактуры
Магазин лишь Хуа-Чан
Не сдерет с него три шкуры.
В 1920-е годы за Невским проспектом прочно закрепилось название «Нэпский». Проведенная большевиками в 1922—1924 годах денежная реформа — введение твердого червонца — оживила коммерческую деятельность. Буквально за несколько месяцев НЭПа в городе появилось больше 6 тысяч кустарных и около 2 тысяч частных предприятий мелкой промышленности. Назойливая пестрота вывесок, мелкие лавчонки, шумные пивные и закусочные, мгновенно заполнившие город, раздражали своей бесцеремонностью. 23 сентября 1924-го, во время наводнения, когда вода поднялась до отметки 380 см, бывший Невский представлял собой бурлящую мутную реку, по которой неслись тысячи сосновых шашек торцового покрытия, которыми были вымощены мостовые. После того страшного наводнения мощение торцами возобновлять уже не стали. Трамвайные пути выложили диабазовой брусчаткой, а тротуары — асфальтом.
Однако символом благоденствия и процветания Ленинграда времен НЭПа должен был стать не центр города, а новый рынок. Его проектирование началось еще в Петрограде в 1922 году. В Кузнечном переулке, территория которого принадлежала церкви Иконы Владимирской Божьей Матери, где прежде находились дровяные склады, с 1925 года по проекту архитекторов С.И. Овсянникова и А.С. Пронина, началось строительство. Огромный рынок, освещавшийся световым фонарем, расположенным в перекрытии центральной части, центральный вход которого был украшен четырьмя колоннами, скульптурами рабочего и крестьянина и башней с часами, должен был собрать под своей крышей большую часть частных предпринимателей. Однако мечтам о большой торговле сбыться не удалось – комплекс просто не успели построить. Кузнечный рынок был сдан в 1927 году, а НЭП начали свертывать вскоре после смерти Ленина. Очень хочется отметить, что сворачивание нэпа произошло не только и не столько по инициативе власти, но и по инициативе снизу - от простых жителей, и прежде всего ленинградцев. На фотографиях тех лет мы видим общественные суды над «частниками», спектакли, где нэпманы выступают в качестве отрицательных героев. Все это лишь следы негативного отношения, вызревавшего в рабочей среде. Как в свое время народное недовольство привело к введению нэпа, так в итоге также недовольство привело или способствовало его сворачиванию.[19]
Со второй половины 1921 года начала постепенно оживать, замершая на долгие 5 лет, тяжелая промышленность Петрограда. С переходом партии большевиков в октябре 1922 года к «новой экономической политике» казалось, что самое страшное — голод, разруха, красный террор — наконец позади. Спустя несколько месяцев возобновили производство паровозов на «Красном путиловце», на Металлическом заводе построили первую паровую турбину, на «Электросиле» начали изготовление генераторов для Волховской ГЭС, тогда крупнейшей в Европе (ее пуск состоялся 19 декабря 1926 года). В мае 1924 года сошли с конвейера первые советские тракторы «фордзон-путиловец», получившие среди рабочих название «федор петрович».
Каким же образом заполнялся досуг рабочих в 20-е годы?
Прежде всего, большую роль в качестве центров идейно-политического просвещения и воспитания людей играли библиотеки – как центральные и районные, так и производственные (фабрично-заводские). Из обихода были изъяты книги не только оппозиционеров и эмигрантов, но и многие произведения классической русской и иностранной литературы. Вместо них рабочему предлагались новые нормы в области чтения, призванные воспитывать личность в коммунистическом духе.
Традиционными для досуга рабочих стали походы в кино. По данным проведенного опроса в Ленинграде в 1929 г. регулярно смотрели кинокартины 96 % юношей и 91 % девушек. Причем революционные фильмы предпочитало 50% опрошенных, «душещипательные» – 30 %, «трюковые» – 20 %. Рабочие считали кино наиболее притягательной формой развлечений, предпочитая походы в кинотеатры гостевому общению, клубным вечеринкам, танцам.
Одной из доминант в культурной политике был театр. Рабочие довольно редко посещали театры: например, в 1928 г. в Ленинграде рабочие составляли лишь 20% от числа посетителей театров.
Важную роль в приобщении рабочих к театральному искусству сыграл существовавший в 1925–1932 гг. Театр рабочей молодежи (ТРаМ).
Далеко не традиционной формой проведения досуга в рабочей среде оставалось посещение музеев. Стремясь упрочить связи с рабочими, идти навстречу их запросам, сотрудники музеев специально выясняли отношения посетителей к экспозициям с помощью анкетирования, проводились специальные наблюдения в залах за реакцией посетителей на те, или иные произведения. Многие музеи принимали шефство над предприятиями.
Популярными в рабочей среде были также и спортивные развлечения. «Обеденный перерыв был час, – вспоминал рабочий завода им. Энгельса А.А. Валяшкин, – …примерно за полчаса успевали все пообедать, а полчаса на какие-то или культурные мероприятия, или волейбол, между цехами соревнования». Иногда всей бригадой рабочие выезжали на природу за город. «Так интересно было. Зимой кросс в выходной день. Ездили за город всей бригадой. Очень интересно».
Стала возобновляться традиция ходить в гости. В гости отправлялись по общепринятым праздничным числам, а в 20-е годы их было немало. Выходными днями по-прежнему считались 12 религиозных праздников. (Полностью эти даты исключили из календаря к 1930 г.) С размахом стали отмечаться и новые революционные праздники: 1 мая, 7 ноября и т.д. Религиозные и революционные торжества праздновали одинаково: готовили праздничную еду, принимали гостей или посещали знакомых.
К 3-й годовщине Октября Николай Евреинов поставил на Дворцовой площади инсценировку «штурма Зимнего» с тысячами статистов, а в июле 1920 года на ступенях Биржи на Стрелке Васильевского острова состоялось красочное представление по случаю открытия в Петрограде II конгресса Коминтерна. Именно тогда город в последний раз навестил Ленин, и сразу же после его смерти Петроград получил имя вождя. Зиновьев, полноправно управлявший городом после переезда Совнаркома в Москву, даже подумывал заменить статуей Ленина ангела на Александровской колонне, и не осуществлена эта идея была только из-за технических трудностей. После 1924 года Зиновьев был объявлен главарем «новой оппозиции» и выведен из состава Политбюро. А его место в Смольном в 1926 году занял Киров.
С 1919 года в роскошном здании стиля модерн, который венчал стеклянный купол с глобусом, сооруженном в начале века для компании по производству швейных машин «Зингер», разместился Дом книги: не только книжный магазин, но и разные издательства, занимающие верхние этажи. Здесь встречались 20-летний поэт Даниил Хармс тогда никому не известный, со своими ближайшими друзьями: Николаем Олейниковым , Николаем Заболоцким. Друзья, называвшие себя «чинарями», писали стихи и прозу, новизна которых была недоступна современникам и оказалась оценена лишь спустя многие десятилетия. На жизнь молодые поэты зарабатывали гонорарами за детские стихи, которые печатал в своих журналах «Новый Робинзон», «Еж» и «Чиж» Самуил Маршак, руководивший детским отделением Государственного издательства, также помещавшегося в Доме книги.
Чичеринский дом. Для петербургских интеллигентов, не оставивших город после революции, это старинное здание было памятно Домом искусств - организацией, занимавшейся устройством быта писателей и ученых в голодные 1919-1922 годы. Здесь устраивались лекции, собрания, работали литературные студии, а некоторые литераторы - Александр Грин, Владислав Ходасевич, Аким Волынский, Осип Мандельштам, предпочли поселиться в приспособленных под жилье апартаментах банкира Степана Елисеева, последнего дореволюционного владельца этого дома.
Казалось, в те годы, когда перед каждым вставал вопрос о собственном выживании, никого не могли интересовать памятники истории и культуры. Но в 1921 году художник и искусствовед Александр Бенуа, композитор Борис Асафьев, академик Сергей Платонов, краевед Петр Столпянский, архитектор Лев Ильин и еще несколько десятков бескорыстных энтузиастов занялись систематическим обследованием и фиксацией памятников, изыскивали средства для реставрации, вели издательскую и лекционную работу. На первых порах многое удалось сделать. В доме на Мойке, 12, где умер Пушкин, а после находилось жандармское управление, начали восстановление мемориальной квартиры поэта. Спасли от неизбежного разрушения Лазаревское кладбище в Александро-Невской лавре, ставшее музейным некрополем. Еще до революции футуристы предлагали «сбросить Пушкина с корабля современности», но тогда это казалось ярким эпатажем, смелой пощечиной рутинному «общественному вкусу». Но в неразберихе революционных лет художники-авангардисты вдруг стали комиссарами, уполномоченными решать, как следует развиваться искусству. При этом многие из них были яркими художественными индивидуальностями, соперничавшими друг с другом: Казимир Малевич, Павел Филонов, Владимир Татлин, Михаил Матюшин. Коммунистические власти довольно быстро поняли, что пропаганда их идей должна вестись понятными широким массам средствами, и… отказали авангардистам в поддержке. Открытый в 1922 году в доме на Исаакиевской площади ГИНХУК (аббревиатура Государственного института художественной культуры) был закрыт через 4 года. К тому времени отошла в прошлое кампания «монументальной пропаганды» 1918—1920 годов, когда на улицах Петрограда соорудили десятка два памятников борцам за социализм. Но поскольку делали их из «временных» материалов — дерева или гипса, простояли они недолго. Некоторые же из них, созданные художниками-футуристами, пришлось убрать вскоре после открытия «по просьбам трудящихся». План «монументальной пропаганды» включал не только поспешное сооружение революционных изваяний, но и снос памятников «царям и их слугам». К счастью, это не коснулось прославленных монументов Петербурга, но ряд памятников, сооруженных во 2-й половине XIX- начале XX века, были уничтожены. На постаменте памятника Александру III на Знаменской, переименованной в площадь Восстания, вырубили глумливые вирши Демьяна Бедного, но демонтаж этой замечательной скульптуры работы Паоло Трубецкого произошел позже, в 1937-м. К этому времени был ликвидирован и Музей Города, а здание Аничкова дворца приспособили для первого в стране Дворца пионеров.
В здании Большого драматического театра на Фонтанке с 1920-го стали давать спектакли. 25 апреля 1921 года здесь слушали Александра Блока. Это был последний литературный вечер поэта. После революции Блок вместе с Максимом Горьким, Корнеем Чуковским, Николаем Гумилевым, Михаилом Лозинским разработал программу издания шедевров мировой литературы для массового читателя. Блок был председателем управления БДТ- нового театра «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Но революционный романтизм первых лет после октябрьского переворота все больше сменялся осознанием мертвящей власти нового чиновничества, тупой жестокости режима, в атмосфере которого задыхались творческие силы. Блок, вероятно, тоже задохнулся, бессильный изменить логику утверждения советского тоталитаризма.
В сентябре 1922 года от пристани на Тучковой набережной отошел по направлению к Германии пароход «Обербургомистр Хакен». На нем вместе с семьями покидали город высланные из страны по распоряжению Ленина 25 крупных ученых. Все они были хорошо известны в кругу петербургской интеллигенции: экономист П. Сорокин, философы Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, историки А. Кизеветтер, С. Карсавин.
История социалистического Ленинграда только начиналась. Убийство Кирова в 1934 году, страшные годы «ежовщины», блокада, «ленинградское дело» — все это было еще впереди.
За годы нэпа страна залечила самые страшные военные раны: была восстановлена экономика; несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик. Через процесс ликвидации безграмотности шло влияние на умонастроение людей. Начала создаваться новая советская интеллигенция, оживились традиционные формы научной работы. Корифеи культуры «Серебряного века» заняли различные позиции по отношению к большевистской власти, а власть осуществляла контроль, чтобы не просочились неугодные властям материалы. Вопреки ожесточенной антирелигиозной пропаганде, отмечали пасху, крестили детей, но молодежь все, же предпочитала гражданский брак. Пролеткульт формирует новую социалистическую культуру путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Сатира, плакаты, реклама – выходят на первый план. Началось упразднение художественного разномыслия, ограничение его рамками социалистического реализма. Новые имена для девочек и мальчиков, коммуналки и коммуны, полярные летчики и герои-полярники не связанные революцией и Сталин, еще не ставший вождем народа, но уже прибравший к рукам партийную власть – относительно спокойная обстановка в стране, которая взорвалась к осени 1927 года.
Исследовав эту тему, мы узнали о жизни города и его жителей в непростое время новой экономической политики, период, насыщенный событиями, полный контрастов и драматизма, в котором каким-то непостижимым образом шли рядом достижения и грубые ошибки, оптимизм и трагедия. Новые приметы времени в Ленинграде в 20-е годы подтвердили положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения группы явлений сопутствующих нэпу.
Либеральные историки часто указывают на то, что нэп был примером половинчатых реформ: экономические свободы без политических не дают гарантий перемен. Есть еще и другой вариант: история нэпа - пример того, как государство, декларирующее отказ от денег и массу других идеологических штампов, гибко реагирует на кризисную ситуацию и допускает отступление назад, а потом, когда нэп свою функцию выполнил, быстро и относительно безболезненно, исключительно фискальными методами все отступление отыгрывает.
Приложение 1.
«…когда объявили нэп, то буквально в течение суток витрины магазинов заполнились разнообразными товарами».
Приложение 2.
Вот как, например, выглядела Садовая улица (на фотографии - нэпман Николай Власов с супругой в автомобиле возле своего магазина на Садовой улице, 22).
Приложение 3.
В 1926 в городе проживало 1 609 816 человек. Из них:
Русские | 1386872 | 86,15 % |
Евреи | 84480 | 5,25 % |
Поляки | 34027 | 2,11 % |
Немцы | 16916 | 1,05 % |
Белорусы | 14572 | 0,91 % |
Украинцы | 10781 | 0,67 % |
Латыши | 12046 | 0,75 % |
Эстонцы | 15847 | 0,98 % |
Литовцы | 5886 | 0,37 % |
Приложение 4.
С 1922 года в СССР издавалась газета "Безбожник", вокруг которой быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник».
Приложение 5.
Ви́ктор Никола́евич Соро́ка-Роси́нский (26 (13) ноября, 1882, Новгород-Северский, Черниговская область — 1 октября 1960, Ленинград) — российский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (Республика ШКИД). В одноименной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) «Республика ШКИД» был выведен под прозвищем «Викниксор».
Приложение 6.
Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.
Приложение 7.
Дело «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» (ПБО)
Таганцев В.Н. Гумилев Н.С.
Надежда Феликсовна Таганцева (урожд. Марцинкевич).
Была расстреляна вместе с мужем
[1]Н.П. Анциферов. Про Ленинград 20-х годов. http://zabinok.livejournal.com/565494.html
[2] Приложение 1.
[3]Каким был Петроград-Ленинград во времена НЭПа http://www.online812.ru/2010/07/28/015/
[4] Непостижимый город. Л.: Лениздат; СПб; 1991.
[5]Синельникова Е.Ф. Власть и научные общества Петрограда-Ленинграда в 1920-е годы // http://www.dslib.net/istoria-otechestva/vlast-i-nauchnye-obwestva-petrograda-leningrada-v-1920-e-gody.html
[6] Курепин А.А. Наука и власть в Ленинграде. 1917-1937 гг. СПб., 2003.
[7] Энциклопедия Санкт-Петербурга. Население (обзорная статья) // http://encspb.ru/object/2804035787
[8] Приложение 2.
[9] Таблица. Приложение 3.
[10] Курляндский И. А. Сталин, власть, религия. М.: Кучково поле, 2011. С.226
[11] Приложение 4.
[12] Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах». — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 96. ISBN 978-5-94380-081-8
[13] Поспеловский Д. В. — Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995 С.158
[14] Приложение 5.
[15] Приложение 6.
[16] Просим освободить из тюремного заключения.
Сост. В.Гончаров, В.Нехотин, М.: Современный писатель, 1998, с.161-165
[17] Приложение 7.
[18] НЭП в городе трех революций // http://textb.net/85/19.html
[19] Подробнее: http://ok-inform.ru/obshchestvo/history/17035-nep-v-petrograde-leningrade.html
Сказка на ночь про Снеговика
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Марши для детей в классической музыке
Как Снегурочке раскатать тесто?
Заяц, косач, медведь и весна